ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2108/2021 от 25.05.2021 Домодедовского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2021 года г. Домодедово

Домодедовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего М.А. Курочкиной

при секретаре Т.Б. Анахатунян

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2108/2021 по исковому заявлению Домодедовской таможни о признании имущества бесхозяйным, заинтересованное лицо: ФИО1, суд

УСТАНОВИЛ:

Домодедовская таможня обратилась в суд с заявлением о признании бесхозяйным имущества, а именно:

Наименование и описание

Сведения о типе, марке, модели, калибре, серии, номере и иных идентификационных признаках указанных в акте изъятия

Кол-во единиц

Пальто женское

Т.М. Toto Fashion, модель 812

Полупальто женское

Т.М. ES" LEAD, модель 96070

CCD-камера цифровая

маркировка B4

IP-камера

Т.М. STARCAM, артикул C7816WIP

Автоматическая резательная машина

ФИО2

Набор 6-гранных ключей

Т.М. HEX KEY, артикул TF-213

Лента пластиковая для фиксации ворота сорочки при упаковке

ФИО2

Всего:

Просили обратить указанное имущество в собственность Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ Домодедовской таможней на основании статей 99, 100 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка в отношении физического лица ФИО1, по вопросам: проверки законности ввоза товаров на территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС); проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства ЕАЭС. Камеральная таможенная проверка начата на основании акта таможенного осмотра помещений и территорий от ДД.ММ.ГГГГ/А000009, а также служебной записки оперативно-розыскного отдела от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения выездной таможенной проверки в отношении ООО «ДОМОДЕДОВО КАРГО» (ИНН <***>), в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ/Р000010, в складском помещении, расположенном на территории аэропорта Домодедово стр. <адрес> обнаружены товары, перемещаемые из Читы в адрес физического лица ФИО1 по авианакладной . В соответствии со статьей 134 ТК ТС, статьей 183 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», указанные товары были арестованы, изъяты и перемещены в зону таможенного контроля таможенного поста аэропорт «Домодедово» (грузовой). В соответствии со статьей 110 ТК ТС с целью идентификации товаров Домодедовской таможней проведен таможенный досмотр после выпуска товаров, результаты которого отражены в акте /А000016 от ДД.ММ.ГГГГ. Документов подтверждающих помещение товаров под какую-либо таможенную процедуру при перемещении через таможенную границу ТС не представлено. В связи с этим в ходе сопоставления результатов таможенного досмотра и имеющихся документов, Домодедовской таможней получены достаточные данные, указывающие на отсутствие факта таможенного декларирования товаров. В рамках проводимой проверки, место и время прохождения таможенного контроля товаров также не установлено. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС такое перемещение товаров через таможенную границу ТС является незаконным. Незаконное перемещение, влечет за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лица, приобретшего эти товары на таможенной территории ТС. Таможенный контроль проводился должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС (подпункт 1 пункта 2 статьи 95 ТК ТС). В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе и документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров. Таким образом, в ходе проведения камеральной таможенной проверки ФИО1 документально не подтверждена законность ввоза товаров на территорию ЕАЭС по авианакладной . В ходе проведения таможенного досмотра товаров выявлено, что товары не промаркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. ФИО1 не представил документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии), либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии, в отношении коммерческой партии, поступившей в его адрес по авианакладной . Таким образом, ФИО1 является лицом, участвующим в обороте товаров незаконно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, товары приобретены в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, продукция не прошла процедуры оценки (подтверждения) соответствия в установленных технических регламентах Таможенного союза, тем самым подтверждается факт ввоза товаров с нарушением установленного порядка декларирования. Исходя из вышеизложенного, если обнаруженные товары не соответствует обязательным требованиям технического регулирования в Таможенном союзе и запреты и ограничения не соблюдены, то такой товар не может быть выпущен по упрощенной форме декларирования. В связи с отсутствием упрощенного порядка таможенного оформления таких товаров лицо, являющееся собственником товаров, вправе произвести таможенное декларирование в общем порядке с подачей декларации на товары, уплатой таможенных пошлин, налогов и соблюдением установленных запретов и ограничений. Владелец груза до настоящего времени не принял мер по оформлению и получению своего имущества. Таким образом, имеются основания полагать, что непринятие мер по таможенному оформлению товаров, свидетельствуют об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения имуществом и, следовательно, является отказам от права собственности на имущество. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

Представитель Домодедовской таможни, извещенный о дне слушания дела, в судебное заседание не явился.

Заинтересованное лицо – ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался по адресу, указанному в заявлении.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

С ДД.ММ.ГГГГ Домодедовской таможней на основании статей 99, 100 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка в отношении физического лица ФИО1, по вопросам: проверки законности ввоза товаров на территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС); проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства ЕАЭС.

Камеральная таможенная проверка начата на основании акта таможенного осмотра помещений и территорий от ДД.ММ.ГГГГ/А000009, а также служебной записки оперативно-розыскного отдела от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения выездной таможенной проверки в отношении ООО «ДОМОДЕДОВО КАРГО» (ИНН <***>), в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ/Р000010, в складском помещении, расположенном на территории аэропорта Домодедово стр. <адрес> обнаружены товары, перемещаемые из Читы в адрес физического лица ФИО1 по авианакладной .

В соответствии со статьей 134 ТК ТС, статьей 183 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», указанные товары были арестованы, изъяты и перемещены в зону таможенного контроля таможенного поста аэропорт «Домодедово» (грузовой).

В соответствии со статьей 110 ТК ТС с целью идентификации товаров Домодедовской таможней проведен таможенный досмотр после выпуска товаров, результаты которого отражены в акте /А000016 от ДД.ММ.ГГГГ.

Документов подтверждающих помещение товаров под какую-либо таможенную процедуру при перемещении через таможенную границу ТС не представлено. В связи с этим в ходе сопоставления результатов таможенного досмотра и имеющихся документов, Домодедовской таможней получены достаточные данные, указывающие на отсутствие факта таможенного декларирования товаров. В рамках проводимой проверки, место и время прохождения таможенного контроля товаров также не установлено. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС такое перемещение товаров через таможенную границу ТС является незаконным. Незаконное перемещение, влечет за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лица, приобретшего эти товары на таможенной территории ТС.

Таможенный контроль проводился должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС (подпункт 1 пункта 2 статьи 95 ТК ТС). В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе и документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.

Согласно пункту 1 статьи 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. При этом товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем в случае их помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта и иных случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 96 ТК ТС. Таким образом, положения статьи 99 ТК ТС применяются при наличии подтвержденной информации о факте утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

В соответствии со статьей 100 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

При обнаружении таможенным органом товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, лицо ожидают следующие последствия:

- реализовать свое право на уплату таможенных платежей и декларирование товара;

- таможенные органы осуществят изъятие товара, если лицо не уплатит таможенные платежи и не задекларирует товар.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Федерального закона при обнаружении в рамках таможенного контроля таможенными органами товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, либо товаров, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

В соответствии с частью 5 статьи 168 Федерального закона лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе уплатить таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 81 ТК ТС, статьей 119 Федерального закона, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить декларирование товаров в соответствии со статьей 217 Федерального закона.

Частью 1 статьи 81 ТК ТС предусмотрено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на территорию Таможенного союза. Также согласно пункту 2 статьи 81 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза – также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

При этом лица, приобретшие на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Таможенного союза, вправе уплатить таможенные платежи, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и выполнить иные требования и условия таможенных операций с товарами в упрощенном порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Товары возвращаются лицу, уплатившему таможенные платежи либо обеспечившему их уплату, а также представившему документы, подтверждающие соблюдение ограничений. В случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций взыскание таможенных пошлин, налогов будет осуществляться за счет данных товаров.

Таможенное законодательство допускает устранение допущенного нарушения в отношении спорного товара путем таможенного декларирования этого товара (часть 2 статьи 100 ТК ТС).

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 217 Федерального закона таможенному декларированию подлежат товары в случаях обнаружения незаконно ввезенных товаров у их покупателя в соответствии с частью 5 статьи 168 Федерального закона. Подача декларации на товары, незаконно ввезенные в Российскую Федерацию, должна сопровождаться представлением:

1) документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары;

2) имеющихся у владельца коммерческих и иных документов, позволяющих идентифицировать незаконно ввезенные товары и отнести их к десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС;

3) разрешений, сертификатов и иных документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений;

4) документов, подтверждающих уплату таможенных платежей;

5) документов, подтверждающих сведения о таможенной стоимости товаров.

Таким образом, в ходе проведения камеральной таможенной проверки

ФИО1 документально не подтверждена законность ввоза товаров на территорию ЕАЭС по авианакладной .

Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС:

1) путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены таможенным законодательством ЕАЭС;

2) путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

Согласно статье 27 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ

(ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) продукция, подлежащая обязательной сертификации, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном указанным Законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном Законом о техническом регулировании, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец) на основании сертификата или декларации о соответствии, зарегистрированной в органе по сертификации.

Детальный порядок проведения сертификации установлен Постановлением Госстандарта РФ от 06.02.2001 № 13 «Об утверждении Правил сертификации продукции текстильной и легкой промышленности», Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 319 (ред. от 09.04.2013, с изм. от 26.09.2017) «О техническом регулировании в таможенном союзе», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании».

Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза.

В силу Положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 15.07.2011 № 711, единый знак обращения «ЕАС» свидетельствует о том, что, продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза.

Товары, не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов ЕАЭС, не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

В ходе проведения таможенного досмотра товаров выявлено, что товары не промаркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

ФИО1 не представил документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии), либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии, в отношении коммерческой партии, поступившей в его адрес по авианакладной .

Таким образом, ФИО1 является лицом, участвующим в обороте товаров незаконно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, товары приобретены в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, продукция не прошла процедуры оценки (подтверждения) соответствия в установленных технических регламентах Таможенного союза, тем самым подтверждается факт ввоза товаров с нарушением установленного порядка декларирования.

Исходя из вышеизложенного, если обнаруженные товары не соответствует обязательным требованиям технического регулирования в Таможенном союзе и запреты и ограничения не соблюдены, то такой товар не может быть выпущен по упрощенной форме декларирования.

В связи с отсутствием упрощенного порядка таможенного оформления таких товаров лицо, являющееся собственником товаров, вправе произвести таможенное декларирование в общем порядке с подачей декларации на товары, уплатой таможенных пошлин, налогов и соблюдением установленных запретов и ограничений.

Владелец груза до настоящего времени не принял мер по оформлению и получению своего имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 1 статьи 236 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на имущество.

Таким образом, имеются основания полагать, что непринятие мер по таможенному оформлению товаров, свидетельствуют об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения имуществом и, следовательно, является отказам от права собственности на имущество.

Пунктом 1 статьи 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению не возможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Согласно пункту 2 статьи 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом, следовательно, вышеуказанный товар являются движимым имуществом.

Порядок обращения движимых вещей, брошенных собственником или иным образом оставленных им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), предусмотрен пунктом 2 статьи 226 ГК РФ, согласно которому брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заявление о признании движимой вещи, изъятый федеральным органом исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд по месту нахождения вещи.

Согласно подпункту 10 в) пункта 1 статьи 259 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», таможенные органы, для выполнения возложенных на них функций, обладают правом предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления о признании имущества бесхозяйным.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Домодедовской таможни удовлетворить.

Признать бесхозяйным и обратить в собственность Российской Федерации движимое имущество, а именно:

Наименование и описание

Сведения о типе, марке, модели, калибре, серии, номере и иных идентификационных признаках указанных в акте изъятия

Кол-во единиц

Пальто женское

Т.М. Toto Fashion, модель 812

Полупальто женское

Т.М. ES" LEAD, модель 96070

CCD-камера цифровая

маркировка B4

IP-камера

Т.М. STARCAM, артикул C7816WIP

Автоматическая резательная машина

ФИО2

Набор 6-гранных ключей

Т.М. HEX KEY, артикул TF-213

Лента пластиковая для фиксации ворота сорочки при упаковке

ФИО2

Всего:

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.

Председательствующий судья М.А. Курочкина