РЕШЕНИЕ
По делу № 2-2109/13
Именем Российской Федерации
18 октября 2013г.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
при секретаре Эсауловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.Тамбова, Администрации Тамбовской области, ООО «УЖК» о признании решений о невключении *** в Список домов, подлежащих капитальному ремонту в 2011-2012г.г. незаконными, включении указанного дома в Список домов, подлежащих капитальному ремонту в 2013г., обязании провести капитальный ремонт названного дома,
УСТАНОВИЛ:
Житель и сособственник *** ФИО1 обратился с иском к Администрации г.Тамбова о признании решений о невключении указанного дома в Список домов, подлежащих капитальному ремонту в 2011-2012г.г. незаконными, включении указанного дома в Список домов, подлежащих капитальному ремонту в 2013г., обязании провести капитальный ремонт названного дома.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчиков были привлечены Администрация Тамбовской области и управляющая компания названного дома - ООО «УЖК».
В обоснование иска ФИО1 указал, что в 2011 и 2012 годах многоквартирный *** не включался в список домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках Федерального закона № 185 - ФЗ от 21 июля 2007 г. Причиной отказа со стороны Администрации г. Тамбова стал недобор нужного количества баллов домом при конкурсном отборе. Нужное количество баллов Администрация г.Тамбова обосновывала постановлением Администрации Тамбовской области № 219 от 09.03.2011г., где изложены условия проведения конкурса и таблица подсчета баллов.
Согласно этой таблице указанный дом, как ветхий (более 60 лет не ремонтировался), набирал достаточное количество баллов, чтобы получить право на бюджетную помощь от Фонда содействия реформированию ЖКХ согласно названного Федерального закона, то есть быть включенным в Список домов, подлежащих капитальному ремонту.
Однако Администрация города определила проходной балл как 54,36, увеличив фактическое софинансирование ремонта собственниками помещений домов до 34,12%.
Таким образом, ответчик управляя бюджетными денежными средствами от Фонда содействия реформированию ЖКХ, совместно с управляющими компаниями под прикрытием постановления №219 от 09.03.2011г. Администрации Тамбовской области, фактически отбирал те дома, которых «уговорили» оплатить капитальный ремонт не на 5% как того требует Федеральный закон, а на 25%, 30% и даже 50% его сметной стоимости.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ № 2353-0 от 24.12.12 года пункт 2 части 6 статьи 20 Федерального закона закрепляет в качестве одного из условий предоставления бюджетных средств на капитальный ремонт МКД необходимость незначительного софинансирнования данного ремонта за счет средств собственников помещений. А часть 5 статьи 15 этого закона устанавливает обязательность целевого использования этих незначительных средств и их пределы. А именно «в пределах 5%» то есть в пределах минимального объема, указанного в пункте 2 части 6 статьи 20 Федерального закона. Поэтому 50% софинансирование, определяемое ответчиком не есть «незначительное софинансирование», а плата за приобретение права на бюджетную помощь от Фонда.
Истец, как сособственник дома, неоднократно совместно с другими собственниками подавал заявки на участие в региональной адресной программе капитального ремонта в рамках Федерального закона №185-ФЗ от 21 июля 2007 года. Все условия, предусмотренные законом, в каждой заявке неукоснительно выполнялись. Каждый раз истцу было отказано в субсидии или включении его многоквартирного дома в список домов, подлежащих капитальному ремонту ввиду незначительного (5%) софинансирования со стороны собственников помещений стоимости капитального ремонта.
Истец считал действия ответчиков незаконными, нарушающими пункт 2 часть 2, часть 5 статьи 15; пункты 2 и 3 части 6 статьи 20 и другие Федерального закона № 185-Ф от 21 июля 2007 года.
Истец просил признать недействительными решения Администрации г.Тамбова об отказе в предоставлении финансовой поддержки от Фонда содействия ЖКХ для его многоквартирного дома в 2010-2012г.г. Просил также признать незаконными действия ООО «УЖК», исключившим его многоквартирный дом безо всякого уведомления и предупреждения из перечня домов для включения в областную программу на 2013 год.
Истец просил обязать Администрацию города Тамбова совместно с ООО «УЖК» провести ремонт его многоквартирного дома, в качестве компенсации имущественного, материального и морального вреда в объеме, утвержденном протоколом общего собрания от 28 апреля 2011 года в 2013 году.
В судебном заседании истец поддержал свои требования по основаниям, указанным в иске.
Третье лицо ФИО3 поддержала исковые требования и пояснила, что жильцы многоквартирного дома, в основном, являются пенсионерами и им трудно нести расходы по капремонту дома, который находится в ужасном состоянии.
Остальные сособственники многоквартирного ***, привлеченные судом в качестве третьих лиц по делу, извещенные надлежаще, не явились в судебное заседание.
Представитель Администрации г.Тамбова ФИО4 иск не признала и пояснила, что
отбор многоквартирных домов для включения в городскую адресную программу капитального ремонта в рамках Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» производится комиссией по критериям оценки, утвержденным постановлением Администрации Тамбовской области от 09.03.2011 № 219 «О внесении изменений в Положение об условиях включения многоквартирных домов в областные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тамбовской области на 2010-2011 годы». На основании вышеназванного постановления Администрацией Тамбовской области утверждено Положение об условиях включения многоквартирных домов в областные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тамбовской области на 2011-2013 годы.
Многоквартирные дома, включаемые в Программы, формируются из числа многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту и включенных в утвержденные органами местного самоуправления Тамбовской области муниципальные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, на основе заявок муниципальных образований Тамбовской области, претендующих на получение средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
На основе поступивших заявок на включение дома в Программу и предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта осуществляется отбор многоквартирных домов. При отборе многоквартирных домов в Программу используется принцип конкуренции заявок по сумме баллов.
Условия включения многоквартирного дома в Программу установлены в пункте 2 Положения «Об условиях включения многоквартирных домов в областные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тамбовской области на 2011-2013 годы». В пункте 3 установлены критерии оценки Заявок для включения многоквартирных домов в Муниципальную программу. Максимальное количество баллов, присваивается Заявке по каждому критерию, представленному в таблице.
На проведение капитального ремонта на 2011 год выделено денежных средств из фонда - 60,0 млн. руб.; областного бюджета-18.2 млн. руб.; городского бюджета -4,3 млн. руб. Всего 82,5 миллиона рублей. Управляющими компаниями и Товариществами собственников жилья поданы заявки на участие в отборе на проведение капитального ремонта в 2011 году от 586 многоквартирных домов. Ориентировочная сумма затрат 6210,0 млн. руб.
*** находится в управлении управляющей компании ООО «Управляющая жилищная компания». По техническому критерию продолжительности эксплуатации многоквартирного дома после ввода в эксплуатацию или последнего комплексного капитального ремонта *** набрал 5 баллов, поскольку данному дому после ввода в эксплуатацию исполнилось 63 года. Комплексный капитальный ремонт в доме никогда не проводился. Продолжительность эксплуатации отдельных объектов (элементов) общего имущества в многоквартирных домах, для которых планируется капитальный ремонт у данного дома: кровля: 8 баллов (более 60 лет); фасад - 8; ХВС-8; канализация-6; ГВС-8; отопление-8; энергетика-8; подвал-8; продолжительность эксплуатации планируемых к ремонту объектов-7,75; качественное улучшение технических характеристик - внедрение ресурсосберегающих технологий -3; участие в программе - не участвовали-5; уровень самоорганизации собственников - более 1 года-5; уровень поддержки собственниками решения о проведении капитального ремонта -80 и т.д. Итого количество баллов по дому 30,75, тогда как проходной балл для включения многоквартирных домов в городскую адресную программу капитального ремонта составил 41,17.
Из общего количества домов, включенных в общий перечень многоквартирных домов на участие в отборе, набрали наибольшее количество баллов 44 многоквартирных дома (от 41,17 до 54,36 баллов). ***, соответственно, в Программу не вошел.
Представитель Администрации г.Тамбова полагала, что ответчик действовал в рамках существующих правовых норм и просила в иске отказать.
Представитель Администрации Тамбовской области ФИО5 иск не признала и пояснила, что истец фактически утверждает, что Федеральный закон о Фонде реформирования ЖКХ устанавливает предельный размер средств собственников помещений, направляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома, и полагает неверным включение в программу капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома в размере, большем чем 5 %. Между тем, Федеральный закон о Фонде не устанавливает норм, согласно которым ограничивается объем средств собственников помещений, направляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
Федеральным законом о Фонде установлен лишь нижний (минимальный) предел объема средств, направляемых собственниками на проведение капитального ремонта многоквартирного дома. Так, в соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона о Фонде товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта направляют в орган местного самоуправления решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пятнадцать процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Тем самым, федеральный законодатель оставляет открытым вопрос об объеме (размере) средств, направляемых товариществами собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме, устанавливая лишь, что такой объем средств не может быть менее пятнадцати процентов (ранее пяти) общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в Федеральный закон о Фонде внесены изменения - минимальный размер софинансирования в размере 5 % был изменен на 15%, тем самым законодателем увеличен минимальный размер софинансирования.
До внесения данного изменения решением Тамбовского областного суда от 2 ноября 2011 г. ФИО1 было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановления Администрации Тамбовской области от 9 марта 2011 г. № 219 «О внесении изменений в Положение об условиях включения многоквартирных домов в областные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тамбовской области на 2010 - 2012 годы, утвержденное постановлением Администрации области от 18.02.2010 № 171».
Заявитель оспаривал формулу «1+0,5хп», по которой рассчитывается доля внебюджетного финансирования в общей стоимости капитального ремонта - доля финансирования расходов собственниками помещений в многоквартирных домах, то есть финансовый критерий, используемый для включения многоквартирного дома в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. решение Тамбовского областного суда от 2 ноября 2011 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба СИ. ФИО1 - без удовлетворения.
Представитель Администрации Тамбовской области также полагала таковую ненадлежащим ответчиком по делу, просила в иске отказать.
Представитель ООО «УЖК» ФИО6 иск не признала, поддержав позицию представителей Администрации г.Тамбова и Администрации Тамбовской области. Она пояснила, что управляющая компания ООО «УЖК» только собирает заявки от многоквартирных домов на участие в программе капремонта со средствами Фонда ЖКХ и проводит оценку критериев дома по бальной системе на основании алгоритма оценки, определенного в постановлении Администрации Тамбовской области от 9 марта 2011 г. № 219. Объем капремонта и процент софинансирования определяют жители дома в протоколах общего собрания. Дом истца был оценен в соответствие с указанным постановлением и не прошел по конкурсу домов ввиду низкого процента софинансирования, предложенного сособственниками дома.
Допрошенная судом в качестве свидетеля ФИО2 – инженер ООО «УЖК» пояснила, что в силу своих должностных обязанностей осуществляет оценку многоквартирных домов, подавших заявку на участие в программе капитального ремонта, по бальной системе, установленной в постановлении Администрации Тамбовской области от 9 марта 2011 г. № 219. Дом истца был оценен совершенно объективно, но набрал низкий балл, поскольку сособственники дома предложили только 5 % софинансирование стоимости капитального ремонта.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствие со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст.158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В целях создания эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий законодателем был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с изменениями и дополнениями). Данный закон установил правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки. Этот же закон определил компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, а также урегулировал отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При наличии определенных в главе 5 названного закона условий означенный Фонд предоставляет финансовую поддержку, в том числе, при проведении капитального ремонта многоквартирных домов.
Так, статьей 14 Федерального закона № 185-ФЗ установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, в частности, пунктом 10 части 1 указанной статьи предусмотрено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 15 Федеральный закон № 185-ФЗ орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе.
В силу статьи 15 Федеральный закон № 185-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать условия включения многоквартирных домовв региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов исходя из лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленного для субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение требований названного закона постановлением Администрации Тамбовской области от 18 февраля 2010 № 171 утверждено Положение об условиях включения многоквартирных домов в областные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тамбовской области на 2010 - 2011 годы, которое вступило в законную силу.
9 марта 2011 года Администрацией Тамбовской области принято постановление № 219 «О внесении изменений в Положение об условиях включения многоквартирных домов в областные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тамбовской области на 2010 - 2011 годы, утвержденное постановлением Администрации области от 18.02.2010 № 171» (далее - Постановление № 219), которое подписано главой администрации Тамбовской области и опубликовано в газете "Тамбовская жизнь" 12 марта 2011 года.
Названные постановления приняты в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ Федеральным законом № 185-ФЗ.
Решением Тамбовского областного суда от 02.11.2011г. ФИО1 отказано в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Администрации Тамбовской области от 09.03.2011г. № 219 в части установления формулы «1+0,5 х п» в пункте 3.1. «Доля внебюджетного финансирования в общей стоимости капитального ремонта - доля финансирования расходов собственниками помещений в многоквартирных домах» Таблицы по присвоению Заявке максимального количества баллов по критериям. Данное решение вступило в законную силу.
В соответствие со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные названным судебным актом, обязательны для суда и не нуждаются в повторном доказывании.
Означенным решением Тамбовского областного суда установлено, что по смыслу пункта 2 части 6 статьи 20 Федерального закона 185-ФЗ установленный размер софинансирования сособственниками многоквартирного дома капитального ремонта дома может быть ими увеличен, но не может быть менее названных законом 5% (в редакции на день вынесения решения).
То есть, Федеральным законом 185-ФЗ установлен минимальный предел объема средств, направляемых собственниками жилья на проведение капитального ремонта многоквартирного дома. При этом законодатель не ограничил размер средств, направляемых товариществами собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в Федеральный закон о Фонде внесены изменения. Минимальный размер софинансирования собственниками жилья был изменен на 15%.
Судом установлено, что многоквартирный *** в 2010-2013г.г. не включался в список домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках Федерального закона № 185 - ФЗ ввиду недобора нужного количества баллов домом при конкурсном отборе.
Согласно протоколов общих собраний сособственников данного дома от 12.08.2009г., 17.03.2010г., 28.04.2011г. жильцы определили процент своего участия в финансировании капитального ремонта дома не выше 5%, т.е. минимум, определенный законом.
Судом установлено, что отбор многоквартирных домов для включения в городскую адресную программу капитального ремонта в рамках Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ производился по критериям оценки, утвержденным постановлением Администрации Тамбовской области от 09.03.2011 № 219 (с изменениями и дополнениями), законность которого проверялась судебной инстанцией, о чем было указано выше.
При отборе многоквартирных домов в Программу используется принцип конкуренции заявок по сумме баллов. Условия включения многоквартирного дома в Программу установлены в пункте 2 Положения «Об условиях включения многоквартирных домов в областные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тамбовской области на 2011-2013 годы».
Дом истца по бальной системе был оценен объективно с учетом технических характеристик дома и времени его эксплуатации, что подтвердила суду свидетель, а также подтверждается материалами дела. Данное обстоятельство не опровергнуто истцом в судебном заседании.
Дом набрал 30,75 баллов за счет низкого процента небюджетного финансирования (в среднем 789 рублей с каждой квартиры – 5% от стоимости ремонта в 600000 рублей) и финансовой дисциплины собственников.
Проходной балл для включения многоквартирных домов в городскую адресную программу капитального ремонта составил 41,17.
Нарушений закона со стороны ответчиков судом не установлено, а, значит, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований. Доказательств причинения ущерба истцу со стороны ответчиков ФИО1 не предоставлено.
Доводы истца о том, что финансирование жильцами капремонта не должно превышать 5 % от его стоимости уже были предметом исследования судебных инстанций и получили правовую оценку, о чем было указано выше.
Доводы истца и третьего лица о том, что жильцам дома трудно нести бремя капитального ремонта представляются суду абсолютно субъективными и противоречащими ст.210 ГК РФ и ст.158 ЖК РФ. Государственная помощь не снимает с собственника жилого помещения обязанность по его содержанию и ремонту, тем более, что собственники многоквартирных домов находятся в равных условиях применительно к Федеральному закону № 185 – ФЗ.
Ссылка истца на Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2012г. по его жалобе (л.д.33 том 1) представляется суду безосновательной. Названным Определением заявителю отказано в принятии к рассмотрению жалобы о проверке конституционности положений Закона № 185-ФЗ от 21.07.2007г.
В означенном Определении Конституционный Суд РФ указал, что положения оспариваемого закона не нарушают конституционные права граждан и призваны оказать содействие собственникам помещений в многоквартирном доме в проведении капитального ремонта посредством предоставления мер финансовой поддержки.
Иное прочтение истцом названного Определения суд относит к его субъективному взгляду на настоящий спор.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Тамбова, Администрации Тамбовской области, ООО «УЖК» о признании решений о невключении *** в Список домов, подлежащих капитальному ремонту в 2011-2012г.г. незаконными, включении указанного дома в Список домов, подлежащих капитальному ремонту в 2013г., обязании провести капитальный ремонт названного дома отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ***г.
Судья:Изгарёва И.В.
ВЕРНО: судья