ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2109/18 от 29.11.2018 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2 – 2109/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2018 года город Тверь

Московский районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Коровиной Е.В.

при секретаре Куликовой Ю.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общество с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» к Смирновым Н.Ф., Д.А., обществу с ограниченной ответственности «УК ЖЭУ-18» о возмещении затрат на установку общедомового прибора учета, взыскании процентов за предоставление рассрочки оплаты, а также по встречному исковому заявлению Смирновой Н.Ф. к обществу с ограниченной ответственности «Тверская генерация» о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в доме <адрес>, обязании его демонтировать,

у с т а н о в и л :

ООО «Тверская генерация обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Московского района г. Твери с иском к Смирновым Н.Ф., Д.А. о взыскании суммы задолженности по возмещению затрат на установку общедомового прибора учета, процентов за предоставление рассрочки, сославшись на следующие обстоятельства.

ООО «Тверская генерация» осуществляет поставку тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и отопления по адресу: <адрес>. Протоколом общего собрания домовладельцев по адресу: <адрес> выбрано ООО «УК ЖЭУ-18» как способ управления многоквартирным домом.

Федеральньпи законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее - Закон об энергосбережении) ст. 13 п. 12 установлена обязанность собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (МКД) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета (ОДПУ) холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа. Если собственники помещений жилых домов не воспользовались правом самостоятельной устанорки прибора учета тепловой энергии то, следовательно, согласно Закону об энергосбережении такая обязанность возникает у ресурсоснабжающей организации ООО «Тверская генерация».

В управляющую компанию, как организацию, представляющую интересы собственников и ответственную за содержание общедомового имущества, были направлены письма о намерении ООО «Тверская генерация» установить общедомовые приборы учета.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» утверждены новые Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах. В соответствии с абзацем вторым пункта 38(1) Правил счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учёта. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты установки ОДПУ расходы ресурсоснабжающей организации на установку этого прибора учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Это право разъясняется в каждой квитанции по возмещению затрат за установку ОДПУ. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления. С 01.01.2016 г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.

28.04.2016 г. был подписан акт допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных на вводе в дом по адресу: <адрес>. Также была передана вся документация на оборудование по установке ОДПУ, акт о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета, копии паспортов на прибор. Общая стоимость узла учета тепловой энергии в указанном доме, согласно сметной документации, составляет 571 268, 93 руб., в том числе: разработка проектной документации на оборудование узла учета – 50 000 рублей; стоимость составления сметной документации – 4 992,93 рублей; стоимость оборудования (16 приборов) – 119 829,00 рублей; стоимость монтажных и сантехнических работ – 309 568,00 рублей; стоимость пуско-наладочных работ - 86 879,00 рублей.

С мая 2016 г. гражданам - собственникам помещений в указанном выше многоквартирном доме выставляются квитанции на оплату затрат ООО «Тверская генерация» по установке ОДПУ. Оплата затрат по установке ОДПУ за период с 01.05.2016 г. по 30.04.2018 г. Ответчиком произведена не в полном объеме, в результате чего образовалась задолженность в сумме 13 306,68 рублей. На основании статьи 395 ГК РФ на сумму неправомерно удерживаемых средств Ответчику начислены проценты за предоставление рассрочки за период с 01.06.2016 г. по 30.04.2018 г. в сумме 3228,82 рублей. Задолженность и проценты в указанном размере истец просил взыскать с ответчика в свою пользу.

Протокольным определением от 29.08.2018 года мировой судья принял к своему производству заявление истца об изменении исковых требований, в котором истец уточнил основание иска по требованию о взыскании с ответчика процентов, указав, что данное требование предъявлено в соответствии с п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

К участию в деле мировым судьей было привлечено ООО «УК ЖЭУ-18», первоначально, определением от 15.08.2018 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; впоследствии, протокольным определением от 29.08.2018 года на основании ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика. Кроме того, в этом же судебном заседании, 29.08.2018 года, на основании ст. 47 ГПК РФ для дачи заключения по делу привлечено Главное управление ГЖИ Тверской области.

Ответчиком Смирновой Н.Ф. предъявлен встречный иск к ООО «Тверская генерация» о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учета тепловой энергии, устранении нарушений путем демонтажа общедомового прибора учета.

Встречные требования мотивированы тем, что с целью установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОДПУ, 07.09.2015 г. комиссией проведено обследование и установлено, что установка прибора учета невозможна без реконструкции и капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, ОДПУ относится к общему имуществу в многоквартирном доме и принадлежит собственникам на праве общей долевой собственности. В соответствии со ст. 44 ЖК РФ принятие решения об установке ОДПУ относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений. Собрания собственников помещений по вопросу установки ОДПУ не проводилось, смета на проведение работ, стоимость оборудования и подрядная организация не рассматривались и не утверждались, с заявлением об установке ОДПУ в ООО «Тверская генерация» никто из собственников не обращался. Стоимость проведенных работ и установленного ООО «Тверская генерация» оборудования многократно превышает среднерыночную стоимость на подобные услуги и оборудование. Тем не менее, в отсутствие технической возможности, решения и заявления собственников об установке ОДПУ, ООО «Тверская генерация» по собственной инициативе установила прибор учета и требует возместить расходы на его установку.

Встречный иск принят протокольным определением мирового судьи от 13.09.2018 г. к производству в рамках заявленного ООО «Тверская генерация» иска, по результатам судебного заседания вынесено определение о передаче дела на рассмотрение по подсудности в Московский районный суд г. Твери.

В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) по доверенности Нефёдова Т.Н. подала заявление об уменьшении истцом исковых требований, просила взыскать с ответчика в пользу ООО «Тверская генерация» задолженность по возмещению затрат на установку ОДПУ за период с 01.05.2016 г. по 30.04.2018 г. в сумме 9 260,16 рублей, а также проценты за предоставление рассрочки, начисленные за период с 01.06.2016 г. по 30.04.2018 г. в сумме 4 046,52 рублей. Встречный иск не признала. В обоснование своей позиции по делу поддержала те доводы, которые были приведены в первоначальном исковом заявлении, а также в письменных пояснениях, полагала, что поскольку собственники помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> не провели общего собрания по вопросу установки ОДПУ, у ООО «Тверская генерация» в силу закона возникла обязанность его установки. В целях исполнения действующего законодательства, 31.12.2015 г. между ООО «Тверская генерация» и ООО «ТЭК» был заключен договор подряда на выполнение комплекса работ по установке узлов учета тепловой энергии у потребителей Заказчика. В комплекс работ включены проектные работы, поставка оборудования и расходных материалов, монтаж оборудования и пусконаладочные работы. Договором подрядчику предоставлено право привлекать к выполнению работ других лиц (субподрядчиков). 30.04.2016 г. между ООО «Тверская генерация» и ООО «ТЭК» был подписан акт приемки-сдачи выполненных работ по установке узлов учета тепловой энергии по адресу: <адрес>. Стоимость работ составила 571 268,93 руб. и включает в себя: разработка проектной документации на оборудование узла учета – 50 000 рублей; составление сметной документации – 4 992, 93 рублей; стоимость оборудования – 119 829,00 рублей; монтажные и сантехнические работы, дополнительное оборудование и расходные материалы – 309 568,00 рублей; пуско-наладочные работы – 86 879,00 рублей. 28.04.2016 г. был подписан акт допуска в эксплуатацию ОДПУ по указанному выше адресу. Поскольку сведений о намерении собственников оплачивать такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки не имелось, с мая 2016 г. ООО «Тверская генерация» собственникам помещений в многоквартирном доме выставляет квитанции на оплату затрат на установку ОДПУ, из расчета использованного права на рассрочку платежей на пять лет, тк не имелось сведений. После получения счетов на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, собственники жилых помещений в ООО «Тверская генерация» с выражением несогласия с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и(или) отнесенной на них долей расходов не обращались. Надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих невозможность установки ОДПУ в <адрес>, в судебные заседания собственниками жилых помещений не представлено. Согласно имеющегося в деле акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета от 07.09.2015 г., представителем ООО «Гермес» (субподрядчика) Тарымовым М.А. установлена возможность установки приборов учета ГВС и отопления без ограничения.

Заявление об уменьшении истцом исковых требований принято к производству протокольным определением суда.

Ответчик (истец по встречному иску) Смирнова Н.Ф. предъявленный к ней ООО «Тверская генерация» иск не признала, поддержала предъявленный встречный иск, сославшись на приведенные во встречном исковом заявлении доводы и основания. Пояснила, что собственники многоквартирного дома не принимали на общем собрании решения об установке ОДПУ и данный вопрос на общее собрание не выносился до проведения в доме капитального ремонта. Полагала, что в отсутствии решения собрания собственников многоквартирного дома, ООО «Тверская генерация» не имело законного права устанавливать ОДПУ. Прежде чем устанавливать ОДПУ, ООО «Тверская генерация» обязано было проверить техническую возможность установки прибора учета, принять во внимание акт осмотра общедомовых сетей и договор управления многоквартирным домом, согласно которым установка такого прибора может быть проведена только после проведения капитального ремонта. Решение о проведении капитального ремонта не принималось, дом включен городскими властями в план, сети в доме изношены в силу возраста. Кроме того, ООО «Тверская генерация» установило прибор учета по завышенным ценам, не имеет право требовать как всю стоимость оплаты установки прибора учета, так и оплаты сверх необходимых расходов по такой установке, а также уплаты процентов за рассрочку. В связи с чем, просила удовлетворить предъявленный встречный иск и отказать ООО «Тверская генерация» в иске.

Представитель ООО «УК ЖЭУ-18» по доверенности Колоскова О.В. предъявленный ООО «Тверская генерация» иск к Смирновым Н.Ф., Д.А. поддержала, полагала при этом, что управляющая компания не является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку обязанность по возмещению затрат на установку ОДПУ законом возложена на собственников помещений в многоквартирном доме соразмерно долям в общей собственности. Встречный иск не признала. Пояснила, что Общество с 01.07.2010 года исполняет обязанности по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>. Данный дом не имеет существенных недостатков и не является аварийным. Поставка тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и отопления в данном жилом доме производится ООО «Тверская генерация» на основании заключенного управляющей компанией договора от 01.07.2014 года. Во исполнение Федерального закона № 261-ФЗ, управляющая компания неоднократно уведомляла, информировала и проводила разъяснительную работу среди председателей МКД и жителей домов, находящихся в управлении общества о необходимости включения в повестку дня общего собрания собственников помещений МКД вопроса по установке ОДПУ в МКД и принятия решения по вопросу оснащения МКД приборами учета коммунальных ресурсов и предупреждала о возможным последствиях в случае совершения таких действий ресурсоснабжающей организацией. Оснащение указанного дома ОДПУ используемых энергетических ресурсов собственниками помещений обеспечены не были, решение по установке ОДПУ в управляющую компанию представлено не было. В связи с чем, ООО «Тверская генерация» совершила действия по установке прибора учета, предназначенного для расчетов за тепловую энергию, услуги по передаче, которой оказываются указанной ресурсоснабжающей организацией. Собственники помещений многоквартирного дома обязаны были обеспечить допуск привлеченных к установке приора ООО «Тверская генерация» третьих лиц. Стоимость установки прибора учета тепловой энергии определена комплексом технических мероприятий и стоимостью самого оборудования. Действия ООО «Тверская генерация» по установке приборов учета тепловой энергии являются правомерными, равно как и действия управляющей компании в обеспечении доступа к местам установки приборов учета для совершения ресурсоснабжающей организацией (или подрядчиком) таких действий. Между ООО «Тверская генерация» и ООО «УК ЖЭУ-18» договор на установку приборов учета энергетических ресурсов с обязательством оплаты не заключался, расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета перед ресурсоснабжающей организацией в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества не учитывались. Исходя из положений Федерального закона № 261-ФЗ и Правил № 491, ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирного дома прибором учета используемых энергетических ресурсов, имеет право напрямую взыскать с собственников помещений в таком доме понесенные на установку прибора учета расходы путем выставления соответствующих счетов, а собственники помещений обязаны оплатить понесенные ресурсоснабжающей организацией расходы по установке ОДПУ равными частями в течение пяти лет с даты их установки, если ими не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Данное решение собственники МКД в управляющую компанию не представляли. Кроме того, согласно Дополнительного соглашения № 2 от 18.01.2015 года к Агентскому договору №90252-А от 16 июля 2014 года, ООО «Тверская Генерация» на прямую производит начисление и сбор платы за установку ОДПУ, от своего имени и за свой счет вправе взыскивать задолженность в возмещение своих затрат по установке ОДПУ, с собственников жилых и нежилых помещений, в т.ч. в судебном порядке.

Ответчик Смирнов Д.А. участвовал в рассмотрении дела до объявления судом перерыва в судебном заседании, предъявленный ООО «Тверская генерация» иск не признал, поддержал встречный иск, пояснил, что не является собственником жилого помещения в многоквартирном доме <адрес>.

Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области своего представителя для участи в рассмотрении дела не направило, о месте и времени судебного заседания было извещено. В материалы дела управлением представлено письменное заключение, согласно которому действия ООО «Тверская генерация» в части осуществления установки общедомового прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома <адрес> не противоречат нормам действующего законодательства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственники общего имущества в многоквартирном доме соответственно несут и бремя содержания общего имущества. Данная обязанность закреплена в ст. 39 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Частью 1 ст. 158 ЖК РФ определено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с частями 1 – 3 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Таким образом, законодатель прямо возлагает на собственника жилого помещения обязанность нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Данное правило, закрепленное в названной выше норме, носит императивный характер, является для граждан и организаций обязательным. Учитывая тот факт, что общедомовые приборы учета являются общим имуществом дома, расходы по их содержанию в соответствии с требованиями, прописанными в Жилищном кодексе РФ, несут собственники и наниматели помещений многоквартирного дома.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.

На основании п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок расчета платы за электроэнергию регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту Правилами № 354) с учетом положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федерального закона № 261-ФЗ).

Правилами № 354, предусмотрено, что «коллективный (общедомовой) прибор учета» является средством измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемым для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

В силу п. 22 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона № 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).

Пунктом ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии.

В соответствии с пунктом 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 июля 2013 г. ресурсоснабжающие организации, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, следует из имеющейся в деле выписки из ЕГРН от 06.09.2018 года, что ответчику Смирновой Н.Ф. с 18.08.2014 года на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира , расположенная в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>

В указанной квартире собственник Смирнова Н.Ф. зарегистрирована по постоянному месту жительства вместе с Смирновым Д.А.

<адрес> является пятиэтажным, находится в управлении ООО «УК ЖЭУ-18», что подтверждается решением собственников помещений в доме, оформленным протоколом от 27.05.2010 года.

По делу никем не оспаривалось, что поставку тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и отопления по адресу: <адрес>, <адрес> осуществляет ООО «Тверская генерация».

Судом установлено, что 31.12.2015 года между ООО «Тверская генерация» (заказчик) и ООО «ТЭК» (подрядчик) был заключен договор подряда № ТГ-647-15, согласно п. 1.1 которого подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить комплекс работ по установке узлов учета тепловой энергии у потребителей Заказчика. В комплекс работ включены: проектные работы, поставка оборудования и расходных материалов, монтаж оборудования и пусконаладочные работы. Пунктом 2.2. данного договора подрядчику предоставлено право привлекать к выполнению работ других тиц (субподрядчиков).

28.04.2016 г. ООО «Тверская генерация» совместно с представителем ООО «УК ЖЭУ-18» подписали акт допуска в эксплуатацию ОДПУ по адресу: <адрес>.

30.04.2016 г. между ООО «Тверская генерация» и ООО «ТЭК» был подписан акт приемки-сдачи выполненных работ по установке узлов учета тепловой энергии по адресу: <адрес>.

Вся документация на оборудование по установке ОДПУ, акт о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета, копии паспортов на прибор переданы управляющей компании.

Стоимость работ, согласно сметной документации и представленным ООО «Тверская генерация» расчетам, составила 571 268,93 рублей, в том числе: разработка проектной документации на оборудование узла учета – 50 000 рублей (в соответствии с договором на выполнение проектных работ №TЭK-60-15 от 29.10.2015 г.); составление сметной документации – 4 992,93 рублей (в соответствии с актом №2575 от 11.12.2015 г.); стоимость оборудования – 119 829,00 рублей (в соответствии с договором на поставку оборудования №II-165/15 от 29.06.2015 г.); монтажные и сантехнические работы, дополнительное оборудование и расходные материалы – 309 568,00 рублей (в соответствии с договором на поставку и монтаж оборудования № 30/9 от 30.09.2015 г.); пуско-наладочные работы – 86 879,00 рублей (в соответствии с договором на поставку и монтаж оборудования №30/9 от 30.09.2015 г.).

Факт расчетов между ООО «Тверская генерация» и ООО «ТЭК» по договору подряда № ТГ-647-15 от 31.12.2015 года подтверждается имеющими в деле платежными поручениями и уведомлениями о прекращении взаимных обязательств.

Не доверять представленным истцом доказательствам у суда оснований не имеется.

Таким образом, судом установлено, что ООО «Тверская генерация» за свои средства по согласованию с управляющей организацией в апреле 2016 года установило в этом доме коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемой тепловой энергии. Данные приборы находятся на балансе и являются собственностью ООО «Тверская генерация».

С мая 2016 г. ООО «Тверская генерация» собственникам помещений в указанном многоквартирном доме выставляются квитанции на оплату затрат на установку ОДПУ, из расчета использованного права на рассрочку платежей на пять лет.

Намерение со стороны собственника кв в указанном многоквартирном доме Смирновой Н.Ф. оплатить понесенные ООО «Тверская генерация» расходы по установке ОДПУ единовременно или с меньшим периодом рассрочки по делу не установлено. В судебном заседании Смирнова Н.Ф. доказательств оплаты понесенных ресурсоснабжающей организацией расходов на установку ОДПУ соразмерно её доле не представила. Свою обязанность оплатить понесенные расходы ответчик оспорила на том основании, что полагала расходы истца на установку ОДПУ тепловой энергии завышенными, а действия ресурсоснабжающей организации по установке такого прибора учета незаконными, так как общедомовой он был установлен ООО «Тверская генерация» без учета того, что дом в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания нуждается в капитальном ремонте, собственниками не принималось решения об установке ОДПУ.

Однако возражения ответчика относительно завышения стоимости выполненных работ носят голословный характер, ничем не аргументированы. Ответчик не представил суду доказательств необоснованности проведения всего комплекса работ при установке ОДПУ тепловой энергии, приобретения оборудования сверх необходимого, переплаты стоимости работ и материалов истцом.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 года.

Участниками процесса не оспаривалось, что в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес><адрес> решения о признании его ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 года в установленном законом порядке не принималось.

Как следует из имеющегося в деле комиссионного акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета от 07.09.2015 года, графе 9 «Особое мнение присутствующих лиц», представитель специализированной организации ООО «Гермес» Тарымов М.А. указал на существующую возможность установки приборов учета ГВС и отопления по дому без каких-либо ограничений.

Надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих невозможность установки ОДПУ тепловой энергии в <адрес> собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме суду не представлено. Ссылки ответчика на приложение к договору управления многоквартирным жилым домом, в котором указано, что общедомовые приборы учета будут устанавливаться после проведения капитального ремонта, не принимаются судом. Приложением № 3 к договору управления многоквартирным домом установлен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда. В работы, включены также установка общедомовых приборов учета при замене сетей. Факт заключения договора управления многоквартирным домом на приведенных выше условиях не свидетельствует об аварийном состоянии сетей многоквартирного дома, ветхости, нуждаемости в их замене, не освобождает собственников помещений такого дома от установки приборов учета на имеющиеся в доме сети. В связи с этим суд отклоняет довод ответчика об отсутствии у собственников возможности самостоятельно установить прибор учета.

При данных обстоятельствах, во исполнение Федерального закона № 261-ФЗ, собственники помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> обязаны были установить ОДПУ тепловой энергии в установленный ст. 13 указанного закона срок, то есть до 01.07.2012 года.

Обстоятельства, подтверждающие совершение собственниками или управляющей компанией активных действий, направленных на самостоятельное установление общедомового прибора учета, судом не установлены.

Поскольку собственники помещений указанного многоквартирного дома обязанность по установке ОДПУ тепловой энергии не выполнили, оснащение многоквартирного дома ОДПУ тепловой энергии во исполнение приведенных выше положений закона, было осуществлено ресурсоснабжающей организацией – ООО «Тверская генерация».

Не исполнившие в установленный законом срок обязанность по установке ОДПУ тепловой энергии собственники многоквартирного дома обязаны возместить расходы ресурсоснабжающей организации, в данном случае ООО «Тверская генерация», по установке такого прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку ОДПУ собственникам помещений в размере, соразмерно их долям в праве общей долевой собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5,12 Федерального закона № 261-ФЗ, пункт 38(1) Правил №491).

Так как по делу установлено, что собственникам многоквартирного дома <адрес> расходы ООО «Тверская генерация» по установке ОДПУ тепловой энергии не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения, ответчиком единовременно расходы ресурсоснабжающей организации по установке ОДПУ тепловой энергии соразмерно его доле в праве в праве общей собственности на общее имущество не возмещены, истцом правомерно предъявлены требования о взыскании данных расходов.

Обсуждая вопрос о надлежащем ответчике по данному делу, суд исходит из следующего.

Из части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, следует, что ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.

В то же время, из статей 161, 162 Жилищного кодекса, пункта 16 Правил № 491 следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 6, подпункту «ж» пункта 10, подпункту «к» пункта 11, подпункту «а» пункта 28 Правил № 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, пункты 24, 26 Правил № 491).

Исходя из системного применения указанных норм, именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, несет ответственность по возмещению затрат на установку общедомовых приборов учета перед ресурсоснабжающией организацией и наделена полномочиями по взысканию таких затрат с собственников помещений многоквартирного дома.

В силу ч. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Из материалов дела следует, что 16.07.2014 года ООО «УК ЖЭУ-18» (принципал) заключило с ООО «Тверская генерация» (агент) агентский договор № 90252-А, а 18.01.2015 года дополнительное соглашение № 2 к нему, в силу пункта 1.1 которых принципал поручил, а агент обязался совершать от имени агента и за счет принципала действия по начислению и получению денежных средств за оказанные принципалом коммунальные услуги «Горячее водоснабжение», «отопление», услуги на общедомовые нужды горячего водоснабжения потребителям – собственникам жилья либо по договору социального найма жилых помещений, проживающим в жилых домах, находящихся в управлении принципала, а также за возмещение затрат агента за установку общедомовых приборов учета – собственникам жилых и нежилым помещений, и совершать все необходимые действия, связанные с исполнением договора, а принципал обязался оплачивать агенту агентское вознаграждение.

Согласно п. 2.1.13 агентского договора в редакции дополнительного соглашения №2, агент обязуется производить начисление сбор платы за возмещение затрат за установку общедомовых приборов учета (далее – ОДПУ) собственникам жилых и нежилых помещений исходя из общей стоимости ОДПУ согласно сметной документации. Возмещение расходов агента по установке ОДПУ собственниками помещений производится равными долями в течение пяти лет с даты их установки, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Сумма, подлежащая возмещению собственниками, определяется исходя из долей в общей площади многоквартирного дома.

Согласно п. 2.1.14, агент обязуется производить от своего имени и за свой счет взыскание задолженности за возмещение затрат по установке ОДПУ, с собственников жилых и нежилых помещений, в том числе в судебном порядке.

Истец, заключив указанный выше агентский договор, с учетом дополнительного соглашения к нему, приобрел статус платежного агента, чья деятельность регулируется положениями Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в соответствии с п. 3 ст. 3 которого, денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

В связи с чем, истец имеет право выставлять квитанции по возмещению затрат на установку ОДПУ тепловой энергии, требовать с собственников помещений многоквартирного дома оплаты приходящейся на них доли затрат соразмерно доли общей площади многоквартирного дома, требовать от собственников, не оплативших такие расходы единовременно, оплатить их в рассрочку, начислять установленные законом проценты за предоставление такой рассрочки.

ООО «УК ЖЭУ-18», передавшее полномочия по сбору средств в возмещение затрат на ОДПУ истцу, не является надлежащим ответчиком по предъявленному ООО «Тверская генерация» иску.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в абз. 3 п. 29 Постановления № 22 от 27.06.2017 года «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» следует, что обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (ст. ст. 30, 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ и исходя из приведенных выше разъяснений Верховного Суда РФ, обязанность по возмещению затрат на установку общедомовых приборов учета возлагается исключительно на собственников помещений в многоквартирном доме.

Поскольку судом установлено, что Смирнов Д.А. не является собственником помещений в многоквартирном доме <адрес>, правовые основания для взыскания с него денежных средств в возмещение затрат ресурсоснабжающей организации на установку ОДПУ отсутствуют, по требованиям ООО «Тверская генерация» Смирнов Д.А. не является надлежащим ответчиком.

Таким образом, исковые требования ООО «Тверская Генерация» к Смирнову Д.А., ООО «ЖЭУ-18» о взыскании задолженности по возмещению затрат на установку общедомового прибора учета, процентов за предоставление рассрочки удовлетворению не подлежат.

С учетом поданных уточнений задолженность ответчика Смирновой Н.Ф. по возмещению затрат на установку ОДПУ тепловой энергии за период с 01.05.2016 г. по 30.04.2018 г. составила 7 338,88 рублей. За предоставление рассрочки, ответчику начислены проценты за период с 01.06.2016г. по 30.04.2016 г. в сумме 3 228,82 рублей.

Поскольку Смирнова Н.Ф. на основании договора купли-продажи является собственником квартиры с 18.08.2014 г., на ней лежит обязанность по возмещению затрат ООО «Тверская генерация» на установку ОБДПУ тепловой энергии соразмерно её доле в праве общей собственности на многоквартирный дом. Так как Смирнова Н.Ф. единовременно приходящуюся на неё долю расходов истца на установку ОДПУ тепловой энергии не оплатила, не изъявила желание оплатить такие расходы с меньшим периодом рассрочки, ООО «Тверская генерация» обоснованно предъявляет к возмещению ответчиком свои расходы в рассрочку, равными долями в течение пяти лет, а также выставляет к оплате проценты за предоставление такой рассрочки.

Судом проверен представленный истцом расчет задолженности ответчика, признан правильным, арифметически верен. Сумма единовременного платежа за установку ОДПУ тепловой энергии, подлежащая оплате Смирновой Н.Ф. определена истцом как произведение стоимости затрат на установку ОДПУ на 1 кв.м. от общей площади дома на площадь принадлежащей ответчику квартиры. В связи с чем, со Смирновой Н.Ф. в пользу ООО «Тверская генерация» подлежит взысканию задолженность по возмещению затрат на установку ОДПУ в размере 7388,88 рублей.

Возражения ответчика, полагающего об отсутствии у ООО «Тверская генерация» права требовать уплаты процентов не принимаются судом.

В соответствии со ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Основанием ответственности по денежному обязательству является сам факт нарушения этого обязательства, выражающийся в не возврате соответствующих денежных средств в срок.

В силу части 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов в случае предоставления рассрочки.

В связи с чем, истцом обоснованно начислены на сумму приходящихся на собственника затрат по установке ОДПУ и предъявлены к оплате проценты, исходя из установленных Центральным банком Российской Федерации ставок рефинансирования на соответствующий период, а после изменения законодательства, начиная с 01.01.2016 года, исходя из ключевой ставки.

Доказательства, подтверждающие явную несоразмерность процентов последствиям нарушения обязательства, ответчиком не представлены.

Кроме того, на основании ст. ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования горд Тверь подлежит взысканию государственная пошлина по делу в размере, определяемом на основании ст. 333.19 НК РФ. В рассматриваемом случае государственная пошлина составила сумму 700 рублей, из которых 400 рублей – государственная пошлина за рассмотрение иска, предъявленного ООО «Тверская Генерация», 300 рублей – за рассмотрение встречного иска Смирновой Н.Ф.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Смирновой Н.Ф. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» задолженность по возмещению затрат на установку общедомового прибора учета за период с 01 мая 2016 года по 30 апреля 2018 года в размере 7 388 рублей 88 копеек, проценты за предоставление рассрочки за период с 01 июня 2016 года по 30 апреля 2018 года в размере 3 228 рублей 82 копейки, а всего 10 617 рублей 70 копеек.

В удовлетворении иска Общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» к Смирнову Д.А., Обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-18» о взыскании задолженности по возмещению затрат на установку общедомового прибора учета, процентов за предоставление рассрочки, а также в удовлетворении встречного иска Смирновой Н.Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учета тепловой энергии, устранении нарушений путем демонтажа общедомового прибора учета – отказать.

Взыскать с Смирновой Н.Ф. в доход муниципального образования город Тверь государственную пошлину по делу в размере 724 рубля 71 копейку.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Коровина

В окончательной форме решении принято судом 04.12.2018 года