Дело № 2-2109/2022
УИД: 48RS0001-01-2022-001534-63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2022 года г.Липецк
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Санкиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петуховой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области о признании права на страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области о признании права на страховую пенсию по старости. Свои требования истец обосновывала тем, что она 08.07.2021г. обратилась в ОПФР по Липецкой области с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с п.1 ст.8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ. Решением от 12.10.2021г. ответчик отказал в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины ИПК: имеется 15,355 вместо 18,6.
Истица не согласна с решением, считает его незаконным и необоснованным, полагала, что коль скоро она являлась получателем пенсии в Луганской Народной Республике, то при перемене места жительства пенсия должна быть ей установлена в Российской Федерации с даты прекращения получения ее по прежнему месту жительства, просила суд признать за ней право на назначение страховой пенсии в соответствии с п.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» и назначить страховую пенсию с 01.06.2021г.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования уточнила, просила признать за ФИО1 право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях», обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области применить для определения ИПК ФИО1 заработную плату, отраженную в лицевом счете ПФ ЛНР за 2000-2001 гг. и назначить страховую пенсию с 01.06.2021г.
Истица в судебном заседании уточненныеисковые требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признала, считая решение об отказе законным и обоснованным.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, национальности и других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции Российской Федерации. Нормативные акты не применяются в части, не соответствующей Конституции Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
2
В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация и Украина являлись участниками Соглашенияо гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года (далее – Соглашение).
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В соответствии со статьёй 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п.1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях»право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В 2020 году для выхода на пенсию необходима продолжительность страхового стажа не менее 11 лет и наличие ИПК – 18,6.
Индивидуальный пенсионный коэффициент рассчитывается в соответствии п.9 ст.15 Федерального закона «О страховых пенсиях» и определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,
где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
На величину индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года влияет размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 01.01.2015г. определяется от размера страховой части трудовой пенсии, исчисленной по состоянию на 31.12.2014г. по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ исходя из величины расчетного пенсионного капитала, которая зависит от:
3
- имеющегося на 01.01.2002г. общего трудового стажа, учитываемого в виде стажевого коэффициента;
- среднемесячного заработка застрахованного лица по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица за 2000-2001 годы, либо за любые 60 месяцев подряд за периоды работы до 01.01.2002г., учитываемого в виде: а) его отношения к среднестатистической среднемесячной заработной плате в стране за тот же период в размере не более 1,2 (п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»); б) осовремененного среднемесячного заработка (п.4 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»);
- суммы валоризации величины пенсионного капитала, определенной с учетом продолжительности трудового стажа до 01.01.1991г.;
- суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица за период с 01.01.2002г. по 31.12.2014г.
Статьей 11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 12 Закона предусматривает включение иных периодов, в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона - пп.3 периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; п.п.6 периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; и другие.
Пунктом 8 статьи 13 настоящего Закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка, при отсутствии которой, а также в случае содержания в ней неправильных и неточных сведения, либо при отсутствии записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ., обратилась в Пенсионный фонд РФ 08.07.2021г. При обращении в ПФР истица предоставила паспорт гражданина РФ, трудовые книжки от 16.06.2009г. и от 05.04.2017г.г., свидетельство о заключении брака, свидетельства о рождении детей, диплом, справки о стаже, архивное пенсионное дело ЛНР.
Для расчета ИПК применен п.3 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», исходя из 08 лет 08 месяцев 14 дней (отношение к требуемому 0,43527778), заработной платы за 1998-2001гг. (отношение 0,422), размер которого составил 15,355.
Решением от 12.10.2021г. ей было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемой величины ИПК 18,6.
4
Как следует из пенсионного дела, поступившего из ЛНР, ФИО1 являлась получателем пенсии с 20.11.2019г., снята с учета с 01.08.2021г., однако пенсия прекращена и выплачена по 31.05.2021г.
В материалах поступившего пенсионного дела имеются индивидуальные сведения о застрахованном лице с 1998г. по 2019г. ФИО1, в которых отражена сумма заработка за период с января 2000г. по январь 2001г.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, представитель истца ссылалась на формулу расчета индивидуального пенсионного коэффициента, в которой применяется ЗР, т.е. среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Такие данные, по мнению представителя истца, у ОПФР по Липецкой области имелись. Однако в расчете была использована заработная плата за 60 месяцев – с 1998г. по 2001г., где заработок взят за 4 месяца 1998, 10 месяцев 2000г., 4 месяца 2000г., 12 месяцев 2001г., а оставшиеся 32 месяца нулями.
Как следует из предварительного расчета ИПК с учетом заработной платы за январь 2000г. – декабрь 2001г., т.е. за 12 месяцев, отношение заработной платы составит 0,905.
А величина ИПК составит 18,682 (0,55 * 0,905 (отношение зарплаты по лицевому счету) * 1671 (средняя зарплата за 2000-2001) - 450) * 228 * 0,43527778 (фактическое отношение стажа) *5,6148 (суммарный индекс) = 212347,62+21234,76 (валоризация) / 228 = 1024,48/64,10 = 15,982 + 2,7 (ИПК за детей) = 18,682).
Довод ответчика о том, что индивидуальный лицевой счет, в соответствии со ст.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", т.е. сформированный на территории РФ, суд считает несостоятельным.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" установлено, что Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст.11 указанного Соглашения).
Согласно письму Министерства труда и социальной защиты РФ от дата № ЛЧ-25-26/360 «О реализации международных соглашений с бывшими адрес в части подтверждения стажа и заработка» при новом установлении пенсии гражданам, которые приобрели пенсионные права на территории бывших адрес, во всех случаях осуществляется подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений, основанных на принципе территориальности, путем направления запросов о подтверждении соответствующих сведений, содержащихся в представленных документах, с приложением их копий в компетентные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства. Документы, полученные в ответ на запрос территориального органа ПФР, направленный в адрес компетентного органа иностранного государства-участника соглашения (в т.ч. перенаправленный им в соответствующую организацию) рассматриваются как подтвержденные компетентным органом (организацией) и принимаются к производству.
5
Относительно определения права на страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации в связи с работой граждан в государствах-участниках соглашений, периоды работы в этих государствах могут быть учтены в стаж, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии сФЗ «О страховых пенсиях», при наличии схожих с пенсионным законодательством РФ условий, при которых определяется право на пенсию по старости, и при обязательном подтверждении компетентным органом государства-участника соглашения, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этого государства.
Таким образом, коль скоро индивидуальные сведения о застрахованном лице ЛНР содержат все необходимые идентификационные сведения и совпадают с требованиями законодательства РФ, то они могут быть использованы для расчета размера пенсии истицы и величины ИПК.
Судом установлено 19.11.2019г. ФИО1 исполнилось 55 лет, с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с п.1 ст.8 Федерального Закона РФ №400 «О страховых пенсиях» истец обратилась в ОПФР по Липецкой области – 08.07.2021г., требуемого возраста 55 лет и 6 месяцев достигла – 19.05.2020г., пенсия по прежнему месту жительства прекращена 31.05.2021г.
В рамках Соглашения от 13.03.1992 года Министерством социальной защиты населения Российской Федерации разработано Письмо от 31.01.1994г. №1-369-18, которым установлено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования истицы о назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» с 01.06.2021годаподлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за ФИО1 право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области применить для определения ИПК ФИО1 заработную плату, отраженную в лицевом счете ПФ ЛНР за 2000-2001 гг.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области назначить ФИО1 страховую пенсию с 01.06.2021г.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течении месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Санкина
Решение суда принято в окончательной форме 24.08.2022.