Гр. дело № 2-210/2019г.
36RS0005-01-2018-004211-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2019г. г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Шатских М.В.,
при секретаре Пустоваловой Ю.В.,
с участием представителя истцов Бавыкина Дмитрия Юрьевича, Волковой Катарины Сергеевны, действующей на основании доверенностей Севальневой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заливанского Сергея Александровича, Бавыкина Дмитрия Юрьевича, Волковой Катарины Сергеевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в перерасчете выкупной стоимости земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Истцы Заливанский С.А., Бавыкин Д.Ю., Волкова К.С. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области с требованиями о признании незаконным отказа в перерасчете выкупной стоимости земельного участка и не применении расчета стоимости выкупа земли, указывая, что решением Советского районного суда г. Воронежа от 28.02.2017г. было постановлено: «Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в месячный срок с момента подачи заявления заключить с истцами, являющимися собственниками гаражей, расположенных в ПАГК «Мотор» договоры купли – продажи 1/208 доли земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый №, общей площадью 9 952 кв.м. на праве общей долевой собственности».
В 2017г. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области направил в адрес истцов для подписания и оплаты договоры купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка с расчетом выкупной стоимости в размере 50% его кадастровой стоимости и установлением стоимости 1/208 доли в размере 78 011,00 руб., рассчитанной на основании Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.12.2016г. № 2079 «Об утверждении правил определения цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов».
Однако, истцы считают, что расчет стоимости земельного участка необходимо производить в соответствии с законодательством и по стоимости, установленной при возникновении обязанности Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в передаче участков в общую долевую собственность, которая возникла в 2012г. - с момента обращения в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с соответствующими заявлениями. То есть, у Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в 2012г. возникла установленная законом обязанность, передать в собственность земельный участок. Истцы полагают, что ответчик незаконно принял к расчету выкупной стоимости земельного участка расчет стоимости выкупа земли, установленный в 2016г. на основании приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.12.2016г. № 2079 «Об утверждении правил определения цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов».
В январе 2018г. собственники гаражей обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о перерасчете выкупной стоимости земельного участка, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент обращения в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о выкупе земельного участка, то есть на 2012г., однако им было отказано.
Истцы указывают, что выразили своё намерение выкупить земельный участок не на каких-то определенных условиях, предлагаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области, а на основании возникновения обязанности Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить такой договор при передаче в собственность собственников объектов недвижимости – гаражей, расположенных на данном земельном участке на основании норм Земельного кодекса Российской Федерации, и норм законодательства Воронежской области о размере выкупной стоимости земли на момент обращения в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлениями о выкупе земли в 2012г.
Истцы полагают, что их права нарушены, в связи с чем, обратились в суд, просили признать незаконным (недействительным) расчет Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области выкупной стоимости 1/208 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № в размере 78 011,00 руб. на основании Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.12.2016г. № 2079 «Об утверждении правил определения цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» и урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи 1/208 доли земельного участка, установив выкупную стоимость 1/208 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №, общей площадью 9 952 кв.м. в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (действующий на момент обращения с заявлениями о выкупе испрашиваемого земельного участка) в размере 7-кратной ставки установленного земельного налога на период 2012-2013 годы.
В судебном заседании, состоявшемся 28.01.2019г. к производству суда были приняты уточненные исковые требования, согласно которым истцы просили признать незаконным (недействительным) расчет Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области выкупной стоимости 1/208 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № в размере 78 011,00 руб. на основании Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.12.2016г. № 2079 «Об утверждении правил определения цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» и урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи 1/208 доли земельного участка, установив выкупную стоимость 1/208 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 9 952 кв.м., кадастровый № в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008г. (действующий на момент обращения с заявлениями о выкупе испрашиваемого земельного участка) в размере 7-кратной ставки установленного земельного налога на 2013 год.
В судебном заседании, состоявшемся 24.04.2019г. к производству суда были приняты уточненные исковые требования, согласно которым истцы просили признать незаконным (недействительным) расчет Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области выкупной стоимости 1/208 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № в размере 78 011,00 руб. на основании Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.12.2016г. № 2079 «Об утверждении правил определения цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» и урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи 1/208 доли земельного участка, установив выкупную стоимость 1/208 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 9 952 кв.м., кадастровый № в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008г. (действующий на момент обращения с заявлениями о выкупе испрашиваемого земельного участка) в размере 7-кратной ставки установленного земельного налога на 2012-2013 годы.
Истец Заливанский С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах гражданского дела. Причина неявки суду не известна.
Истцы Бавыкин Д.Ю., Волкова К.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. В материалах гражданского дела имеются заявления о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие (л.д. 73, 153). Воспользовались своим правом, направив в судебное заседание представителя по доверенностям.
Представитель истцов Бавыкина Д.Ю., Волковой К.С., участвующая в деле на основании доверенности Севальнева В.А. в судебном заседании не поддержала заявленные исковые требования о признании незаконным (недействительным) расчет Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области выкупной стоимости 1/208 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № в размере 78 011,00 руб. на основании Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.12.2016г. № 2079 «Об утверждении правил определения цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов».
Скорректировала заявленные исковые требования, просила обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор купли-продажи 1/208 доли земельного участка, установив выкупную стоимость 1/208 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 9 952 кв.м., кадастровый № в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. №-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008г. (действующий на момент обращения с заявлениями о выкупе испрашиваемого земельного участка) в размере 7-кратной ставки установленного земельного налога на 2012-2013 годы.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах гражданского дела. Ходатайство об отложении судебного заседания в суд не представлено.
Ранее представил письменные возражения, согласно которым считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку между сторонами имеет место преддоговорной спор, который подлежит разрешению с учетом правил о заключении договора в обязательном порядке, предусмотренном статьями 445-446 ГК РФ.
Обязанность заключить с собственниками расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка, по общему правилу, возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской имеющейся в материалах гражданского дела. Причина неявки суду не известна.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Таким образом, суд считает данное гражданское дело подлежащим рассмотрению в данном судебном заседании по имеющимся в деле письменным доказательствам в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о разбирательстве дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, анализируя их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных исковых требований или возражений.
Согласно ст. 195 ч. 2 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Как следует из материалов гражданского дела, истцу Заливанскому С.А. на праве собственности принадлежит гараж №, расположенный в ПАГК «Мотор» по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 06.03.2013г. (л.д. 8).
Волковой К.С. на праве собственности принадлежит гараж №, расположенный в ПАГК «Мотор» по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 10.12.2015г. (л.д. 9).
Бавыкину Д.Ю. на праве общей долевой собственности (5/6) принадлежит гараж №, расположенный в ПАГК «Мотор» по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 26.05.2006г., имеющимся в материалах гражданского дела.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 28.02.2017г. было постановлено обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в месячный срок с момента подачи заявления заключить с истцами, являющимися собственниками гаражей, расположенных в ПАГК «Мотор» договор купли – продажи 1/208 доли земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 9 952 кв.м. на праве общей долевой собственности (л.д. 15 - 34). Решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу 04.04.2017г.
Во исполнение решения Советского районного суда г. Воронежа от 28.02.2017г. Департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> 19.12.2017г. в адреса истцов Заливанского С.А., Волковой К.С. и Бавыкина Д.Ю. были направлены проекты договоров купли-продажи 1/208 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и письмо, в котором предлагалось произвести оплату выкупной стоимости 1/208 доли земельного участка в размере 78 011,00 руб., в течение 7 рабочих дней с даты получения договора, а также передаточный акт и расчет цены выкупа земельного участка (л.д. 39, 40 - 41, 42, 43, 44 - 47, 53, 48 - 52).
Не согласившись с расчетом цены выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, которая составила 32 452 576,32 руб. истцы обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о перерасчете выкупной стоимости земельного участка, однако письмом от 16.02.2018г. № 52-17-2426з им было отказано со ссылкой на то, что выкупная стоимость по договорам купли-продажи доли земельного участка определена в соответствии с Правилами определения цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, утвержденными приказом департамента от 19.12.2016г. № 2079, согласно которым цена земельного участка определяется в размере 50 процентов его кадастровой стоимости при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка (л.д. 58 - 60).
Полагая свои права нарушенными, истцы обратились в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в перерасчете выкупной стоимости земельного участка.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 14.06.2018г. по административному исковому заявлению Заливанского С.А., Волковой К.С., Бавыкина Д.Ю. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в перерасчете выкупной стоимости земельного участка постановлено: «признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащийся в ответе от 16.02.2018г. № 57-17-2426з в перерасчете выкупной стоимости 1/208 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 9 952 кв.м., кадастровый №. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно рассмотреть заявления Заливанского С.А., Бавыкина Д.Ю., Волковой К.С. о перерасчете выкупной стоимости 1/208 доли вышеуказанного земельного участка» (л.д. 163 - 166).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 11.09.2018г. было отменено решение Советского районного суда г. Воронежа от 14.06.2018г., постановленное в порядке, регламентированным КАС РФ, дело было направлено на новое рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства (л.д. 61).
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В ч. 2 ст. 10 ЗК РФ закреплено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Следовательно, исходя из положений статей 10 и 39.2 ЗК РФ, субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению условий для заключения договора купли-продажи земельных участков субъекту Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Частью 3 ст. 39.4 ЗК РФ закреплено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 7 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Воронежской области» (в ред. Закона от 19.06.2015 N 117-ОЗ) установлено, что к полномочиям уполномоченного органа государственной власти в сфере земельных отношений в соответствии с действующим законодательством относится установление порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для заключения договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно п. 11 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. № 365 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
В силу п. 3.1.20 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. № 365 в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет государственные функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области».
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015 (на момент обращения собственников с заявлениями в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области), исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В спорный период действовал Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011г. № 475 (далее - Перечень документов).
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 этой же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, в силу пунктов 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012г.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
На основании ч. 2 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Частью 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 28.02.2017г., вступившим в законную силу 04.04.2017г. установлено, что имел место факт обращения истцов (собственников недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке) в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлениями о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 9 952 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №).
По факту обращения истцов (собственников недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке) по вопросу предоставления в общую долевую собственность земельного участка площадью 9 952 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в адрес истцов (собственников недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке) поступили сообщения, согласно которым на момент рассмотрения обращений истцов (собственников недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке) в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратились не все собственники недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в связи с чем обращения не были рассмотрены в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенное, суд исходит из того обстоятельства, что имел место факт совместного обращения в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области. Решение Советского районного суда г. Воронежа от 28.02.2017г. по гражданскому делу № 2-50/2017, вступившее в законную силу 04.04.2017г., имеет преюдициальное значение в силу ст. 61 ГПК РФ. Указанным решением установлен факт обращения истцов (собственников недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке) в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с обращением по вопросу предоставления в общую долевую собственность земельного участка площадью 9 952 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №).
Довод представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, действующего на основании доверенности Зражевского А.Д., изложенный в возражениях на исковое заявление (л.д. 74 - 80) о том, что истцы в нарушение ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» не приложили: выписку из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровую выписку о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров, что явилось основанием для отказа в предоставлении земельного участка, не может быть принят судом во внимание, поскольку не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергается собранными по делу доказательствами.
В частности, довод представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, действующего на основании доверенности Зражевского А.Д. опровергается аналогичными по содержанию сообщениями в адрес истцов (л.д. 54, 55), согласно которым заявления истцов не были рассмотрены Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области ввиду отсутствия совместного обращения.
Указания на непредоставление каких – либо документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок в сообщениях, направленных в адрес заявителей, судом не усматривается. Представителем ответчика доказательств обратного суду не представлено, как и не представлено доказательства факта направления в адрес заявителей (собственников гаражей) указанных сообщений.
Анализ материалов гражданского дела № 2-50/2017г., решение по которому вступило в законную силу, позволяет суду сделать обоснованный вывод о том, что датой совместного обращения всех заявителей в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является 2013 год, что следует, в том числе из сообщения от 15.08.2013г. № 52-17-11637з на имя ФИО10 действующей по доверенностям от имени членов ПАГК «Мотор».
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области департамента от 19.12.2016г. № 2079 были утверждены Правила определения цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов (далее Правила).
До утверждения указанных Правил Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области цену выкупа земельного участка определял на основании ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Воронежской области от 13.05.2008г. N 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», Постановления Правительства Воронежской области от 17.12.2010г. № 1108 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области», решения Воронежской городской Думы от 07.10.2005г. № 162-II. «О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж».
Учитывая, что собственники обратились с заявлением о передаче доли земельного участка в собственность в период 2012г. – 2013г., что подтверждается материалами гражданского дела № 2-50/2017, при определении цены выкупа земельного участка и заключении с истцами договоров купли-продажи доли земельного участка Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области следует руководствоваться Законом Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», в редакции действовавшей с 30.12.2012г.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
1. До 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
2. До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ (ред. от 05.05.2015) «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» до 1 июля 2012 года лица, не указанные в части 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных в городе Воронеже на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Параграф 4 главы 3 указанного закона «Порядок определения цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Порядок их оплаты» утратил силу в соответствии с п. 14 Закона Воронежской области от 19.06.2015 N 117-ОЗ «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Таким образом, учитывая дату обращения собственников с заявлениями о выкупе земельного участка, а именно 2013г., исковые требования об установлении выкупной стоимости 1/208 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 9 952 кв.м., кадастровый № в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (действующий на момент обращения с заявлениями о выкупе испрашиваемого земельного участка) в размере 7-кратной ставки установленного земельного налога на период 2012-2013 годы не подлежит удовлетворению.
Судом также не принимается во внимание довод представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, действующего на основании доверенности Зражевского А.Д. о том, что заявители первый раз обращались в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлениями от 13.10.2012г. и на поданные заявления было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка. Указанное решение заявителями не обжаловалось в установленном законом порядке, ввиду чего в настоящее время невозможно считать заявления, направленные в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в 2012г. надлежаще поданными и дающими право на приобретение земельного участка.
По мнению суда, данный довод не обоснован и опровергается материалами гражданского дела № 2 – 50/2017г., из которого усматривается, что сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, направленные в адрес заявителей послужили основанием для обращения в суд с иском для защиты нарушенного права на выкуп испрашиваемого земельного участка, в связи с чем суд считает данные доводы ошибочными.
В возражениях представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, действующего на основании доверенности Зражевского А.Д. указано на то обстоятельство, что стоимость рассчитана в соответствии с действующим законодательством на период вынесения решения суда об обязании заключить с истцами договоры купли-продажи долей земельного участка, однако суд считает данные выводы ошибочными.
В пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ N 11 разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом № 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В п. 6 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017г.) указано, что цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Кроме того, по мнению суда, довод представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, действующего на основании доверенности Зражевского А.Д. о пропуске истцами шестимесячного срока обращения в суд на урегулирование разногласий, является несостоятельным поскольку, согласно ч. ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору (ч. 2 ст. 421 ГК РФ).
На основании ч. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно ч. 1 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (ч. 2 ст. 445 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 445 ГК РФ, правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
На основании ч. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Согласно ст. 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке (ч. 2 ст. 446 ГК РФ).
Анализ действующего (ранее действовавшего) законодательства, позволяет суду сделать обоснованный вывод, о том, что оферта предназначена для неопределенного круга лиц.
Согласно подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, вышеуказанными нормами определен круг лиц, которым принадлежит исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду.
Также, действующим законодательством не предусмотрено право органа местного самоуправления или органа власти быть инициатором, делать предложения о выкупе (направлять оферту) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности.
Также, суд считает, что направленные в адрес истцов договоры купли-продажи доли земельного участка по смыслу ст. 445 ГК РФ не являются офертой, поскольку Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области был обязан решением Советского районного суда г. Воронеже от 28.02.2017г. заключить с истцами договоры купли-продажи, таким образом, исполнив его. То есть, вышеназванным решением суда было восстановлено право истцов на приобретение в собственность доли испрашиваемого земельного участка на период обращения с заявлениями в 2012г. - 2013г.
В силу п. 2.2 ст. 16 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», цена земли на территории городского округа город Воронеж при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, за исключением земельных участков, указанных в части 2.3 настоящей статьи, устанавливается в следующем порядке:
Ц = КС x Ст x 10, где: Ц - цена выкупа земельного участка, КС - кадастровая стоимость земельного участка, Ст - ставка земельного налога, установленная нормативным правовым актом Воронежской городской Думы в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка, 10 - кратность ставки земельного налога.
Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные исковые требования истцов подлежат удовлетворению, однако расчет выкупной стоимости испрашиваемого земельного участка, следует производить в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (в редакции действовавшей по состоянию на 30.12.2012г.) в размере 10-кратной ставки установленного земельного налога на 2013 год.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области установить Заливанскому Сергею Александровичу, Бавыкину Дмитрию Юрьевичу, Волковой Катарине Сергеевне выкупную стоимость 1/208 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 9 952 кв.м., кадастровый № в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (в редакции действовавшей по состоянию на 30.12.2012г.) в размере 10-кратной ставки установленного земельного налога на 2013 год.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Советский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Шатских
Мотивированное решение
составлено 07.06.2019г.