ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-210/19 от 14.05.2019 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-210/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2019 года р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Трубачёвой И.Г.,

с участием старшего помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Жаднова О.Ю.,

при секретаре Долговой Ю.Т.,

рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ульяновского района Ульяновской области действующего в интересах РФ, в защиту прав неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании бесхозяйным самовольно возведенного строения (беседки), находящегося на лесном участке, признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии достаточных мер, направленных на пресечение самовольного возведения постройки (беседки) на лесном участке и обязании демонтировать бесхозяйное самовольно возведенное строение (беседку) на лесном участке,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действующий в интересах РФ, в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании бесхозяйным самовольно возведенного строения (беседки) находящейся на лесном участке, признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии достаточных мер, направленных на пресечение самовольного возведения постройки (беседки) на лесном участке и обязании демонтировать бесхозяйное самовольно возведенное строение (беседку) на лесном участке.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района во исполнение организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Ульяновской области организована и проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере лесопользования, в ходе которой выявлены основания для принятия мер прокурорского реагирования. В частности, в ходе совместного выездов сотрудника прокуратуры, совместно с представителями ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество», Ульяновского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», Управления Росреестра по Ульяновской области был осмотрен объект - беседка, на предмет возможного расположения на землях лесного фонда. Собственник объекта установлен не был, однако установлено, что он расположен на землях лесного фонда в *** Разрешение на возведение беседки в указанном месте кому-либо Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области (ранее - Министерство сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области) не выдавалось, следовательно, она является самовольной постройкой. В период возведения самовольной постройки (беседки) Министерством сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не было принято каких-либо мер, направленных на пресечение противоправных действий со стороны неустановленных лиц. Осуществление на лесном участке самовольного строительства объекта, прочно связанного с землей, причинило и продолжает причинять ущерб окружающей среде, в частности привело к повреждению почвенного слоя и нарушению природного ландшафта. В ходе проверки лицо, осуществившее постройку указанного объекта, установлено не было. Согласно запрошенным прокуратурой района сведениям, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, а также администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области какой-либо информацией о собственнике объекта не обладают.

Просит признать бесхозяйным самовольно возведенное строение (беседку) на лесном участке, расположенном по адресу: *** Признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии достаточных мер, направленных на пресечение самовольного возведения постройки (беседки) на лесном участке, расположенном по адресу: *** Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать бесхозяйное самовольно возведенное строение (беседку) на лесном участке, расположенном по адресу: ***

К участию в деле в качестве соответчиков судом привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.

Старший помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Жаднов О.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал. Суду дал пояснения в целом аналогичные изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что обязанность по сносу беседки должна быть возложена на Министерство, поскольку именно Министерство выступает от имени государства при заключении договоров аренды на лесные участки, купли-продажи, именно оно должно контролировать рациональное использование и охрану земельных участков, что сделано не было.

Представитель ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что Министерство не является собственником данных лесных участков, в аренду участок не сдавали, в пользование не предоставляли. Никакой информации о том, кто возвел беседку, не поступало. С учетом того, что истец ссылается на ст.222 ГК РФ, то в данном случае Министерство не может выступать собственником участка. На данном основании считают, что Министерство не имеет права на снос беседки. В иске просит отказать.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. В предоставленном суду отзыве указал, что поскольку использование данного лесного участка не подразумевает размещение на нем капитальных строений, и поскольку установить собственника выявленного объекта не предоставляется возможным, его следует признать бесхозяйным и подлежащим сносу. Считает себя ненадлежащим ответчиком, в связи с чем Управление подлежит исключению из состава ответчиков. Кроме того, исковое заявление подано в защиту интересов Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области. К компетенции МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в соответствии с Положением, утвержденным приказом Росимущества № 458 от 19.12.2016 года функции по охране лесов, в том числе сносу каких-либо объектов на лесных участках не относятся. Управление лишь осуществляет учет федерального имущества в реестре федерального имущества и регистрирует право собственности на лесные участки. В связи с этим, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в рамках, предоставленных им на основании ст. 83 ЛК РФ полномочий, в том числе по вопросам расторжения договоров аренды, взыскания неустойки за нарушение лесного законодательства, об освобождении земельного участка и др.

Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заявлении, адресованном суду, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В предоставленном суду отзыве указал, что в ходе совместного выезда прокурора с представителями ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество» был осмотрен объект - беседка и установлено, что она расположен на землях лесного фонда в *** с кадастровым номером ***. Возведенная постройка, расположенная на землях лесного фонда, не прошла процедуру согласования с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области. Таким образом, данный объект обладает признаками самовольной постройки. Информация о собственниках объектов отсутствует.

Представитель ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество» ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась. Суду пояснила, что Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области осуществляет контроль и надзор совместно с участковыми лесничими на местах. То есть участковый лесничий имеет график патрулирования, который в каждом лесничестве разрабатывается и утверждается. В данном графике указывается протяженность участка, дата проверки. Данную беседку обнаружил участковый лесничий совместно с сотрудниками прокуратуры во время проверки в августе – сентябре 2018 года. На данном участке участковый один, а территория очень большая. После данной проверки они устанавливали собственника беседки, совместно с прокуратурой района, но личность не установлена.

Суд на месте, определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства. На которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ч. 8 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.

На основании ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

В соответствии с п. 2 данной статьи при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

В силу п. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Проект освоения лесов и порядок его разработки установлен Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки". В соответствии с пунктом 28 которого, проект освоения лесов разрабатывается - лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Согласно пункту 3 вышеуказанного Приказа, Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Рослесхоза от 21 февраля 2012 года N 62, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка.

На основании части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой считается «здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил». Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действиях указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

По смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.

Исходя из приведенной правовой нормы основным обстоятельством, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению, является принадлежность спорного имущества.

Таким образом, для правильного разрешения спора о признании бесхозяйной вещи необходимо установление наличия или отсутствия собственника этого имущества, либо установление факта отказа собственника от этого имущества.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ульяновского района во исполнение организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Ульяновской области организована и проведена проверка соблюдения лесного законодательства.

В ходе данной проверки установлено, что на лесном участке, с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ******, установлена беседка. Возведенная постройка, расположенная на землях лесного фонда, не прошла Процедуру согласования с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области. В ходе проверки лицо, осуществившее постройку указанного объекта, установлено не было.

Данный факт подтверждается фотоматериалами, имеющимися в материалах дела.

Из сообщения Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 16.10.2018г. следует, что информации о разрешении на строительство и на ввод зданий, сооружений на лесном участке: *** с 2000-2018г. в администрации отсутствует.

Согласно запрошенным прокуратурой района сведениям, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области какой-либо информацией о собственнике объекта не обладает.

В ходе судебного разбирательства лицо, которое возвело беседку на лесном участке, установлено не было, и таких доказательств суду не предоставлено.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Министерство), утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 года № 16/299-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды…

В силу п. 1.2 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Министерство), утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 года № 16/299-П (в редакции, действовавшей до 10.12.2018 года), Министерство является правопреемником Министерства сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сферах лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды…

Согласно п. 1.5. Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Министерство), утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 года № 16/299-П, Министерство является юридическим лицом.

В соответствии с разделом 2 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Министерство), утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 года № 16/299-П, к функциям и полномочиям Министерства отнесены: п. 2.1. … в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства: осуществляет предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организацию и проведение соответствующих торгов), безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организацию и проведение соответствующих торгов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;…образует лесные участки из земель лесного фонда…; 2.4. в сфере охраны окружающей среды: … обращается в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды…

Согласно п. 3.1. Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Министерство), утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 года № 16/299-П (в редакции, действовавшей до 10.12.2018 года), Министерство для осуществления возложенных на него задач, функций и полномочий имеет право: … организовывать и осуществлять государственный контроль (надзор) на территории Ульяновской области в пределах компетенции Министерства;… составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений законодательства; направлять материалы о нарушениях законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру и иные органы государственного контроля и надзора;…рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных в соответствии с законодательством к компетенции Министерства, а также применять административные наказания, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области действовало на основании Положения о Министерстве, утвержденном постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 года № 452-П. В указанном положении содержались аналогичные функции, полномочия и права Министерства.

Поскольку установить собственника выявленного объекта не представляется возможным, его следует признать бесхозяйным. Обязанность по сносу беседки должна быть возложена на исполнительный орган государственной власти - Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.

В судебном заседании установлено, что факт наличия беседки на лесном участке был выявлен в октябре 2018г. При этом проверка лесного участка проводилась сотрудниками ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество», совместно с сотрудником прокуратуры Ульяновского района и ведущим инженером Ульяновского филиала ФГБУ «Рослесинфорг».

Вместе с тем со стороны Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (ранее Министерством сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области) в период возведения самовольной постройки (беседки) не было принято каких-либо действенных мер, направленных на пресечение противоправных действий со стороны неустановленных лиц по возведению беседки на лесном участке, а также и никаких мер, направленных на установление лица, которое возвело беседку.

В связи с изложенным, требования прокурора Ульяновского района о признании незаконным бездействия Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая объем предстоящих работ по освобождению лесного участка, погодные условия, суд считает возможным предоставить Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области срок для устранения нарушений лесного законодательства путем сноса возведенного строения (беседки) на лесном участке, расположенном по адресу: ***, кадастровый номер *** в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным.

В иске прокурору Ульяновского района Ульяновской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Федеральному агентству лесного хозяйства следует отказать, как к ненадлежащим ответчикам.

Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований, других требований стороны суду не заявили.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бесхозяйным самовольно возведенное строение (беседку) на
лесном участке, расположенном по адресу: ***, кадастровый номер ***

Признать незаконным бездействие Министерства природы и
цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии
достаточных мер, направленных на пресечение самовольного возведения
постройки (беседки) на лесном участке, расположенном по адресу:
*** кадастровый номер ***.

Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать бесхозяйное самовольно возведенное строение (беседку) на лесном участке, расположенном по адресу: *** кадастровый номер ***.

В иске прокурору Ульяновского района Ульяновской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Федеральному агентству лесного хозяйства отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: И.Г. Трубачёва