РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Хоринск 23 ноября 2010 г.
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Дандаровой Н.Д., единолично, при секретаре Цыдыповой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хоринского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Верхнекурбинское» о признании незаконным бездействия администрации МО СП «Верхнекурбинское» по обеспечению пожарной безопасности в здании администрации и в населенных пунктах МО СП «Верхнекурбинское», об обязывании устранить выявленные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены следующее:
2-3 сентября 2010 г. государственным инспектором ГПН Хоринского района FIO1 в ходе внеплановой проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в здании администрации МО СП «Верхнекурбинское» и на территории населенных пунктов МО СП «Верхнекурбинское».
Так, установлено, что в здании администрации МО СП «Верхнекурбинское» не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации; не произведен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара; не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения; допускается эксплуатация электропроводки с нарушениями требований электроэнергетики - соединение произведено путем механической скрутки, а не пайкой оппрессовкой, сжимом; не заземлено электрооборудование; допускается установка на оконных проемах металлических глухих решеток; электролампы не закрыты плафонами; недоукомплектованы территория и здание администрации первичными средствами пожаротушения; не произведен замер сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования; не произведен замер сопротивления заземляющих устройств; не произведена проверка наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами; не произведена проверка полного сопротивления петли «Фаза-нуль» (измерение токов короткого замыкания).
В здании библиотеки ... не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации; не произведен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара; не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения; допускается эксплуатация электропроводки с нарушениями требований электроэнергетики - соединение произведено путем механической скрутки, а не пайкой оппрессовкой, сжимом; не
заземлено электрооборудование; допускается установка на оконных проемах металлических глухих решеток; электролампы не закрыты плафонами; недоукомплектованы территория и здание первичными средствами пожаротушения; не произведен замер сопротивления изоляции силового и
осветительного оборудования; не произведен замер сопротивления заземляющих
устройств; не произведена проверка наличия цепи между заземлителями и
заземляемыми элементами; не произведена проверка полного сопротивления петли «Фаза-нуль» (измерение токов короткого замыкания). \
В здании клуба ... не заключен договор на техническое обслуживание пожарной автоматики; отсутствует журнал учета технического обслуживания пожарной автоматики; допускается эксплуатация электропроводки с нарушениями требований электроэнергетики - соединение произведено путем механической скрутки, а не пайкой оппрессовкой, сжимом; не заземлено электрооборудование; допускается установка на оконных проемах металлических глухих решеток; недоукомплектованы территория и здание первичными средствами пожаротушения, не произведен замер сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования; не произведен замер сопротивления заземляющих устройств; не произведена проверка наличия цепи между
заземлителями и заземляемыми элементами; не произведена проверка полного сопротивления петли «Фаза-нуль» (измерение токов короткого замыкания).
В здании библиотеки ... не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации; не произведен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара; допускается эксплуатация электропроводки с нарушениями требований электроэнергетики - соединение произведено путем механической скрутки, а не пайкой оппрессовкой, сжимом; допускается установка на оконных проемах металлических глухих решеток; электролампы не закрыты плафонами; неукомплектованы территория и здание первичными средствами пожаротушения; не произведен замер сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования; не произведен замер сопротивления заземляющих устройств; не произведена проверка наличия3 цепи между заземлителями и заземляемыми элементами; не произведена проверка полного сопротивления петли «Фаза-нуль» (измерение токов короткого замыкания).
Кроме того, на указанных объектах не установлен распорядительным документом противопожарный режим: не определены и оборудованы места для курения; не установлен порядок уборки горючих материалов и пыли, хранения промасленной спецодежды; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности. Не регламентированы: порядок проведения временных огневых и других противопожарных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, не назначены ответственные за их проведение лица.
Проверкой обеспечения первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах муниципального образования - в ..., ..., ..., ... выявлены следующие нарушения: отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; отсутствует освещение населенных пунктов для быстрого нахождения источников наружного пожарного водоснабжения; отсутствуют пожарные мотопомпы (кроме ...); не определено требуемое количество наружного пожарного водоснабжения; отсутствует наружное пожарное водоснабжение (кроме ...); здания водокачек не в полном объеме приспособлены для забора воды пожарными автомобилями.
В ... не соответствует требованиям строительных норм и правил расстояние от границы застройки до лесных массивов - расстояние составляет 15 метров; минерализованные полосы не соответствуют требованиям пожарной безопасности;
В ..., ... отсутствуют подъезды с площадками (пирсы) к естественному водоисточнику - реке Курба.
В связи с выявленными нарушениями прокурор Хоринского района обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Верхнекурбинское» о признании незаконным бездействия администрации МО СП «Верхнекурбинское» по обеспечению безопасности в здании администрации и в населенных пунктах МО СП «Верхнекурбинское», об обязывании устранить выявленные нарушения.
На судебном заседании заместитель прокурора Орлова Ю.Ю. исковые требования поддерживает в полном объеме, и просит обязать администрацию МО СП «Верхнекурбинское» устранить выявленные нарушения с учетом сроков, указанных в предписании государственного инспектора ГПН Хоринского района FIO1 за Номер обезличен от 03 сентября 2010 года, и также при этом учесть мнение ответчика об установлении единого срока до 15 июня 2011 года.
Представитель ответчика – Глава МО СП «Верхнекурбинское» ФИО1 иск признает в полном объеме, при этом пояснил, что указанные в предписании сроки являются нереальными, т.к. в виду отсутствия средств и своевременного финансирования невозможно устранить все нарушения в указанные предписании сроки. Просит продлить сроки устранения нарушений, и также установить общий срок устранения нарушений. В настоящее время им принимаются меры по устранению выявленных нарушений.
Представитель ГПН Хоринского района FIO2 пояснил, что в сроках, указанных в п.п. 15-20 предписания государственного инспектора ГПН Хоринского района FIO1 за Номер обезличен от 03 сентября 2010 года имеются опечатки, т.е. год 2010 указан неверно как 2011 год. С учетом обстоятельств дела не возражает против установления общего срока устранения нарушений, т.е. до 15 июня 2011 года.
В обоснование доводов истцом представлены распоряжение о проведении мероприятий по надзору №66 от 10.08.2010 года, вынесенное государственным инспектором ГПН Хоринского района FIO1, акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 65 от 03 сентября 2010 года, составленный государственным инспектором ГПН Хоринского района FIO1, предписание государственного инспектора ГПН Хоринского района FIO1 за Номер обезличен от 03 сентября 2010 года.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно п.п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Статьей 37 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организации обязаны: разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 38 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности содержатся в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N31:
- пунктом 6 ППБ 01-03 установлено, что на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка в соответствии с приложением №1;
- пунктом 11 ППБ 01-03 установлено, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;
- пунктом 15 ППБ 01-03 установлено, что в каждой организации
распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их
пожарной опасности противопожарный режим;
- пунктом 27 ППБ 01-03 установлено, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения;
- пунктом 31 ППБ 01-03 установлено, что сельские населенные пункты, с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу;
- пунктом 36 ППБ 01-03 установлено, что обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.
- пунктом 40 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях, сооружениях организаций запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов;
- пунктом 57 ППБ 01-03 установлено, что монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
- пунктом 60 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- пунктами 65, 66, 67, 72,74 ППБ 01-03 установлены требования к печам, согласно которых перед началом отопительного сезона печи должны быть проверены и отремонтированы; печи должны иметь установленные нормами противопожарные разделки (отступки) от горючих конструкций, установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности, не допускается; на чердаках все дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы, должны быть побелены.
- пунктом 95 ППБ 01-03 установлено, водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года;
- пунктом 96 ППБ 01-03 установлено, что регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
- пунктом 108 ППБ 01-03 установлено, что помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3.
- пунктом 112 ППБ 01-03 установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);
- пунктом 114 ППБ 01-03 установлено, что на территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Ответчиком не представлены какие–либо доказательства, опровергающие доводы истца о бездействии администрации МО СП «Верхнекурбинское» по обеспечению пожарной безопасности в здании администрации и в населенных пунктах МО СП «Верхнекурбинское».
Таким образом, иск подлежит удовлетворению. При установлении срока для устранения нарушений суд берет во внимание срок, указанный в предписании, и также мнение сторон.
В соответствии со ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком.
В данном случае в соответствии 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены прокуроры и также органы местного самоуправления.
Таким образом, по данному делу госпошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Хоринского района удовлетворить.
1. Признать незаконным бездействие администрации МО СП
«Верхнекурбинское» по обеспечению пожарной безопасности в здании администрации
и в населенных пунктах МО СП «Верхнекурбинское».
2. Обязать администрацию МО СП «Верхнекурбинское» в срок до 15 июня 2011 года:
- в здании администрации МО СП «Верхнекурбинское»: произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации; монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей на случаи пожара; огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения; привести электропроводки в соответствие с требованиями законодательства об электроэнергетике; заземлить электрооборудование; демонтировать на оконных проемах металлические глухие решетки; закрыть электролампы плафонами; укомплектовать территорию и здание администрации первичными средствами пожаротушения; (произвести замер сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования; произвести замер сопротивления заземляющих устройств; ^произвести проверку наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами; произвести проверку полного сопротивления петли «Фаза-нуль» (измерение токов короткого замыкания).
В здании библиотеки ...: произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации; монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара; огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения; привести электропроводки в соответствие с требованиями законодательства об электроэнергетике; заземлить электрооборудование; демонтировать на оконных проемах металлические глухие решетки; электролампы закрыть плафонами; укомплектовать территорию и здание первичными средствами пожаротушения; произвести замер сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования; произвести замер сопротивления заземляющих устройств; произвести проверку наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами; произвести проверку полного сопротивления петли «Фаза-нуль» (измерение токов короткого замыкания).
В здании клуба ...: заключить договор на техническое обслуживание пожарной автоматики; обеспечить ведение журнала учета технического обслуживания пожарной автоматики; привести электропроводки в соответствие с требованиями законодательства об электроэнергетике; заземлить электрооборудование; демонтировать на оконных проемах металлические глухие решетки; укомплектовать территорию и здание первичными средствами пожаротушения, произвести замер сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования; произвести замер сопротивления заземляющих устройств; произвести проверку наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами; произвести проверку полного сопротивления петли «Фаза-нуль» (измерение токов короткого замыкания).
В здании библиотеки ...: произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации; монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара; привести электропроводки в соответствие с требованиями законодательства об электроэнергетике; демонтировать на оконных проемах металлические глухие решетки; электролампы закрыть плафонами; укомплектовать территорию и здание первичными средствами пожаротушения; произвести замер сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования; произвести замер сопротивления заземляющих устройств; произвести проверку наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами; произвести проверку полного сопротивления петли «Фаза-нуль» (измерение токов короткого замыкания).
Кроме того, на указанных объектах: установить распорядительным документом противопожарный режим: определить и оборудовать места для курения; установить порядок уборки горючих материалов и пыли, хранения промасленно спецодежды; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности. Регламентировать: порядок проведения временных огневых и других противопожарных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, не назначить ответственные за их проведение лица.
В населенных пунктах муниципального образования - в ..., ..., ..., ...: установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить освещение населенных пунктов для быстрого нахождения источников наружного пожарного водоснабжения; обеспечить пожарными мотопомпами; определить требуемое количество наружного пожарного водоснабжения; обеспечить наружное пожарное водоснабжение; здания водокачек приспособить для забора воды пожарными автомобилями.
В населенном пункте муниципального образования - в ...: установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить освещение населенных пунктов для быстрого нахождения источников наружного пожарного водоснабжения; определить требуемое количество наружного пожарного водоснабжения; здания водокачек приспособить для забора воды пожарными автомобилями; привести в соответствие с требованиями строительных норм и правил расстояние от границы застройки до лесных массивов; минерализованную полосу привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
В ..., ... обеспечить подъезды с площадками (пирсы) к естественному водоисточнику - реке Курба.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток
Судья Н.Д. Дандарова