Дело № 2 - 210/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» июня 2014 года г. Киржач
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Вавильченковой Г.И.,
при секретаре Срибной Т.А.,
с участием старшего помощника прокурора Качуровского И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киржаче дело по иску прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов муниципального образования Киржачский район, Совету народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач, муниципальному образованию Киржачский район, муниципальному образованию городское поселение город Киржач об обязании Совет народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач в течение двух месяцев с момента получения предложения о передаче МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественного комплекса, принять решение о принятии указанного имущественного комплекса, предложенного к передаче, обязать муниципальное образование Киржачский район в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном Законом Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ, передать, Совет народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач принять в собственность МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественный комплекс, и подписать передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд, с учетом уточненных исковых требований от 29.05.2014 года, к муниципальному образованию Киржачский район об обязании направить согласованный перечень объектов муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «Киржачская горэлектросеть» в Совет народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач с предложением принять в собственность МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественный комплекс, Совету народных депутатов муниципального образования Киржачский район, Совету народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач, муниципальному образованию Киржачский район, муниципальному образованию городское поселение город Киржач об обязании муниципальное образование Киржачский район направить согласованный перечень объектов муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «Киржачская горэлектросеть» в Совет народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач с предложением принять в собственность МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественный комплекс, обязании Совет народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач в течение двух месяцев с момента получения предложения о передаче МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественного комплекса, принять решение о принятии указанного имущественного комплекса, предложенного к передаче, обязать муниципальное образование Киржачский район в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном Законом Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ, передать, Совет народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач принять в собственность МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественный комплекс, и подписать передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность, мотивировав тем, что проведенной проверкой установлено несоблюдение муниципальными образованиями Киржачский район, городское поселение г. Киржач действующего законодательства при использовании муниципального имущества, что свидетельствует о нарушении прав муниципального образования Киржач в части невозможности реализации им прав собственника на объекты электросетевого хозяйства, влечет неисполнение обязанностей по организации в границах соответствующих поселений надежного электроснабжения, возлагает на органы местного самоуправления муниципальное образование Киржачский район дополнительные обязанности по содержанию и обслуживанию объектов МУП «Киржачская горэлектросеть». Допущенные нарушения создают предпосылки для возникновения аварийных ситуаций на сетях электроснабжения, ведут к нарушению прав неопределенного круга лиц на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (л.д.158-164).
Определением суда от 19.06.2014 года производство по делу в части заявленных прокурором требований к муниципальному образованию Киржачский район об обязании направить согласованный перечень объектов муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «Киржачская горэлектросеть» в Совет народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач с предложением принять в собственность МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественный комплекс, прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
В судебном заседании старший помощник прокурора Качуровский И.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, по основаниям, указанным в иске, дав аналогичные объяснения.
Представитель ответчика Совета народных депутатов муниципального образования Киржачский район по доверенности Танерова Л.В. в судебном заседании оставила решение вопроса на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель ответчика муниципального образования Киржачский район по доверенности Сухова А.А., представитель ответчика муниципального образованию городское поселение город Киржач по доверенности Корогодина В.В. не возражали против удовлетворения иска.
Представитель ответчика Совета народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, МУП «Киржачская горэлектросеть» Лукина С.А. против иска не возражала.
В силу ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Совета народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 1 статьи 10 ФЗ № 131-ФЗ установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Статьей 2 ФЗ № 131-ФЗ закреплены следующие понятия: сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электроснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться: указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых, предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Положением ч. 3 ст. 85 ФЗ № 131-ФЗ, предусмотрено, что в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона на органы государственной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность до 01.01.2008 года обеспечить безвозмездную передачу в муниципальную собственность, находящегося на день вступления в силу главы 12 данного закона в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 11 указанной статьи перераспределение имущества в соответствии с пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 7, пунктом 3 части 8 настоящей статьи между муниципальными образованиями производится в соответствии с разграничением полномочий между органами местного самоуправления, установленным с 01.01.2006 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Владимирской области установлен Законом Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ.
Согласно ч. 11.1. ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (далее - ФЗ № 122-ФЗ), ч. 1 ст. 1 Закона № 39-ОЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее - ФЗ № 131-ФЗ) видами имущества, в число которого входит имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
Положениями ч. 11.1 ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ, ч. 2 ст. 1 Закона № 39-ОЗ установлена безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, осуществляется, в том числе, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществлялось в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе, до 01.01.2009.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 39-ОЗ право инициировать передачу (принятие) имущества в собственность другого муниципального образования в целях его разграничения принадлежит органам местного самоуправления как муниципального образования, в собственности которого находится имущество, так и муниципального образования, претендующего на имущество.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан передать его, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять.
Согласно ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Киржачского района проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями Киржачский район (далее - МО Киржачский район), городское поселение г. Киржач (далее - МО ГП г. Киржач) действующего законодательства при использовании муниципального имущества, которой установлено, что на территории г. Киржач образовано и действует муниципальное унитарное предприятие «Киржачская горэлекросеть» (далее - МУП «Киржачская горэлекросеть»).
В соответствии с разделом 2 действующего Устава МУП «Киржачская горэлектросеть», утвержденного постановлением главы администрации Киржачского района от 05.10.2001 № 936, данное предприятие является энергоснабжающей организацией, основной целью деятельности которой является оптовая покупка электроэнергии, переработка-трансформация электрической энергии, пригодной для бытового потребления и передача ее по своим сетям (поставка) жителям и организациям города, продажа ее потребителям и другое. Учредителем данного предприятия, собственником, находящегося у него на праве хозяйственного ведения имущества, с момента образования является МО Киржачский район.
Во исполнение указанных требований законодательства о собственности на территории Киржачского района осуществлено разграничение имущества между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным районом, на основании чего в установленном порядке утверждены соответствующие акты приема-передачи муниципального имущества.
МУП «Киржачская горэлектросеть», а также все объекты электросетевого хозяйства и имущество, необходимое для его эксплуатации, состоящие на балансе данного предприятия, расположены на территории г. Киржач.
При разграничении имущества, между МО Киржачский район и входящими в его состав городского поселения, МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественный комплекс, или как отдельные объекты имущества, находящиеся у данного предприятия на праве хозяйственного ведения, в собственность городского и (или) сельских поселений не передавалось.
В настоящее время МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественный комплекс, продолжает находиться в муниципальной собственности МО Киржачский район.
В соответствии с действующими положениями о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, действующими в МО Киржачский район, МО ГП г. Киржач права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени указанных муниципальных образований осуществляют соответствующие Советы народных депутатов.
Проверка показала, что уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления района, предусмотренные законом требования о необходимости безвозмездной передачи недвижимого и движимого имущества электросетевого хозяйства МУП «Киржачская горэлектросеть» в порядке разграничения данного имущества между вновь образованными городским и сельскими поселениями, в границах которого они образованы, более 4 лет не исполняются.
Несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства свидетельствует о нарушении прав муниципального образования МО ГП г. Киржач в части невозможности реализации им прав собственника на объекты электросетевого хозяйства, что влечет неисполнение обязанностей по организации в границах соответствующих поселений надежного электроснабжения.
Кроме того, неисполнение указанных требований закона, возлагает на органы местного самоуправления МО Киржачский район дополнительные обязанности по содержанию и обслуживанию объектов МУП «Киржачская горэлектросеть».
Выявленные нарушения создают предпосылки для возникновения аварийных ситуаций на сетях электроснабжения, а как следствие нарушение прав неопределенного круга лиц на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Данные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения уполномоченными должностными лицами МО Киржачский район, МО ГП г. Киржач своих должностных обязанностей, что создает условия для возникновения коррупционных проявлений и противоречит основным принципам и направлениям государственной политики, предусмотренным Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденными Указами Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 и № 297 от 13.03.2012, а также п. 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.п. 1, 2, 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
По результатам проведенной проверки 23.10.2013 и.о. прокурора района главам МО Киржачский район, МО ГП г. Киржач внесены представления. По результатам рассмотрения представлений в прокуратуру из указанных муниципальных образований поступили ответы, из которых следовало, что выявленные прокуратурой района нарушения не устранены.
С учетом изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части об обязания Совет народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач в течение двух месяцев с момента получения предложения о передаче МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественного комплекса, принять решение о принятии указанного имущественного комплекса, предложенного к передаче, обязании муниципальное образование Киржачский район в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном Законом Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ, передать, Совет народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач принять в собственность МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественный комплекс, и подписать передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность, в связи с чем удовлетворяет иск в данной части.
Учитывая, что в иске прокурор указывает ответчиком Совет народных депутатов муниципального образования Киржачский район, суд приходит к выводу, что Совет народных депутатов муниципального образования Киржачский район не является надлежащим ответчиком по вышеуказанным требованиям, иных требований к данному ответчику прокурором не заявлено, в связи с чем суд отказывает прокурору в иске к Совету народных депутатов муниципального образования Киржачский район.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Совет народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач в течение двух месяцев с момента получения предложения о передаче МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественного комплекса, принять решение о принятии указанного имущественного комплекса, предложенного к передаче.
Обязать муниципальное образование Киржачский район в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном Законом Владимирской области от 10.04.2006 № 39-ОЗ, передать, а Совет народных депутатов муниципального образования городское поселение город Киржач обязать принять в собственность МУП «Киржачская горэлектросеть», как имущественный комплекс, и подписать передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья Г.И. Вавильченкова
Мотивированное решение составлено 24 июня 2014 года
Председательствующий судья Г.И. Вавильченкова
Решение в законную силу не вступило
Судья Г.И. Вавильченкова