Д № 2-210/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Ленинское 15 декабря 2016 года
Шабалинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Бисерова В.Ю.,
при секретаре Лупповой Ю.Н.,
с участием представителя истца помощника прокурора Шабалинского района Кировской области Червоткиной Л.Н.,
представителя ответчика ООО «Шабалинское ЖКХ» по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шабалинского района Кировской области в интересах неопределенного круга о признании незаконными действий ООО «Шабалинское ЖКХ» по предъявлению расходов по уплате НДС и возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шабалинского района Кировской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц указывая, что в связи с опубликованной информацией в средствах массовой информации о выставлении ООО «Шабалинское ЖКХ» потребителям счетов на оплату коммунальных услуг с учетом НДС проведена проверка, в ходе которой установлено, что ООО «Шабалинское ЖКХ» не соблюдаются требования законодательства в сфере регулирования тарифов на коммунальные услуги по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению. В соответствии с решениями Правления РСТ Кировской области от 30.11.2015 № 46/11-КС-2016 и от 13.11.2015 № 43/48-тэ-2016 для ООО «Шабалинское ЖКХ» утверждены тарифы на водоснабжение (водоотведение) и теплоснабжение потребителей, на период с 01.01.2016 по 31.12.2018, в том числе с июля по декабрь 2016 года тариф на услуги водоснабжения составляет 21,37 руб., водоотведение - 35,38 руб., теплоснабжение - 2458,80 руб. Согласно названным Решениям НДС не взимается в соответствии со ст. 346.11 НК РФ. Однако ответчиком при исчислении платы за коммунальные услуги в документы на оплату за октябрь 2016 года для потребителей включена дополнительная плата в размере исчисленного НДС по каждому виду услуг: по отоплению с августа 2016 года, а по водоснабжению и водоотведению с сентября 2016 года. При этом ответчиком в отсутствие соответствующего решения Правления РСТ Кировской области применен тариф на коммунальные услуги, увеличенный на размер НДС 18 %. Данные действия по предъявлению потребителям к оплате счетов за поставленные коммунальные услуги с учетом НДС не отвечает требованиям законодательства.
В ходе проверки установлено, что ООО «Шабалинское ЖКХ» применяет упрощенную систему налогообложения и в соответствии с ч. 2 ст. 346.11 НК РФ не является плательщиком НДС.
Из заключенных Обществом концессионных соглашений следует, что предметом соглашений является реконструкция имущества, переданного по соглашениям ООО «Шабалинское ЖКХ». Оказание конкретных коммунальных услуг непосредственным предметом концессионных соглашений не является. Ответчиком не предприняты меры по обращению в орган по регулированию тарифов в целях досрочного изменения действующих долгосрочных тарифов. Кроме того, ответчиком нарушены и требования ч. 13 ст. 155 ЖК РФ об уведомлении потребителей об изменении размера платы за коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов. Таким образом, действиями ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц.
Просит признать действие ООО «Шабалинское ЖКХ» по предъявлению потребителям коммунальных услуг к оплате счетов за услуги по отоплению с августа 2016 года и за услуги по водоснабжению и водоотведению с сентября 2016 года с учетом налога на добавленную стоимость сверх утвержденного тарифа незаконным, обязать ООО «Шабалинское ЖКХ» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению с августа 2016 года и за услуги по водоснабжению и водоотведению с сентября 2016 года без учета налога на добавленную стоимость.
В судебном заседании прокурор поддержал свои требования.
Представитель ответчика ООО «Шабалинское ЖКХ» по доверенности не согласился с заявлением, указал, что в связи с переходом на концессионное соглашение в отношении объектов тепло, водоснабжения и водоотведения при совершении операций по п.2 ст.346 НК РФ организации применяющие в своей деятельности УСНО не признаются налогоплательщиками НДС за исключением случаев, предусмотренных ст.174.1 НК РФ, по которой на концессионера возлагаются обязанности налогоплательщика, в том числе по исчислению НДС. Коммунальные услуги населению не включены в перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС. Если размер цены (тарифа) утвержден регулирующим органом без включения в него НДС, то предъявление РСО к оплате покупателям дополнительно к цене (тарифу) суммы НДС является правомерным. Тариф не подлежит пересмотру из-за введения в плату НДС. В связи с противоречиями в этой части между Налоговым и Жилищным кодексами, решили применить нормы Налогового кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
ООО «Шабалинское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее ООО «Шабалинское ЖКХ»), ОГРН 1134313000425, находящееся по адресу: <адрес>, пгт. Ленинское Шабалинского района Кировской области, оказывает жилищно-коммунальные услуги населению и организациям, в том числе коммунальные услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
Согласно информационному письму межрайонной ИФНС № 8 по Кировской области от 15.04.2014 г. с 9.07.2013 г. общество применяет упрощенную систему налогообложения.
Решениями Правления РСТ Кировской области от 30.11.2015 № 46/11-КС-2016 и от 13.11.2015 № 43/48-тэ-2016 утверждены для ООО «Шабалинское ЖКХ» тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение и тепловую энергию, предоставляемые потребителям с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 года, в том числе с июля по декабрь 2016 года для потребителей коммунальных услуг тариф на услуги водоснабжения составляет 21,37 руб., водоотведение - 35,38 руб., теплоснабжение - 2458,80 руб. Указано, что НДС не взимается в соответствии со ст. 346.11 НК РФ.
25.10.2016 г. в газете «Шабалинский край» ООО «Шабалинское ЖКХ» была опубликована информация о том, что в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» с момента заключения между администрацией Ленинского городского поселения и ООО « Шабалинское ЖКХ» концессионного соглашения в отношении объектов тепло-водоснабжения и водоотведения счета населению и юридическим лицам за оказанные жилищно-коммунальные услуги ответчик обязан выставлять с учетом включения в сумму к оплате соответствующей суммы НДС.
МО администрацией Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области и ООО «Шабалинское ЖКХ» были заключены концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения 19.08.2016 г. и в отношении объектов водоснабжения и водоотведения 26.09.2016 г., предметом которых является проведение работ по текущему ремонту и техническому перевооружению объектов, переданных в ООО «Шабалинское ЖКХ».
Согласно пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и(или) органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 с 1.06.2016 г., размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В Кировской области органом, уполномоченным на установление тарифов на услуги ЖКХ, является Региональная служба по тарифам Кировской области (далее по тексту РСТ Кировской области), в соответствии с решениями которой от 30.11.2015 № 46/11-КС-2016 и от 13.11.2015 № 43/48-тэ-2016 для ООО «Шабалинское ЖКХ» утверждены тарифы на водоснабжение (водоотведение) и теплоснабжение населения соответственно на период с 01.01.2016 по 31.12.2018 включительно, при этом налог на добавленную стоимость не взимается в соответствии со ст. 346.11 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявлять к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
Согласно правилам главы 21 НК РФ, реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 НК РФ, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов, заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 ГК РФ), юридически значимым при рассмотрении спора, связанного с расчетами по таким договорам, является вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в спорный период тарифы на водоснабжение (водоотведение) и теплоснабжение населения для потребителей ООО «Шабалинское ЖКХ» решениями Региональной службы по тарифам Кировской утвержден без учета НДС.
При этом ответчик, реализуя потребителям тепловую энергию с августа 2016 года и услуги по водоснабжению и водоотведению с сентября 2016 года к тарифу, утвержденному РСТ по Кировской области, дополнительно включил и предъявил к оплате задним числом НДС, т.е. по тарифам, увеличенным на размер указанного налога, что по смыслу приведенных выше материально-правовых норм является безосновательным.
Указанные обстоятельства служат основанием для признания незаконными действий ответчика по предъявлению потребителям услуг - к оплате к тарифу дополнительно налога на добавленную стоимость. В связи с чем ответчик не имел законных оснований предъявлять НДС к оплате истцу сверх тарифа, установленного постановлениями РЭК за спорный период.
Оказание конкретных коммунальных услуг непосредственным предметом заключенных концессионных соглашений не является.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 31.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрена возможность досрочного пересмотра тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса, в том числе в связи с объективными изменениями условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость услуг этой организации.
Однако Ответчик после заключения концессионных соглашений не предпринял мер по обращению в орган по регулированию тарифов в целях досрочного изменения действующих долгосрочных тарифов.
Кроме того Ответчиком нарушены требования ч. 13 ст. 155 ЖК РФ об уведомлении нанимателей и собственников жилых помещений об изменении размера платы за коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги в ином размере.
Информация о включении НДС в стоимость тарифов доведена до сведения потребителей через газету только 25.10.2016 г.
Ссылки ответчика на постановления арбитражных судов преюдициального значения для настоящего дела не имеют.
Таким образом, действиями ответчика нарушается право неопределенного круга лиц, пользующихся и имеющих право пользоваться коммунальными ресурсами на внесение платы за коммунальные услуги, исчисленной в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Шабалинского района Кировской области в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действие ООО «Шабалинское ЖКХ» по предъявлению потребителям коммунальных услуг к оплате счетов за услуги по отоплению с августа 2016 года и за услуги по водоснабжению и водоотведению с сентября 2016 года с учетом налога на добавленную стоимость сверх утвержденного тарифа незаконным.
Обязать ООО «Шабалинское ЖКХ» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению с августа 2016 года и за услуги по водоснабжению и водоотведению с сентября 2016 года без учета налога на добавленную стоимость.
Взыскать с ООО «Шабалинское ЖКХ» в бюджет Шабалинского района Кировской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд с подачей жалобы через Шабалинский районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья В.Ю. Бисеров
Мотивированное решение изготовлено 19.12.2016 года
Судья В.Ю. Бисеров