ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-210/2018 от 28.02.2018 Тихорецкого городского суда (Краснодарский край)

Дело №2-210/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Тихорецк 28 февраля 2018 года

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Тищенко А.А.,

секретаря судебного заседания Волошина О.Ю.,

с участием от заявителя – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной им проверки в сфере законодательства о безопасности дорожного движения, а также соблюдения требований Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», установлено, что на сайте <адрес>, фактически организован интернет-магазин по продаже откидных рамок на государственные регистрационные номера автомобилей, способных сделать государственный регистрационный номер автомобиля невидимым для видеофиксации камерами ГИБДД. Размещенная информация с лозунгом: «Рамка-перевертыш» побуждает граждан к противоправным действиям. Заказ товара по установленным ценам возможен по телефону, указанному на сайте, а также посредством электронной почты.

В судебном заседании прокурор Веселова Ж.Ю. требования поддержала. Она пояснила, что в соответствии с требованием ГОСТ Р 50577-93 основные размеры регистрационных знаков, расположение надписей «RUS» и «ТРАНЗИТ», цифр, букв и окантовки на лицевой стороне регистрационных знаков, размеры и расположение отверстий для крепления регистрационного знака на транспортном средстве должны соответствовать указанному стандарту. Буквы, цифры и окантовка на лицевой стороне регистрационного знака должны быть выпуклыми (трапециевидной формы), одинаковой высоты (на одном регистрационном знаке) в пределах не менее 1,0 мм и не более 2,0 мм относительно поля знака. Регистрационные знаки изготавливаются из алюминиевых сплавов методом штампования с покрытием световозвращающими и лакокрасочными материалами. Толщина материала регистрационного знака без учета покрытия должна быть 1 +/- 0,1 мм. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50577-93 не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами. Технология нанесения цифр, букв и окантовки на регистрационные знаки, включая надписи «RUS», «Транзит» и изображение Государственного флага Российской Федерации, должна исключать возможность их изменения в процессе эксплуатации без разрушения знака или изменения структуры применяемых материалов. Законодательством о безопасности дорожного движения категорически запрещено использование государственных регистрационных номеров, не соответствующих Государственным стандартам. Любое изменение номеров, в том числе и путем дополнения (покрытия) их какими- то составами, наклейками, магнитами и т.п. может быть при определенных условиях приравнено к подделке государственного регистрационного знака, за что предусмотрена уголовная ответственность по статье 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и административная по статье 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков, в том числе, управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть. Размещенные на страницах сайта <адрес> материалы направлены на неограниченный круг лиц, пропагандируют противоправное поведение. В целях пресечения совершения гражданами правонарушений прокурор просила признать информацию, размещенную на интернет-странице: <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В предоставленном письменном отзыве указано, что обязанность операторов связи ограничить доступ к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, распространяемой посредством сети «Интернет», возникает только после внесения такой информации в единый реестр. Поскольку у Управления отсутствуют специалисты, обладающие профессиональными знаниями для экспертной оценки информации, указанной в заявлении прокурора, как запрещенной к распространению на территории РФпосредством сети «Интернет», то вопрос оценки данной информации о наличии или отсутствии признаков запрещенной, оставляют на усмотрение суда. Просит суд в случае удовлетворения заявленных требований прокурора, надлежаще заверенные копии судебных решений, с отметкой о вступлении в законную силу, направить в адрес Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу, для внесения указателей страниц сайтов в единый реестр.

В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Таким образом, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу.

Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает в качестве способа защиты гражданских прав – пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) одной из главных задач и функций прокуратуры России является надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Частью 3 статьи 35 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, когда этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149 – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу положений, установленных в частях 1, 2, а также пункте 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149 – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Итернет» содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основаниями для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с пунктом 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года №1101, основанием для включения в единый реестр, является, в том числе: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

В судебном заседании установлено, что в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте <адрес> фактически организован интернет-магазин по продаже откидных рамок на государственные регистрационные номера автомобилей, способных сделать государственный регистрационный номер автомобиля невидимым для видеофиксации камерами ГИБДД. Размещенная информация с лозунгом: «Рамка-перевертыш» побуждает граждан к противоправным действиям. Заказ товара по установленным ценам возможен по телефону, указанному на сайте, а также посредством электронной почты.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Нормой статьи 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Подделка государственных регистрационных знаков влечет уголовную ответственность по статье 326 Уголовного кодекса Российской Федерации. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков является административным правонарушением, предусмотренным статьей 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 5.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, когда с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака. По данной норме подлежат квалификации также действия, выразившиеся в управлении транспортным средством, на котором государственные регистрационные знаки установлены с нарушением требований государственного стандарта. Типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам и к их установке определены ГОСТом Р 50577-93. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50577-93 не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами.

Технология нанесения цифр, букв и окантовки на регистрационные знаки, включая надписи «RUS», «Транзит» и изображение Государственного флага Российской Федерации, должна исключать возможность их изменения в процессе эксплуатации без разрушения знака или изменения структуры применяемых материалов.

Таким образом, размещенные на сайте <адрес> материалы направлены на неограниченный круг лиц, пропагандируют противоправное поведение в обход установленных законодательством требований для данного вида деятельности. Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

При установленных обстоятельствах требования прокурора о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на страницах сайта <адрес>, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет-странице <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья