ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-210/2021 от 17.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2020-008601-27

Дело № 2-210/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2021 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Алиевой Н.И.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Перми Орловой К.А., действующей на основании удостоверения,

представителя ответчиков администрации города Перми, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми Шишигиной Е.П., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о возложении обязанностей,

установил:

прокурор Ленинского района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о возложении на администрацию г. Перми обязанности обратиться в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу, в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю сзаявлением о принятии на учет: бесхозяйного газопровода ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный); бесхозяйного газопровода по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный); о возложении на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрацииг. Перми обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать указанные газопроводы.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный);газопровод по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный), являются бесхозными, в чьей-либо собственности не находятся. Администрацией Ленинского района г. Перми предоставлена информация о том, что ранее в отношении указанных газопроводов, проводилась процедура определения собственника для последующей передачи их в муниципальную собственность в соответствии с «Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйственного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми», утв. Постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проведенных процедур ДД.ММ.ГГГГ в отношении газопровода по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный) и ДД.ММ.ГГГГ в отношении газопровода ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) – Департаментов жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми приняты решения о нецелесообразности приема в муниципальную собственность. Бездействие администрации г. Перми в связи с непринятием в муниципальную собственность бесхозяйных газопроводов и бездействие департамента жилищно-коммунального хозяйства, являющегося функциональным органом администрации г. Перми, по определению специализированных организаций, которые будут содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозные газопроводы, может привести к неблагоприятным последствиям в случае техногенной аварии на газопроводе.

Представитель истца поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить, поскольку спорные участки газопроводов в собственности не находятся, обслуживающие организаций не определены. Газопроводы являются объектами повышенной опасности. Ранее была проведена проверка, в ходе которой установлено, что спорные объекты являются бесхозными, было принято решение о нецелесообразности приема в муниципальную собственность г. Перми. Газопровод по <Адрес> стоит на кадастровой учете однако сведения о правообладателе отсутствуют.

Представитель ответчиков с заявленными исковыми требованиями не согласилась, указав, что поскольку один из спорных объектов уже стоит на кадастровом учете, он не является бесхозяйным. Право собственности на объект возникает с момента его создания, в связи с чем у газопровода, расположенного по <Адрес> есть собственник. Обязанность по предоставлению ресурсов до конечной точки лежит на ресурсоснабжающей организации. Считает, что владельцами спорных объектов являются организации эксплуатирующие эти объекты.Предмет иска относится к правоотношениям, регулируемым Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». С учетом требований указанного закона требования не соответствуют законодательству, поскольку определение специализированной организации для содержания газопровода не предусмотрено. Считает, что обслуживающие организации спорных объектов определены. Спорные объекты были введены в эксплуатацию с участием АО «Газпром газораспределение Пермь». Газопровод по <Адрес> был построен АО «Газпром газораспределение Пермь» по заказу ОАО «Трест № 14». В связи с чем право владения на созданное имущество возникает у обеих организаций (л.д. 155-156).

Администрация Ленинского района г. Перми представителя в суд не направила, о времени и месте рассмотрении дела извещена надлежащим образом.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен АО «Газпром газораспределение Пермь» (л.д. 181), которое представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрении дела извещено надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, представителя ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения требований.

В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

Из п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 3.2.6.9 Типового положения о территориальных органах администрации города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7, администрация района проводит работу по выявлению бесхозяйных тепловых, газовых сетей и сетей электро-, водоснабжения и водоотведения в пределах границ района (поселка Новые Ляды), определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.

Постановлением Администрации г. Перми от 22.08.2008 № 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее - Регламент), который определяет порядок взаимодействия и разграничивает функции функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми (далее - бесхозяйный объект) и подготовке документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект.

В соответствии с п. 2.2 Регламента результатом взаимодействия функциональных и территориальных органов является постановка бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект, с последующей государственной регистрацией права муниципальной собственности в органе, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - уполномоченный орган), и включение бесхозяйного объекта в реестр муниципального имущества города Перми.

Кроме того, Регламентом предусмотрено, что Территориальный орган администрации г. Перми (п. 3.2.2) в течение 3 рабочих дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа от права собственности физического или юридического лица на недвижимое имущество направляет уведомление в отраслевую муниципальную организацию о проведении совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, а в случае если объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, относится к объектам газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты инженерно-технического обеспечения), дополнительно - в специализированную организацию, осуществляющую соответствующие виды деятельности с использованием сетей, технологически связанных с объектом инженерно-технического обеспечения (далее - специализированная организация).

Совместное обследование объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, должно быть проведено не позднее 10 рабочих дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа физического или юридического лица от права собственности на недвижимое имущество.

По результатам совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется акт осмотра технического состояния объекта, в котором указываются основные характеристики, позволяющие идентифицировать объект (наименование, местоположение, прочие сведения о технических характеристиках объекта и его техническом состоянии). Для объектов инженерно-технического обеспечения дополнительно:

в акте осмотра технического состояния объекта устанавливается организация, сети которой непосредственно соединены с объектами инженерно-технического обеспечения;

составляется схема объекта в масштабе не менее 1:1000.

Акт осмотра технического состояния объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется и подписывается всеми участниками осмотра в течение 5 рабочих дней со дня проведения осмотра.

Пунктом 3.2.3 Регламента установлено, что в течение 45 дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, осуществляет сбор документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или его собственник неизвестен:

документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, подтверждающие, что объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

документы, выданные государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подтверждающие, что право собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрировано;

документы, подтверждающие отсутствие правообладателей объектов инженерно-технического обеспечения, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества;

документы, выданные уполномоченным органом, подтверждающие, что права собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрированы.

Объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, определяется как бесхозяйный объект с даты поступления в территориальный орган документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался.

После поступления документов, указанных в пункте 3.2.3 Регламента, с учетом целевого назначения выявленного бесхозяйного объекта по отраслевому принципу в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий функциональный орган документы для получения заключения предусмотренного абзацем вторым пункта 3.3.1 Регламента, а в отношении бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения - также для определения особых условий, параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения (при необходимости) и специализированной организации, принимающей выявленный бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения на техническое обслуживание и содержание (эксплуатацию) (п. 3.2.4 Регламента).

В течение 90 дней с даты получения положительного заключения, предусмотренного пунктом 3.3.1 настоящего Регламента, обеспечивает постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет (в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН), на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а также получение технического паспорта на него (п. 3.2.5 Регламента).

Функциональный орган в соответствии с отраслевой принадлежностью выявленного бесхозяйного объекта в течение 7 рабочих дней с момента поступления документов, предусмотренных пунктом 3.2.4 Регламента, направляет в соответствующий территориальный орган и департамент заключение о (об): обоснованности и целесообразности (далее - Положительное заключение) либо нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми; определении особых условий и параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта (при необходимости); определении специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект (п. 3.3.1 Регламента).

Решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 № 138 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми.

В соответствии с п. 1.1 Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее - Департамент) является функциональным органом администрации города Перми.

В соответствии с п. 3.1.15 Положения, департамент обеспечивает содержание и проведение ремонта объектов инженерной инфраструктуры до даты принятия указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по Пермскому краю и ликвидации неблагоприятных последствий проведения указанных работ либо до даты определения собственника указанных объектов.

В судебном заседании установлено, что газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный); газопровод по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный) в чьей-либо собственности не находятся (л.д. 29-31,34-40, 42, 74-85, 99-107).

Из письма администрации Ленинского района администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственники газопровода ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный); газопровода по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный) не установлены (л.д. 15, 172).

Из письма администрации Ленинского района администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером . Имеется технический паспорт инв. от 2017 года (л.д. 16, 43).

Газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный); газопровод по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находятся на территории эксплуатации АО «Газпром газораспределение Пермь» (л.д. 6-14).

Из письма АО «Газпром газораспределение Пермь» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ на объект газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) председателем комиссии – представителем заказчика является заместитель генерального директора ОАО «Трест № 14» ФИО4 (л.д. 18).

Из письма ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о газопроводе ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества с указанными идентифицирующими данными отсутствуют (л.д. 19).

Из письма АО «Газпром газораспределение Пермь» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ на объект газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) председателем комиссии – представителем заказчика является заместитель генерального директора ОАО «Трест № 14» ФИО4 Газопровод среднего давления к объекту по <Адрес> врезан в газопровод среднего давления, расположенный на пересечении <Адрес>, и <Адрес>, принадлежащий АО «Газпром газораспределение Пермь» на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 20-21).

ДД.ММ.ГГГГ приемочная комиссия в составе председателя комиссии – представителя заказчика: Заместителя генерального директора ОАО «Трест № 14» ФИО4 приняла законченного строительством объект газораспределительной системы - газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) (л.д. 22-28, 118-121).

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ сведения об объекте недвижимости газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) отсутствуют (л.д. 29-31).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ленинского района администрации г. Перми произведен осмотр бесхозяйного объекта - газопровода ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный), установлено, что начальная точка – присоединения на <Адрес> к сетям АО «Газпром газораспределение Пермь», конечная точка – задвижка, сеть газопровода в общедомовой собственности МКД Ленина, 10 (л.д.32).

Из письма Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-ГУисх31-02-2-20-865 следует, что газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) в реестре государственной собственности не числится (л.д. 33).

Из письма Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) в реестре муниципальной собственности имущества г. Перми не числится (л.д. 41, 64).

Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ газопровод среднего давления – Литера Сгr1, протяженностью 23,56 кв.м. от существующего изолирующего фланцевого соединения (ИФС) до ГРПШП-А-01-У по <Адрес> с установками: кран шаровой в надземном исполнении Ду-50; штуцер; свеча продувная; газорегуляторный пункт шкафной ГРПШН-А-01-У с одной линии редуцирования и байпасом признан общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес>. Признано право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <Адрес> на среднего давления – Литера Сг1, протяженностью 23,56 кв.м. от существующего изолирующего фланцевого соединения (ИФС) до ГРПШП-А-01-У по <Адрес> с установками: кран шаровой в надземном исполнении Ду-50; штуцер; свеча продувная; газорегуляторный пункт шкафной ГРПШН-А-01-У с одной линии редуцирования и байпасом (л.д. 44-52).

Из письма ПАО «Строительно-монтажный трест № 14» от ДД.ММ.ГГГГ-ОКС следует, что ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение между ОАО «Трест № 14» и администрацией <Адрес> по застройке квартала в <Адрес>. Застройщиком жилого дома выступала администрация <Адрес>. Газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) ПАО «Строительно-монтажный трест № 14» не принадлежит и на балансе не числится (л.д. 54).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ленинского района г. Перми и ОАО «Строительно-монтажный тест » заключено соглашение, которым определяются взаимоотношения сторон по расселению ветхого муниципального жилья и строительству с вводом в эксплуатацию комплекса зданий на земельном участке Ленина, 10, в квартале № 84 Ленинского района г. Перми (л.д. 55-56).

Из письма ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ДД.ММ.ГГГГ года поступило соглашение подписанное ОАО «Строительно-монтажным трестом », которому принадлежит объект газораспределительной системы газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) (л.д. 68).

Из соглашения заключенного между ЗАО «Фирма Уралгазсервис» и ОАО «Строительно-монтажный трест » следует, что заказчику на праве хозяйственного ведения принадлежит объект газораспределительной системы - газопровод по ул. Клименко в г. Перми, расположенный на земельном участке, находящемся по адресу: <Адрес> (л.д. 69).

Из письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ-ри следует, что прием выявленного бесхозяйного объекта, газопровода ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный), в муниципальную собственность г. Перми нецелесообразно (л.д. 70, 94).

Из письма администрации Ленинского района администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией Ленинского района проведена работа по выполнению бесхозяйного объекта газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) (л.д. 72-86).

Согласно выписке из ЕГРН газопроводу ср. д. к ж.д. по <Адрес>, от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410 м (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный/надземный) присвоен кадастровый , собственник отсутствует (л.д. 9-106)

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ сведения об объекте недвижимости - газопроводе по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный) отсутствуют (л.д. 107).

Из письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прием выявленного бесхозяйного объекта, газопровода по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный), в муниципальную собственность г. Перми нецелесообразно (л.д. 90-93).

Из письма департамента имущественных отношений администрации г. Перми следует, что бесхозяйный газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес> от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410м. (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материл – сталь; расположение – подземный/надземный); газопровод по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный) в реестре муниципальной собственности не числится (л.д. 112).

Из письма по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № П31-02-1-19-117 следует, что газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес> от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410м. (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материл – сталь; расположение – подземный/надземный); газопровод по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный) в реестре государственной собственности Пермского края не учитывается (л.д. 113).

Из письма Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ-ЕМ-06/9711 газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес> от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410м. (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материл – сталь; расположение – подземный/надземный); газопровод по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный) в реестре федерального имущества отсутствуют. Также вышеуказанные сведения отсутствуют в архиве реестра федерального имущества (л.д. 114).

Из письма Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес> от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410м. (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материл – сталь; расположение – подземный/надземный); газопровод по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный) не зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов. Данными о правообладателе данных газопроводах не располагают (л.д. 115).

Из письма АО «Газпром газораспределение Пермь» от ДД.ММ.ГГГГ № ПФ-6885 следует, что газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес> от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410м. (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материл – сталь; расположение – подземный/надземный); газопровод по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный) на их балансе не числятся. Газопровод по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный) отключен с установкой заглушки в ГК (газовый колодец в месте врезки) (л.д. 116-117).

Согласно акту приемки газопровода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ монтаж газопровода по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный) выполнен по заказу Пермской табачной фабрики (л.д. 122-129, 159-160).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорные участки газопроводов являются бесхозяйным имуществом, поскольку собственники не установлены, на балансе объекты не состоят, в ЕГРН сведений о правообладателях не имеются, сведений о том, что данные объекты значатся в реестре муниципальной собственности суду также не представлено. Отсутствие собственников объектов и организаций, которые следят за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по газоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния газопроводов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния газопроводов не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Доводы ответчика о том, что право собственности на газопровод по <Адрес> должны были зарегистрировать либо подрядчик строительства АО «Газпром газораспределение Пермь», либо заказчик ОАО «Трест № 14» не может быть принят во внимание, поскольку в рамках настоящего дела разрешается вопрос об обязанности принять на учет участки инженерных коммуникаций как бесхозяйное имущество, но не обязанности оформить в их отношении право муниципальной собственности.

Обязанность застройщика безвозмездно передать инженерные коммуникации в собственность муниципального образования, предусмотрена, в частности, статьей 18.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Ссылки на отсутствие со стороны застройщика действий для оформления права собственности на созданные сети и отсутствие инициативы застройщика или собственников на передачу сетей в муниципальную собственность сами по себе не опровергают правомерности доводов истца о возложении на ответчиков обязанность принять на учет участков коммуникаций как бесхозяйного имущества.

Доводы о том, что надлежащим ответчиком является АО «Газпром газораспределение Пермь» основаны на неверном толковании действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела, допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены. Факт того, что спорные газопроводы являются бесхозяйными, не опровергнут, а факт использования сети поставщиком соответствующего ресурса ООО «Газпром газораспределение Пермь» не является достаточным основанием для признания газопроводов принадлежащим ему либо лицам, для обслуживания которых данный участок сети служит.

Учитывая, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления, то именно они должны осуществлять мероприятия по выявлению, постановке на учет как бесхозяйных недвижимых вещей и заключению договоров на обслуживание газовых сетей. Мероприятия по выявлению бесхозяйных ресурсоснабжающих сетей, оформлению их в собственность и управление ими должны включаться в региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении эффективности». Аналогичная позиция отражена в письме Министерства энергетики Российской Федерации № 06-439 от 29.03.2017.

Кроме того, согласно положению ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления.

Согласно п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В связи с чем ситуация отсутствия собственника у газопроводов недопустима. Отсутствие собственника газопровода влечет неисполнение обязанностей по содержанию имущества и создает угрозу жизни и безопасности жителей и риск возникновения аварийной ситуации, предупреждение которых также является одной из функций органов местного самоуправления.

Газопровод по <Адрес> краю, при этом право собственности на данный газопровод не оформлено. Орган местного самоуправления в силу положений ст. 225 ГК РФ является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, а также правом признания в дальнейшем права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, иной субъект для таких действий законом не определен.

Таким образом, принимая во внимание, что орган местного самоуправления не исполняет возложенную на него обязанность и не принимает необходимых мер по постановке бесхозяйного имущества на учет, а также счел данные действия нецелесообразными, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, полагает необходимым возложить на администрацию г. Перми обязанность в порядке, установленном п. 3 ст. 225 ГК РФ,обратиться с заявлением по постановке на учет спорных объектов в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает предложенный прокурором срок исполнения обязанностей разумным и с учетом отсутствия доказательств обратного признает требования прокурора в части установления такого срока обоснованным.

Принимая во внимание нормы Регламента и Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, суд считает, что обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) спорные бесхозяйные газопроводы, следует возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрацииг. Перми, как уполномоченный функциональный орган администрации г. Перми.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на администрацию города Перми обязанность в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном п. 3ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет:

- бесхозяйного газопровода ср. д. к ж.д. по <Адрес> от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410м. (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материл – сталь; расположение – подземный/надземный);

- бесхозяйного газопровода по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный).

Возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать:

- бесхозяйный газопровод ср. д. к ж.д. по <Адрес> от места врезки на пересечении <Адрес>, протяженностью 410м. (технические характеристики: диаметр – 159; 57 мм.; давление – 0,3 Мпа; материл – сталь; расположение – подземный/надземный);

- бесхозяйный газопровод по ул. <Адрес>) (год ввода в эксплуатацию – 1978; технические характеристики: протяженность – 0,2160 км.; диаметр – 89мм.; давление – 0,3 Мпа; материал – сталь; расположение – подземный).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись -И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

Мотивированное решение изготовлено 24.03.2021

Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-210/2021

Ленинского районного суда г. Перми