ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-211 от 29.04.2011 Нижнеломовского районного суда (Пензенская область)

                                                                                    Нижнеломовский районный суд Пензенской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижнеломовский районный суд Пензенской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-211/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Нижний Ломов 29 апреля 2011 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Мананниковой В. Н.,

с участием прокурора Андреева М. В.,

адвоката Белоглазова О. О.,

при секретаре Поляковой Е. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению , , , , , ,  об оспаривании представления Нижнеломовского межрайонного прокурора,

у с т а н о в и л :

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора, указав, что в апреле 2011 года им стало известно, что Нижнеломовским межрайонным прокурором ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление №, согласно которому на ООО «Нижнеломовская управляющая компания», на обслуживании которой находится дом, в котором они живут (), возложена обязанность по демонтажу врезных замков на проходном подъезде. Из текста данного представления, по мнению прокурора, следует, что оборудованием входных дверей подъезда домофонами нарушено законодательство о пожарной безопасности. Однако, как считают заявители, представление прокурора противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит отмене, поскольку домофон установлен с письменного согласия большинства собственников жилых помещений дома, специализированной компанией, а не самовольно; домофон принадлежит не управляющей компании, а жильцам, установившем его на собственные средства; домофон не является внутренним замком и при этом имеет свободный доступ к открытию электромагнитного замка изнутри помещения без применения ключа, а также снаружи путём обесточивания здания; требования пожарной безопасности, на которые ссылается в представлении прокурор, не содержат запрета на установку домофона, поскольку он не препятствует свободному открыванию изнутри без ключа. Просили отменить представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №.

В судебном заседании заявители ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, представитель заявителей адвокат Белоглазов О. О. (ордер №24 от 24 апреля 2011 года) требование об отмене представления поддержали, сославшись на доводы, изложенные в заявлении. Кроме того, адвокат Белоглазов О. О. доводы заявления дополнил тем, что до отключения электричества в доме в целом, домофон отключается простым выключением выключателя в щитке, установленном в подъезде (отключается, как обычная лампочка). А открытие двери снаружи подъезда производится, даже при закрытом электромагнитном замке, путём приложения небольшого усилия.

Кроме того, заявитель ФИО1 суду пояснила, что в их подъезде имеется люк на крышу здания, где установлены антенны, в том числе, спутниковые. В июле 2010 года пока в жилом доме шёл ремонт, люк не закрывался, туда проникали посторонние лица и ломали антенны.

Заявитель ФИО6 пояснила, что её квартира находится на первом этаже, для прохода через здание используют их подъезд не только живущие в доме, но и посторонние лица. Так, неизвестные хулиганы ночью ногами стучат в дверь, нарушая покой и порядок, а также портят её имущество. В подъезде до установки домофона жить стало небезопасно, так как, фактически дверь её квартиры выходит на улицу.

Заявитель ФИО3 суду пояснила, что их подъезд, особенно в зимнее время, используют подростки, которые хулиганят в нём, распивают спиртное, оставляя мусор, справляя в нём естественные нужды. При этом, используя подъезд для прохода, другие жильцы не ставят вопрос об его уборке, полагая, что за них это должны делать жильцы этого подъезда.

Заявитель ФИО2 в суд не явилась, со слов других заявителей, своей дочери, присутствовавшей в судебном заседании, извещена, не возражала против рассмотрения дела в её отсутствие.

Помощник Нижнеломовского межрайонного прокурора Андреев М. В. с заявлением не согласился, пояснив, что в районную прокуратуру обратилась жительница  ФИО13, по мнению которой, нарушаются права на пользование сквозным проходом, так как сквозной проход является местом общего пользования, а не собственностью жильцов этого подъезда. При проведении проверки по заявлению ФИО14 были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно, то, что двери в сквозном проходе подъезда не имели свободный доступ снаружи, поэтому в адрес управляющей компании и вынесено представление. Доводы заявителей и их представителя считает не состоятельными, поскольку для открывания двери снаружи необходимо приложить усилие, равное 450 кг., а электрощитки в подъездах должны быть закрыты.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Нижнеломовская управляющая компания» ФИО8, действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что , находится на обслуживании в их компании. Нарушения правил пожарной безопасности их предприятием допущено не было, поскольку домофон в проходном подъезде жилого дома установлен самими жильцами и является их собственностью, а не общим имуществом всех собственников жилого дома. Тем не менее, именно в их адрес было вынесено представление прокурора, которое они исполнили ДД.ММ.ГГГГ путём открытия электронного замка.

Представитель привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица - отделения надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Пензенской области в Нижнеломовском районе начальник отделения ФИО9 с доводами заявителей согласился, пояснив, что именно их отделение дало заключение прокурору о нарушении правил пожарной безопасности установкой в проходном подъезде жилого дома домофона. Однако, данный вопрос был проработан поверхностно, без исследования всех необходимых обстоятельств, а потому вывод о нарушении правил пожарной безопасности явился преждевременным.

Выслушав объяснения заявителей, их представителей, представителей заинтересованных лиц, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года №2202-1 предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно ч.3 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года №2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 ст.21 настоящего Федерального закона, в том числе, вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов, указанных в пункте 1 ст.21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно (ч.4 ст.22).

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ст.24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года №2202-1).

Материалами дела установлено, что  находится на обслуживании в ООО «Нижнеломовская управляющая компания» (протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ).

Собственниками квартир подъезда этого дома ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО10 произведён сбор денежных средств на установку домофона (ведомость сбора денежных средств), после чего произведена оплата работ (квитанции к приходному кассовому ордеру  от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Из объяснений заявителей следует, что установка домофона была произведена с согласия большинства собственников всего жилого дома, в подтверждение чего представлен список согласия жильцов на установку домофона, содержащий 51 подпись.

Данное имущество (домофон), хоть и является электрическим оборудованием и обслуживает более одного помещения, не является общим имуществом собственников всех помещений в многоквартирном жилом доме (ст.36 ЖК РФ), поскольку является съёмным, приобреталось на личные средства собственников нескольких квартир, и после приобретения права собственности на жилые помещения, а потому в силу ст.218 ГК РФ является собственностью лиц, его приобретших.

Из надзорного производства Нижнеломовской межрайонной прокуратуры № по обращению ФИО14 следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Нижнеломовскую межрайонную прокуратура обратилась жительница дома № по  ФИО24, указав, что данный дом имеет проходной коридор (сквозной проход), который был открыт с момента строительства дома. В настоящий момент сквозной проход перекрыт жильцами этого подъезда на кодовый замок, код которого ей не известен. Кроме того, имеется информация, что ведётся подготовка для установки в подъезде домофона, якобы, с согласия администрации г. Нижний Ломов. Так как проходной коридор является местом общего пользования всех жителей этого дома, а не жителей одного подъезда, просила разъяснить, на каком основании жильцы подъезда препятствуют другим жителям этого дома пользоваться общим имуществом.

При этом о возможности нарушения норм пожарной безопасности жильцами седьмого подъезда в обращении ФИО14 сказано не было.

ДД.ММ.ГГГГ помощником Нижнеломовского межрайонного прокурора Андреевым М. В. с привлечением специалиста - государственного инспектора ОНД Нижнеломовского района УНД МЧС России по Пензенской области ФИО17 проведена проверка пожарной безопасности многоквартирного дома № по , в результате которой установлено, что многоквартирный жилой дом № имеет протяжённость более 100 метров, в связи с чем на первом этаже дома в литере А3 имеется проходной коридор, что является необходимым для обеспечения пожарной безопасности, проведения аварийно-спасательных работ, беспрепятственного проникновения в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф, и иных чрезвычайных ситуаций. Однако, в нарушение требований законодательства входные двери проходного подъезда дома оборудованы домофонами, что не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан.

Поскольку специалистом в области пожарной безопасности были установлены нарушения законодательства, прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес организации, уполномоченной устранить допущенное нарушение - ООО «Нижнеломовская управляющая компания», было внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности №.

Из представления Нижнеломовского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в нарушение ст.ст.20, 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ, п.7.4.1 Строительных норм и правил (СНиП) 31-01-3003, согласно которому сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 метров, входные двери проходного подъезда многоквартирного дома № по  оборудованы домофонами, что не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан. Руководителю ООО «Нижнеломвская управляющая компания» предписано незамедлительно принять меры к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности при незаконной установке врезных замков на проходном подъезде и в течение месяца доложить о результатах рассмотрения представления.

Выводы Нижнеломовского межрайонного прокурора о нарушении требований обеспечения пожарной безопасности, изложенные представлении от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют нормам действующего законодательства, сделаны преждевременно, без полного исследования всех обстоятельств дела, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.20 Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Согласно ст.22 Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи.

Из п.14 ст.67 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях следует располагать на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий, сооружений и строений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

Согласно п.7.4.1. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятых Постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 года № 109, сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой - не менее 4,25 м для зданий высотой до 50 м и не менее 4,5 м - для зданий высотой более 50 м. Сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 м.

Допускается не устраивать сквозные проходы через лестничные клетки при устройстве водопроводных сетей с установкой на них пожарных гидрантов с двух противоположных сторон здания.

Как следует из технического паспорта на жилой дом № по , его протяжённость составляет по результатам последней инвентаризации, более 100 метров. Подъезд №, в котором проживают заявители, имеет сквозной проход. В то же время, так называемая вставка - то есть подъезд, где проживают заявители, согласно проектной документации, планировалась как отдельно стоящий 12-квартирный жилой дом.

Данное обстоятельство подтвердила свидетель ФИО18 - заместитель директора МУП Нижнеломовского района БТИ, пояснившая, что в архивной документации на дом № по , подъезд, в котором проживают заявители, планировался как отдельный жилой дом, однако, затем все соседние и прилегающие к этому дому другие дома соединили, а в седьмом подъезде на первом этаже одну квартиру переоборудовали в лестничную площадку и выход, в связи с чем в настоящее время в данном подъезде не 12, а 11 квартир. Сделано это было в целях соблюдения требований пожарной безопасности.

Таким образом, требование обеспечения пожарной безопасности об обустройстве сквозного прохода через здание - жилой дом № по , имеющее длину более 100 метров, на которое ссылается прокурор в своём представлении, в данном случае соблюдено.

Кроме того, п.6.18 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» регламентировано, что двери эвакуационных выходов не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. Аналогичное требование содержится в п.52 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утверждённых приказом МЧС РФ №313 от 18 июня 2003 года, а именно, в нём указано, что запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Из разъяснений технической литературы следует, что домофон - это электронное переговорное устройство, служащее для обеспечения безопасности жилых и рабочих помещений. Современные домофоны обычно обеспечивают связь с электрическим замком, хотя замок не является составной частью домофона, а только исполняет команду открытия двери. Возможные варианты замка: электромеханический замок - представляет собой засов, выдвигаемый с помощью электромагнита или электродвигателя; электромагнитный замок - электромагнит, удерживающий дверь. В случае отключения электричества становится в положение «открыто».

Таким образом, установленные на дверях подъезда № дома № по  домофоны отвечают требованиям строительных норм и правил, Правилам пожарной безопасности, так как свободно без применения ключа открывают запорное устройство (электромагнитный замок) изнутри помещения - из подъезда, простым нажатием кнопки на нём, то есть лица, находящиеся внутри здания, имеют свободный доступ к открытию изнутри без применения ключа. Кроме того, при отключении электроэнергии в доме, что делается в первую очередь (создание условий, препятствующих развитию пожара), электромагнитные замки домофонов становятся в положение «открыто», что исключает вероятность запирания входа. Других требований к дверям, сквозным проходам зданий законодательством о пожарной безопасности не предусмотрено.

Более того, вывод суда о соответствии установленных домофонов требованиям пожарной безопасности подтверждён ответом заместителя начальника Главного управления МЧС России по Пензенской области - начальником Управления надзорной деятельности ФИО19 жильцам дома № от ДД.ММ.ГГГГ за №,куда, не согласившись с представлением прокурора, вынесенного по результатам заключения специалиста - государственного инспектора ОНД Нижнеломовского района УНД МЧС России по Пензенской области ФИО17, обратились заявители.

В названном ответе указано, что ФИО19 рассмотрено заявление по вопросу установки электромагнитных замков (домофонов) на входных дверях подъезда № жилого дома № по ул. , в котором расположен сквозной проход через лестничную клетку подъезда, и сообщено, что установка электромагнитных замков, имеющих функции открытия изнутри без ключа, в том числе, при отключении электроснабжения, на входных дверях многоквартирных жилых домов, не противоречит обязательным требованиям пожарной безопасности.

Данный ответ был подготовлен специалистом Управления надзорной деятельности по Пензенской области ФИО21, который, как следует из объяснений заявителей, выезжал и изучал вопрос на месте, в том числе, и с привлечением специалистов пожарной части.

Так, допрошенный в качестве свидетеля заместитель начальника седьмой пожарной части ФПС 5-го отряда ФПС по Пензенской области подполковник ФИО20 суду пояснил, что вопрос об установке домофонов в доме № по  разрешался с его привлечением. Он представил ФИО21 информацию о размещении гидрантов вокруг дома, а именно то, что со стороны памятника (пушка) на расстоянии 60-80 метров от дома имеется кольцевой пожарный гидрант производительностью 30 л/сек. С противоположной стороны здания имеется ещё один действующий гидрант. Кроме того, на территории бывшего военкомата (вторая промплощадка) также имеется гидрант, к которому в случае возникновения пожара для его тушения можно подсоединиться. Все эти гидранты занесены в техническую документацию их пожарной части, и при поступлении сигнала о пожаре дежурный диспетчер ищет в документации ближайшие для использования и заносит в планшет вызова. Тушение пожара производится только при отключении электроснабжения. Основной задачей пожарных является спасение людей и имущества. При наличии домофонов на дверях подъездов препятствий для выхода людей не имеется, так как они могут свободно их открыть изнутри, а при обесточивании здания домофоны будут открываться как обычные двери. Для эвакуации людей из других подъездов использовать данный подъезд не обязательно, так как люди должны быть отведены на безопасное расстояние, а не куда-то конкретно. Сложности открытия двери снаружи сотрудниками пожарных частей также не существует, так как на вооружении в пожарных частях имеются специальные средства для открытия дверей, снятия решёток с окон.

В судебном заседании был также допрошен в качестве свидетеля старший УУ ОВД по Нижнеломовскому району ФИО22, пояснивший, что после проведения капитального ремонта в доме, жильцы седьмого подъезда неоднократно жаловались на порчу их имущества, нарушение покоя и личной безопасности. Заявления проверялись, изложенные в них обстоятельства находили своё подтверждение, но в силу различных причин уголовные дела не возбуждались.

В силу ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Из данной нормы следует, что именно должностное лицо - прокурор обязано доказать законность принятого им решения.

Поскольку в суд таких доказательств прокурором не представлено, а нарушения законодательства о пожарной безопасности при проведении проверки по жалобе ФИО14, на которые ссылается прокурор, не являются таковыми, представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону, а также нарушает права заявителей на пользование имуществом, находящимся в собственности, при этом право на жизнь и здоровье установкой домофона не нарушено. Напротив, данное техническое устройство гарантирует жильцам проходного подъезда соблюдение общественного порядка, а также на защиту своего имущества.

При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

заявление

- , ;

- , ;

- , ;

- , ;

- , ;

- , ;

- , ,

об оспаривании представления Нижнеломовского межрайонного прокурора удовлетворить.

Представление Нижнеломовского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности», обязывающего ООО «Нижнеломовская управляющая компания» незамедлительно принять меры к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности при незаконной установке врезных замков на проходном подъезде многоквартирного дома , признать не соответствующим закону и отменить.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья В. Н. Мананникова