ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2110/20 от 11.01.2021 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-2110/2020

УИД 76RS0017-01-2020-002382-13

Принято в окончательной форме 11.01.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2020 года г.Ярославль

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Хахиной А.М.,

при секретаре Степановой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ярославского района Ярославской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Заволжского с/п ЯМР ЯО, в котором просил:

- обязать Администрацию Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области поставить сети газоснабжения высокого к жилым домам, расположенные по адресу: <адрес>), давление – высокое, протяженностью 152,25 м., на учет в качестве бесхозяйных вещей.

В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру Ярославского района Ярославской области поступили сведения о несоблюдении законодательства в сфере муниципальной собственности, жилищно-коммунального хозяйства. При этом установлено, что на территории Заволжского сельского поселения ЯМР ЯО выявлены бесхозяйные газопроводы и сооружения, находящиеся в зоне эксплуатационной ответственности АО «Газпром газораспределение Ярославль», по которым не решен вопрос о возможных способах законного обслуживания, а именно: сети газоснабжения высокого давления, расположенные по адресу: <адрес> протяженностью 152,25 м.

Ссылается на то, что Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» обязанность газораспределительной организации по содержанию бесхозяйных газовых сетей не предусмотрена.

Также ссылается на положения ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Указывает, что газораспределительные сети и сооружения на них являются объектами повышенной опасности и должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, а также требованиям государственных стандартов Российской Федерации.

Представитель истца – помощник прокурора Ярославского района Ярославской области Шведун О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – Администрации Заволжского с/п ЯМР ЯО по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала по иску, представив письменный отзыв. Пояснила, что действительно на основании поступивших ответов на запросы следует, что отсутствуют сведения о собственнике данного имущества, хотя он возводился на основании технических условий, застройщиком, был принят надлежащим образом. Считает, что с учетом положений ст.234 ГК РФ АО «Газпром газораспределение Ярославль», как организация, основным видом деятельности которой является подача газа потребителям через сети, вправе оформить сети газоснабжения в свою собственность, поскольку фактически совершает действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Указывала на то, что оформление бесхозяйного имущества негативно сказывается на бюджете сельского поселения, поскольку необходимо подготовить технический план сооружения, осуществить постановку на кадастровый учет, что требует больших финансовых затрат.

Представители 3-х лиц – Администрации ЯМР ЯО, АО «Газпром газораспределение Ярославль» в суд не явились по неизвестной причине, о дне слушания дела извещены заранее, надлежащим образом.

Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению:

Согласно пп.4 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.8.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу п.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Пунктом 5 данного Порядка установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

В соответствии с требованиями ст.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 и п. 68-71 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, для обеспечения условий безопасности эксплуатации сетей газораспределения собственнику необходимо заключить договор на аварийное и техническое обслуживание со специализированной организацией.

По смыслу указанной выше правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать.

В судебном заседании установлено, что на территории Заволжского сельского поселения ЯМР ЯО выявлены бесхозяйные газопроводы и сооружения, находящиеся в зоне эксплуатационной ответственности АО «Газпром газораспределение Ярославль», по которым не решен вопрос о возможных способах законного обслуживания, а именно: сети газоснабжения высокого давления, расположенные по адресу: <адрес> общей протяженностью 152,25 м.

В отношении данного объекта недвижимости сведения в ЕГРН отсутствуют, что подтверждается уведомлением Управления Росреесра по Ярославской области от 23.11.2020.

Из ответа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 20.11.2020 следует, что газопровод высокого давления, протяженностью 80 м., расположенный по адресу: <адрес> в реестре имущества, находящегося в собственности Ярославской области не значится.

Согласно сведениям реестра муниципального имущества Ярославского муниципального района, указанный выше газопровод в реестр муниципального имущества не включен, что подтверждается ответом КУМИ Администрации ЯМР ЯО.

Из ответа АО «Газпром газораспределение Ярославль» следует, что 22.02.2005 выданы технические условия на газоснабжение 10 коттеджей в районе <адрес> застройщику ФИО1. 05.10.2001 выданы технические условия на присоединение к газораспределительной сети ФИО1 10.09.2013 подписан акт о приемке законченного строительством объекта системы газоснабжения, согласно которого принят газопровод высокого давления к коттеджному поселку в <адрес> общей протяженностью 152,25 м., в том числе подземный газопровод протяженностью 148,80 м., газопровод надземный протяженностью 3,45 м.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ФИО1 исключена из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесена соответствующая запись.

Таким образом, собственник газопровода высокого давления, общей протяженностью 152,25 м., расположенного по адресу: <адрес>), не определен, газовая сеть ни за кем не закреплена, за ее соответствием нормам в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, а также требованиям государственных стандартов РФ, никто не следит. Таким образом, имеются признаки бесхозяйной вещи.

Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйный объект газоснабжения, установления их владельца, может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности.

По смыслу ст.225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу указанного заявления, законодателем не указаны, а следовательно, это обязанность органа местного самоуправления.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о возможности в настоящее время оформления сетей газоснабжения в собственность АО «Газпром газораспределение Ярославль», поскольку с указанными требованиями в суд данная организация не обращалась, а также судом учитывается и срок приобретательной давности для сетей газопровода, являющихся по смыслу ст.130 ГК РФ недвижимой вещью – 15 лет, которые в настоящее время не истекли, с учетом ввода газопровода в эксплуатацию 10.09.2013.

Судом учитывается, что газопровод является источником повышенной опасности и отсутствие надлежащим образом оформленного кадастрового учета, технической документации на данный объект, отсутствие постановки на учет в качестве бесхозяйной вещи, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные и безопасные условия проживания.

С учетом приведенных выше обстоятельств, с учетом требований ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд считает необходимым возложить на Администрацию Заволжского с/п ЯМР ЯО обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес> общей протяженностью 152,25 м. (в том числе подземный газопровод – 148,8 м., надземный газопровод – 3,45 м.).

Данные сроки суд считает разумными и достаточными, исходя из обстоятельств дела и пояснений участников процесса.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Администрацию Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области принять меры к постановке учет в качестве бесхозяйных вещей в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, общей протяженностью 152,25 метров (в том числе подземный газопровод – 148,8 метров, надземный газопровод – 3,45 метров), в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья А.М.Хахина