ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2110/2023 от 11.09.2023 Железногорского городского суда (Красноярский край)

24RS0016-01-2023-001489-19

2-2110/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2023 г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при помощнике судьи Юшкевич Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Светланы Николаевны к Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю о взыскании недополученных компенсационных выплат, отпускных,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю с требованием о взыскании недополученных компенсационных выплат и отпускных, мотивируя свои требования следующим.

Истица проходила государственную гражданскую службу на основании государственного контракта от « 18 » декабря 2015г. № 326 в должности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Красноярскому краю. В 2022 году в связи с реорганизацией ответчика, путем присоединения Межрайонной ИФНС № 26 по Красноярскому краю г. Железногорск к Межрайонной ИФНС № 24 по Красноярскому краю, истица была предупреждена о сокращении должности гражданской службы по пункту 8.2 части статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе российской Федерации», а затем приказом № ЕД-10-4/1495@ от 16 ноября 2022 года истица была уволена с занимаемой должности.

При увольнении в связи с сокращением должности истцу была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 10 дней, компенсация в размере четырехмесячного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ без учета выплат материального стимулирования, имевших место в период работы истца. Ссылаясь на требования ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" истица просит взыскать недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 49609.90 руб., недоплаченные отпускные в размере 163015.48 руб., компенсационные выплаты при сокращении в размере 581428.05 руб.

В судебное заседание истица не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель ответчика, возражая против иска, пояснил, что средства дополнительного материального стимулирования не относятся к выплатам, предусмотренным п.10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, и не должны учитываться при расчете отпускных и компенсационных выплат при увольнении при сокращении должности, ввиду того, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 13 ст. 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Частью 10 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила от 6 сентября 2007 г. N 562).

Пунктом 2 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно абзацу 1 п. 6 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Абзацем 1 п. 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу 2 п. 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

В ч. 1 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

На основании п. 9 данного Указа Президента Российской Федерации фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацами 8, 10 подп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Судом установлено, что с 08.12.2015 по 25.11.2022 Захарова С.Н. замещала должность государственной гражданской службы - начальник Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю, которая приказом Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 15.08.2022 № ОБ-2.1-02/100 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю» реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю.

Приказом Федеральной налоговой службы от 16.11.2022 № ЕД-10-4/1495@ служебный контракт с Захаровой С.Н. расторгнут, истец освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации 25.11.2022 в связи с сокращением должности гражданской службы.

При увольнении, в связи с не включением в расчеты материального стимулирования, начисленная компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск истцу выплачена не в полном объеме: 1744284(материальное стимулирование)/12 (предшествующий период)/29,3(среднемесячное количество дней)х10(количество дней отпуска) =49609 рублей.

При расчете отпускных выплат за период с ноября 2021 г. по ноябрь 2022 г. в связи с не включением в расчеты материального стимулирования имело место недоплата отпускных:

В марте 2022 года (с 9.03.2022 по 18.03.2022г. истцу был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 10 календарных дней. Материальное стимулирование за расчетный период составляло 1230484 руб., сумма отпускных занижена на 3496.70 рублей (1230484/12/29.3х10).

В мае 2022 года (с 11.05.2022 по 19.05.2022 г.) Истцу был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 9 календарных дней. Материальное стимулирование за расчетный период составляло 1467684 руб. В результате сумма начисленных и выплаченных отпускных в мае 2022 года занижена на 37568.70 рублей (1467684/12/29.3х9).

В июле 2022 года (с 9.07.2022 по 28.07.2022 Истцу был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 20 календарных дней. Материальное стимулирование за расчетный период составляло 1415684 руб. В результате сумма начисленных и выплаченных отпускных в июле 2022 года занижена на 80528.10 руб. (1415684/12/29.3х20).

В ноябре 2022 года (с 2.11.2022 по 03.11.2022 Истцу был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 2 календарных дня. Материальное стимулирование за расчетный период составляло 1744284 рублей. В результате сумма начисленных и выплаченных отпускных в ноябре 2022 года занижена на 9921.98 руб. (1744284 /12/29.3х2).

Указанное с учетом вышеприведенных положений пункта 4 части 1 статьи 14, частей 1, 2, 5, 10 статьи 50, частей 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктов 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", абзаца 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", разъяснений, содержащихся в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, позволяет сделать суду вывод о том, что фонд оплаты труда гражданских служащих формируется в том числе за счет средств на иные цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем, выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика средства материального стимулирования подлежат учету при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций за неиспользованный отпуск.

Кроме этого, при выплаченный в период с ноября 2021 г. по октябрь 2022 г. материального стимулирования в размере 1744284 руб. истцу при увольнении не в полном объеме выплачены компенсационные выплаты при сокращении в размере 581428.05 руб. (1744284/12х4)

Таким образом, в пользу истца подлежит вязанию недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 49609.90 руб., недоплаченные отпускные в размере 163015.48 руб., компенсационные выплаты при сокращении в размере 581428.05 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю в пользу Захаровой Светланы Николаевны недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 49609.90 руб., недоплаченные отпускные в размере 163015.48 руб., компенсационные выплаты при сокращении в размере 581428.05 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Железногорском городском суде 18 сентября 2023 г. с 17 часов.

Судья Железногорского городского суда Я.А. Щербакова