Дело № 2-2111/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2014г.
Советский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Склизковой Е.Л.
при секретаре Москалевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Казенному предприятию Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение» о возложении обязанности,
установил:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор в порядке, предусмотренном ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к КППК «Приморское ЛХО» о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства, указав, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов на лесных участках, расположенных в лесном фонде на территории Уссурийского лесничества Приморского края, возложена на КППК «Приморское ЛХО» на основании государственного контракта Приморского края №<номер> от <дата>. В нарушение норм действующего законодательства и положений государственного контракта ответчиком не были проведены обязательные к исполнению лесохозяйственные мероприятия по охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов – выборочные санитарные рубки в выделах <номер> квартала <номер>, выделах <номер> квартала <номер> Пограничного участкового лесничества Уссурийского лесничества.
Прокурор просил суд обязать КППК «Приморское ЛХО» провести в полном объеме лесохозяйственные мероприятия: выборочные санитарные рубки в выделах <номер> квартала <номер> выделах <номер> квартала <номер> Пограничного участкового лесничества Уссурийского лесничества Приморского края в срок до <дата>
В судебном заседании заместитель прокурора Витько Р.В. требования уточнил, по доводам искового заявления просил обязать КППК «Приморское ЛХО» провести в полном объеме лесохозяйственные мероприятия: выборочные санитарные рубки в выделах <номер> квартала <номер>, выделах <номер> квартала <номер> Пограничного участкового лесничества Уссурийского лесничества Приморского края в срок до <дата>.
Представитель ответчика КППК «Приморское ЛХО» по доверенности ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения искового заявления прокурора возражала, полагая его необоснованным, пояснила, что согласно государственному контракту от <дата> № <номер> по Уссурийскому лесничеству были запланированы выборочные санитарные рубки. Срок проведения мероприятий был установлен 1 квартал 2013 года. Однако кварталы <номер> Пограничного участкового лесничества Уссурийского лесничества Приморского края были переданы в разработку по акту по истечению указанного контрактом срока: акт технической приемки выполненных работ по Пограничному участку Уссурийского филиала КГКУ «Примлес» по отводу и таксации лесосек под ВСР был составлен <дата>, однако Департамент лесного хозяйства Приморского края передал указанные кварталы для производства работ только в декабре 2013 года. После передачи Департаментом лесного хозяйства Приморского края указанных кварталов лесохозяйственные мероприятия: выборочные санитарные рубки в выделах <номер> квартала <номер>, выделах <номер> квартала <номер> Пограничного участкового лесничества Уссурийского лесничества Приморского края выполнены не были, поскольку в настоящий момент необходимо проводить иное оздоровительное мероприятие – очистку лесных насаждений от захламленности.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента лесного хозяйства Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 76), об уважительных причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Согласно статье 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
5) иные мероприятия.
Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, ответственность за осуществление мер пожарной безопасности в лесах возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Пунктом 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» установлено, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Из материалов гражданского дела усматривается, что <дата> между Департаментом лесного хозяйства Приморского края (заказчик) и КППК «Приморское ЛХО» (исполнитель) был заключен государственный контракт № <номер> на выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов на лесных участках, расположенных в лесном фонде на территории Уссурийского лесничества Приморского края в 2013 году с одновременной продажей лесных насаждений (л.д. 9-15).
Согласно пункту 1.3 контракта КППК «Приморское ЛХО» обязано выполнить на свой риск собственными (и/или привлеченными) силами и средствами все работы в соответствии с условиями настоящего контракта, Техническим заданием.
Согласно Техническому заданию (приложение к государственному контракту от <дата>. № <номер> КППК «Приморское ЛХО» обязано произвести выборочную санитарную рубку на территории Пограничного участкового лесничества квартал <номер> выдел <номер>, квартал <номер> выделы <адрес> (л.д. 16-25).
Между тем, указанные к исполнению лесохозяйственные мероприятия по охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов КППК «Приморское ЛХО» проведены не были.
Данное обстоятельство подтверждается ответом КППК «Приморское ЛХО» на представление Приморского межрайонного природоохранного прокурора от <дата> № <номер>, в котором отражено, что КППК «Приморское ЛХО» не были проведены обязательные к исполнению лесохозяйственные мероприятия по охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов – выборочные санитарные рубки в выделах <номер> квартала <номер>, выделах <номер> квартала <номер> Пограничного участкового лесничества Уссурийского лесничества (л.д. 34-36), и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Доводы представителя КППК «Приморское ЛХО» о том, что Департамент лесного хозяйства Приморского края передал кварталы Пограничного участкового лесничества Уссурийского лесничества только в декабре 2013 года, не имеют юридического значения для разрешения настоящего спора, поскольку до настоящего времени мероприятия, предусмотренные государственным контрактом, ответчиком не выполнены.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно части 1 статьи 6 указанного Федерального закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом либо в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Таким образом, соответствие пожарного риска предельно допустимым значениям представляет собой соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
В то же время, в судебном заседании установлен факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по организации противопожарной безопасности, касающихся сферы лесных отношений.
Согласно п.п. 2.1, 2.2, 2.3 Устава КППК «Приморское ЛХО» целью деятельности предприятия является реализация полномочий по охране, защите, воспроизводству лесов, осуществлению мер ухода за лесами за счет субвенций из федерального бюджета, переданных органам государственной власти Приморского края. Предметом деятельности Предприятия является в том числе проведение мероприятий в области охраны лесов от пожаров, выборочная санитарная рубка. Для достижения указанной цели Предприятие осуществляет обеспечение пожарной безопасности в лесах: противопожарное обустройство лесов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров и т.д. (л.д.44-45).
Невыполнение КППК «Приморское ЛХО» обязательств по проведению выборочных санитарных рубок в выделах <номер> квартала <номер>, выделах <номер> квартала <номер> Пограничного участкового лесничества Уссурийского лесничества Приморского края подтверждено материалами гражданского дела.
С учетом изложенного, поскольку выявленные нарушения не устранены ответчиком КППК «Приморское ЛХО» до настоящего времени, суд находит требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на КППК «Приморское ЛХО» обязанности провести в полном объеме лесохозяйственные мероприятия: выборочные санитарные рубки в выделах <номер> квартала <номер>, выделах <номер> квартала <номер> Пограничного участкового лесничества Уссурийского лесничества Приморского края обоснованными.
При этом суд принимает во внимание разумность срока, в течение которого прокурор просит обязать КППК «Приморское ЛХО» устранить допущенные нарушения.
По изложенному, руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Казенному предприятию Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Казенное предприятие Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение» в срок до <дата> провести в полном объеме лесохозяйственные мероприятия: выборочные санитарные рубки в выделах <номер> квартала <номер>, выделах <номер> квартала <номер> Пограничного участкового лесничества Уссурийского лесничества Приморского края.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28.08.2014.
Судья Склизкова Е.Л.