23RS0015-01-2021-003438-38 К делу № 2-2111/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ейск «02» декабря 2021 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
Судьи Сухановой А.В.
при секретаре Пидченко О.С.
с участием истца - ФИО1, представителя истца – адвоката Просвириной В.В., представителя ответчика Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарского края по доверенности - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении пенсии по старости, -
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд и просит признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в МО Ейский район Краснодарского края от 24.07.2021 № 210000031043/633984/21 об отказе в установлении пенсии; включить период с 07.05.2001 г. по 31.01.2014 г. в специальный стаж страховой пенсии; обязать УПФР РФ (государственное учреждение) в МО Ейский район Краснодарского края принять решение о назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований истец указал, что 17.07.2021 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в МО Ейский район Краснодарского края от 24.07.2021 № 210000031043/633984/21 истцу отказано в установлении пенсии, ввиду отсутствия специального стажа 15 лет на дату подачи заявления. Истец указал, что в период с 07.05.2001 г. по 31.01.2014 г. работал спасателем в МУ «Служба спасения г. Ейска» (МБУ Ейского городского поселения Ейского района «Служба спасения г. Ейска»). Однако данный период работы не принят ответчиком к учету. Истец считает, что действия ответчика являются необоснованными, влекут нарушение прав и законных интересов истца, просит признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в муниципальном образовании Ейский район Краснодарского края от 24 июля 2021 года № 210000031043/633984/21 об отказе в установлении пенсии, включить спорные периоды в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, обязать УПФР в муниципальном образовании Ейский район Краснодарского принять решение о назначении досрочной страховой пенсии.
В судебном заседании истец и его представитель на удовлетворении иска настаивали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика против удовлетворении иска возражал, представил суду письменные возражения, а также указал, что истец не имеет специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», что также подтверждено и заключением экспертизы. В отношении периодов работы истца в должности спасателя МУ «Служба спасения г. Ейска» (МБУ Ейского городского поселения Ейского района «Служба спасения г. Ейска»), т.к. указанная организация является профессиональным аварийно-спасательным формированием органа местного самоуправления и не входит в организационную структуру МЧС России, т.е. не является аварийно – спасательным формированием федерального органа исполнительной власти. Просит в удовлетворении исковых требованиях отказать.
В целях правильного разрешения спора по делу была проведена государственная экспертиза условий труда, суду представлено заключение №28/НТ - суд от 15.10.2021 года (л.д. 69-78).
Истец и его представитель с выводами заключения не согласны, представили письменные возражения, в которых указали, что в спорный период действовал Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" ст. 12 Пенсия в связи с особыми условиями труда Пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается: мужчинам и женщинам по достижении 40 лет, если они постоянно трудились спасателями в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Считают, что в период действия указанного закона не требовалось для назначения пенсии обязательное условие - работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно- спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего Функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выслушав стороны, изучив заключение экспертизы, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 24 июля 2021 года № 210000031043/633984/21 Ответчик отказал Истцу в удовлетворении его заявления и назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа 15 лет на дату подачи заявления (л.д. 4-6).
Из трудовой книжки следует, что ФИО1 07.05.2001 года был принят на должность спасателя МУ «Служба спасения г.Ейска». 31.01.2014 года был уволен в порядке перевода, а 01.02.2014 г. был принят в порядке перевода в Ейский поисково-спасательный отряд - филиал Федерального государственного казенного учреждения «Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», где и работает по настоят время (л.д. 14-19).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 30 Федеральный закон N 400-ФЗ установлено лицам, которые проработали не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста (по желанию обратившегося за пенсией).
В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 16 пункт 1 статьи 27).
До 01 января 2002 года право на пенсию в связи с особыми условиями труда для мужчин и женщин в возрасте 40 лет, постоянно проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, было предусмотрено п. "л" ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. «л» ст. 12 Закона Закон РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 07.08.1996) "О государственных пенсиях в РСФСР" действовавшего в период до 01.01.2002 г., пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается: мужчинам и женщинам - по достижении 40 лет, если они постоянно трудились спасателями в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Таким образом, с 01 января 2002 года законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.
Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений не формирований МЧС России) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и подпункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому они правом на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ не наделены.
Факт несоответствия условий труда ФИО1 в должности спасателя в МБУ «Служба спасения г. Ейска» в период с 07.05.2001 г. по 31.01.2014 г. требованиям законодательства, подтверждается выводами заключения заключение №28/НТ - суд от 15.10.2021 года подготовленного Министерством труда и социального развития Краснодарского края (л.д. 70-78), согласно которому Основными целями деятельности МБУ "Служба спасения г. Ейска" являлись оказание помощи людям при авариях и катастрофах на транспорте, в быту. Условия труда ФИО1 в период с 07.05.2001 по 31.01.2014 в должности "спасатель" не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России.
Из вышеизложенного следует, что условия труда ФИО1 в период с 07.05.2001 года по 31.01.2014 года (12л.8м.25дн.) – в должности спасателя-водителя в МБУ «Служба спасения г.Ейска» не соответствует требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ, регламентирующих порядок обращения за пенсией и досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.п.16 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Позиция пенсионного органа, полагающего невозможным включение в специальный стаж работы для определения права на досрочное пенсионное обеспечение периодов работы в поисково-спасательной службе органа j местного самоуправления полностью согласуется с содержанием Определения Конституционного суда от 5 февраля 2009г. № 551-О-П, принятого по запросу Октябрьского районного суда города Пензы о проверке конституционности подпункта 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и жалобе граждан ФИО3, ФИО4 и других на нарушение их конституционных прав указанным законоположением.
В своем определении от 05.02.2009г. Конституционны Суд указал, что предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может, вопреки утверждению заявителей, расцениваться, как нарушающая конституционные права граждан, поскольку основана на объективных различиях b характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленными в законодательстве разграничением функций. Кроме того, субъекты Российской Федерации, создавая свои профессиональные аварийно- спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения, что прямо вытекает из статьи 20 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», согласно которой финансовое обеспечение прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено только для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, оснований для включения спорных периодов службы в муниципальной службе спасения не имеется.
На основании вышеизложенного суд считает, что требования истца на основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь Федеральным Законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении пенсии по старости - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца путем подачи жалобы через Ейский городской суд.
Судья Ейского городского суда Суханова А.В.