ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2111/2022 от 20.06.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-2111/2022

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2022 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Белоусовой О.С., с участием ст. помощника прокурора г.Хабаровска Кочиевой К.В., представителя ответчика – Евсеенко А.В., представителя третьего лица Красинской А.С., при секретаре Романской О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Хабаровска в интересах Мордасовой Ольги Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО16 к Правительству Хабаровского края об обязании выделить денежные средства,

установил:

Прокурор обратился в суд с отдельными исками в интересах Мордасовой О.С., ФИО2, ФИО3, ФИО5 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 коб обязании выделить денежные средства.

В обоснование заявленных требований указав, что Мордасова О.С. и ее несовершеннолетний ребенок ФИО1 проживали и были зарегистрированы в , ФИО2, ФИО3 проживали в указанного дома, ФИО5 проживал в указанного дома, где ДД.ММ.ГГГГ произошло частичное обрушение строительных конструкций. Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа «Город Хабаровск» от ДД.ММ.ГГГГ ситуация с обрушением МКД признана чрезвычайной. Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите является органом исполнительной власти Хабаровского края, проводящим государственную политику в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, что следует из постановления Правительства Хабаровского края от 15.04.2014 № 117-пр. Постановлением администрации города Хабаровска от 28.04.2020 № 1441 «О создании комиссии по обследованию утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций в многоквартирном » создана комиссия по обследованию утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавши результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций в МКД , и определению конкретного размера финансовой помощи и степени утраты имущества первой необходимости. Согласно заключению межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ МКЖ , дом признан аварийным и подлежащим сносу, поскольку состояние строительных конструкций здания характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании их несущей способности и опасности их внезапного и неконтролирующего обрушения, что представляет угрозу для здоровья и безопасности проживающих либо находящихся в здании граждан. Указанные выводы сделаны на основании отчета об обследовании технического состояния строительных конструкций МКД , выполненного ИП ФИО10, в котором указано, что в результате произошедшего обрушения конструкций часть внутренних стен дома в правой его части разрушены по всей высоте здания: со второго этажа до фундамента (цокольного этажа), стропильная система крыши потеряла устойчивость, существует опасность полного обрушения конструкций крыши внутрь дома. В случае невозможности проведения обследования утраченного имущества первой необходимости в связи с разрушением жилого дома (жилого дома, квартиры), многоквартирного дома граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в акте обследования утраченного имущества первой необходимости делается об этом отметка, а размер финансовой помощи составляет 100 тыс. рублей на человека. Факт разрушения жилого помещения (жилого дома, квартиры), многоквартирного дома подтверждается заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям Положения. На основании заключения межведомственной комиссии и отчета об обследовании технического состояния строительных конструкций МКД комиссией принято решение о невозможности проведения обследования первой необходимости, выплате пострадавшим гражданам финансовой помощи в размере 100 тыс.рублей на каждого гражданина, постоянно проживающего и зарегистрированного на момент возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку имеется обрушение дома и нахождение в нем вызывает угрозу жизни и здоровью людей. Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом 06.05.2020 в комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите направлены документы для выделения бюджетных ассигнований из краевого бюджета (постановление от 14.04.2020 № 1306, список граждан, акты обследования утраченного имущества). Согласно ответу председателя комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (обрушение МКД ) отказано, поскольку факт разрушения жилого дома не установлен, фактический осмотр жилых помещений, в которых находилось имущество граждан, не произведен. Вместе с тем, проведение в установленном порядке комиссионного обследования жилых помещений и оценка степени утраты имущества первой необходимости пострадавших граждан не представилось возможным, поскольку постановлением администрации города Хабаровска от 14.04.2020 № 1306 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Хабаровского городского звена территориальной подсистемы РСЧС, связанной с обрушением строительных конструкций в многоквартирном » граница зоны чрезвычайной ситуации определена: придомовая территория на расстоянии 20 м от дома. В соответствии с пп. «б» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 № 417, при угрозе возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону. Учитывая изложенное, администрацией города Хабаровска правомерно принято решение о невозможности составления акта об утрате имущества по результатам осмотра жилых помещений, расположенных в МКД , в связи с введением чрезвычайной ситуации и наличием угрозы жизни и здоровью. Несмотря на то, что истцы находятся в тяжелой жизненной ситуации, в связи с потерей единственного жилья, Комитет неправомерно отказывает в выплате финансовой помощи, предусмотренной законом. Просит обязать Правительство Хабаровского края выделить администрации г.Хабаровска денежные средства в размере 200 000 рублей для оказания финансовой помощи Мордасовой О.С., несовершеннолетнему ФИО1, денежные средства в размере 100 000 рублей для оказания финансовой помощи ФИО2, денежные средства в размере 100 000 рублей для оказания финансовой помощи ФИО3, денежные средства в размере 100 000 рублей для оказания финансовой помощи ФИО5

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанные дела объединены в одно производство.

В судебное заседание истцы не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом и надлежащим образом. Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Помощник прокурора г.Хабаровска Кочиевой К.В., поддержала исковые требования по доводам, изложенным в письменном виде, настаивая на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика – Евсеенко А.В., исковые требования не признала, пояснив, что с доводами прокурора о нарушении законодательства при принятии решений об отказе в выплате финансовой помощи, не согласны. Конкретный размер финансовой помощи и степень утраты имущества первой необходимости определяется обследованием утраченного имущества комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления и только в случае невозможности проведения обследования утраченного имущества в связи с разрушением многоквартирного дома комиссией, составляется соответствующий акт, в котором делается отметка. Комиссия не правомочна была решать вопросы невозможности проведения обследования многоквартирного дома в связи с его обрушением для целей составления актов утраты имущества первой необходимости. Комитет организовал выезды на МКД целях проверку фактов обрушения здания и потери имущества первой необходимости граждан с фотофиксацией всех помещений. Из представленных Комитетом фотографий следует, что в большинстве помещений отсутствует мебель, бытовая техника, а также сантехника. При этом, вблизи здания проводятся работы, что свидетельствует о том, что доступ к зданию не был ограничен. Кроме того, визуальный осмотр, при наличии окон в каждой комнате, мог быть обеспечен и без захода в здание. У Администрации г.Хабаровска была возможность доступа для осмотра на предмет наличия имущества граждан в жилых помещениях, составления фотоотчета находившегося в жилых помещениях имущества первой необходимости в целях подтверждения фактического (действительного) наличия имущества проживавших граждан, однако мер не принято. Составление документов с нарушение является основанием для отказа в выделении бюджетных ассигнований по п.13 Правил. Ссылка а запрет находиться в зоне чрезвычайной ситуации, является несостоятельной, поскольку должностные лица органа местного самоуправления в силу исполнения своих обязанностей находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации и не подпадают под требования Правил . Таким образом, первичные документ, с которыми связано перечисление бюджетных ассигнований краевого бюджета не представлены. Комитет при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ действовал в рамках Постановления № 318-пр. Достаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, является самостоятельным основанием для отказа в выделении бюджетных ассигнований. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа является расходным обязательством муниципального образования. Средства резервных фондов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Размер резервного фонда администрации был установлен на 2020 год в сумме 11,38 млн руб, на 2021 – 30,0 млн руб., на 2022 год – 30,0 млн руб., в соответствии со справкой по исполнению бюджета на ДД.ММ.ГГГГ, размещенной в общем доступе в сети Интернет, профицит бюджета города Хабаровска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 15,1 %. на ДД.ММ.ГГГГ составил 7,3%;, на ДД.ММ.ГГГГ – 0,09%, на ДД.ММ.ГГГГ – 3,4 %, на ДД.ММ.ГГГГ – 2,1%, что говорит о достаточности средств местного бюджета на проведение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, введенный ДД.ММ.ГГГГ включая на момент подачи заявлений гражданами. Администрации неоднократно направлялись соответствующие ответы с рекомендациями оказать материальную помощь за счет собственных средств. В условиях введения на территории муниципального образования режима чрезвычайной ситуации муниципального характера, финансирование мероприятий, связанных с выплатой финансовой помощи гражданам, является расходным обязательством муниципального образования и подлежит исполнению за счет средств местного бюджета. В целях помощи гражданам, Правительство края приняло распоряжение от 26.06.2020 № 688-рп, согласно которому из краевой государственной собственности в муниципальную собственность безвозмездно переданы 23 квартиры, расположенные по , для расселения жителей многоквартирного . Обрушение многоквартирного произошло вследствие несвоевременного расселения и сноса дома администрацией, а не в результате наступления непредвиденной чрезвычайной ситуации, в связи с чем, ущерб должен возмещаться в гражданско-правовых механизмах, а не в рамках законодательства о защите от чрезвычайных ситуаций. Источником чрезвычайной ситуации должно являться неконтролируемое человеком техническое состояние. Согласно письму ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 19.05.2020 № 4164 выявлены несоответствия условий введения режима «чрезвычайная ситуация» в связи с обрушением строительных конструкций в МКД , требованиям законодательства в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера. При подаче иска, истец не учел факт длительной осведомленности администрации о ветхости дома, а следовательно, об угрозе потери, проживающих в нем граждан, имущества. В заключении составленном вследствие обрушения МКД в апреле 2020 года, основанием указано решение Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ на необходимость скорейшего расселения дома указывалось администрации органом, осуществляющим государственный жилищных надзор за 1 год до произошедшего события обрушения. Главным управлением проводились внеплановые проверки управляющей организации ООО «Дом сервис» в ходе которых выявлялись нарушения эксплуатации жилого дома, в частности горизонтальные трещины ограждающих контракций стены с раскрытием до 2 см. На основании распоряжения от 30.01.2019 г. № 270-пр проведена внеплановая проверка в отношении администрации, по результатам которой администрации выдавалось предписание № П2019-02-0089. В связи с не устранением нарушений, информация направлена Главным управлением в прокуратуру края. Ситуация, сложившаяся в связи с обрушением МКД № 22 не подпадает под признаки техногенной чрезвычайной ситуации, с установлением которой обусловлено оказание финансовой помощи гражданами. При указанных обстоятельствах, разрушение дома произошло не в результате наступления обстоятельств непреодолимой силы, стихийных бедствий, а вследствие ветхости дома. Данный факт находится в причинно-следственной связи с неисполнением уполномоченным органом жилищного законодательства. Расселение аварийного жилищного фонда относится также к расходному обязательству органов местного самоуправления, в связи с чем расходы по его неисполнению не могут быть возложены на субъект РФ, путем введения чрезвычайной ситуации и применения законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций. С учетом обстоятельств дела, истцом неверно сформулированы требования и их основания. Истец выбрал ненадлежащий способ защиты, что является самостоятельным основанием отказа в иске. Принятию распоряжения Правительства края о предоставлении межбюджетного трансферта предшествует многоэтапная административная процедура. Принятие решения о перечислении бюджетных средств будет нарушением регламентов и законодательства, на недопустимость вмешательства в нормотворческую деятельность органов исполнительной власти края обращалось внимание Президиумом Хабаровского краевого суда в постановлении от 2010 года. Требования об обязании выделить денежные средства администрации для выплата финансовой помощи истца не соответствуют законодательству, поскольку являются вмешательством в бюджетный процесс, что недопустимо в силу ст. 31 БК РФ. Отношения не подлежат рассмотрению в гражданском судопроизводстве, являются обсуждению в рамках АПК РФ, граждане не являются участниками межбюджетных отношений. При подаче иска допущены и нарушения процессуального характера, требования прокурора свидетельствует о вынесении решения в пользу органа, не могут быть удовлетворены. Правительством края решений в отношении граждан не принималось отказ в предоставлении бюджетных ассигнований из краевого бюджета дан Комитетом администрации. Вопреки требованиям процессуального закона, в иске отсутствуют ссылки на закон предусматривающий право гражданина обратиться в суд заявляя требования в пользу администрации. Производство по делу подлежит прекращению по основаниям, что заявление предъявлено в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица гражданином, которым настоящим Кодексом и другими федеральными закона не предоставлено такое прав. У истца отсутствует право предъявления иска в пользу администрации. Срок исполнения решения является неисполнимым. Доказательства, представленные в обоснование иска, ответчику переданы прокурором не в полном объеме, подлежит привлечению к участию в деле и министерство финансов Хабаровского края.

Представителя третьего лица Красинская А.С., исковые требования не признала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменном виде, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

В своем письменном отзыве администрация г.Хабаровска указывает на то, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку факт разрушения дома подтвержден, обследование утраченного имущества первой необходимости в связи с разрушением многоквартирного дома граждан, пострадавших в результате ЧС, проведено, в соответствующем акте имеется отметка, размер финансовой помощи в таких случаях определен в 100 тыс. рублей. Запрет прохода за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации установлен законодательно, и данные требования обязательны для всех без исключения лиц, в том числе, проверяющих. Принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях ЧС отнесено к полномочиям Правительства РФ. Обрушение отвечало всем установленным критериям для отнесения указанного события к чрезвычайной ситуации.

Выслушав позицию сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ произошло частичное обрушение строительных конструкций многоквартирного в .

На основании донесения об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование МКД по в .

Актом визуального обследования МКД по в от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по состоянию на 18:00ч. 10.04.2020г. обрушены перекрытия первого и второго этажей, а также перекрытие между 1-ым этажом и подвалом в правой части дома, обрушены межкомнатные перегородки, в подвешенном состоянии находятся часть балок перекрытий, а также элементы деревянной конструкции крыши, разрушены 4 квартиры в правой части дома, балки вышли из креплений. Принято решение о возможности до 0:00 час. текущего дня забрать жильцам левой части дома документы, легкую бытовую технику, личные вещи, запрещено забирать мебель, тяжелую бытовую технику. В правую часть дома вход жильцам для целей изъятия личных вещей запрещен.

Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10.04.2020 № 11 «О ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера» ситуация, связанная с аварийным состоянием жилого после обрушения строительных конструкций, которая представляет угрозу жизни и здоровью населению города, классифицирована как чрезвычайная ситуация муниципального характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно акта повторного визуального обследования от ДД.ММ.ГГГГ МКД по в , составленного по факту обрушения строительных конструкций в жилом доме, установлено, что за прошедшие 2 суток с момента первичного визуального обследования обнаружено появление новых трещин по перекрытиям на лестничной клетке, выдавливание дверной коробки входной двери в подъезд, периодическое осыпание штукатурки с чердачного перекрытия, что свидетельствует о продолжении процессов разрушения штукатурного слоя, наблюдается появление щелей между лестничным маршем и стенами, раскрытие ранее выявленных трещин и щелей на перекрытиях в местах общего пользования, в левой (неразрушенной) части дома на втором этаже в санузле выявлено опускание перекрытия с образованием щели. Принято решение о невозможности изъятия личных вещей из здания, в связи с возможностью его обрушения.

Постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ введён режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Хабаровского городского звена территориальной подсистемы РСЧС, связанной с обрушением строительных конструкций в многоквартирном администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ определены границы зоны чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций в многоквартирном в . Границы определены на расстоянии 20 м от многоквартирного .

Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций МКД по в , пострадавшими, постоянно проживающими и зарегистрированными по месту жительства в жилом помещении, где в результате чрезвычайной ситуации утрачено имущество первой необходимости, признаны в том числе Мордасова О.С., ФИО1, ФИО12, ФИО2, ФИО3.

Указанным Актом установлено, что ввиду невозможности проведения обследования в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, нахождение в здании представляет угрозу здоровью и безопасности членов комиссии, принято решение о полной утрате имущества административных истцов, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости пострадавшим составил по 100 000 рублей.

Согласно списка граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций МКД по в , Администрацией истцы внесены в данный список в качестве пострадавшей. Указанные акты, список пострадавших и иные необходимые документы направлены в адресДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

Подпунктом «м» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.

Согласно пп. «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Исходя из положений пп. «г» пункта 4 указанных Правил трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются, в том числе на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.09.2015 № 318-пр «О создании и об использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края» в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Хабаровского края от 01.03.1996 № 7 «О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждены Правила предоставления бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, и методика их распределения (далее - Правила).

Согласно абз. 2 пункта 2 Правил финансовая помощь бюджетам городских округов и муниципальных районов края оказывается в форме межбюджетных трансфертов, в том числе для последующего предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам городских (сельских) поселений из бюджетов муниципальных районов.

Подпунктом «д» пункта 3 Правил установлено, что бюджетные ассигнования, предусмотренные в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выделяются органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края (городских округов и муниципальных районов) (далее - органы местного самоуправления) для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий - оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - до 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - до 100 тыс. рублей на человека).

Согласно п. 6 Правил обращения о выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил, направляются в Правительство края на имя Губернатора, Председателя Правительства края в случае возникновения чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера органами местного самоуправления на обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами «г» - «е», «з» пункта 3 настоящих Правил, один раз в месяц до 05 числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили заявления граждан и прилагаемые к ним документы (пп. 2).

Таким образом, возмещение ущерба от чрезвычайного происшествия производится при полной или частичной утрате имущества первой необходимости, а также обращения лиц, пострадавших от такого происшествия, с соответствующим заявлением в компетентные органы.

В силу пп. «а» п. 9 Правил для рассмотрения вопроса о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований, предусмотренных Комитету на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обратившиеся с просьбой органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления в течение 15 календарных дней со дня выхода поручения, указанного в абзаце первом пункта 8 настоящих Правил, представляют документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований на мероприятия, указанные в подпунктах «а», «в» - «к» пункта 3 настоящих Правил, - документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований, предусмотренные пунктами 1.2, 1.3 раздела 1 Порядка оформления документов.

Согласно п. 15 Правил решение о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований на частичное покрытие расходов на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, принимается Правительством края в порядке и сроки, предусмотренные Регламентом Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 июля 2006 г. № 117-пр, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил.

Перечисление бюджетных ассигнований из краевого бюджета на частичное покрытие расходов на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами «а», «в» - «к» пункта 3 настоящих Правил, осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

Как следует из материалов дела, истцы обращались с заявлением к Мэру г.Хабаровска о включении их в список граждан на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, что следует из материалов дела.

Согласно утвержденному мэром г. Хабаровска списку граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций многоквартирного дома по на территории городского округа «Город Хабаровск» истцы включены в указанный список.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией в адрес председателя комитетапо гражданской защите направлен пакет документов на оказание финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций спорного многоквартирного дома, что сторонами не оспаривалось.

По результатам рассмотрения указанных документов ДД.ММ.ГГГГ председателем комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите в адрес администрации г. Хабаровска направлен ответ об отсутствии оснований по выделению бюджетных ассигнований, что сторонами не оспаривалось.

Согласно абз. 1 пункта 9.10 Правил предоставления бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, утвержденных постановлением Правительства края от 30.09.2015 № 318-пр, конкретный размер финансовой помощи и степень утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате ЧС, определяются на основании проведенного обследования утраченного имущества первой необходимости комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.

Согласно абз. 2 пункта 9.10 названных Правил, в случае невозможности проведения комиссией обследования утраченного имущества первой необходимости в связи с разрушением жилого помещения (жилого дома, квартиры), многоквартирного дома граждан, пострадавших в результате ЧС, в акте обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате ЧС, делается об этом отметка, а размер финансовой помощи составляет 100 тыс. рублей на человека.

Как следует из заключения от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, с учетом года постройки, давности проведения капитального ремонта объекта, а также в связи с произошедшим обрушением значительной части несущих конструкций и ограждающих конструкций общее состояние конструктивных элементов дома оценивается как аварийное. Аварийное состояние строительных конструкций здания характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании их несущей способности и опасности их внезапного и неконтролируемого обрушения. Это представляет угрозу для здоровья и безопасности проживающих либо находящихся в здании граждан.

Актом обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций многоквартирного дома по установлена полная утрата имущества, в связи с невозможностью проведения обследования по причине признания дома аварийным и подлежащим сносу (заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для призвания дома аварийным и подлежащим сносу. Нахождение в здании представляет угрозу здоровью и безопасности членов комиссии).

Постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Хабаровского городского звена территориальной подсистемы РСЧС, связанной с обрушением строительных конструкций в многоквартирном » издано в соответствии с законом и незаконным в установленном порядке не признавалось.

Сам факт обрушения строительных конструкций в многоквартирном , повлекший за собой значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей нашел свое подтверждение и согласуется с понятием чрезвычайной ситуации, приведенным в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

При этом причины, приведшие к чрезвычайной ситуации, в силу закона не могут исключать принятие мер по защите граждан и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, лишать пострадавших в результате такой ситуации граждан законного права на получение материальной помощи.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что проведение в установленном порядке комиссионного обследования жилых помещений дома и оценки степени утраты имущества первой необходимости пострадавших граждан невозможно, поскольку существует риск обрушения строительных конструкций, что в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровья находящихся в таком доме и поблизости лиц, а администрацией обоснованно принято решение о невозможности составления акта об утрате имущества по результатам осмотра жилых помещений, расположенных в МКД , в связи с введением чрезвычайной ситуации и наличием угрозы жизни и здоровью.

Кроме того, как уже установлено ранее Постановлением администрации города Хабаровска от 14.04.2020 № 1305 определены границы зоны чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением строительных конструкций в многоквартирном в . Границы определены на расстоянии 20 метров от многоквартирного .

Доводы Правительства Хабаровского края, приведенные при рассмотрении дела в возражениях на исковое заявление, суд находит несостоятельными. Материалами дела подтверждается отсутствие возможности у жильцов разрушающегося дома забрать свои вещи и провести комиссионное обследование каждой квартиры, поскольку на совершение указанных действий имелось ограниченное количество времени (с 08-00 до 00-00 часов 10.04.2020).

Доводы ответчиков о том, что администрация города Хабаровска, в нарушение Правил не произвела осмотр поврежденного имущества на предмет установления уровня утраты (полного или частичного), суд также находит несостоятельным, поскольку обрушение дома само по себе несет угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся в непосредственной близости к указанному зданию. При таких обстоятельствах, полагаться на то, что в процессе осмотра внутренних помещений (квартир, комнат) данного дома, дальнейшего обрушения здания не произойдет, являлось бы опасной небрежностью. Таким образом, даже при дистанционном визуальном осмотре внутренних помещений и обнаружении каких-либо вещей, установить их точное количество, наименование и целостность при отсутствии контакта с ними не представлялось бы возможным, равно как и вынос этих вещей из опасного обрушенного дома для дальнейшего использования пострадавшими.

Доводы Правительства Хабаровского края, о том, что дефицит местного бюджета не является основанием возлагать на субъект Хабаровского кря финансирование пострадавших в обрушении дома, отклоняется судом, поскольку основанием для выделения бюджетных ассигнований из краевого бюджета на мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является наличие данных: факт ЧС, о количестве пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций средств органов местного самоуправления.

Согласно п. 15 Правил, решение о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований на частичное покрытие расходов на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, принимается Правительством края в порядке и сроки, предусмотренные Регламентом Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 июля 2006 г. № 117-пр, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил.

Перечисление бюджетных ассигнований из краевого бюджета на частичное покрытие расходов на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами «а», «в» - «к» пункта 3 настоящих Правил, осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о выделении из краевого бюджета бюджетных ассигнований, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

В соответствии с п. 16 Правил, Правительство Хабаровского края отказывает в выделении бюджетных ассигнований в следующих случаях:

а) направление обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктами 3, 4 настоящих Правил;

б) направление обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из краевого бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 3 настоящих Правил, позднее сроков, установленных пунктами 6, 6[2], 6[3] настоящих Правил;

в) представление обосновывающих документов позднее сроков, установленных пунктами 9, 13, абзацем седьмым пункта 15 настоящих Правил;

г) достаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) неустранения замечаний, указанных в абзаце седьмом пункта 15 настоящих Правил.

Таким образом, необоснованными являются доводы ответчиков о том, что прогнозируемый дефицит бюджета органа местного самоуправления не является основанием для обращения в орган государственной власти субъекта РФ за выделением бюджетных ассигнований из средств краевого бюджета, поскольку указанное является прямо предусмотренным основанием для такого обращения.

Доводы Правительства Хабаровского края о том, что обрушение дома № 22 произошло не в результате наступления непредвиденной чрезвычайной ситуации, а в следствии несвоевременного расселения и сноса дома Администрацией города, не могут служить безусловным основанием для отказа пострадавшим от выплаты материальной помощи.

Довод Правительства Хабаровского края о прекращении производства по делу, в связи с тем, что в исковом заявлении отсутствуют ссылки на закон предусматривающий право гражданина обратиться в суд заявляя требования в пользу администрации, суд находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании вышеизложенных норм процессуального права.

На основании изложенного и поскольку в судебном заседании достоверно подтвержден факт утраты гражданами имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации и отсутствие предусмотренных п. 16 Правил оснований для отказа в выделении бюджетных ассигнований, суд приходит к выводу о том, что требования истцов обоснованы. В связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.

Поскольку принятие решения о выделении бюджетных ассигнований отнесено к компетенции Правительства Хабаровского края, суд полагает надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям - Правительство Хабаровского края.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Правительство Хабаровского края принять решение о выделении из краевого бюджета ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, администрации г. Хабаровска на оказание финансовой помощи в связи полной утратой имущества первой необходимости Мордасовой Ольге Сергеевне ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ ), действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 200 000 рублей, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии выдан ДД.ММ.ГГГГ ) в размере 100 000 рублей, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России пов Кировском и х ) в размере 100 000 рублей, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ х ) в размере 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 27.06.2022 г.

Судья О.С.Белоусова