ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2112/2013 от 17.09.2013 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-2112/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2013 года город Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи         Максимова А.Е.,

при секретаре         Свиридовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Златоуста в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Водоснабжение Златоустовского городского округа» о признании незаконными действий по взиманию платы за опломбирование индивидуальных приборов учета водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Златоуста в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Водоснабжение Златоустовского городского округа» (далее - МУП «Водоснабжение Златоустовского городского округа»), в котором просит признать действия ответчика по взиманию с граждан платы за приемку в эксплуатацию, включая опломбирование, индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения незаконными, обязать МУП «Водоснабжение Златоустовского городского округа» прекратить взимание платы с граждан-потребителей за приемку в эксплуатацию, включая опломбирование приборов учета холодного и горячего водоснабжения.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что в прокуратуру города поступают обращения граждан по вопросу о не согласии с взиманием МУП «Водоснабжение» платы за регистрацию, ввод в эксплуатацию приборов учета воды. МУП «Водоснабжение» осуществляет поставку коммунального ресурса на нужды водоснабжения граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах в г. Златоусте, на праве хозяйственного ведения владеет магистральными сетями водоснабжения и водоотведения. Директором МУП «Водоснабжение» ФИО2 утверждена калькуляция затрат па оказание услуг по проверке соответствия схемы установки узла учета и регистрации узла учета. В соответствии с данной калькуляцией, стоимость услуг в отношении одного прибора учета составляет 240 рублей. Однако, порядок проведения работ по опломбированию приборов учета не определен ни одним нормативно-правовым актом. В нормативных правовых актах нет указания на возмездность оказания потребителю услуги по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию в целом и его опломбированию в частности.

Законодатель определил в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установив в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым исходил из презумпции добросовестности потребителя. Таким образом, получение потребителем услуги по проверке и опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а обусловлено тем, что ресурсоснабжающей организацией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки прибора учета. Следовательно, взимание платы за принятие в эксплуатацию (опломбирование) прибора учета как за оказание самостоятельной услуги является незаконным и ущемляет права и интересы граждан.

В судебном заседании прокурор Козлова С.Г. на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив, что с граждан взимается плата за ввод приборов учета в эксплуатацию, при этом также производится и опломбировка. Отсутствие взимания оплаты за действия непосредственно по установке пломбы подменено оплатой за ввод приборов учета в эксплуатацию, хотя таких требований в качестве обязательного условия при установке приборов учета законодательство не содержит.

Представитель ответчика МУП «Водоснабжение Златоустовского городского округа» ФИО1, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась.

Представила отзыв на исковое заявление (л.д. 69-74), из которого следует, что Жилищный кодеке Российской Федерации в ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 36 содержит нормы, обязывающие собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном жилом доме, в том числе механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного помещения.

Согласно ч. 2 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности систем водоснабжения, а также приборов учета потребления энергетических ресурсов возлагается на организации, осуществляющие снабжение водой, в случае, когда абонентом по договору водоснабжения выступает гражданин, использующий энергоресурсы для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, законом установлены следующие обязанности потребителя:

содержание механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного внутри жилого помещения;

расчет за потребленные энергетические ресурсы, исходя из показаний прибора учёта, либо с применением расчетных способов определения количества потребленных ресурсов.

Нормами действующего жилищного законодательства прямо не предусмотрено каких-либо требований к приборам учета и к порядку их опломбирования и ввода в эксплуатацию.

При этом в «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее по тексту Правила № 354) указано, что "индивидуальный прибор учета" - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

Требования к средствам измерений установлены Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений” (далее по тексту - ФЗ-102 «Об обеспечении единства измерений»). В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации. Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений, (часть 2 статьи 9 ФЗ-102). Из анализа положений этой статьи можно сделать вывод о том, что конструкция средства измерений - это не отдельно взятый прибор учёта (счётчик), а именно весь узел учёта, включающий в себя, помимо счётчика, краны, вентили, фильтры, гайки, штуцера и прочее крепежное и монтажное оборудование.

Для того, чтобы выполнить требование статьи 9 ФЗ-102 «Об обеспечений единства измерений» о предотвращении несанкционированных настроек и вмешательств, которые могут привести к искажениям результатов измерений, необходимо опломбировать весь узел учёта. То есть, опломбирование места присоединения - не дополнительное требование водоснабжающей организации, которое не предусмотрено Правилами № 354, а обязательное условие, вытекающее из положений ст. 9 ФЗ-102 «Об обеспечении единства измерений». Наличие пломбы на местах соединения счетчика с трубопроводом холодной воды является неотъемлемым условием признания счетчика (индивидуального прибора учета холодной воды) установленным правомерно и подлежащим применению для целей измерения объема потребляемой питьевой воды и для использования в расчетах за холодную воду показаний такого счетчика.

Законодательство Российской Федерации не содержит юридически закрепленного значения термина «опломбировка». Согласно русскому токовому словарю опломбировка - это действие по наложению пломбы. Отсюда следует вывод, что опломбировка индивидуального узла учета холодной воды - это действие по наложению пломбы на местах соединения счетчика с трубопроводом холодной воды.

Юридическое значение термина «ввод в эксплуатацию средства измерений» зафиксировано ФЗ-102 "Об обеспечении единства измерений" и обозначает документально оформленную в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Содержание понятия «водоснабжение» определяется нормами действующего Государственного стандарта СССР ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) «Водоснабжение. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982г. № 805. Согласно пункту 7 таблицы ГОСТ 19185-73 под водоснабжением понимается подача воды потребителям. В содержание данного понятия не включена приемка в эксплуатацию приборов учета, принадлежащих потребителю. Услуги по регистрации и вводу ИПУ холодной воды в эксплуатацию не являются составной частью водоснабжения, не включены в тариф на холодное водоснабжение и предоставляются МУП «Водоснабжение ЗГО» отдельно от услуги водоснабжения за дополнительную плату.

В нормативных актах Российской Федерации действительно нет прямого конкретизированного указания на возмездность услуги по регистрации и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта. Но ни один из законодательных или нормативных актов не предусматривает и безвозмездность работ по вводу приборов учета воды в эксплуатацию. Исключение законодатель сделал только для опломбирования.

Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться и на основании показаний приборов учёта и с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, что предусмотрено как п. 2 ст. 13 Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так и Правилами № 354. Правилами № 354 также допускается оплата коммунальных услуг, к которым относится и водоснабжение, на основе усредненных показателей без применения приборов учета воды. В связи с этим, на настоящий момент установление индивидуальных приборов учета и их ввод в эксплуатацию определяется исключительно волеизъявлением собственника жилого помещения, что исключает навязывание услуг.

Прокуратура г. Златоуста необоснованно отождествляет два различных по своему содержанию и правовой регламентации вида деятельности. Регистрация и ввод в эксплуатацию прибора (узла) учёта не идентичны опломбировке. Это более широкое понятие, включающее в себя значительный перечень работ и услуг. Законодательство РФ сделало исключение в виде безвозмездности услуг только для процедуры опломбировки. Регистрация и ввод в эксплуатацию в это исключение не входят. Для оказания услуг по регистрации и вводу в эксплуатацию МУП «Водоснабжение ЗГО» затрачивает собственные средства, которые могут быть возмещены только за счет потребителя этих услуг. Заявляя требование о прекращении взимания платы за ввод в эксплуатацию приборов учёта холодной воды, прокурор нарушает основные принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения - достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

Безвозмездность оказания услуг по регистрации и вводу в эксплуатацию ИПУ повлечет причинение невосполнимого ущерба МУП «Водоснабжение ЗГО», а это является дискриминацией свободы экономической деятельности предприятия.

МУП «Водоснабжение ЗГО» полагает, что Прокуратурой г. Златоуста не доказана обязанность безвозмездного оказания услуг по регистрации и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта.

Заслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, проживающий по <адрес> в <адрес>, обратился к директору МУП «Водоснабжение ЗГО» с заявлением о бесплатной опломбировке водосчетчиков в его квартире (л.д. 14 оборот).

На указанное заявление заместитель директора МУП «Водоснабжение ЗГО» ФИО6, действующая на основании доверенности № от 06.02.2013г., сообщила ФИО5 о том, что в силу п.81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, обязывает собственника жилого или нежилого помещения обеспечить оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод в эксплуатацию установленных приборов учета, надлежащую техническую эксплуатацию и сохранность установленных приборов учета. В тексте указанных Правил отсутствует обязанность ресурсоснабжающей организации осуществлять ввод ИПУ в эксплуатацию бесплатно. Поскольку услуга по вводу в эксплуатацию приборов учета не включена в тариф водоснабжение, то она оплачивается по отдельному договору. Потребитель коммунальных услуг (абонент) первично не приобретает услугу опломбирования, он получает ее вместе с пломбой бесплатно. А услуги по проверке ИПУ на предмет соответствия законодательству о единстве средств измерения, регистрации и вводу в эксплуатацию ему будет необходимо оплатить (л.д.15).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в прокуратуру г.Златоуста с заявлением о проверке законности взимания платы за опломбировку приборов учета (л.д.14).

На основании указанного заявления, а также аналогичного заявления ФИО7, прокуратура г.Златоуста направила в адрес директора МУП «Водоснабжение» представление о принятии мер к устранению нарушений, исключения случаев взимания платы за услуги по опломбированию (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды (л.д.18 оборот – 19).

Представление прокурора г.Златоуста МУП «Водоснабжение ЗГО» не исполнено. Директор МУП «Водоснабжение ЗГО» сообщил прокурору г.Златоуста, что ни один из законодательных или нормативных актов Российской Федерации не предусматривает безвозмездность услуг по вводу приборов учета воды в эксплуатацию. Обязание МУП «Водоснабжение ЗГО» оказывать услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета бесплатно нарушает конституционное право предприятия на свободу экономической деятельности, защиту всех форм собственности, а также основной принцип законодательства о водоснабжении – достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (л.д.7-8).

К указанному письму приложена копия договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП «Водоснабжение ЗГО» и ИП ФИО9 об оказании последним услуг по регистрации и вводу в эксплуатацию узлов учета ХВС и ГВС в г.Златоусте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10), копия калькуляции затрат на оказание услуг по проверке соответствия схемы установки узла учета и выполнению требований ИПУ ХВС и ГВС при регистрации узла учета абонентской сети водоснабжения с привлечением сторонних организаций, согласно которой стоимость указанных услуг составляет <данные изъяты>. (л.д. 11).

Кроме того, из письма директора МУП «Водоснабжение ЗГО» старшему помощнику прокурора г.Златоуста ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что нормами действующего жилищного законодательства прямо не предусмотрено каких-либо требований к приборам учета и к порядку их опломбирования и ввода в эксплуатацию. При этом в правилах предоставления коммунальных услуг гражданам указано, что «индивидуальный прибор учета» - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме. Требования к средствам измерений установлены Федеральным законом от 26.06.2008 N I 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в статье 9 которого указано, что к применению допускаются средства измерений, конструкция которых должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений. Наличие пломбы на местах соединения счетчика с трубопроводом холодной воды является неотъемлемым условием признания счетчика (индивидуального прибора учета холодной воды) установленным правомерно и подлежащим применению для целей измерения объема потребляемой питьевой воды и для использования в расчетах за холодную воду показаний такого счетчика. «Опломбирование» является одним из видов работ в процедуре «регистрации и ввода в эксплуатацию ИПУ», производится бесплатно, включая расходные материалы. Регистрация и ввод в эксплуатацию ИПУ, в рамках исполнения собственниками обязанностей по содержанию приборов учета и в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении.. .», оказывается на возмездной основе, поскольку законом не установлено иное, стоимость услуг определена калькуляцией, которая утверждена организацией - исполнителем услуг. В калькуляцию затрат на оказание услуг по проверке соответствия схемы установки узла учёта и выполнению требований ИПУ ХВС и ГВС при регистрации узла учёта абонентской сети водоснабжения работа по опломбировке узла учёта в статьи затрат не включена. Гражданином ФИО5 сделаны ошибочные выводы о возмездном характере работ по опломбированию, ему предложено оплатить услуги по проверке соответствия схемы установки узла учёта и выполнению требований ИПУ ХВС и ГВС при регистрации узла учёта абонентской сети водоснабжения (л.д. 16-18).

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что для оказания услуг по регистрации и вводу в эксплуатацию МУП «Водоснабжение ЗГО» затрачивает собственные средства, которые могут быть возмещены только за счет потребителя этих услуг, так как не включены в утвержденные тарифы.

В обоснование своих доводов представитель ответчика представил Устав МУП «Водоснабжение ЗГО» (л.д.37-44), согласно которому предприятие осуществляет деятельность, определенную настоящим Уставом, в целях:

- оказания услуг населению ЗГО по водоснабжению;

- использования имущества, приватизация которого запрещена;

- получение прибыли т осуществляемых видов деятельности.

Кроме того, представитель ответчика представил расчет для калькуляции затрат на оказание услуг по проверке соответствия схемы установки узла учета и выполнению требований ИПУ ХВС и ГВС при регистрации узла учета абонентской сети водоснабжения с привлечением сторонних организаций, согласно которому стоимость указанных затрат составляет <данные изъяты>. (л.д.46), копии счетов-фактур от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что стоимость пломбы пластиковой КПП-3-2214 составляет <данные изъяты>. (л.д.47-49), копию договора от ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Водоснабжение» и ИП ФИО9, согласно которому последний принимает на себя обязательство оказывать услуги по регистрации и вводу в эксплуатацию узлов учета ХВС и ГВС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50-53), калькуляцию затрат ИП ФИО9 (л.д. 54), калькуляции затрат на предоставление услуг по опломбированию водосчетчиков для прочих потребителей (л.д.59-63), а также для наседания и бюджетных организаций (л.д.64-68).

В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен ФИО9, который показал суду, что является индивидуальным предпринимателем и выполняет работы по опломбировке приборов учета ХВС и ГВС на основании договора, заключенного с МУП «Водоснабжение ЗГО». В его обязанности входит выезд на адрес к абоненту, проверка паспортов на приборы учета и осмотр старых счетчиков, если происходит их замена. Кроме того, он осматривает магистральные трубы (стояки) на наличие дополнительных соединений. Затем он сверяет номера приборов учета с номерами, указанными в их паспортах, переписывает показания с прибора учета, указывает дату его проверки, осматривает прибор на наличие протечек, составляет акт ввода приборов учета в эксплуатацию. Пломбы для опломбировки водосчетчиков предоставляются МУП «Водоснабжение ЗГО». Прибор учета он определил как совокупность средств измерения и дополнительного оборудования, используемого для определения объемов количества потребления коммунального ресурса. В узел учета входит кран, вентиль, гайки, сам прибор учета.

Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ) на собственников помещений в многоквартирных домах и собственников жилых домов возложена обязанность по установке приборов учета энергоресурсов в срок до 1 января 2012 года.

На основании ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, регламентируются принятыми в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.

В силу п. 4 названных Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абз. 2 п. 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной холодной воды и отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 настоящих Правил.

Вместе с тем, данные Правила не регламентируют вопросы установки и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, а также не предусматривают, за чей счет должен производится их ввод в эксплуатацию. Порядок проведения работ по опломбированию приборов учета также не определен ни одним нормативно-правовым актом.

Положения п.п. "г" п. 50, п.п. "в, г" п. 52, п.п. "д" п. 53 Правил содержат лишь указания на обязанность потребителя обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, запрет самовольно нарушать их, а также право исполнителя осуществлять проверку их целостности, но не предъявляют к потребителю требования произвести ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию за свой счет. Платность такой услуги для потребителя не следует из ч. ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), который регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения. Согласно пункту 5 статьи 20 указанного Закона приборы учёта воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

В соответствии с законодательством существует два вида опломбирования индивидуальных приборов учета.

Первый - установка пломбы на индивидуальный прибор учета его изготовителем (при первичной поверке) для предотвращения несанкционированного доступа к его внутренним частям и изменения показаний без видимого повреждения самого счетчика и (или) пломбы, что соответствует положениям пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Аналогичное требование содержится в п.41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила пользования системами коммунального водоснабжения), согласно которому «средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию[1]. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются». То есть приборы учета на момент их ввода в эксплуатацию (в том числе после установки, замены, ремонта) должны быть не только поверены, но и опломбированы сразу же после поверки. Такое опломбирование осуществляют аккредитованные в установленном порядке лица, производящие поверку приборов учета, в том числе заводы-изготовители, производящие первичную поверку приборов учета при их выпуске из производства.

Второй вид опломбирования имеет целью пресечь отбор коммунального ресурса, не учтенного индивидуальным прибором учета. Соответствующая пломба устанавливается уже после монтажа индивидуального прибора учета на сетях и заинтересован в ней, прежде всего, поставщик ресурса, поскольку презумпция добросовестности потребителя при оказании услуг предполагается. Именно за такой услугой обратился ФИО5 в ресурсоснабжающую организацию.

В ряде случаев законодательство предусматривает необходимость опломбирования мест присоединения приборов учета к сетям инженерно-технического обеспечения, однако не распространяет ее на опломбирование мест присоединения к сетям приборов учета воды (водосчетчиков).

Такое требование, например, установлено пунктом 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N549 (далее - Правила поставки газа), согласно которому «определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку». В пп. «б» п. 22 Правил поставки газа указано, что первичная установка такой пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом. При этом требования Правил поставки газа установлены в отношении общедомовых приборов учета и индивидуальных приборов учета, используемых при прямых договорных отношениях между собственниками помещений и газоснабжающими организациями. То есть, действующие правовые акты не содержат требование о необходимости опломбирования места присоединения прибора учета газа к сетям газопровода в отношениях между потребителями и исполнителями коммунальных услуг газоснабжения (управляющими организациями, ТСЖ), следовательно, индивидуальные приборы учета при таких отношениях не подлежат опломбированию исполнителем коммунальных услуг.

Требование о дополнительном опломбировании приборов учета содержится также в п.7.4 Правил учета тепловой энергии, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии), согласно которому при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя пломбирует представитель энергоснабжающей организации. Кроме того, установка монтажной пломбы (дополнительное опломбирование прибора учета после его установки, например, на съемной крышке прибора учета) может потребоваться, если конструкция прибора учета и (или) схема подключения, указанная в техпаспорте этого прибора учета, требует такого рода опломбирования. В этом случае опломбирование прибора учета осуществляет лицо, его устанавливающее в счет платы за установку прибора учета.

Таким образом, обязанность ресурсоснабжающих организаций дополнительно пломбировать индивидуальные приборы учета (а также места присоединения индивидуальных приборов учета к сетям) законодательством не предусмотрена, за исключением обязанностей: - теплоснабжающих организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии в многоквартирные и жилые дома по прямым договорам с собственниками помещений, пломбировать установленные потребителями индивидуальные приборы учета тепловой энергии; - газоснабжающих организаций, осуществляющих поставку газа на обеспечение коммунально-бытовых нужд непосредственно гражданам, пломбировать места присоединения индивидуальных приборов учета газа к газопроводу.

Таким образом, опломбирование места установки индивидуального прибора учета прямо связано с его вводом в эксплуатацию и не может производится отдельно, поскольку именно наложение пломбы подтверждает соответствие установки прибора требованиям ресурсоснабжающей организации. Без такой пломбы исполнитель не принимает показания счетчика при расчете платы за коммунальные услуги, что исключает возможность для потребителя использования прибора учета по назначению.

Опломбирование (принятие в эксплуатацию) прибора учета нельзя считать самостоятельной услугой, поскольку само по себе при установке прибора учета, опломбированного непосредственно предприятием-изготовителем, такое действие не имеет ценности для потребителя (для потребителя нет разницы, будет ли место установки индивидуального прибора учета опломбировано).

Законом об энергосбережении установлена обязанность, в частности, собственников помещений в многоквартирном доме обеспечить оснащение домов индивидуальными приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В нормативных правовых актах нет указания на возмездность оказания потребителю услуги по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию в целом и его опломбированию в частности.

Исходя из того, что установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения, включающее их опломбирование, ответчик производит в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги и исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, соответственно данная сторона правоотношений несет бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий. Только после указанных действий у потребителя, согласно п.п. "г" п. 52 Правил, возникает обязанность обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в его жилом помещении.

Таким образом, обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ни иными правовыми актами, в том числе и Правилами предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства от 06.05.2011 года № 354.

Суд также учитывает, что в качестве самостоятельного вида деятельности услуга приемки водомерных узлов у юридических лиц и приборов учета расхода воды у граждан нормативными правовыми актами, в том числе, ОКВЭД-029-2007 и ОКУН-002-93 не предусмотрена.

Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, плата за ввод приборов учета в эксплуатацию другими предприятиями, осуществляющими предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Златоустовского городского округа, с граждан-потребителей не взимается

С учетом изложенного ответчик, требуя с потребителей оплату работ по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета, тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, нарушая требования п. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о том, что, расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, что предусмотрено как п. 2 ст. 13 Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так и п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в связи с чем на данный момент установка индивидуальных приборов учета и их ввод в эксплуатацию определяется исключительно волеизъявлением собственника жилого помещения, что исключает навязывание услуг не могут быть признаны обоснованными, поскольку лишают потребителя права производить расчеты за потребленные энергетические ресурсы исходя из показаний прибора учета, опломбированного предприятием-изготовителем и соответствующего положениям пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что деятельность МУП «Водоснабжение ЗГО» по установлению и взиманию платы с потребителей за принятие в эксплуатацию, включающее опломбирование, установленных индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения является незаконной.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты>. в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Златоуста в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать действия муниципального унитарного предприятия «Водоснабжение Златоустовского городского округа» по взиманию с граждан платы за приемку в эксплуатацию, включая опломбирование, индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, незаконными.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Водоснабжение Златоустовского городского округа» прекратить взимание платы с граждан-потребителей за приемку в эксплуатацию, включая опломбирование приборов учета холодного и горячего водоснабжения.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Водоснабжение Златоустовского городского округа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий          А.Е.Максимов

Решение в законную силу не вступило