Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2014 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Болдарь Ю.Н.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> о постановке на регистрационный учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Администрации <адрес> о постановке на регистрационный учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, мотивируя свои требования тем, что родился ДД.ММ.ГГГГ, является сиротой, так как в графе отец стоит прочерк, мать умерла в ДД.ММ.ГГГГ году.
ДД.ММ.ГГГГ мать отдала его в <адрес> <адрес>, там находился до ДД.ММ.ГГГГ года, потом отправили в школу-интернат <адрес> с <данные изъяты> класс, затем учился в школе-интернате <адрес>, выпустился в ДД.ММ.ГГГГ году, уехал учиться в <адрес>.
По окончанию училища работал в <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ году призвали в армию, в ДД.ММ.ГГГГ году демобилизовался и жил в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году приехал в <адрес> – <адрес>, проживал в общежитии, в очереди на получение жилья не стоял, в настоящее время живет в квартире бывшей жены, жилым помещением на каком-либо праве не обеспечен.
На основании изложенного, истец ФИО1 просит обязать Администрацию <адрес> поставить его на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, дал пояснения согласно искового заявления.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, считает их необоснованными.
Представители третьих лиц Управления опеки и попечительства администрации <адрес>, Департамента социального развития <адрес> – <адрес>, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения искового заявления, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных исковых требований должно быть отказано по следующим основаниям.
Истец ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в дер.<адрес> <адрес>, что подтверждается копией паспорта и свидетельства о рождении. Мать истца ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, сведений об отце отсутствуют.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ №№, выданной Государственным казенным учреждением <адрес> «<адрес> <адрес>», усматривается, что в титульных списках учащихся <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ значится ФИО1, в титульных списках учащихся за ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> № в качестве сироты значится ФИО1, в титульных списках учащихся за ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ год <адрес> № значится ФИО1, сведения об отце отсутствуют, мать ФИО4
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ №№, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год обучался в <адрес> № <адрес> <адрес>, выбыл на учебу в <адрес> <адрес>
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч.1 ст.8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.При этом, согласно ч.2 названной статьи Закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Согласно п.2 ст.37 Жилищного кодекса РСФСР во внеочередном порядке предоставлялись жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям, при этом Жилищный кодекс РСФСР был утвержден Верховным Советом РСФСР 23 июня 1983 года.
Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (ч.1 ст.57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (ч.2 ст.57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.
Пунктом 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По смыслу ст.8 Федерального закона 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты ставятся на регистрационный учет для обеспечения жилыми помещениями по месту их жительства (пребывания) на момент возникновения права на получение жилого помещения. Таким правообразующим юридическим фактом, в отношении ФИО1 является факт его изъятия из семьи в ДД.ММ.ГГГГ году, либо факт окончания его обучения в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году.
При этом, ч.3 ст.8 Федерального закона 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам жилое помещение подлежало предоставлению вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, истец относится к категории детей-сирот, что подтверждается письменными материалами дела и не оспаривается сторонами, при этом все вышеуказанные нормативные правовые акты вступили в силу после изъятия истца из семьи, окончания пребывания в детских учреждениях, получения им среднего специального образования, прохождения службы в Вооруженных силах <адрес>, при этом данные акты не предусматривают распространения на правоотношения, возникшие до вступления их в силу, соответственно ФИО1 не имеет права на предоставление жилого помещения на основании вышеуказанных правовых норм.
Предъявляя исковые требования к Администрации <адрес>, ФИО1 основывает их на том, что проживает в <адрес>.
Вместе с тем, данный довод полагается на неверное толкование норм материального права и обусловлены неправильным определением имеющих значение для дела обстоятельств.
На момент возникновения у истца предполагаемого им права на получение жилого помещения как ребенка-сироты органы местного самоуправления <адрес> не являлись обязанными обеспечить его жилой площадью. Указанная обязанность не возникла у них и в последствии, в виду того, что после прибытия ФИО1 в <адрес>, юридических фактов, порождающих у него право на получение жилья как ребенка-сироты, не свершалось.
Кроме того, как установлено в судебном заседании ФИО1 проживает с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении – <адрес>, вселен в указанное жилое помещение в период действия ЖК РСФСР в качестве члена семьи, соответственно сохраняет право пользования данным жилым помещением, то есть истец не относится к числу лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях договора социального найма жилого помещения.
С учетом изложенного, законных оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований о постановке на регистрационный учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не имеется.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> о постановке на регистрационный учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 02 июня 2014 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.В. Воронцов