Дело № 2-2113/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 15 августа 2022 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Т.М.,
при секретаре судебного заседания Баламутовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Центрального таможенного управления к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени,
УСТАНОВИЛ:
Центральное таможенное управление обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени.
В обоснование заявленных требований истец указывал на то, что на таможенную территорию Евразийского экономического союза в регионе деятельности таможенного поста МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни 12.07.2017 года гражданкой Украины ФИО1 по пассажирской таможенной декларации № 103190601/120717/В0199841 от 12.07.2017, свидетельству о регистрации транспортного средства № CAT 25716 от 18.10.2013 года временно ввезён товар - транспортное средство «ЗАЗ FORZA», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN <***>, регистрационный номер АН57481К, код ТН ВЭД ЕАЭС 8703229094, страна отправления - Украина, страна происхождения - Украина.
Срок временного ввоза транспортного средства был определен до 12.07.2018 года.
На основании заявления ФИО1 10.07.2019 года Калужским акцизным таможенным постом Центральной акцизной таможни осуществлено закрытие первоначального временного ввоза автомобиля «ЗАЗ FORZA», 2013 года выпуска, и открытие нового по ПТД № 10009180/100719/В0000054 до 10.07.2020 года.
На основании заявления ФИО1 10.07.2019 года Калужским акцизным таможенным постом Центральной акцизной таможни осуществлено закрытие первоначального временного ввоза автомобиля «ЗАЗ FORZA», 2013 года выпуска, и открытие нового по ПТД № 10009180/100719/В0000054 до 10.07.2020 года.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 года № 247 «Об изменении некоторых сроков ввоза товаров для личного пользования» сроки временного ввоза, истекающие в период с 01.03.2020 года по 30.09.2021 года продлены до 30.09.2021 года.
ФИО1 обратилась с заявлением от 16.11.2021 № б/н в Калужский акцизный таможенный пост Центральной акцизной, в котором указано, что транспортное средство «ЗАЗ FORZA», 2013 года выпуска с таможенной территории Евразийского экономического союза не вывезено, а передано по акту приема - передачи от 24.03.2020 № 17/02 для утилизации в ООО «Метвест-ХБК» (/адрес/).
В установленный срок указанный автомобиль с таможенной территории Евразийского экономического союза ФИО1 не вывезен.
В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей, исчисленных в расчете таможенных пошлин, налогов, взымаемых в виде совокупного таможенного платежа от 29.11.2021 № 10009000/291121/Ф-00044 и на основании статьи 73 Федерального закона, Управлением в адрес должника направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 30.11.2021 № 10100000/У2021/0013665 на общую сумму 385 184,74 руб. (таможенные платежи - 342 334,44 руб., пени - 42 850,30 руб.). Срок добровольной уплаты по вышеуказанному уведомлению истек. Задолженность в добровольном порядке не оплачена.
Учитывая указанные обстоятельства, административный истец просил взыскать с ФИО1 в пользу Центрального таможенного управления таможенные платежи в размере 342 334,44 руб. и пени в размере 42 850,30 руб., а всего сумму в размере 385 184,74 руб.
Представитель административного истца Центрального таможенного управления по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Административный ответчик ФИО1 и ее представитель по ордеру ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признали, представили возражения на иск, пояснив, что в связи с обострением политической ситуации, опасаясь за свою жизнь, ответчик покинула принадлежащее ей место жительства в Республике Украина и въехала на территорию Российской Федерации имея намерение получить право на постоянное место жительства и гражданство Российской Федерации. Она получила временное убежище, затем разрешение на временное проживание, впоследствии гражданство Российской Федерации. Автомобиль находился в плохом техническом состоянии, ей было не до того, чтобы решать вопрос с вывозом транспортного средства, в связи со сложным материальным положением и необходимостью в обустройстве на территории Российской Федерации. Имея статус беженца, ответчик соответственно имеет таможенные льготы. Просили суд отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Также на основании пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» взыскание таможенных платежей, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, обращение взыскания на товары, в отношении которых физическими лицами таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени не уплачены и которые не переданы таможенным органам в качестве предмета залога, производятся в судебном порядке за исключением случаев, установленных ч. 10 и ч.11 ст. 76 Федерального закона (ч.5 ст. 71, ч.6 и 10 ст. 79 Федерального закона).
Согласно п. 2 ст. 358 ТК ТС (действовавшего на дату перемещения объекта через таможенную границу), иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Согласно п. 5 ст. 358 ТК ТС, в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Как следует из п. 5 ст. 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Кодекса.
Пункт 6 подпункт 3 указанной статьи предусматривает, что в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с не вывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса считается сроком уплаты таможенных пошлин.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на таможенную территорию Евразийского экономического союза в регионе деятельности таможенного поста МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни /дата/ гражданкой Украины ФИО1 по пассажирской таможенной декларации № 103190601/120717/В0199841 от 12.07.2017, свидетельству о регистрации транспортного средства № CAT 25716 от 18.10.2013 года временно ввезён товар - транспортное средство «ЗАЗ FORZA», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN /номер/, регистрационный номер АН57481К, код ТН ВЭД ЕАЭС 8703229094, страна отправления - Украина, страна происхождения - Украина.
Срок временного ввоза данного автомобиля установлен таможенным постом МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни в пассажирской таможенной декларации № 10319060/120717/ВО199841 до 12.07.2018 года.
На основании заявления ФИО1 10.07.2019 года Калужским акцизным таможенным постом Центральной акцизной таможни осуществлено закрытие первоначального временного ввоза автомобиля «ЗАЗ FORZA», 2013 года выпуска, и открытие нового по ПТД № 10009180/100719/В0000054 до 10.07.2020 года.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 года № 247 «Об изменении некоторых сроков ввоза товаров для личного пользования» сроки временного ввоза, истекающие в период с 01.03.2020 года по 30.09.2021 года продлены до 30.09.2021 года.
ФИО1 обратилась с заявлением от 16.11.2021 № б/н в Калужский акцизный таможенный пост Центральной акцизной, в котором указано, что транспортное средство «ЗАЗ FORZA», 2013 года выпуска с таможенной территории Евразийского экономического союза не вывезено, а передано по акту приема - передачи от /дата//номер/ для утилизации в ООО «Метвест-ХБК» (/адрес/).
Из объяснений, полученных /дата/ФИО1, следует, что причиной невывоза временно ввезенного автомобиля «ЗАЗ FORZA», 2013 года выпуска послужила поломка транспортного средства, в связи с чем, указанный автомобиль передан по акту приема-передачи от /дата//номер/ на утилизацию в ООО «Метвест-ХБК» (/адрес/). Вина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.24 КоАП России, ФИО1 признана.
Таким образом, ФИО1 нарушила требования пункта 12 статьи 264 ТК ЕАЭС, чем совершила административное правонарушение, выразившееся в передаче права пользования временно ввезенного транспортного средства без соблюдения условий, установленных законодательством ЕАЭС.
Факт совершенного административного правонарушения подтверждается: пассажирской таможенной декларацией № 10009180/100719/В0000054, объяснением гражданки ФИО1 от 16.11.2021, актом приема-передачи от 24.03.2020 № 17/02, заявлением гр. ФИО1 от 16.11.2021 (вх. Калужского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни от 16.1 1.2021 № б/н), а также другими материалами, находящимися в деле об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства послужили поводом для направления Управлением уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей, исчисленных в расчете таможенных пошлин, налогов, взымаемых в виде совокупного таможенного платежа от 29.11.2021 № 10009000/291121/Ф-00044 и на основании статьи 73 Федерального закона, Управлением в адрес должника направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 30.11.2021 № 10100000/У2021/0013665 на общую сумму 385 184,74 руб. (таможенные платежи - 342 334,44 руб., пени - 42 850,30 руб.). Срок добровольной уплаты по вышеуказанному уведомлению истек.
Определением мирового судьи судебного участка № 73 Клинского судебного района Московской области от 27.04.2022 (вх. ЦТУ от 25.05.2022 № 12833) судебный приказ по заявлению Центрального таможенного управления к ФИО1 (дело № 2а-1208/2022) отменен в соответствии с частью 1 статьи 123.7 КАС РФ.
В соответствии со ст. 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.
В соответствии со статьей 12 Соглашения "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (Соглашение) таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к настоящему Соглашению.
Пунктом 24 Приложения N 3 Соглашения в числе товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей, указан автомобиль, находящийся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства, - при одновременном выполнении следующих условий:
- их ввоз на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза;
- такой автомобиль должен находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированным на третьих лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 356 Таможенного кодекса Таможенного союза подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, в частности документа, удостоверяющего личность (в том числе несовершеннолетнего лица); документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающих временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающих признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов таможенного союза.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 12, пункта 8 раздела 1 Приложения 3 к Соглашению, освобождение от уплаты платежей предоставляется в отношении товаров для личного пользования, ввозимых физическими лицами, прибывающими (переселяющимися) в государство-член Таможенного союза на постоянное место жительства.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 2 Соглашения определено, что датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
Из системного толкования вышеприведенных норм усматривается, что право на освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется лицам, прибывающим и переселяющимся в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства.
Установлено, что прибытие ФИО1 на территорию Российской Федерации было связано с обострением внутриполитической обстановки в стране происхождения.
ФИО1 было выдано свидетельство о предоставлении временного убежища сроком действия до 03.05.2019 года, которое продлено до 25.04.2020 года, впоследствии получено разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации и гражданство Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным данным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
При переселении физического лица на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 документом, подтверждающим признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства, является предусмотренное данным правовым актом свидетельство участника Государственной программы.
В соответствии с пп. "а" п. 19 Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Пунктом 44 Государственной программы установлено, что участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с п. 26 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 N 403, свидетельство подтверждает статус участника Государственной программы, его права и обязательства.
11.11.2019 года ФИО1 получила паспорт гражданина РФ.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 переселилась на территорию Российской Федерации, имеет намерение постоянно проживать в Российской Федерации, а, следовательно, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, имеет право на льготу по уплате таможенных платежей.
То обстоятельство, что ФИО1 не были предоставлены в таможенный орган документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие признание ее переселяющейся на постоянное место жительства, не может свидетельствовать об отсутствии у нее права на получение льготы.
Формальное нарушение ФИО1 обязанности по предоставлению в таможенный орган документов, подтверждающих право на льготу, не должно влечь для административного ответчика таких последствий, которые противоречат целям, которые взяло на себя государство по обеспечению баланса интересов переселенцев.
Таким образом, исковые требования Центрального таможенного управления о взыскании с ФИО1 таможенных платежей и пени удовлетворению не подлежат, в связи с наличием у ответчика права на льготу по уплате таможенных платежей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Центрального таможенного управления к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья подпись Т.М. Воронова
Мотивированное решение составлено 22 августа 2022 года.
Копия верна
Решение не вступило в законную силу
Судья Т.М. Воронова