РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд <адрес> в составе: Председательствующего Путиловой Н.А.
При секретаре Зеленцовой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ г.
дело по иску ФИО1 к ООО «Неотранс- Красноярск» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Неотранс- Красноярск» взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
Просит суд обязать ответчика ООО «Неотранс-Красноярск» доначислить ему заработную плату в связи с занижением тарифной ставки за период с февраля ДД.ММ.ГГГГ в размере 279 020,48 руб., взыскать с ООО «Неотранс-Красноярск» в его пользу заработную плату, недоплаченную в связи с занижением тарифной ставки за февраль-декабрь ДД.ММ.ГГГГ в размере 279 020,48 руб.; обязать ООО «Неотранс-Красноярск» заключить с ним дополнительное соглашение, в котором с ДД.ММ.ГГГГ. установить ему часовую тарифную ставку в соответствии с нормами Федерального тарифного соглашения в размере 100,36 руб., компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.
В обоснование своих требований истец пояснил, что он работает в ООО «Неотранс-Красноярск» в должности водителя автомобиля 2 класса, что подтверждается Трудовым договором № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3.1. Трудового договора ему установлена заработная плата в виде часовой тарифной ставки в размере 31,57 руб., также установлен районный коэффициент в размере 30%.
Пунктом 3.2. установлено, что могут выплачиваться премии и другие виды материального вознаграждения, предусмотренные Положением об оплате труда.
Пунктом 3.3. установлены сроки выплаты заработной платы: 2 раза в месяц, 20 и 25 числа каждого месяца.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ. (к трудовому договору № № от ДД.ММ.ГГГГ. ему установлена заработная плата в виде часовой тарифной ставки в размере 45,10 руб., также установлен районный коэффициент в размере 30%.
По расчетным листкам им обнаружены нарушения, которые допустил ответчик при начислении ему заработной платы. Заработная плата ему начислена без учета Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз, зарегистрированного в Роструде 29.11.2013г. Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ. срок действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на ДД.ММ.ГГГГ. продлен на ДД.ММ.ГГГГ.
Так, водителю автобусов длиной от 7 до 12 метров устанавливается 5 разряд, он работает на автобусе НЕФАЗ №, длина которого 8,01 м, т.е. тарифная ставка должна соответствовать 5 разряду.
В соответствии с Отраслевой тарифной сеткой для 5-го разряда установлен тарифный коэффициент - 2.2, который применяется к базовой тарифной ставке. Тогда в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением минимальная часовая тарифная ставка водителя по 5 разряду должна составлять с ДД.ММ.ГГГГ. 7500,00 руб. х 2,2 - 16500,00 руб.
Согласно производственному календарю рабочее время при 40-часовой рабочей неделе составляет за ДД.ММ.ГГГГ - 1973 часа. Соответственно, среднемесячное число рабочих часов в 2017г. - 164,4 час (1973 час : 12 месяцев).
Тогда в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением минимальная часовая тарифная ставка водителя по 5 разряду должна составлять с ДД.ММ.ГГГГ.; 16500,00 руб. : 164.4 час-100,36 руб.
Однако согласно расчетным листкам часовая тарифная ставка составляет 45,10 руб.. Данная тарифная ставка является заниженной в 12,23 раза в сравнении с нормами Федерального отраслевого соглашения (100,36 руб. : 45,10 руб. = 2,23 раза).
Полагает, что ответчиком допущено нарушение трудовых прав на справедливую и в полном объеме выплату заработной платы с учетом ее индексации и, исходя из базовой тарифной ставки. В связи с несоответствием тарифной ставки Федеральному отраслевому соглашению за период с февраля ДД.ММ.ГГГГ. ответчик занизил заработную плату в размере 279 020,48 руб.
В ходе судебного разбирательства представитель истца увеличил исковые требования: просит суд обязать ответчика ООО «Неотранс-Красноярск» доначислить ему заработную плату в связи с занижением тарифной ставки за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 279 020,48 руб., взыскать с ООО «Неотранс-Красноярск» в его пользу заработную плату, недоплаченную в связи с занижением тарифной ставки за февраль-декабрь ДД.ММ.ГГГГ в размере 279 020,48 руб.; обязать ООО «Неотранс-Красноярск» заключить с ним дополнительное соглашение, в котором с ДД.ММ.ГГГГ. установить ему часовую тарифную ставку в соответствии с нормами Федерального тарифного соглашения в размере 100,36 руб., взыскать с ООО «Неотранс-Красноярск» в его пользу заработную плату, недоплаченную в связи с занижением тарифной ставки за февраль, март ДД.ММ.ГГГГ. в размере 65 970,85 руб., обязать ООО «Неотранс-Красноярск» доначислить и выплатить ему заработную плату в соответствии с нормами Федерального тарифного соглашения, исходя из тарифной ставки в размере 100,36 руб., начиная с марта ДД.ММ.ГГГГ и за весь период, когда обязанность ответчика по выплате заработной плате сохраняется; взыскать с ООО «Неотранс-Красноярск» в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, представил заявление, в котором просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель истца ФИО1ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивает на удовлетворении увеличенных требований, суду пояснила, что в связи с несоответствием тарифной ставки Федеральному отраслевому соглашению за февраль 2018г. ответчик занизил заработную плату на 33 437,28 руб., за март – на 32533,57 руб.
Представитель ответчика ООО «Неотранс- Красноярск» - ФИО3, действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования не признала, не отрицая, что Отраслевое тарифное соглашение распространяется на истца, суду пояснила, что истец фактически был принят на работу ДД.ММ.ГГГГ. для управления автобусом НЕФАЗ № с тарифной ставкой 31,75 руб. на период стажировки, после окончания стажировки с ДД.ММ.ГГГГ. ему установлена тарифная ставка 45.10 руб., согласно утвержденному штатному расписанию. При проверки обращения истца, было выяснено, что установленная в трудовом договоре истца тарифная ставка в размере 45,10 руб. является меньше установленной Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, принятому на ДД.ММ.ГГГГ., где часовая тарифная ставка составляет 45,62 руб., то есть на 52 коп. Истцу был сделан перерасчет заработной платы, разница в заработной плате ФИО1 составила на ДД.ММ.ГГГГ. 4682,21 руб., что признается, как сумма недоначисленной заработной платы. Указанная сумма истцу была выплачена, как доплата, кроме того, работодатель в добровольном порядке возместил компенсацию морального вреда в сумме 500 труб. С остальными требованиями ответчик не согласен, просит отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит, что в удовлетворении иска следует отказать, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Согласно ст. 45 ТК РФ «Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства».
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ООО «Неотранс- Красноярск» в должности водителя автомобиля 2 класса, что подтверждается трудовым договором № № от ДД.ММ.ГГГГ
Истец был принят на работу на автобус НЕФАЗ №, что не было оспорено в судебном заседании.
Согласно п.3.1. Трудового договора, за выполнение работы работнику в течение всего срока договора выплачивается вознаграждение (заработная плата) в виде месячного должностного оклада (тарифной ставки) в размере 31,57 руб. и районный коэффициент 30%.
Дополнительным соглашением 1 от ДД.ММ.ГГГГ. к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГг. установлено, что работнику устанавливается размер часовой тарифной ставки в размере 45,10 руб. и выплата районного коэффициента в размере 30 %.
Истец полагает, что ему была не доплачена заработная плата в виду того, что был установлен часовой тариф в размере меньшем, чем должен быть установлен Федеральным отраслевым соглашением, его заработная плата должна исчисляться, исходя из минимальной тарифной ставки, установленной п. 3.1 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту с применением коэффициента 2,2 установленного в Приложении № к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, поскольку он работает на автобусе НЕФАЗ №, длина которого 8,01 м., в связи с чем, на основании Постановления Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ его должность соответствует водителю автобуса 5 разряда, минимальная месячная тарифная ставка водителя 5 разряда должна составлять с ДД.ММ.ГГГГ. 16 500 руб. (7500 руб. х2).
Суд считает доводы истца не обоснованными, исходя из следующего.
ДД.ММ.ГГГГ Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз было заключено "Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 г. – 2016 г.
Пунктом 1.5. Соглашения предусмотрено, что его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется, распространяется на работодателей, являющихся членами РАС, или уполномочивших РАС заключить настоящее соглашение, а также присоединившихся к соглашению после его заключения; распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений; устанавливает экономические и социальные гарантии работникам отрасли и членам их семей и не ограничивает права работодателей в расширении гарантий в заключаемых с работниками трудовых договорах, коллективных договорах за счет средств организаций; является основой для заключения региональных и территориальных отраслевых соглашений между комитетами республиканских, краевых, областных территориальных организаций Профсоюза, представителями работодателей, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также коллективных договоров в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта.
В соответствии с п. 3.1. "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы" (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз ДД.ММ.ГГГГ) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в размере 7500 рублей в месяц.
Согласно п. 3.5. "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы" указанный в п. 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1.
Дополнительным соглашением № от 18.11.2016г. срок действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы" продлен на 2017 г. – 2019 г.
Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту распространяется на ответчика, является обязательным для исполнения работодателем.
Исходя из п. 3.1. "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы", базовая минимальная часовая ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта составляет 45,62 руб., согласно расчету:
7500 руб.:164,4 час=45,62 руб.
Как следует из дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истцу исчисление заработной платы производилось, исходя из часовой тарифной ставки 45,10 руб., которая ниже, чем базовая минимальная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта.
Работодатель доначислил истцу ФИО1 заработную плату, исходя из тарифной ставки 45,62 руб., размер недоначисленной заработной платы составил 4682,21 руб. Согласно расчетному листку за март 2018г. недоначисленная заработная плата истцу составила 4682,21 руб. и была выплачена истцу.
ДД.ММ.ГГГГ. истцу ФИО1 работодателем в добровольном порядке была выплачена компенсация морального вреда в сумме 500 руб., что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства истец не оспаривает, не оспаривает также расчет заработной платы исходя из тарифной ставки 45,62 руб. и размер доплаты, исходя из данной тарифной ставки.
Доводы истца о том, что при расчете заработной платы, должен применяться коэффициент, равный 2,2, суд находит необоснованными, поскольку указанные в приложении № ФОС тарифные коэффициенты, носят рекомендательный, а необязательный характер, предприятие вправе самостоятельно устанавливать тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Доводы истца о применении к спорным правоотношениям Постановления Министерства труда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении тарифно- квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих», в соответствии с которым, водителю автобуса габаритной длиной от 7 до 12 метров, устанавливается 5 - й разряд, а соответственно о применении при расчете заработной платы тарифного коэффициента, равному 2,2, что предусмотрено Приложением № к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на ДД.ММ.ГГГГ годы, являются несостоятельными, поскольку указанное Постановление Министерства Труда принято в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основании Единой тарифной сетки», а предприятие, с которым истец состоит в трудовых отношениях не относится к бюджетной сфере, в связи с чем, Постановление Министерства Труда РФ к данным правоотношениям не подлежит применению.
Таким образом, не подлежат удовлетворению требования истца об обязании ответчика заключить с ним дополнительное соглашение с установлением часовой тарифной ставки в соответствии с нормами Федерального тарифного соглашения – в размере 100,36 руб.
Заработная плата работнику начисляется с учетом, как минимальной базовой ставки, так и с учетом отработанного времени, других повышающих коэффициентов. Порядок изменения условий договора (изменение размера и условий о выплате заработной платы) установлен статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации только по соглашению сторон.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Работодатель не доплачивал истцу заработную плату, поэтому обязан компенсировать ему моральный вред. С учетом характера и объема, причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, добровольной выплаты недоплаты, суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда в сумме 500 руб.
Данная сумма выплачена ответчиком истцу добровольно.
Учитывая, что работодатель принял решение о повышении тарифной ставки ФИО1, доначислил заработную плату с учетом часовой тарифной ставки 45,62 руб., произвел выплату доплаты заработной платы, компенсировал моральный вред, при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца об обязании доначислить заработную плату за период с февраля 2017 г. по январь 2018 г., взыскании заработной платы, обязании заключить дополнительное соглашение, произвести доначисление заработной платы в соответствии с нормами Федерального тарифного соглашения не находит, в связи, с чем полагает в удовлетворении иска ФИО1 к ООО «Неотранс- Красноярск» о взыскании заработной платы, понуждении к совершению действий следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к ООО «Неотранс- Красноярск» о взыскании заработной платы, понуждению к совершению действий и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский облсуд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий (подпись)
Верно. Судья: Н.А. Путилова