ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2116/20 от 27.11.2020 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

27 ноября 2020 года <адрес>

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

Председательствующего, судьи - Маркиной Т.И.

При секретаре - Свеженец Ю.В.,

с участием ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя к Сунко Роману Александровичу о взыскании задолженности по договорам на размещение нестационарных торговых объектов,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Сунко Роману Александровичу о взыскании задолженности по договорам на размещение нестационарных торговых объектов. Требования мотивированы тем, что между Главным управлением потребительского рынка и лицензирования города Севастополя (далее - Севастопольторг) и индивидуальным предпринимателем Сунко Романом Александровичем (далее - ИП Сунко Р.А.) заключены договоры без проведения торгов на размещение нестационарных торговых объектов от ДД.ММ.ГГГГ- и , предметом которых является предоставление Севастопольторгом права ИП Сунко Р.А. на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории <адрес> и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ- Указывает, что в пунктах 1.2, 1.3, 1.4, 1.7 Договора - от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Севастопольторг предоставляет ИП Сунко Р.А. право на размещение нестационарного торгового объекта, не являющегося объектом недвижимого имущества (далее - Объект), по адресному ориентиру в соответствии со Схемой: <адрес> место в Схеме ; тип объекта - павильон; площадь объекта - <данные изъяты> кв. м; период функционирования объекта - круглогодично; специализация - продовольственная группа товаров; срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пунктам 3.1, 3.2 данного договора размер платы за размещение Объекта за календарный месяц составляет: без НДС <данные изъяты> руб., НДС <данные изъяты>., всего <данные изъяты> руб. Оплата производится в бюджет города Севастополя в сроки: не позднее 15.08.2017 за август-сентябрь 2017 года, не позднее 15.11.2017 за октябрь-декабрь 2017 года; не позднее 15.02.2018 за январь-март 2018 года, не позднее 15.05.2018 за апрель-июнь 2018 года, не позднее 15.08.2018 за июль-сентябрь 2018 года, не позднее 15.11.2018 за октябрь-декабрь 2018 года. Пунктом 3.7 договора предусмотрено, что в случае изменения методики определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, размер платы за размещение Объекта подлежит изменению с даты вступления в силу нормативного правового акта, изменяющего такую методику, но не чаще одного раза в год. Ссылается на то, что указанный договор был заключен без проведения торгов на основании подпункта 4 пункта 11.1 раздела XI Положения о порядке заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденного постановлением от 09.11.2015 № 1030-ПП. Подпунктом 2.1 пункта 2 постановления Правительства Севастополя от 22.03.2018 № 176-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП установлено, что договоры на размещение нестационарных торговых объектов, заключенные Севастопольторгом в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП», до вступления в силу настоящего постановления действуют в соответствии с условиями, предусмотренными такими договорами. В случае если такой договор на размещение нестационарных торговых объектов заключен без проведения торгов или с единственным участником торгов, размер платы за размещение нестационарного торгового объекта подлежит изменению с даты вступления в силу настоящего постановления. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта, пункт 3.1 договора изложен в следующей редакции: «Размер платы за размещение Объекта за календарный месяц составляет: без НДС <данные изъяты> руб., НДС <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.». В связи с изменением площади и специализации НТО по инициативе Сунко Р.А. дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта, заменены в пункте 1.3 договора слова «<данные изъяты> кв. м.» на слова «<данные изъяты> кв. м.»; в пункте 1.4 договора слова «продовольственная группа товаров» на «услуги общественного питания»; пункт 3.1 договора изложен в следующей редакции: «Размер платы за размещение Объекта за календарный месяц составляет: без НДС <данные изъяты> руб., НДС <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.». Указывает, что в связи с образовавшейся задолженностью Севастопольторгом в адрес ИП Сунко Р.А. было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в кратчайшие сроки погасить задолженность по плате за размещение нестационарного торгового объекта, от получения которого ИП Сунко Р.А. уклонился. На основании подпункта 1 пункта 5.2.3 договора, в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате очередных платежей по договору на срок более 30 дней в сумме <данные изъяты> руб. в адрес ИП Сунко Р.А. было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора ДД.ММ.ГГГГ, от получения котого ИП Сунко Р.А. уклонился, отправление возвращено ДД.ММ.ГГГГ отправителю в связи с истечением срока хранения. В соответствии с пунктом 5.4 договора он считается расторгнутым в одностороннем порядке ДД.ММ.ГГГГ. В пунктах 1.2, 1.3, 1.4, 1.7 Договора от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Севастопольторг предоставляет ИП Сунко Р.А. право на размещение нестационарного торгового объекта, не являющегося объектом недвижимого имущества (далее - Объект), по адресному ориентиру в соответствии со Схемой: <адрес>», место в Схеме ; тип объекта - киоск; площадь объекта - <данные изъяты> кв. м; период функционирования объекта - круглогодично; специализация - продовольственная группа товаров; срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пунктам 3.1, 3.2 данного договора размер платы за размещение объекта за календарный месяц составляет: без НДС <данные изъяты> руб., НДС <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб. Оплата производится в бюджет города Севастополя в сроки: не позднее 15.08.2017 за август-сентябрь 2017 года, не позднее 15.11.2017 за октябрь-декабрь 2017 года; не позднее 15.02.2018 за январь-март 2018 года, не позднее 15.05.2018 за апрель-июнь 2018 года, не позднее 15.08.2018 за июль-сентябрь 2018 года, не позднее 15.11.2018 за октябрь-декабрь 2018 года. Пунктом 3.7 договора предусмотрено, что в случае изменения методики определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, размер платы за размещение Объекта подлежит изменению с даты вступления в силу нормативного правового акта, изменяющего такую методику, но не чаще одного раза в год. Ссылается на то, что указанный договор был заключен без проведения торгов на основании подпункта 4 пункта 11.1 раздела XI Положения о порядке заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденного постановлением от 09.11.2015 № 1030-ПП. С учетом подпункта 2.1 пункта 2 постановления Правительства Севастополя от 22.03.2018 № 176-ПП дополнительным соглашением о внесении изменений в договор от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта, пункт 3.1 договора изложен в следующей редакции: «Размер платы за размещение Объекта за календарный месяц составляет: без НДС <данные изъяты> руб., НДС <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.». В связи с образовавшейся задолженностью Севастопольторгом в адрес ИП Сунко Р.А. было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в кратчайшие сроки погасить задолженность по плате за размещение нестационарного торгового объекта, от получения которого ИП Сунко Р.А. уклонился. На основании подпункта 1 пункта 5.2.3 договора, в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате очередных платежей по договору на срок более 30 дней в сумме <данные изъяты> рублей в адрес ИП Сунко Р.А. было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ, которое также возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока хранения. В соответствии с пунктом 5.4 договора он считается расторгнутым в одностороннем порядке ДД.ММ.ГГГГ. Обосновывая исковые требования, ссылается на то, что 09 ноября 2015 года Правительством Севастополя было принято постановление № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП», которым утверждена, в том числе Методика определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя. Постановлением Правительства Севастополя от 22.03.2018 №176-ПП внесены изменения в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП» и Методика определения начальной цены договора утверждена в новой редакции. Указывает, что предприниматель, подписывая договоры на размещение НТО и дополнительные соглашения к ним, согласился со следующими условиями, имеющими значение для расчета цены договора: адресный ориентир размещения НТО в соответствии со Схемой, тип объекта, площадь объекта, период функционирования, специализация, срок действия договора. Севастопольторгом в адрес ИП Сунко Р.А. ДД.ММ.ГГГГ была направлена претензия о необходимости погашения задолженности по плате за размещение НТО по двум договорам в общей сумме <данные изъяты> рублей, от получения которой ИП Сунко Р.А. уклонился. Ссылается на то, что пунктом 4.2 договоров на размещение нестационарных торговых объектов от ДД.ММ.ГГГГ- и -Г/2017 предусмотрено, что за нарушение сроков внесения платы по договору ИП Сунко Р.А. выплачивает в бюджет пени из расчета 0,01% от просроченной суммы платы за каждый календарный день просрочки. Указывает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по договорам и пени составляет: задолженность по оплате за размещение НТО по договору - от ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> рублей; задолженность по оплате за размещение НТО по договору от ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> рублей. Общая сумма задолженности по двум вышеуказанным договорам по внесению платы за размещение нестационарных торговых объектов составляет <данные изъяты> руб., сумма пени составляет <данные изъяты> рублей. Указывает, что согласно данным ЕГРИП Сунко Роман Александрович прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Просит взыскать с Сунко Романа Александровича в пользу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя основной долг по плате за размещение нестационарных торговых объектов по договорам на размещение нестационарных торговых объектов от ДД.ММ.ГГГГ и - в размере <данные изъяты> руб. Взыскать с Сунко Романа Александровича в пользу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя пени по договорам на размещение нестационарных торговых объектов от ДД.ММ.ГГГГ и - из расчета 0,01% от просроченной суммы платы за каждый календарный день просрочки в общем размере <данные изъяты> руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами, подлежащие начислению на сумму долга <данные изъяты> рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, по день фактической уплаты долга.

Определением судьи Арбитражного суда города Севастополя от 03 сентября 2020 года дело передано в Севастопольский городской суд для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Севастопольским городским судом дело направлено по подсудности для рассмотрения в Евпаторийский городской суд Республики Крым.

В судебное заседание представитель истца не явился, в суд направлено заявление через систему ГАС правосудие о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, не возражает о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Ответчик исковые требования не признал, подтвердил, что он действительно подписывал договоры на размещение нестационарных торговых объектов и дополнительные соглашения к ним, договоры предусматривали сначала одну плату, потом оплату подняли, но затем должны были ее снизить, поскольку предприниматели Севастополя были против такой цены, но ему точно неизвестно было ли принято решение о снижении оплаты. Пояснил, что стало невозможно эксплуатировать нестационарные объекты, так как не было подвода электричества, предприниматели, арендовавшие места в <адрес>, подписывая дополнительные соглашения, надеялись, что за счет поднятия оплаты будет решен вопрос по электричеству, но данный вопрос решен не был, в связи с чем невозможно было поставить точки с мороженым, водой, продуктами. Он рассчитывал как и остальные, что проведут электричество и они будут работать, так как место для торговли перспективное, поэтому он вносил изменения в договор и просил увеличить площадь размещения нестационарного объекта, планировал поставить кафе, но из-за отсутствия электричества впоследствии сообщил истцу, что договоры продлевать не будет. Не согласен с расчетами истца, так как полагает, что должна была быть снижена плата за размещение нестационарных объектов.

Суд, выслушав ответчика, изучив материалы гражданского дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Законодателем в ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Аналогичное правило по судебной защите именно нарушенных или оспоренных гражданских прав прописано и в ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Предметом спора являются заявленные истцом материально-правовые требования о взыскании задолженности по договорам на размещение нестационарных торговых объектов.

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В силу п. 1 ст. 39.36 ЗК Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 5 ст. 10 ФЗ от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесено согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК Российской Федерации к случаям использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Частью 1 статьи 3 Закона № 381-Ф3 определено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Закона № 381-Ф3 закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия: реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

Согласно части 2 статьи 31, части 1 статьи 35 Устава города Севастополя Правительство Севастополя является постоянно действующим, высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора издает постановления Правительства Севастополя.

Пункт 16 части 1 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» устанавливает, что Правительство Севастополя устанавливает правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Севастополя, правила работы и порядок размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Севастополя, организует и координирует региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением указанных правил.

Согласно подпункту «в» пункта 4 части 2 статьи 5 Закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» к подзаконным нормативным актам относятся постановления Правительства Севастополя.

В соответствии со статьей 38 Закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» действие правовых актов города Севастополя распространяется на территорию города Севастополя, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами города Севастополя. Правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории города Севастополя, если иное не указано в соответствующем правовом акте. Правовые акты действуют неопределенное время, если иной срок не установлен в самом правовом акте.

09 ноября 2015 года Правительством Севастополя было принято постановление № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП», которым утверждена, в том числе Методика определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя.

Постановлением Правительства Севастополя от 22.03.2018 № 176-ПП внесены изменения в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП», Методика определения начальной цены договора утверждена в новой редакции.

Судом установлено, что между Главным управлением потребительского рынка и лицензирования города Севастополя и индивидуальным предпринимателем Сунко Романом Александровичем заключены договоры без проведения торгов на размещение нестационарных торговых объектов от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которых является предоставление Севастопольторгом права ИП Сунко Р.А. на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП».

Согласно пунктам 1.2, 1.3, 1.4, 1.7 Договора от ДД.ММ.ГГГГ Севастопольторг предоставляет ИП Сунко Р.А. право размещения нестационарного торгового объекта, не являющегося объектом недвижимого имущества (далее - Объект) – павильон, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресному ориентиру в соответствии со Схемой, а именно: <адрес><адрес>», место в Схеме ; период функционирования объекта - круглогодично; специализация - продовольственная группа товаров. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктами 3.1, 3.2 данного договора предусмотрено, что размер платы за размещение Объекта за календарный месяц составляет: без НДС <данные изъяты> руб., НДС <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб. Оплата производится в бюджет города Севастополя в сроки: не позднее 15.08.2017 за август-сентябрь 2017 года, не позднее 15.11.2017 за октябрь-декабрь 2017 года; не позднее 15.02.2018 за январь-март 2018 года, не позднее 15.05.2018 за апрель-июнь 2018 года, не позднее 15.08.2018 за июль-сентябрь 2018 года, не позднее 15.11.2018 за октябрь-декабрь 2018 года.

Пунктом 3.7 договора установлено, что в случае изменения методики определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, размер платы за размещение Объекта подлежит изменению с даты вступления в силу нормативного правового акта, изменяющего такую методику, но не чаще одного раза в год (л.д. 10-19).

ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением потребительского рынка и лицензирования города Севастополя и ИП Сунко Романом Александровичем было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор на размещение нестационарного торгового объекта, в котором указано на изменение размера платы за размещение Объекта за календарный месяц: без НДС <данные изъяты> руб., НДС <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб. на основании постановления Правительства Севастополя от 22.03.2018 года № 176-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП». В указанном дополнительном соглашении указано, что оно является неотъемлемой частью Договора, вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на отношения Сторон с 01 апреля 2018 года (л.д. 20).

ИП Сунко Р.А. обратился в ГУ потребительского рынка и лицензирования Севастополя с предложением о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, согласно предлагаемым им изменения просил изменить площадь Объекта с <данные изъяты> кв.м на <данные изъяты> кв.м и специализацию с продовольственной группы товаров на услуги общественного питания с приложением соответствующей схемы.

В связи с поступившим предложением ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением потребительского рынка и лицензирования города Севастополя и ИП Сунко Романом Александровичем было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор на размещение нестационарного торгового объекта, в котором в п. 1.1. указано на замену в пункте 1.3 Договора слов с «<данные изъяты> кв.м» на «<данные изъяты> кв.м». В п. 1.2 указано «заменить в пункте 1.4 Договора слова «продовольственная группа товаров» на слова «услуги общественного питания». Пунктом 1.3 дополнительного соглашения предусмотрено, что пункт 3.1 Договора изложен в следующей редакции: Размер платы за размещение Объекта за календарный месяц составляет: без НДС <данные изъяты> руб., НДС <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.». Согласно п. 2 дополнительного соглашения все остальные положения Договора остаются без изменений и сохраняют свою юридическую силу. Пунктом 3 дополнительного соглашения предусмотрено, что настоящее Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Договора. Из пункта 4 дополнительного соглашения следует, что настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на отношения Сторон с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Главным управлением потребительского рынка и лицензирования города Севастополя за исх. от ДД.ММ.ГГГГ на имя Сунко Р.А. было направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения Договора на размещение нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате очередных платежей по Договору на срок более 30 календарных дней (л.д. 22-23).

С учетом подписанных ИП Сунко Р.А. дополнительных соглашений к договору от ДД.ММ.ГГГГ в части изменения площади объекта, специализации продовольственной группы, изменения размера оплаты за размещение Объекта за календарный месяц суд соглашается с расчетом задолженности по договору на размещение нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 26).

Ответчиком не предоставлено допустимых доказательств о снижении размера оплаты за размещение Объекта по вышеуказанному договору.

Согласно пунктам 1.2, 1.3, 1.4, 1.7 Договора от ДД.ММ.ГГГГ Севастопольторг предоставляет ИП Сунко Р.А. право размещения нестационарного торгового объекта, не являющегося объектом недвижимого имущества (далее - Объект) – киоск, площадью 9 кв.м, по адресному ориентиру в соответствии со Схемой, а именно: <адрес><адрес>», место в Схеме ; период функционирования объекта - круглогодично; специализация - продовольственная группа товаров. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктами 3.1, 3.2 данного договора предусмотрено, что размер платы за размещение Объекта за календарный месяц составляет: без НДС <данные изъяты> руб., НДС <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты>,00 руб. Оплата производится в бюджет города Севастополя в сроки: не позднее 15.08.2017 за август-сентябрь 2017 года, не позднее 15.11.2017 за октябрь-декабрь 2017 года; не позднее 15.02.2018 за январь-март 2018 года, не позднее 15.05.2018 за апрель-июнь 2018 года, не позднее 15.08.2018 за июль-сентябрь 2018 года, не позднее 15.11.2018 за октябрь-декабрь 2018 года.

Пунктом 3.7 договора установлено, что в случае изменения методики определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, размер платы за размещение Объекта подлежит изменению с даты вступления в силу нормативного правового акта, изменяющего такую методику, но не чаще одного раза в год (л.д. 27-36).

ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением потребительского рынка и лицензирования города Севастополя и ИП Сунко Романом Александровичем было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор на размещение нестационарного торгового объекта, в котором указано на изменение размера платы за размещение Объекта за календарный месяц: без НДС <данные изъяты> руб., НДС <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб. на основании постановления Правительства Севастополя от 22.03.2018 года № 176-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП». В указанном дополнительном соглашении указано, что оно является неотъемлемой частью Договора, вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на отношения Сторон с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).

Главным управлением потребительского рынка и лицензирования города Севастополя за исх. от ДД.ММ.ГГГГ на имя Сунко Р.А. было направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения Договора на размещение нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате очередных платежей по Договору на срок более 30 календарных дней (л.д. 38-39).

С учетом подписанного ИП Сунко Р.А. дополнительного соглашения к договору ДД.ММ.ГГГГ в части изменения размера оплаты за размещение Объекта за календарный месяц суд соглашается с расчетом задолженности по договору на размещение нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 40).

Ответчиком не предоставлено допустимых доказательств о снижении размера оплаты за размещение Объекта по вышеуказанному договору.

Таким образом, судом установлено, что Договорами на размещение нестационарных торговых объектов, заключенными с ИП Сунко Р.А., предусмотрена возможность увеличения цены такого договора в случае изменения методики определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, размер платы за размещение объекта подлежит изменению с даты вступления в силу нормативного правового акта, изменяющего такую методику, но не чаще одного раза в год.

Для всех случаев, когда размер платы за размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в публичной собственности, определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям устанавливается в качестве регулируемой цены соответствующими компетентными органами, регулирование такой платы осуществляется в нормативном порядке.

На момент подписания ИП Сунко Р.А. договоров на размещение нестационарных торговых объектов ДД.ММ.ГГГГ размер платы за размещение нестационарных торговых объектов определялся на основании Методики определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 9 ноября 2015 года N 1030-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года N 246-ПП и от 29 мая 2015 года N 459-ПП".

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2019 № 117-АПА19-5 указанная Методика определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя проверена и признана Верховным Судом Российской Федерации законной и экономически обоснованной.

Постановлением Правительства Севастополя от 22.03.2018 №176-ПП изложена в новой редакции Методика определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, согласно которой вышеуказанные значения оставлены без изменений, за исключением (Кт) корректирующего коэффициента, учитывающего территориальное размещение нестационарного торгового объекта на территории Гагаринского муниципального округа, за исключением территорий, отнесенный к зоне А, для которой установлен Кт 2,70.

ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением потребительского рынка и лицензирования города Севастополя на имя Сунко Р.А. была направлена претензия, в которой указывалось о наличии у ИП Сунко Р.А. задолженностей по договорам на размещение нестационарных торговых объектов в размере <данные изъяты> руб., в т.ч. по Договору <данные изъяты> руб., по Договору <данные изъяты> руб. Предложено оплатить образовавшуюся задолженность, а также пени. Указано, что Договоры прекратили свое действие ДД.ММ.ГГГГ и указано о необходимости оплаты неустойки по каждому из Договоров (л.д. 47-48).

Вышеуказанная претензия была направлена по адресу регистрации Сунко Р.А. и по известному месту жительства Сунко Р.А. в г. Севастополе, но возвращена отправителю с отметкой Почты России «истек срок хранения» (л.д. 49-50).

Сунко Роман Александрович прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 51-54).

В силу пунктов 1, 2 статьи 421 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

Пунктом 4 статьи 421 ГК Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно статье 422 ГК Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В пунктах 1, 2 статьи 424 ГК Российской Федерации определено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 309 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу статьи 310 ГК Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В судебном заседании ответчик не оспаривал, что им не производились оплаты по договорам за спорный период.

В соответствии со статьей 329 ГК Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 330 ГК Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

В соответствии со статьей 12 ГК Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.

Из пунктов 4.2 договоров на размещение нестационарных торговых объектов от ДД.ММ.ГГГГ и следует, что за нарушение сроков внесения платы по договору ИП Сунко Р.А. выплачивает в бюджет пени из расчета 0,01% от просроченной суммы платы за каждый календарный день просрочки.

Факт просрочки внесения платы по Договорам установлен судом, доказательств по оплате неустойки в заявленном размере за спорный период, ответчик в материалы дела не представил.

Расчет пеней является арифметически правильным, судом проверен.

Истец в иске просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 ГК Российской Федерации, начиная с 01.07.2020 года в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, по день фактической уплаты долга.

При этом, в пункте 4.2 Договора предусмотрено взыскание пеней за просрочку исполнения обязательств по договору в размере 0,01 % от просроченной суммы платы за каждый календарный день просрочки.

Согласно пункту 4 статьи 395 ГК Российской Федерации в случае, когда соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, предусмотренные настоящей статьей проценты не подлежат взысканию, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с правовой позицией, содержащейся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по части 1 статьи 196 ГПК РФ или части 1 статьи 168 АПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

В связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 года следует, что само по себе то обстоятельство, что истец обосновывает свое требование о применении меры ответственности в виде взыскания денежной суммы за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства п. 1 ст. 395 ГК РФ, в то время как законом или соглашением сторон на случай этого нарушения предусмотрена соответствующая неустойка и денежные средства необходимо взыскать с ответчика в пользу истца на основании п. 1 ст. 330 или п. 1 ст. 332 ГК РФ, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (например, пункт 6 статьи 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).

Таким образом, суд считает исковые требования о взыскании неустойки, начисленной на сумму долга в размере <данные изъяты> руб., с 01.07.2020 по день фактической оплаты долга подлежащими удовлетворению.

Поскольку истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования городской округ Евпатория.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя к Сунко Роману Александровичу о взыскании задолженности по договорам на размещение нестационарных торговых объектов удовлетворить.

Взыскать с Сунко Романа Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт , выдан ФМС ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя (ОГРН 1149204005422/ИНН , адрес: <адрес>, <адрес>, Банковские реквизиты: УФК по городу Севастополю (Севастопольторг), КБК 81, БИК банка 046711001, отделение Севастополь, банк Севастополь, р/с , КПП 920401001, ОКТМО 67000000) основной долг по плате за размещение нестационарных торговых объектов по договорам на размещение нестационарных торговых объектов от ДД.ММ.ГГГГ- и в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>

Взыскать с Сунко Романа Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт , выдан ФМС ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя (ОГРН 1149204005422/ИНН 9204002877, адрес: <адрес>, Банковские реквизиты: УФК по городу Севастополю (Севастопольторг), КБК 81, БИК банка 046711001, отделение Севастополь, банк Севастополь, р/с , КПП 920401001, ОКТМО 67000000) пени по договорам на размещение нестационарных торговых объектов от ДД.ММ.ГГГГ и из расчета 0,01% от просроченной суммы платы за каждый календарный день просрочки в общем размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты><данные изъяты>.), а также начисление и взыскание неустойки за просрочку исполнения обязательства по договорам на размещение нестационарных торговых объектов от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> и -<данные изъяты> из расчета 0,01% от просроченной суммы платы за каждый календарный день просрочки, подлежащие начислению на сумму долга <данные изъяты> рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической уплаты долга.

Взыскать с Сунко Романа Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт , выдан ФМС ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрированного по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования городской округ Евпатория в размере <адрес><адрес> руб. (<адрес> коп.).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.

Судья: /подпись/ Т.И. Маркина