Дело № 2-33/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 19 » января 2016г. Ленинский районный суд
г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.С.,
при секретаре Лычагиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к Администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома с указанием мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности по исполнению договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, предоставленного для строительства индивидуального жилого дома от 18.06.2013г., постановления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 11.05.2015г. № 1477-па «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» и выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома с предоставлением перечня необходимых мер и мероприятий по предотвращению возможного негативного воздействия вод в случае возможного затопления и (или) подтопления земельного участка, расположенного по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. <адрес>, участок №, площадью 746 кв.м.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 1990г. разрабатывает под посадки сельскохозяйственных культур земельный участок по вышеназванному адресу. В 2013г. назначение участка изменилось и постановлением главы г. Комсомольска-на-Амуре от 17.01.2011г. № 63-па ей предоставлен в аренду земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 754 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома. На основании и во исполнение данного постановления 18.06.2013г. между ней и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 27:22:0041114:92, находящегося в Ленинском округе г. Комсомольска-на-Амуре в зоне индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>, участок №, площадью 746 кв.м., срок действия аренды с 08.04.2013г. по 08.04.2016г. По условиям договора аренды изменения, дополнения и поправки к условиям договора будут действительны только тогда, когда они выполнены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями договорившихся сторон, кроме случаев, упомянутых в договоре. В договоре аренды, позволяющем арендодателю досрочно расторгнуть договор, упомянуты следующие случаи: не использование земельного участка арендатором по целевому назначению в течение года с момента заключения договора; при невнесении по истечении установленного договором срока платежа. Другие возможные случаи досрочного прекращения договора аренды по инициативе арендодателя не предусмотрены. Заявление «О выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома» она подала 30.05.2015г. В ответ письмом № 1-12/5120 от 04.06.2015г. «О выдаче разрешения на строительство» администрация города Комсомольска-на-Амуре ее информирует о том, что защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в квартале индивидуальной жилой застройки не выполнены. Из общего содержания и смысла письма явствует, что ей отказано в строительстве жилого дома, хотя в тексте прямого указания на это нет. Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 11.05.2015г. № 1477-па «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» утвержден градостроительный план земельного участка, предоставленный ей для строительства индивидуального жилого дома. Письмом от 04.06.2015г. № 1-12/5120 «О выдаче разрешения на строительство» ее проинформировали о том, что вопреки постановлению от 11.05.2015г. № 1477-па и утвержденному градостроительному плану, у администрации города отсутствуют основания для рассмотрения ее заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, со ссылкой на Градостроительный кодекс РФ, и на то, что без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, строительство жилого дома запрещается. При этом не предложили перечня тех мероприятий и мер, которые она, как застройщик, должна выполнить для предотвращения возможных негативных воздействий. Пункт 2 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, на который имеется ссылка в письме, не содержит того, о чем это письмо ее проинформирует (о проведении мероприятий или предотвращении мероприятий, о негативном воздействии и т.д.), тем более, что постановление от 11.05.2015г. № 1477-па «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» принято не во время стихийного бедствия (затопления), не по результатам этого стихийного бедствия, а гораздо позже; после наводнения, выполнения соответствующих мероприятий и с учетом наводнения, его последствий, проводившихся мероприятий по предотвращению возможного повторения наводнения и его возможных последствий. Ссылаясь на положения ст.ст. 1, 2, 8, 10, 420, 421, 425, 431 ГК РФ, истец просит возложить на администрацию г. Комсомольска-на-Амуре обязанность: по исполнению взятых на себя обязательств по договору № 3209/2 аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка, предоставленного для строительства индивидуального жилого дома от 18.06.2013г.; по исполнению постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 11.05.2015г. № 1477-па «Об утверждении градостроительного плана земельного участка»; по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома с одновременным предоставлением перечня необходимых мер и мероприятий по предотвращению возможного негативного воздействия вод в случае возможного затопления и (или) подтопления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, площадью 746 кв. м.
Определением суда от 07.10.2015г. к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен ФИО2
В ходе судебного разбирательства истец, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, изменила исковые требования, представив суду соответствующее заявление (л.д. 106-108), просила признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, выраженный в письме администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 30.07.2015г. № 1-1-37/9144 и возложить на ответчика обязанность по выдаче истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома по данному адресу, с указанием мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
В обоснование предъявленных исковых требований ФИО1 указала следующее. Земельный участок общей площадью 746 кв.м., по адресу <адрес> предоставлен на основании договора аренды № 3209/2 от 18.06.2013г. для строительства индивидуального жилого дома на основании постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 17.01.2011г. № 63-па. Срок аренды участка установлен с 08.04.2013г. по 08.04.2016г. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке. 11.05.2015г. постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре № 1477-па утвержден градостроительный план земельного участка. В соответствии с условиями договора аренды и правил действующего законодательства в области строительства, обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство. При обращении за разрешением на строительство индивидуального жилого дома, предоставила ответчику весь перечень документов, указанный в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. В выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на спорном участке ей отказано письмом от 30.07.2015г. № 1-1-37/9144 со ссылкой на то, что этот земельный участок расположен в зоне затопления, подтопления, согласно нормативам градостроительного проектирования 2013г., на территориях, подверженных затоплению и подтоплению строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативных воздействий вод запрещено. Данный отказ считает незаконным. В силу ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. В соответствии с ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в ч. 7 и 9 настоящей статьи. В соответствии с п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Ссылка ответчика на существующий запрет на строительство жилых домов на затопляемых территориях не основана на законе. Основания, по которым ответчик может отказать в выдаче разрешения на строительство, указаны в п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Таких оснований ответчик не указал. Следовательно, основания для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось. Порядок выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома регулируется специальным законом – Градостроительным кодексом РФ, согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 3 которого законы и нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу. Часть 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень действий, совершаемых уполномоченным органом местного самоуправления при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, в который входят исключительно проверка наличия необходимых для принятия решения о выдаче разрешения документов и проверка соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка. В связи с этим рассмотрение на стадии выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома иных вопросов и необходимость предоставления на данной стадии заявителем иных документов, предусмотренных иными федеральными законами, может быть признано правомерным лишь в случае, если такой федеральный закон принят позднее Градостроительного кодекса РФ и содержит прямое предписание о том, что данный вопрос и такие документы должны быть разрешены и предоставлены именно на данной стадии, и без представления соответствующих документов и проведения соответствующих мероприятий выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома не допускается. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. № 360 на ответчика возложена обязанность определить границы затопления, подтопления и определить мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод. Ни органом местного самоуправления, ни органом субъекта РФ не определены границы территории города, которые могут быть подвергнуты затопления, подтоплению, где в частности необходимо запретить строительство жилых домов. Тот факт, что земельный участок по <адрес> был подвергнут затоплению в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе-сентябре 2013г., не свидетельствует о том, что данная территория подвергнута затоплению, на которой строительство жилых домов запрещено. До настоящего времени ответчиком не принят нормативный акт, в котором были бы указаны мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО3, действующая на основании ордера №с 535 от 19.11.2015г., поддержали заявленные требования по вышеизложенным основаниям. Кроме того, представитель истца пояснила, что в выдаче разрешения на строительство жилого дома ФИО1 отказано со ссылкой на то, что земельный участок по <адрес> расположен в зоне затопления, подтопления. Согласно нормативам градостроительного проектирования Хабаровского края от 27.05.2013г. № 136-па, вступившего в действие с 30.05.2013г., на территориях, подверженных затоплению и подтоплению строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещено. Данная ссылка ответчика, как на основание к отказу в выдаче разрешения на строительство, является несостоятельной. Согласно ч. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под зонами с особыми условиями использования территорий, обозначаются, в том числе, зоны затопления, подтопления, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, что предусмотрено ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. № 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления. В соответствии с п. 3 указанных Правил зоны затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов, на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органом местного самоуправления, об определения границ зон подтопления, затопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями ФЗ «О землеустройстве». В соответствии с п. 18 Правил, границы затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Пунктом 17 Правил предусмотрено, что сведения о зонах затопления, подтопления вносятся в государственный водный реестр, направляются в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Сведений, что спорный земельный участок отнесен к зоне затопления, подтопления в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии не имеется. То есть в установленном законом порядке спорный участок не отнесен к зоне затопления, подтопления. Порядок выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома и основания к отказу в выдаче разрешения на строительство регламентированы ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. В своем письме об отказе в выдаче разрешения ответчик не указал оснований к отказу, указанных в п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании пояснил, что приходится истцу супругом. С требованиями ФИО1 согласен и просит их удовлетворить. По договору аренду ему предоставлен земельный участок по <адрес>, площадью 746 кв.м., который является смежным с участком по <адрес>, предоставленный в аренду супруге ФИО1 В выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на этом участке ему было отказано, в связи с чем, он обращался в суд с требованиями о возложении на Администрацию г. Комсомольска-на-Амуре обязанности по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по <адрес>, с предоставлением перечня мер и мероприятий по предотвращению возможного негативного воздействия вод в случае возможного затопления, подтопления земельного участка. В удовлетворении иска ему было отказано.
Представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО4, действующая по доверенности № 1-1-17/41 от 08.10.2015г., требования истца полагала не обоснованными. В возражениях пояснила, что согласно нормативам градостроительного проектирования Хабаровского края от 27.05.2013г. № 136-пр, вступившим в силу с 30.05.2013г., на территориях, подвергшихся затоплению и подтоплению, строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается. В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по разрешению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Статьей 1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что к негативному воздействию вод отнесено затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты. Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 02.10.2013г. № 3143-па «Об определении границ зон затопления (полтопления) на территории муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» определены границы зон затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», введенной Постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре от 12.08.2013г. № 140/1 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». В соответствии с Приложением к указанному Постановлению администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 02.10.2013г. № 3143-па в границы зоны затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» вошли дома по адресам ул. <адрес>, №,№,№,№,№,№, №, №, №, №№, №, №, №, №, №, №, №, №, являющиеся смежными с земельным участком строительный № по <адрес>, что так же подтверждается схемой расположения земельного участка полученной с помощью программы внутреннего использования Мап Инфо. В связи с чем, строительство на этом участке новых объектов капитального строительство без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия недопустимо. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок был затоплен в период наводнения в августе – сентябре 2013г. и в отсутствие защитных гидротехнических сооружений, обеспечивающих предотвращение негативного воздействия вод, выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке № по <адрес> в кадастровом квартале 27:22:041114:92, невозможна.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на разрешение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Земельные участки, в соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как установлено ст.ст. 30,1, 39,2 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Выдача разрешения на строительство объекта осуществляется в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
При подготовке разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства согласно п. 2 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ осуществляется проверка соответствия схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка.
Судом установлено, что на основании удостоверения № 2557-2558 от 07.07.1990, выданного Исполнительным комитетом Комсомольского городского Совета народных депутатов, ФИО2 и Т.Т.П. предоставлен во временное пользование земельный участок, расположенный по <адрес>, площадью 1250 кв. м, сроком до 31.12.1990г., для использования – под огород, земельный участок предоставляется на условиях ежегодной перерегистрации, без права на строительство и посадки плодовых деревьев. Удостоверение действительно на 1991, 1992, 1993 годы.
Как пояснили в судебном заседании истец и третье лицо, Т.Т.П. приходится ФИО1 (истцу по настоящему делу) матерью, ФИО2 - супругом.
По договору аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных сооружений) за № 6770/4 от 30.06.2009г., заключенному между администрацией г. Комсомольска-на-Амуре (Арендодатель) и ФИО1 (арендатор), последней в соответствии с заявлением от 09.06.2009г. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 27:22:05 11 08 из земель населенных пунктов площадью 754 кв. м, расположенный в Ленинском округе, по адресу: <адрес>, для сельскохозяйственного использования (без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных сооружений), для ведения огородничества, со сроком аренды участка с 01.01.2009 по 29.12.2009 (п. 2.1 договора). По акту приема-передачи (приложение к договору № 6770/4) указанный земельный участок передан ФИО1 в состоянии, соответствующем условиям договора.
На основании договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных сооружений) за № 7824/4 от 26.03.2010г., заключенного между администрацией г. Комсомольска-на-Амуре (Арендодатель) и ФИО1 (Арендатор) последней предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 27:22:05 11 08 из земель населенных пунктов площадью 754 кв. м, по адресу: <адрес>, для сельскохозяйственного использования (без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных сооружений), для ведения огородничества. Срок аренды участка установлен с 01.01.2010 по 29.09.2010. По акту приема-передачи земельного участка (приложение к договору № 7824/4) земельный участок передан ФИО1 в состоянии, соответствующем условиям договора.
Постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре № 63-па от 17.01.2011г. ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок № в кадастровом квартале 27:22:041114, из земель населенных пунктов площадью 754 кв. м, расположенный в <адрес> в зоне индивидуальной жилой застройки для строительства индивидуального жилого дома, согласно приложению.
В пункте 2 названного постановления предусмотрено, что ФИО1 необходимо выполнить следующие мероприятия:
Обратиться в организацию, осуществляющую землеустроительные работы, для изготовления межевого плана земельного участка;
Обратиться в орган кадастрового учета для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет;
Представить в администрацию города Комсомольска-на-Амуре кадастровый паспорт земельного участка для заключения договора аренды земельного участка;
Приступить к строительству индивидуального жилого дома после окончания разработки проектной документации и получения в администрации города Комсомольска-на-Амуре разрешения на строительство;
Вести строительство индивидуального жилого дома в соответствии с градостроительным планом земельного участка, утвержденным администрацией города Комсомольска-на-Амуре;
Предоставить по окончании строительства индивидуального жилого дома подлинные материалы исполнительной геодезической съемки земельного участка в масштабе 1:500 и его нивелировки в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Кроме того в Постановлении Администрации г. Комсомольска-на-Амуре № 63-па от 17.01.2011г. указано, что Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре следует направить заявителю проект договора аренды земельного участка с предложением о его заключении (п. 3); предоставить заявителю месячный срок для заключения договора аренды земельного участка (п. 4). Заявителю обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю Комсомольский-на-Амуре отдел для осуществления государственной регистрации договора аренды земельного участка. Один экземпляр зарегистрированного договора аренды возвратить в Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (п. 5).
На основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, предоставленного для строительства индивидуального жилого дома за № 3209/2 от 18.06.2013г, заключенного между администрацией г. Комсомольска-на-Амуре (арендодатель) и ФИО1 (арендатор), последней на основании постановления, распоряжения администрации города от 17.01.2011г. № 63-па предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 27:22:04 11 14:92, по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес>, уч. №, для строительства индивидуального жилого дома, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 746 кв.м. Срок аренды участка установлен с 08.04.2013г. по 08.04.2016г. По акту приема-передачи земельного участка (приложение к договору № 3209/2) указанный земельный участок передан ФИО1 в состоянии, соответствующем условиям договора.
В кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 13.03.2013г. № 2700/301/13-31095, внесены сведения, что земельный участок с кадастровым номером 27:22:0041114:92, месторасположение: <адрес> уч. №, внесен в государственный кадастр недвижимости 11.03.2013г., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, площадь – 746 +/- 10 кв. м. Особые отметки: согласно ст. 4, 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о земельном участке носят временный характер.
Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края № 1477-па от 11.05.2015г. утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 27:22:0041114:92, расположенного в <адрес> (строительный №).
Как следует из материалов дела, 30.05.2015г. ФИО1 обратилась к главе г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, земельный участок №, кадастровый номер 27:22:0041114:92, сроком на 10 лет.
По результатам рассмотрения обращения ФИО1 в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 27:22:0041114:92, расположенном по адресу: <адрес>, участок №, Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО1 направлено сообщение № 1-12/5120 от 04.06.2015г. «О выдаче разрешения на строительство», в котором указано следующее: выдача разрешения на строительство объекта осуществляется в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. При подготовке разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства согласно п. 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ осуществляется проверка соответствия схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка. В соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 11.05.2015 № 1477-па земельный участок с кадастровым номером 27:22:0041114:92 расположен в зоне затопления, подтопления. Согласно нормативам градостроительного проектирования Хабаровского края от 27.05.2013 № 136-пр, вступившего в действие с 30.05.2013г., на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается. Согласно п. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, Указу Президента РФ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» запрещено строительство нового жилья, садовых и дачных строений в зонах, подверженных риску затопления. Учитывая вышеизложенное, у администрации г. Комсомольска-на-Амуре отсутствуют основания для рассмотрения заявления ФИО1 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
В связи с данным отказом, 08.06.2015г. ФИО1 обратилась к главе г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о разрешении строительства на земельном участке, указав, что если работы по предотвращению негативного воздействия вод должен выполнить застройщик, то обязуется выполнить все и в полном объеме законные требования, которые в этом случае будут предъявлены для получения разрешения на строительство, просит сообщить в какой форме должна оформить свои обязательства.
Согласно сообщению и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре № 1-12\5865 от 06.07.2015г., адресованному ФИО1, ее заявление поступило в администрацию города и принято к рассмотрению, о принятом решении по существу вопросов, изложенных в заявлении, будет сообщено дополнительно.
Письменным сообщением № 1-1-37/9144 от 30.07.2015г. заместитель главы администрации города Комсомольска-на-Амуре информирует ФИО1 по существу изложенных в ее заявлении вопросов о разрешении строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 27:22:0041114:92, расположенном по <адрес>№ в Комсомольске-на-Амуре о том, что согласно нормативам градостроительного проектирования Хабаровского края от 27.05.2013г. № 136-пр, вступившим в силу с 30.05.2013г., на территориях, подвергшихся затоплению и подтоплению, строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается. Согласно ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, введенной в действие Федеральным законом от 21.10.2013г. № 282-ФЗ, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается. Статьей 1 закона Хабаровского края от 10.12.2014г. № 22 предусмотрено, что осуществлении градостроительной деятельности органами исполнительной власти Хабаровского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края необходимо исключить строительство объектов капитального строительства (в том числе жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры) без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных писку возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, в соответствии с законодательством РФ. Учитывая, что земельный участок № по <адрес> был затоплен в период наводнения в сентябре 2013г., а также отсутствие защитных гидравлических сооружений, обеспечивающих предотвращение негативного воздействия вод, на данной территории, выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, в настоящий период времени не представляется возможным. Конкретные виды работ по предотвращению негативного воздействия вод, в том числе защитные гидравлические сооружения, разрабатывают специализированные организации, в области строительства и проектирования, имеющей соответствующий доступ саморегулируемой организации.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, доводы сторон в обоснование заявленных требований и возражений, положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд разрешая требования истца принимает во внимание следующие обстоятельства.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ зоны затопления, подтопления отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с требованиями Нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 27.05.2013г. № 136-пр, при проектировании на территории края следует учитывать районы, подверженные затоплению в период весеннего снеготаяния, сезонного таяния ледников и ливневых паводков. На территориях, подверженных затоплению и подтоплению, размещение новых населенных пунктов и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается (п. 12.8.1).
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ, к негативному воздействию вод отнесено затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории.
Из положений ст. 67.1 Водного кодекса РФ следует, что в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается.
Границы зон затопления, подтопления, определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, что предусмотрено ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. № 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.
В силу п. 3, 9 названных Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве». Границы зон затопления, подтопления могут быть изменены в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае возникновений аварий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, пропуска вод в катастрофически большом количестве.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 10.12.2014г. № 22 «Об исключении нового строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением» установлено, что при осуществлении градостроительной деятельности органами исполнительной власти Хабаровского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края необходимо исключить строительство объектов капитального строительства (в том числе жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры) без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, из вышеперечисленных норм следует, что на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, запрещено строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
Статья 2 Градостроительного кодекса РФ предусматривает ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
Границы зон затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» определены постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 02.10.2013г. № 3143-па. В указанную зону затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре, вошла <адрес>, что подтверждается приложением к данному постановлению, с указанием жилых домов, расположенных на этой улице, в списке имеется примечание, что дома были затоплены свыше 1 м. Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 23.09.2015г., вступившим в законную силу с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09.12.2015г. установлено, что земельный участок по <адрес> в г. Комсомольске-на-Амуре, с кадастровым номером 27:22:0041114:69, то есть смежный со спорным земельным участком (<адрес>), вошел зону затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре. Факт затопления спорного земельного участка с кадастровым номером 27:22:041114:92 по <адрес> в г. Комсомольске-на-Амуре в результате наводнения в сентябре 2013г., как и отсутствие на указанном участке защитных гидротехнических сооружений, обеспечивающих предотвращение негативного воздействия вод, супруги ФИО5 в судебном заседании подтвердили. Таким образом следует вывод, что спорный земельный участок находится в зоне возможного затопления (подтопления), в связи с чем строительство на данном участке новых объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия является недопустимым.
Поскольку спорный земельный участок расположен в зоне возможного затопления (подтопления) и при отсутствии на нем защитных гидравлических сооружений, обеспечивающих предотвращение негативного воздействия вод, без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, в соответствии с законодательством РФ, основания для выдачи разрешения ФИО1 на строительство индивидуального жилого дома на этом участке отсутствовали. Следовательно, отказ в выдаче такого разрешения, сформулированный в оспариваемом истцом письменном сообщении № 1-1-37/9144 от 30.07.2015г., согласуется с действующим законодательством и является правомерным.
Учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истца ФИО1 в результате отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 27:22:041114:92 по <адрес> в г. Комсомольске-на-Амуре, расположенном в зоне возможного затопления (подтопления), суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома с указанием мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Судья С.С. Иванова