ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2118/18 от 09.07.2018 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-2118/2018

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

09 июля 2018 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,

при секретаре судебного заседания Санджиевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Элисты к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация г. Элисты обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 января 2014 года исковые требования ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО7 к Администрации г.Элисты удовлетворены; на Администрацию г.Элисты возложена обязанность предоставить ФИО2 по договору социального найма вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда, общей площадью 18 кв.м., а также дополнительной общей площадью не более 18 кв.м. Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия (далее - МОСП по ОИП УФССП по РК) ФИО3 от 06 марта 2014 года возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу серии от 26 февраля 2014 года, выданному Элистинским городским судом Республики Калмыкия по гражданскому делу № 2-399/2014, на основании решения, вступившего в законную силу 26 февраля 2014 года. Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по РК ФИО3 19 февраля 2015 года вынесено постановление о взыскании с Администрации г.Элисты исполнительского сбора. В настоящее время в Администрации г. Элисты находятся на исполнении 28 судебных решений о предоставлении вне очереди жилых помещений. Судебные решения исполняются исходя из даты их вступления в законную силу и возбуждения исполнительного производства. 29 мая 2017 года юридическим отделом Администрации в адрес Финансового управления Администрации г.Элисты было направлено письмо о финансировании мероприятий по приобретению или строительству жилых помещений муниципального жилищного фонда для предоставления жилых помещений по договорам социального найма на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Решением Элистинского городского собрания от 27 декабря 2017 года № 3 «О бюджете города Элисты на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» согласно приложению №4 к решению в ведомственную структуру расходов бюджета города Элисты на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов включено «Приобретение жилых помещений для предоставления по договорам социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма». Считает, что решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия по делу № 2-399/2014 не исполнено в силу вышеуказанных объективных причин. Просила освободить Администрацию г. Элисты от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства .

В ходе судебного разбирательства Администрация г.Элисты дополнила основания искового заявления, указав, что 29 мая 2017 года юридическим отделом Администрации в адрес Финансового управления Администрации г.Элисты было направлено письмо о финансировании мероприятий по приобретению или строительству жилых помещений муниципального жилищного фонда для предоставления жилых помещений по договорам социального найма на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. В ответе на данное обращение Финансовое управление Администрации г.Элисты сообщило, что не в бюджете города Элисты не предусмотрены расходы на приобретение и строительство муниципального жилищного фонда для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в связи с чем финансирование из средств бюджета города Элисты на данные цели не осуществлялось. Указанные обстоятельства, по мнению истца, подтверждают его доводы, что Администрацией г.Элисты предпринимались меры для исполнения вышеуказанного судебного акта.

В судебном заседании представитель истца Администрации г.Элисты ФИО4 заявленные исковые требования с учетом дополнения поддержал, пояснив, что Администрацией г.Элисты принимаются меры к исполнению судебных решений и ежегодно предоставляются гражданам жилые помещения по исполнительным листам.

Представитель ответчика МОСП по ОИП УФССП России по РК ФИО5 вопрос об удовлетворении заявленных Администрацией г.Элисты требования оставила на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 января 2014 года исковые требования ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к Администрации г.Элисты удовлетворены; на Администрацию г.Элисты возложена обязанность предоставить ФИО2 по договору социального найма вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда, общей площадью 18 кв.м., а также дополнительной общей площадью не более 18 кв.м.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия (далее - МОСП по ОИП УФССП по РК) ФИО3 от 06 марта 2014 года возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу серии от 26 февраля 2014 года, выданному Элистинским городским судом Республики Калмыкия по гражданскому делу № 2-399/2014, на основании решения, вступившего в законную силу 26 февраля 2014 года.

Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по РК ФИО3 в адрес Администрации г.Элисты направлено требование в пятидневный срок со дня поступления данного требования исполнить вышеуказанное решение суда.

Поскольку должником добровольно в установленный срок требования исполнительного документа не были исполнены, 19 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по РК ФИО3 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3).

Согласно положениям пункта 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательств установлены ст. 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор является не право-восстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера.

Меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.

Взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин, если должником были предприняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Администрацией города Элисты принимались меры для исполнения судебного решения. Так, 29 мая 2017 года должником в адрес Финансового управления Администрации г.Элисты направлялось письменное обращение о финансировании мероприятий по приобретению или строительству жилых помещений муниципального жилищного фонда для предоставления жилых помещений по договорам социального найма на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Согласно ответу Финансового управления Администрации г.Элисты от 29 мая 2017 года следует, что Решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2016 года № 1 «О бюджете г.Элисты на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» не предусмотрены расходы на приобретение и строительство муниципального жилищного фонда для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в связи с чем финансирование на данные цели не осуществлялось.

Согласно приложению 4 к решению Элистинского городского собрания от 27 декабря 2017 года № 3 «О бюджете города Элисты на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 годов» с изменениями на 31 мая 2018 г. на обеспечение жильем малоимущих граждан в 2018 году, 2019 году, 2020 году выделено по 1 133 000 рублей.

Из представленных представителем истца решений Администрации г.Элисты за 2013 год, 2014 год, 2017 год следует, что истцом ежегодно предоставляются жилые помещения по исполнительным листам.

Таким образом, Администрация г.Элисты надлежащим образом подтвердила, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне ее контроля, при соблюдении ею той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Судом не установлено уклонения должника от исполнения требований исполнительного документа. Напротив, активные действия должника, направленные на исполнение требований исполнительного документа, исключают вину должника в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в виде взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Администрация г.Элисты подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования удовлетворить.

Освободить Администрацию города Элисты Республики Калмыкия от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия ФИО3 от 19 февраля 2015 года по исполнительному производству , возбужденному 06 марта 2014 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий Л.Л. Семёнова