ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2119-18 от 16.08.2018 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 2-2119-18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2018 года г. Находка Приморского края

Находкинский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Довгоноженко В.Н., при секретаре Кукушкиной Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Восточный лесной порт» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Находкинский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Восточный лесной порт» (далее по тексту – Общество) о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Находкинской транспортной прокуратурой в мае-июне 2018 г. при проведении анализа исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании в морском порту Восточный выявлены нарушения при использовании Обществом водного объекта.

Так, эксплуатируемая Обществом территория (гидротехнические сооружения (причалы № № 31,32 и примыкающая к ним территория, используемая под работу с каменным углем), располагающаяся по адресу: Приморский край, г.Находка, мкр.Врангель, ул.Базовая, 12, расположена в водоохраной зоне бухты Врангель залива Находка залива Петра Великого Японского моря. На указанной территории Обществом осуществляется деятельность по перегрузке каменного угля по схеме «вагон-склад-судно».

При этом, вопреки требованиям законодательства, территория Общества не оборудована сооружениями, препятствующими загрязнению, засорению, заилению водного объекта (акватории бухты Врангель залива Находка залива Петра Великого Японского моря) в соответствии с требованиями водного законодательства.

Истец, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, полагал, что отсутствие у Общества указанных сооружений и оборудования может повлечь за собой нарушения природоохранного законодательства, следствием которых является как создание неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в городском округе, так и ухудшение экологической ситуации в крае в целом, что, в свою очередь, нарушает положения ст. 42 Конституции РФ и права граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В связи с этим истец просил суд возложить на ответчика обязанность оснастить эксплуатируемую территорию (гидротехнические сооружения (причалы № № 31,32 и примыкающая к ним территория), расположенную по адресу: Приморский край, г. Находка, мкр.Врангель, ул.Базовая, д.12, сооружениями, препятствующими загрязнению, засорению, заилению водного объекта (акватории бухты Врангель залива Находка залива Петра Великого Японского моря), установив срок исполнения решения суда - в течение 4-х (четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник Находкинского транспортного прокурора Омельченко О.А. заявленные требования поддержала. Дополнительно по иску пояснила, что законодательно предусмотрены альтернативные способы исполнения требований, изложенных в ч.16 ст.65 Водного Кодекса РФ и указание прокурором конкретного способа исполнения заявленных требований противоречило бы указанной норме закона и существенно ограничивало бы права и интересы ответчика и третьих лиц. Определить вид работ (капитальный или текущий ремонт (реконструкция)), как и точный срок их выполнения, в настоящее время также невозможно как по причине альтернативности способов исполнения требований, так и по причине не исследования в рамках данного дела технических и конструктивных особенностей гидротехнического сооружения применительно к обустраиваемым сооружениям, обеспечивающим охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. В части обоснования требуемых истцом сроков исполнения решения суда указала, что по существу, требования ответчиком практически исполнены, поэтому с учетом сроков рассмотрения дела, возможного последующего обжалования решения и вступления его в силу, срок – 4 месяца - представляется истцу разумным и достаточным.

Представитель ответчика – Общества – Девяткина Е.В. по доверенности от 19.03.2018 г. в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению и в заявленный истцом срок (4 месяца). Так, согласно договору подряда с ООО «РИМЭКО» № 24 от 03.05.2018 г., производство работ по устройству лотков и колодцев сети ливневой канализации с очистными сооружениями, а именно: устройство лотков ливневой канализации; устройство трубопроводов и колодцев ливневой канализации; устройство трубопроводов и колодцев очистных сооружений, осуществляется в соответствии с проектной документацией 14-011Р - ПЗУ ООО «РИЗАЛИТ». В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ вышеуказанная система ливневой канализации с очистными сооружениями относится к локальным очистным сооружениям для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ. Производственная площадка Общества, где осуществляется устройство вспомогательного объекта (лотков и колодцев сети ливневой канализации с очистными сооружениями) расположена в условиях существующей застройки и сложившейся транспортной схемы территории и также по отношению к гидротехническому сооружению (причалы № № 31,32 - объект капитального строительства) выполняет вспомогательную, обслуживающую функцию. При этом проектной документацией 14 - 011Р - ПЗУ ООО «РИЗАЛИТ» организация стоков поверхностных вод решена в сторону понижения рельефа, т. е. все площадки имеют уклон, по которому дождевые воды естественным путем стекают в дождевую канализацию. В соответствии с СП 45.13330.2012, СНиП 3.02.01-87 под уклоном (естественный уклон) понимается показатель крутизны склона; отношение превышения местности к горизонтальному положению, на котором оно наблюдается. Иными словами, величина уклона равна тангенсу угла между величиной подъёма склона и горизонталью (тангенсу угла наклона). Вертикальная планировка - это инженерное мероприятие по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности для использования его в градостроительных целях. Вертикальная планировка осуществляется с наибольшим сохранением естественного рельефа и с наименьшим объемом земляных работ. Основные задачи вертикальной планировки: - организация уклона для естественного стока поверхностных вод (дождевых, ливневых и талых) с городских территорий по открытым лоткам в водосточную сеть и далее через очистные сооружения в естественные водоемы. По проектной документации 14 - 011Р - ПЗУ со стороны гидротехнического сооружения будет выполнено монолитное примыкание с устройством бордюра из железобетона, направляющего воды на очистные сооружения, а так же препятствующее попаданию неочищенных вод в акваторию бухты. По территории тыловых площадок водоотвод запроектирован в виде монолитных железобетонных лотков с отведением поверхностных вод в очистные сооружения. На въездах и пересечениях проездов запроектированы перепускные железобетонные трубы. Под железнодорожными путями предусмотрена прокладка железобетонных труб для транзита дождевых вод. Для очистки сточных вод с площадки запроектированы очистные сооружения НПП «Полихим» отечественного производства. Для лабораторного контроля за качеством сбрасываемой воды устанавливается оборудование в контрольном колодце. После очистки очищенные воды сбрасываются по трубе в существующую дождевую канализацию. Принцип работы ливневой канализации с очистными сооружениями выглядит следующим образом. Весь дождевой сток с промышленных и складских площадок предприятия, естественным путем, с учетом уклона площадок, стекает в сооружения для приема вод (лотки, бордюр, распределительные колодцы). Далее воды поступают на очистные сооружения, в состав которых входят распределительный колодец, колодец механической очистки, колодец сорбционной очистки, контрольный колодец. В первом колодце происходит накопление и первичный отстой всех собранных вод, во втором колодце находится зона отстоя и механический фильтр. В третьем колодце находится сорбционный фильтр, четвертый колодец - контрольный (для контроля за качеством очищенных вод). Очищаемая вода из колодца сборника (распределительного) поступает в колодец с фильтрующим патроном механической очистки, в фильтрующем патроне происходит очистка водного потока от механических примесей и крупных взвесей, а также от пленочных и эмульгированных нефтепродуктов. Далее поток, прошедший предварительную очистку, самотеком поступает в колодец фильтрующего патрона сорбционной очистки, заполненного углем марки МАУ. Происходит основная очистка воды от предполагаемых загрязнителей. Далее полностью очищенная вода поступает в контрольный колодец, в котором установлено контрольное оборудование за качеством очистки воды и ее соответствие требованиям правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Сети и сооружения ливневой канализации используются в теплый период времени года и очистка колодцев производится после каждого дождя. Таким образом, проектной документацией 14-011Р - ПЗУ учтен поверхностный сбор загрязнений с территории гидротехнических сооружений (причалы № № 31,32), который организован с учетом уклона производственных и складских площадок, а также монолитного примыкания с устройством бордюра из железобетона, направляющего воды на очистные сооружения. Из-за типа гидротехнических сооружений, представленных металлическим шпунтом, оборудовать причалы № № 31, 32 очистными системами не представляется возможным. Проектные решения 14 - 011Р - ПЗУ являются оптимальными и соответствуют законодательству РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – ФЗ № 7) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.

Приведенным законоположениям корреспондирует пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», устанавливающий, что операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

Согласно ст. 182 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620, в случаях, не предусмотренных указанным техническим регламентом, объекты инфраструктуры морского транспорта должны отвечать требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности и водным законодательством РФ.

Так, в соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

В судебном заседании установлено, что на основании договора субаренды № 1-10/а от 14.11.2012 г. (в редакции дополнительного соглашения) заключенного с ОАО «Зейский лесоперевалочный комбинат», ответчик является субарендатором гидротехнических сооружений (причалы № № 31,32) и примыкающей к ним территории, используемой под работу с каменным углем, располагающихся по адресу: Приморский край, г.Находка, мкр.Врангель, ул.Базовая, 12, что находится в водоохраной зоне бухты Врангель залива Находка залива Петра Великого Японского моря. На указанной территории Обществом осуществляется деятельность по перегрузке каменного угля по схеме «вагон-склад-судно».

При этом, в соответствии с п.2.2.1 указанного договора, Общество приняло на себя обязательства использовать вышеуказанные объекты в соответствии с целевым назначением (погрузо-разгрузочные работы) и в соответствии с требованиями законодательства, в том числе соблюдение правил технической эксплуатации, санитарных норм.

Предписанием № 363/1 от 29.09.2017 г., выданным Тихоокеанским морским Управлением Росприроднадзора, ответчику предписано в срок до 29.10.2018 г. предоставить в указанное Управление подтверждающие документы об оборудовании находящейся у Общества в аренде территории сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Из материалов дела следует, что согласно договору подряда № 24 от 03.05.2018 г., заключенному между Обществом и ООО «РИМЭКО», производство работ по устройству лотков и колодцев сети ливневой канализации с очистными сооружениями, а именно: устройство лотков ливневой канализации; устройство трубопроводов и колодцев ливневой канализации; устройство трубопроводов и колодцев очистных сооружений, осуществляется подрядчиком – ООО «РИМЭКО» - в соответствии с проектной документацией 14-011Р – ПЗУ, выполненной ООО «РИЗАЛИТ», что подтверждено графиком работ на период с 01.10.2017 г. по 29.10.2018 г.

Однако, как установлено в ходе проведения Находкинской транспортной прокуратурой в мае-июне 2018 г. анализа исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании в морском порту Восточный, имеются нарушения при использовании Обществом водного объекта, поскольку, несмотря на наличие вышеуказанного графика и исполнения требований предписания контролирующего органа практически на 80%, вышеназванные причалы и прилегающая к ним территория сооружениями, препятствующими загрязнению, засорению, заилению водного объекта, в полном объеме еще не оснащены.

При этом, возражая частично по существу иска, представитель ответчика в судебном заседании не оспаривала необходимости обустройства ливневой канализации, указав, что, в том числе, особенности рельефа не позволяют оснастить очистными сооружениями непосредственно сами причалы № 31 и № 32.

В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ система ливневой канализации с очистными сооружениями, согласно вышеуказанной проектной документации ООО «РИЗАЛИТ», относится к локальным очистным сооружениям для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ, что подтверждается описательной частью рабочей документации по охране окружающей среды (лист 124 – 126), срок окончания работ по данному проекту – 29.10.2018 г.

На основании изложенного суд полагает возможным принять во внимание доводы истца о том, что, учитывая объемы перевалки угля, характер выявленных нарушений и непрерывность воздействия вредных факторов, отсутствие у Общества указанных сооружений может повлечь за собой нарушения природоохранного законодательства, следствием которых является как создание неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в городском округе, так и ухудшение экологической ситуации в крае в целом, что, в свою очередь, нарушает положения ст. 42 Конституции РФ и права граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Принимая во внимание, что проектной документацией 14-011Р - ПЗУ учтен поверхностный сбор загрязнений с территории гидротехнических сооружений (причалы № № 31,32), который организован с учетом уклона производственных и складских площадок, а также монолитного примыкания с устройством бордюра из железобетона, направляющего воды на очистные сооружения, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, возложив на Общество обязанность оснастить эксплуатируемую территорию (гидротехнические сооружения (причалы № № 31,32 и примыкающая к ним территория), расположенную по адресу: Приморский край, г. Находка, мкр.Врангель, ул.Базовая, д.12, сооружениями, препятствующими загрязнению, засорению, заилению водного объекта (акватории бухты Врангель залива Находка залива Петра Великого Японского моря), установив срок исполнения решения суда - в течение 4-х (четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая, что прокурор при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с п.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

В данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.

Как следует из содержания искового заявления прокурора, он обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц подлежит оплате в размере 300 рублей.

Поскольку заявленные исковые требования Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, взысканию с ответчика в доход бюджета Находкинского городского округа подлежит государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Находкинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Восточный лесной порт» о возложении обязанности – удовлетворить.

Возложить на ООО «Восточный лесной порт» (место нахождения: Приморский край, г. Находка, ул.Базовая,12, дата регистрации в качестве юридического лица – 27.04.2005 г., ИНН 2508068115) обязанность оснастить эксплуатируемую территорию (гидротехнические сооружения (причалы № № 31,32 и примыкающая к ним территория), расположенную по адресу: Приморский край, г. Находка, мкр.Врангель, ул.Базовая, д.12, сооружениями, препятствующими загрязнению, засорению, заилению водного объекта (акватории бухты Врангель залива Находка залива Петра Великого Японского моря), установив срок исполнения решения суда - в течение 4-х (четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «Восточный лесной порт» (место нахождения: Приморский край, г. Находка, ул.Базовая,12, дата регистрации в качестве юридического лица – 27.04.2005 г., ИНН 2508068115) государственную пошлину в доход бюджета Находкинского городского округа в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Н. Довгоноженко

Мотивированное решение составлено 21 августа 2018 года.