ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2119/2021 от 09.06.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-2119/2021

55RS0007-01-2021-002995-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2021 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А. при секретаре судебного заседания Тропиковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска к БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 16", департаменту образования Администрации города Омска об обязании осуществить работы по сносу аварийных деревьев,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального административного округа г. Омска обратился в суд к ответчикам с названным иском, в обоснование требований указав, что прокуратурой Центрального административного округа г. Омска проведена проверки соблюдения требований законодательства об образовании в деятельности БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлены нарушения действующего федерального законодательства в части создания безопасных условий обучения. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой округа совместно с членом комиссии Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. Омске проведено обследование территории БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16», по результатам которого подготовлен акт, в соответствии с которым на территории учреждения, расположенного по адресу: <...>, находятся: 12 стволов тополей (аварийных), 1 клен (аварийный), подлежащие сносу, 85 тополей, подлежащие обрезке. 04.03.2020 БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» был получен аналогичный акт о необходимости проведения работ по сносу и обрезке аварийных деревьев. Ранее директором учреждения в департамент образования Администрации города Омска было направлено письмо с просьбой о выделении денежных средств на проведение работ по сносу и обрезке аварийных деревьев. До настоящего времени образовательным учреждением работы по сносу и обрезке деревьев в полном объеме не выполнены. Непринятие мер по сносу и обрезке аварийных деревьев может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью воспитанников, а также работников БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16». Просит суд обязать БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» произвести работы по сносу 12 тополей, 1 клена (аварийные), по обрезке 85 тополей на территории учреждения по адресу: <адрес>; обязать департамент образования Администрации г.Омска профинансировать работы по сносу 12 тополей, 1 клена (аварийные), по обрезке 85 тополей на территории учреждения по адресу: <адрес>; взыскать с БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» государственную пошлину в местный бюджет.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального административного округа г.Омска Батищева Е.Ю., действующая на основании удостоверения, исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» директор ФИО1, действующая на основании Устава и приказа, не возражала против удовлетворения заявленных требований, не оспаривала необходимость проведения работ по кронированию и сносу аварийных деревьев, указав, что иных источников финансирования, кроме выделенных средств департаментом образования Администрации г. Омска из бюджета, у учреждения не имеется.

Представитель ответчика департамента образования Администрации г.Омска ФИО2, действующий по доверенности, поддержал доводы отзыва на иск, указывая на отсутствие финансирования и дефицитность бюджета. Не оспаривал необходимость проведения работ, указав, что на указанные работы необходимо около 500 000 рублей, которых у учреждения нет.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.

Органы прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, вправе в порядке ст. 45 ГПК РФ обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 2, п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 117 Решения Омского Городского Совета № 45 от 25.07.2007 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Омска» (далее - Правила) лицами, ответственными за создание, снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений, являются: физические и юридические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых расположены или создаются зеленые насаждения; бюджетное учреждение г. Омска в сфере благоустройства.

Создание, снос, обрезка и пересадка зеленых насаждений на территории г. Омска осуществляются в соответствии с действующим законодательством, стандартами, регламентами, нормативами и настоящим Решением.

Согласно ч. 2 ст. 120 Правил снос, обрезка и восстановление деревьев и кустарников выполняются лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при наличии:

- решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов, принимаемого комиссией Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске в соответствии с правовым актом Администрации г. Омска;

- решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений на придомовых территориях многоэтажной застройки и в секторе индивидуальной жилой застройки, принимаемого комиссией территориального структурного подразделения Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в соответствии с правовым актом Администрации г. Омска.

Из материалов дела следует, что БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Функции и полномочия учредителя, в соответствии с уставом БОУ осуществляет департамент образовании Администрации города Омска. Местом нахождения детского сада является: <адрес>.

На праве постоянного (бессрочного) пользования БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» предоставлен земельный участок площадью 16480 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир здания детского сада, имеющего почтовый адрес: <адрес> (л.д. 36).

Прокуратурой Центрального административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних.

Из акта обследования территории по <адрес> от 20.04.2021, составленного членом комиссии Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. Омске, следует, что проведено обследование территории БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16», на которой находятся: 12 стволов тополей (аварийных), 1 клен (аварийный), подлежащие сносу, 85 тополей, подлежащие обрезке.

На основании вышеуказанного акта заведующим БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» в департамент образования Администрации г. Омска как и ранее направлялась информация с просьбой о выделении денежных средств.

Из пояснений представителя ответчика департамента образования Администрации г. Омска следует, что необходимая сумма затрат на выполнение работ составляет 500 000 руб.

Обращаясь в суд, прокурор ЦАО г. Омска просит обязать устранить имеющиеся нарушения.

Ответчиками не оспаривается, что до настоящего времени не проведены работы по сносу и кронированию аварийных деревьев на территории БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16». Также как не оспаривается необходимость проведения работ по сносу 12 тополей, 1 клена (аварийные), по обрезке 85 тополей на территории дошкольного учреждения.

В связи с изложенным суд полагает, что заявленные исковые требования к БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» о проведении работ по сносу 12 тополей, 1 клена (аварийные), по обрезке 85 тополей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Прокурор ЦАО г. Омска просит возложить на департамент образования Администрации г. Омска обязанность осуществить финансирование мероприятий БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» на выполнение работ по сносу и кронированию аварийных деревьев на территории дошкольного учреждения.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно Устава учреждения, БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

В соответствии с п. 1.3 Устава Учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет департамент образования Администрации города Омска (л.д. 13).

Департамент образования Администрации города Омска на основании «Положения о департаменте образования Администрации города Омска», утвержденного Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 г. № 413, является структурным подразделением Администрации города Омска с правами юридического лица, с самостоятельной сметой расходов и самостоятельным балансом, лицевыми счетами.

В сфере финансово-экономической деятельности департамент образования осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, Департамент образования Администрации г. Омска несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений, в том числе и БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» как учредитель.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 17 Положения о департаменте образования, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 413, основными задачами департамента являются, в том числе, создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования, создание необходимых условий для материально- технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.

Деятельность департамента образования в финансово-экономической сфере определена пунктом 20 вышеназванного Положения, в соответствии с которым департамент участвует в формировании бюджета г. Омска по направлениям деятельности департамента на очередной финансовый год и плановый период; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных муниципальных учреждений; формирует муниципальные задания в соответствии с действующим законодательством; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные действующим законодательством.

В сфере материально-технического обеспечения департамент: разрабатывает мероприятия по укреплению учебно-материальной базы подведомственных муниципальных образовательных учреждений в соответствии с государственными нормативными требованиями по технике безопасности и охране труда; организует и координирует материально- техническое обеспечение подведомственных муниципальных учреждений; осуществляет функции муниципального заказчика при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в пределах компетенции департамента (пункт 21 Положения).

В соответствии с п.1 ст. 117 Решения Омского Городского Совета от 25 июля 2007 г. №45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» лицами, ответственными за создание, снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений, являются: физические и юридические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых расположены или создаются зеленые насаждения; бюджетное учреждение города Омска в сфере благоустройства.

Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.

При таких обстоятельствах требования прокурора к Департаменту образования Администрации г. Омска о возложении на него обязанности осуществить финансирование мероприятий БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» на выполнение работ по сносу и кронированию аварийных деревьев на территории дошкольного учреждения суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Центрального административного округа города Омска удовлетворить.

Обязать Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» произвести работы по сносу 12-ти стволов тополей аварийных, 1-го клена аварийного, работы по обрезке 85-ти тополей, находящихся на территории учреждения по адресу: <адрес>.

Обязать департамент образования Администрации города Омска профинансировать работы по сносу 12-ти стволов тополей аварийных, 1-го клена аварийного, работы по обрезке 85-ти тополей, находящихся на территории учреждения по адресу: <адрес>.

Взыскать с Бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.А. Казанцева

Решение в окончательной форме изготовлено 15.06.2021.