ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2119/2021 от 29.07.2021 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело №2-2119/2021

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

29 июля 2021 года город Новосибирск

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи

Коцарь Ю.А.

при секретаре судебного заседания

ФИО1

с участием истца

ФИО2

представителя ответчика

ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к мэрии <адрес>, министерству труда и социального развития <адрес>, министерству финансов и налоговой политики <адрес>, правительству <адрес> о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

ФИО4 первоначально обратилась в суд с иском к мэрии <адрес>, министерству труда и социального развития <адрес>, правительству <адрес> и просила обязать ответчиков предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство финансов и налоговой политики <адрес>.

В обоснование требований истец указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения.

Представитель ответчика министерства труда и социального развития <адрес>ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, дала пояснения согласно доводам письменного отзыва.

Ответчик правительство <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, ранее представителем по доверенности ФИО5 представлен отзыв.

Ответчик министерство финансов и налоговой политики <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, ранее представитель ФИО6, действующая на основании доверенности, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что министерство финансов и налоговой политики <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Ответчик Мэрия <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее представителем по доверенности ФИО7 представлен отзыв, согласно которому исковые требования не подлежат удовлетворению.

Третье лицо администрация <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом, ранее представителем по доверенности ФИО8 представлен отзыв.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО9, матерью которой является ФИО10, отцом – ФИО11, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.92).

ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО11, что подтверждается копиями свидетельств о смерти (л.д. 93-94).

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО9 была определена в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное попечение. Указанным распоряжением за ФИО9 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (лд.<адрес>).

ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между ФИО12 и ФИО9, в связи с чем последней присвоена фамилия «Катренко» (л.д.91).

Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу. Также данным постановлением мэрии <адрес> поручено осуществить расселение дома в 2020 году в рамках реализации программы «Безопасность ЖКХ» государственной программы <адрес> «ЖКХ <адрес> в 2015-2020 годах», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (л.д. 101).

Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в вышеуказанное постановление, а именно сроки программы указаны «до 2023 года» (л.д.100).

Согласно акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> является трехкомнатной, общей площадью 36,8 кв.м, в указанной квартире проживают ФИО2 (наниматель), ФИО13 (сестра), ФИО14 (брат), ФИО15 (сын). Комиссией, проводившей обследование, признано невозможным проживание ФИО2 в указанном жилом помещении, поскольку указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81).

Данное решение комиссии оформлено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (л.д. 83).

Приказом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын ФИО15 (л.д.111).

ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истца - ФИО12 (л.д.110).

По сведениям МКУ <адрес> «Городское жилищное агентство» ФИО16 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не использовала право приватизации жилья.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствуют в собственности жилые помещения на территории Российской Федерации.

По сведениям АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Новосибирский центр инвентаризации и технического учета за истцом не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости в <адрес>.

По сведениям МКУ <адрес> «Городское жилищное агентство» ФИО15 (сын истца) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не использовал право приватизации жилья.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ФИО15 отсутствуют в собственности жилые помещения на территории Российской Федерации.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что ни ФИО2, ни члены ее семьи – сын ФИО15 не обеспечены жилыми помещениями.

Сведений о наличии у истца жилых помещений, в отношении которых она имела бы право владения, пользования и распоряжения, в материалы дела не представлено. Нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения она не является.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не обеспечены жилыми помещениями.

При этом ни статья 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В соответствии со статьей 1 закона <адрес>-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> субвенций из областного бюджета <адрес>

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, урегулированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ).

В силу пункта 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.

Пунктом 8 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-О предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-О финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес>.

Как указано выше, содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

При этом формирование списка не устанавливает предоставление жилых помещений в порядке очередности.

Само по себе отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.

Таким образом, институт обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, не связывая такое предоставление со временем постановки.

На основании изложенного, суд полагает требование истца о возложении на мэрию <адрес> обязанности предоставить ей жилое помещение на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд полагает необходимым указать, что предоставление жилого помещения истцу подлежит осуществлению мэрией <адрес> и за счет средств областного бюджета.

Суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке по договору специализированного найма, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилого помещения по договору специализированного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.

Суд отклоняет доводы представителя ответчика министерства труда и социального развития НСО о том, что истец была незаконно включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку истец занимает жилое помещение по договору социального найма и невозможность проживания в нем обусловлена тем, что жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем жилое помещение подлежит предоставлению истцу в рамках расселения аварийного жилищного фонда.

Суд полагает необходимым обратить внимание на то, что невозможность проживания истца в жилом помещении по адресу: <адрес> питомник, <адрес> обусловлена не только тем, что данный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, но и тем, что общая площадь занимаемого истцом жилого помещения составляет 34,5 кв.м, в жилом помещении проживают четверо человек – истец, ее сын ФИО15, сестра ФИО13, брат ФИО14 Следовательно, наниматель (истец) и члены ее семьи не обеспечены нормой жилого помещения.

Кроме того, в соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Таким образом, поскольку истец занимает спорное жилое помещение по договору социального найма, следовательно, даже в случае расселения указанного жилого помещения истцу будет предоставлено жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади тому жилому помещению, которое истец занимает в настоящее время. Следовательно, истец с учётом количественного состава ее семьи вновь будет не обеспечена жилой площадью.

Доводы ответчика о том, что истец на момент обращения в администрацию района достигла возраста 33 лет и не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых может устанавливаться факт невозможности проживания в закрепленных за ними жилых помещениях, суд отклоняет.

Действительно, на момент обращения истца в администрацию района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец достигла 23 лет.

Вместе с тем, вопреки доводам ответчика, суд полагает, что истец была законно включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в соответствии с п. 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397) лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Таким образом, поскольку истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имела право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в установленном порядке не была включена в соответствующий список и не реализовала свое право и после ДД.ММ.ГГГГ в соответствующий список на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не была включена, суд полагает, что истец подлежала включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действия администрации района в этой части являлись законными.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

Обязать мэрию <адрес> предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м, за счет средств областного бюджета <адрес>.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.А. Коцарь