ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-211/16 от 21.03.2016 Борзинского городского суда (Забайкальский край)

Дела № 2-211/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Слепцова И.В., единолично

с участием представителя истца ФИО1,

с участием представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» - ФИО2,

при секретаре судебного заседания Горшуновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к открытому акционерному обществу «МРСК Сибири - Читаэнерго», открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о нарушении прав потребителей при начислении платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета, установленного с нарушением правил установки и эксплуатации,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО3 обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что она проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, производит оплату электроэнергии по индивидуальному прибору учета.

С ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет электроэнергии, при этом дополнительно стала начисляться плата за электроэнергию на общедомовые нужды.

Расчет электроэнергии, потребляемой собственниками жилых помещений производится исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии, который установлен на стене дома. При этом, порядок установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета не соблюден.

ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» установило общедомовой прибор учета без проведения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома и без заключения договора на установку прибора учета и договора эксплуатации прибора учета. Общедомовой прибор учета в состав общего имущества не включен.

Кроме того, нарушены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей от 13.01.2003 года и Правила устройства электроустановок, а именно отсутствует акт приемки и испытания прибора, протокол измерения сопротивления изоляции заземляющего устройства, температура в зимнее время в месте расположения прибора учета должна быть не ниже 0 градусов по Цельсию, заземляюший провод должен быть выполнен из медного провода.

Просит суд, признать незаконной самовольную, без согласия собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> установку общедомового прибора учета электроэнергии; признать недействительным расчет электроэнергии на общедомовые нужды, произведенный ОАО «Читаэнергосбыт» с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ОАО «Читаэнергосбыт» производить расчет и начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды по установленному законом нормативу; обязать ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» демонтировать общедомовой прибор учета, установленный на жилой <адрес>, в <адрес>.

Определением суда от 18 февраля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Забайкальского края, ИП ФИО4

В судебное заседание истец ФИО3 уведомленная о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом, не явилась.

Представитель ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» по доверенности ФИО5, надлежащим образом извещенная о дне и времени проведения судебного заседания, не явилась, направив свой отзыв на исковое заявление.

Представитель ООО «Забайкалье» по доверенности ФИО6, надлежащим образом извещенный о дне и времени проведения судебного заседания, не явился, направив свой отзыв на исковое заявление.

Государственная жилищная инспекция Забайкальского края, ИП ФИО4 уведомленные о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела, своего представителя в суд не направили.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в порядке ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 - ФИО1, действующий на основании доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ОАО “Читаэнергосбыт” ФИО2, действующая на основании доверенности от 31.12.2015 г., оформленной надлежащим образом, исковые требования не признала, считает их не законными и не обоснованными, представив отзыв на исковое заявление. При этом, дополнив, что ОАО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края, основным обязательством которого является поставка электроэнергии покупателям электроэнергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи. Согласно положениям Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники жилых домов до 01.07.2012 г. обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета электроэнергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом, многоквартирные дома в установленный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также индивидуальными и общими приборами учета. Установка общедомовых приборов учета жильцами многоквартирных домов является обязательной и не требует заключения какого-либо договора между сбытовой организацией и потребителем. Допуск общедомового прибора учета в эксплуатацию осуществлен комиссией, где в ее составе присутствовал представитель управляющей организации. Расчет платы на общедомовые нужды производится по нормативу в случае отсутствия ОДПУ, выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ, истечение срока эксплуатации ОДПУ. Установленный общедомовой прибор учета электрической энергии технически пригоден, что подтверждается актом технических проверок, следовательно, у ОАО “Читаэнергосбыт” отсутствовали законные основания не принимать значений указанного прибора учета при осуществлении расчетов за электрическую энергию. Начисление платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды без применения показаний приборов учета, т.е. по нормативам, противоречит нормам жилищного законодательства РФ.

В представленном суду отзыве представитель ПАО «МРСК Сибири» ФИО5, действующая на основании доверенности, указывает, что общедомовой прибор учета установлен на фасаде многоквартирного жилого дома, на официальном сайте ПАО «МРСК Сибири» было размещено требование к приборам учета, а так же местам его установки, в июне 2010 года на официальном сайте ОАО «Читаэнергосбыт» размещено предложение об оснащении приборами учета электроэнергии, собственники жилых помещений не исполнили обязанность по установке общедомового прибора учета.

Предложения об оснащении многоквартирного дома должна была донести до собственников жилых помещений управляющая организация в лице ИП ФИО4

Установленный прибор учета принят потребителем как расчетный, что отражено в акте разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ. Прибор учета приобретен и установлен за счет средств ПАО «МРСК Сибири». Понесенные затраты ПАО «МРСК Сибири» не предъявляет собственникам жилых помещений многоквартирного дома.

Согласно актам проверки приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, прибор тип ЦЭ6803В, 2008 года выпуска, неоднократно проходил техническую проверку, результатом которой является заключение о допуске прибора учета в эксплуатацию.

Отсутствие направленных в адрес собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома уведомлений о дате и времени допуска ОДПУ не влияет на его технические функции по считыванию объема потребления энергоресурса. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

В представленном суду отзыве представитель ООО «Забайкалье» по доверенности ФИО6 указал, что ООО «Забайкалье» не является стороной договора энергоснабжения, ОДПУ установлен не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, нарушен порядок установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ, сетевая организация не передала прибор учета в состав общедомового имущества. Просит суд исковые требования удовлетворить.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность иска на основе установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец ФИО3 является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

ОАО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края по поставке электрической энергии покупателям электроэнергии по договорам энергоснабжения.

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче по электроэнергии электрическим сетям потребителям электроэнергии, технологически присоединенным к электросетям ОАО «МРСК Сибири».

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к электрическим сетям централизованного электроснабжения.

В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с положениями абзаца 7 пункта 2, подпункта" г" пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового ) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт "с" пункта 31 Правил).

В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов,

снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В целях исполнения данной обязанности в соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, энергоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 № 178.

По смыслу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно при соединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые, в нарушение требований частей 3 - 6.1, не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее по тексту - Основные положения).

Также названный пункт предусматривает, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах

электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.

Понятия «установка прибора учета» и «допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе Х Основных положений.

Так, согласно п. п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность), и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых

инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в

лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемо-

го собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.

В силу п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки (п. 152).

Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно требованиям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что услугу по электроснабжению в <адрес> в <адрес> предоставляет ОАО «Читаэнергосбыт». Плата за электроэнергию на общедомовые нужды стала начисляться собственникам жилых помещений многоквартирного дома с ДД.ММ.ГГГГ. Управляющей организацией в <адрес> в <адрес> является ООО «Забайкалье».

Судом установлено, что ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», в период с 2009 по 2013 гг. производило установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах <адрес>, и <адрес>, в том числе и в <адрес> в <адрес>. Общедомовой прибор учета установлен Борзинским РЭС ОАО «МРСК-Сибири». Изначально приборы учета были установлены для проведения расчетов между двумя юридическими лицами ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго».

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ, составленным между ПО ЮЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» и ООО «Забайкалье» установлено, что приборы учета, трансформаторы тока на фасаде зданий по <адрес> запитанные от ВЛ-0,4 кВ ф. ,3, подключенные от ЗТП 10/0,4кВ «Чайковского», ВЛ-10кВ «Автомобильная», ПС Борзя-Восточная 110/35/10 кВ находятся на балансе ПО ЮЭС. Прибор учета ЦЭ6803В находится на балансе ПО ЮЭС.

Представитель ОАО «Читаэнергосбыт» в судебном заседании пояснил, что истцам начисляется плата за электроэнергию на общедомовые нужды, с учетом расходов по общедомовому прибору учета электроэнергии. Общедомовой прибор учета электроэнергии в многоквартирном <адрес> в <адрес> принят в качестве расчетного на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии.

Показания установленного прибора электроучета используются гарантирующим поставщиком ОАО «Читаэнергосбыт» для определения объемов потребления электроэнергии и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений в указанном многоквартирном доме за услуги электроснабжения.

Вместе с тем согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии в <адрес> в <адрес> произведена внеплановая проверка общедомового прибора учета, в ходе которой произведена замена прибора учета и учет принят расчетным, общедомовой прибор учета пригоден к эксплуатации и находится на фасаде здания. Указанный акт содержит подписи представителей ОАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго» инспектора БРЭС ФИО7, от потребителей - техника ФИО8

Из представленного акта усматривается, что указанный акт ни собственники жилых помещений, ни кто-либо по их поручению, ни иной представитель потребителя, имеющий полномочия на подписание таких актов, данный акт не подписывали и участия в данной процедуре не принимали. Документы подтверждающие имеющиеся полномочия у техника ФИО8 действовать от имени потребителей при подписании акта суду не представлены.

Согласно указанному акту произведена внеплановая проверка общедомового прибора учета электроэнергии, в ходе которой произведена замена прибора учета, и прибор учета принят в качестве расчетного ДД.ММ.ГГГГ.

Суду не представлено документов (акт) об установке общедомового прибора учета, согласно которому можно было бы определить дату и законность процедуры его первоначальной установки. По мнению суда подпись техника управляющей организации ФИО8 удостоверяет факт произведенной внеплановой проверки общедомового прибора учета и его замены, при которой допущен прибор учета в эксплуатацию, и не может свидетельствовать о соблюдении процедуры установки и допуска прибора учета для начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды, учитывая, что ранее, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, такая плата собственникам жилых помещений не начислялась.

При этом, ответчиками не представлены суду договор энергоснабжения управляющей организации с ресурсоснабжающей организацией. Так же суду не представлены документы, свидетельствующие об уведомлении потребителей (управляющей организации) об установке общедомового прибора учета, не представлено суду доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что на общем собрании собственников жилых помещений решение о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, не принималось.

В пункте 12 статьи 13 Закона об энергосбережении указано, что законодатель определил право и обязанность ресурсоснабжающих организаций по установке коллективных (общедомовых ) приборов учета электроэнергии.

Из имеющихся доказательств, представленных в материалы дела, следует, что в адрес собственников и нанимателей жилого дома, в том числе и истца по настоящему делу, не направлялись предложения об оснащении дома приборами учета электрической энергии.

Из вышеизложенного следует, что прибор учета, установленный в целях начисления платы на общедомовые нужды, был установлен без соблюдения установленной законом процедуры. Представленный акт о замене прибора учета не свидетельствует о соблюдении процедуры допуска в эксплуатацию прибора учета. Со стороны представителей ответчиков также не были представлены уведомления собственников жилых помещений о необходимости оснащения дома коллективным (общедомовым) прибором учета.

Участие техника управляющей организации при составлении акта, по мнению суда, не свидетельствует о том, что технику управляющей компании были делегированы собственниками многоквартирного жилого дома полномочия на подписание данного акта, доказательства, подтверждающие обратное суду не представлено.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что на общем собрании собственников жилья решение о включении расходов на приобретение расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, не принималось, общедомовой прибор учета в состав общего имущества собственников жилых помещений не передавался, доказательств, подтверждающее обратное суду не представлено.

По смыслу ч. 2 ст. 1, п. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что оплата за электроэнергию на основанных данных о ее расходе по приборам учета должна быть более выгодной (стимулирующей покупателей электроэнергии) по сравнению с оплатой по расчетному методу, то есть по нормативу потребления.

В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов коммунальных услуг» - при отсутствии приборов учета применяются нормативы потребления гражданами электрической энергии.

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что установка прибора учета без соблюдения установленной законом процедуры нарушает права собственников и нанимателей помещений в жилом доме, поэтому расчет ответчиком платы за электрическую энергию, начисляемую с учетом показаний общедомового прибора учета электрической энергии, нельзя признать правомерным. Плата за электроэнергию должна быть рассчитана в соответствии с формулой, предусмотренной для расчета размеры платы за электроснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых ), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Доводы представителя ОАО «Читаэнергосбыт» о том, что Федеральный закон от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрета на установку общедомовых приборов учета потребляемых ресурсов в отсутствие согласия на это собственников жилых помещений в многоквартирном доме являются несостоятельными и основанными на ошибочном примени и толковании норм данного закона, а также принятых в его исполнение нормативно-правовых актов, которыми установлен порядок и сроки проведения мероприятий по оснащению общедомовыми приборами учета многоквартирных домов, которые являются обязательными, как для собственников помещений в многоквартирных домах, так и для организаций, осуществляющих снабжение соответствующими ресурсами и их передачу.

Доводы представителя ответчика о неоднократном извещении собственников жилых помещений об их обязательствах по установке ОДПУ в различных публикациях в СМИ, в том числе на официальном сайте ОАО «Читаэнергосбыт», в связи с чем, отсутствовала необходимость личного уведомления собственников помещений, являются несостоятельными и противоречащими пункту 150 Основных положений, предусматривающего необходимость сетевой организацией направления собственникам энергопринимающих устройств уведомления способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Из вышеизложенного следует, что в нарушение указанных требований закона, сетевая организация ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», ресурсоснабжающая организация ОАО «Читаэнергосбыт» самовольно, без ведома и уведомления собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> произвела установку общедомового прибора учета.

Как следует из материалов дела, ответчик не доказал соблюдение предусмотренной законом процедуры установки и введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, что не позволяет использовать его данные для расчета платежей на общедомовые нужды.

Таким образом, судом достоверно установлено, что ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» общедомовой прибор учета электроэнергии в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> установлен без соблюдения процедуры, установленной Федеральным законом «Об энергосбережении», чем нарушены права истца, являющегося собственником квартиры в указанном многоквартирном жилом доме.

При таких обстоятельствах, расчет ОАО «Читаэнергосбыт» платы за электрическую энергию истцу, осуществляемый с учетом показаний общедомового прибора учета электрической энергии, установленного с нарушением установленного законом порядка, нельзя признать правомерными, а потому плата за электрическую энергию должна быть рассчитана в соответствии с формулой 3 п.п. 3 п. 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, предусмотренной для расчета размера платы за электроснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещении многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) индивидуальных приборов учета.

Поскольку требования закона и нормативно-правовых актов, являющихся обязательным условием, позволяющим использовать коллективный прибор учета не соблюдены, суд находит обоснованными требования истцов, что начисление платы истцам, исходя из показаний коллективного прибора учета, являются незаконными.

Расчет объема (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета производится согласно формуле 15 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.

Следовательно, требования истца о возложении на ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет начисленной платы за расход электроэнергии на общедомовые нужды по нормативам потребления подлежат удовлетворению. При этом, перерасчету подлежит период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия решения судом, а именно по ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, требования истца обязать ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» демонтировать общедомовой прибор учета, установленный на жилой дом № 4, по ул. Чайковского, в г. Борзя удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Согласно пункту 12 статьи 13 Закона об энергосбережении законодатель определил обязанность ресурсоснабжающих организаций по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии до 1 июля 2013 года.

Кроме того, требования истца обязать ОАО «Читаэнергосбыт» производить расчет и начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды по установленному законом нормативу так же не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Согласно действующей редакции ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из указанных норм, до ДД.ММ.ГГГГ при наличии управляющей организации ресурсоснабжающая организация в силу прямого запрета не вправе была взимать плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды. После указанной даты ресурсоснабжающая организация вправе взимать данную плату только при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Сведений о том, что собственники спорного многоквартирного жилого дома приняли решение о внесении платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, непосредственно в ОАО «Читаэнергосбыт», суду не представлено.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом изложенного и, исходя из положений п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с каждого ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.

Признать установку общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, установленного ОАО «МРСК Сибири» - филиалом «Читаэнерго» для начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: <адрес> незаконной, а его показания непригодными для расчета платежей за электроэнергию на общедомовые нужды.

Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести ФИО3 перерасчет начислений платы за общедомовые нужды по электроэнергии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по день принятия решения судом) по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу.

В остальной части заявленных исковых требований ФИО3 отказать.

Взыскать с ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт» в местный бюджет государственную пошлину с каждого в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд, с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья И.В. Слепцов

Копия верна И.В.Слепцов

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.