ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-211/18 от 07.09.2018 Порховского районного суда (Псковская область)

Дело № 2-211/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 сентября 2018 года г. Порхов

Порховский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Пинаки Т.В.,

при секретаре Степанове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» о понуждении заключения договора на определенных условиях,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Производственному отделению «Восточные электрические сети» филиала Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Псковэнерго» о понуждении заключения договора на определенных условиях.

В обоснование заявления указано, что 9 апреля 2018 года истцом была подана заявка в РЭС № 3 «Восточные электрические сети» на технологическое присоединение объекта - нежилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, расположенного по адресу: Псковская область, Порховский район, д. Логовино, <адрес>, с максимальной мощностью 15 кВт на напряжении 0,4 кВ. Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии определена Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, в силу п. 19 которых запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами. 17 апреля 2018 года истцом получен проект договора на технологическое присоединение, 19 апреля 2018 года директору ПО «Восточные электрические сети» филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Псковэнерго» направлен протокол разногласий к проекту договора о технологическом подключении помещения к электрическим сетям от 12 апреля 2018 года. 29 мая 2018 года получен ответ на протокол разногласий, новые технические условия и новый проект договора о технологическом присоединении.

Технические условия были изменены. При этом пункт 14.1.2.1 технических условий - это переписанный пункт 144 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». При этом из текста заведомо убран пункт, разрешающий установку прибора учета в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

Пункт 14.1.2.4 истец считает неправомерным, полагает, что слова «свободный» и «беспрепятственный» имеют разный смысл в правовом поле. Беспрепятственный доступ к счетчику электроэнергии для осмотра пломб, снятия показаний он обеспечит, а свободный доступ без его присутствия нет, так как он как собственник прибора учета несет ответственность за его сохранность и сохранность пломб.

Пункт 14.1.2.5 истец считает неправомерным. Отклоняя замечания, организация продолжает настаивать на установке счетчика на улице. Однако, данное требование налагает на него дополнительные значительные затраты на приобретение уличного запирающегося шкафа наружного исполнения в отличие от шкафа, устанавливаемого в электрощитовой; в дальнейшем увеличиваются расходы на обогрев электросчетчика в зимнее время; данное требование противоречит пункту 1.5.27 Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ) о том, что счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град.С. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град.С. Слово «допускается» следует рассматривать как исключение при невозможности выполнения «должен» (п. 1.1.17 ПУЭ).

Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, определены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии. Данными правилами для физических лиц обязанность установки прибора учета в строго обозначенном месте не предусмотрена. Место установки счетчика в электрощитовой, указанное при подаче заявки, является самым близким с технической точки зрения с учетом требования п. 1.5.27 ПУЭ к границе балансовой принадлежности.

Полагает, что на основании п. 144 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» требования ответчика об установке прибора учета электроэнергии на фасаде постройки, являются незаконными, препятствуют реализации им обязанностей по содержанию имущества как собственником, поскольку к прибору учета будут иметь доступ как сотрудники энергоснабжающей организации, так и третьи лица. При наружной установке щита с счетчиком он будет подвержен постоянному воздействию атмосферных явлений, что окажет негативное влияние на эксплуатационный срок службы.

Сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в случаях, предусмотренных п. 148 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

В данной ситуации сетевая организация отвергает предложенное истцом место установки счетчика по требованию законодательства и требует установить счетчик в место, разрешенное как исключение (п. 1.5.27 ПУЭ).

Пункт 171 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» подразумевает контрольное снятие показаний расчетных приборов учета и при этом закрепляет за потребителем право на присутствие при таком снятии (потребитель вправе обратиться к гарантирующему поставщику и (или) сетевой организации с требованием о проведении повторного контрольного снятия показаний в его присутствии и (или) присутствии гарантирующего поставщика. В случае недоверия гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации к прибору учета, они имеют право установить свой контрольный прибор учета на опоре и нести за него ответственность.

Пункт 14.1.2.6 считает неправомерным, так как по тексту требуется установка коммутационного аппарата с тепловым и электромагнитным расцепителями до счетчика, хотя ПЭУ, пункт 1.5.36 и пункт 7.20 СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» требует установку просто коммутационного аппарата (аппарата управления). Данное требование налагает на истца дополнительные расходы. При этом истец полагает, что выбор коммутационного аппарата (выключателя нагрузки) перед счетчиком по току не может быть регламентирован в технических условиях, так как данный показатель не влияет на проводку либо что-то иное. Установка коммутационного аппарата с тепловым и электромагнитным расцепителями должна предусматриваться после счетчика.

Включение в договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств истца к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада» пунктов договора, с которыми он не согласен, считает преднамеренным для оттягивания сроков подключения.

Учитывая изложенное, истец считает правильным изложить отдельные пункты технических условий в следующей редакции:

- пункт 13.1.2 - «Выполнить монтаж провода СИП от опоры № 9 ВЛ-0,4 кВ Л-6 от ЗТП № 137 до крюка на здании и обеспечить его соединение с медным проводом-вводом специальными зажимами»;

- пункт 13.5 - «На опоре ВЛ № 9 линии 6 от ЗТП № 137 выполнить заземляющие устройства, предназначенные для повторного заземления, защиты от грозовых перенапряжений. Сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 30 Ом»;

- пункт 14.1.2.1 - «Прибор расчетного учета электроэнергии установить на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя и филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», или ином месте, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя и филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки»;

- пункт 14.1.2.4 - «К прибору учета должен быть обеспечен беспрепятственный доступ представителям филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», представителям гарантирующего поставщика электрической энергии для снятия показаний и проверки правильности работы прибора учета, при этом потребителю должно быть не позднее чем за 14 дней до даты проведения проверки отправлено уведомление способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручено под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки»;

- пункт 14.1.2.5 - «Прибор учета разместить в шкаф заводского изготовления с учетом требований ПУЭ. Предусмотреть возможность опломбирования всех аппаратов (например выключателя нагрузки, счетчика и др.) на вводе до трехфазного коммутационного аппарата с расцепителями, номинальным рабочим током не более 25А, расположенного после счетчика»;

- пункт 14.1.2.6 - «Для безопасной установки и замены прибора учета в сетях напряжением до 380 В установить на расстоянии не более 10 метров до прибора учета трехфазный коммутационный аппарат (аппарат управления, выключатель нагрузки). Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику».

Истец просит принять пункты 13.1.2, 13.5, 14.1.2.1, 14.1.2.4, 14.1.2.5, 14.1.2.6 проекта технических условий от 18 мая 2018 года в его редакции. Пункт 5 договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада» оставить в первой редакции - «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет четыре месяца со дня заключения настоящего договора». Датой заключения договора считать первоначальную дату - 12 апреля 2018 года. Взыскать с ответчика сумму уплаченной государственной пошлины.

В ходе судебного разбирательства истец исковые требования изменил в части ответчика, предъявив вышеуказанные исковые требования к ответчику - Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее - ПАО «МРСК Северо-Запада»). В остальной части исковые требования оставил без изменения.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, изложив доводы, аналогичные указанным в заявлении. Дополнил, что требование, указанное в п. 13.5 технических условий основано им на требовании правил о заземлении. Линия № 6 проходит через опору № 9, не являющуюся концевой. Заземлены опоры № 5 и № 10. Расстояние между заземляющими устройствами должно быть не более 200 метров для районов с числом грозовых часов в году до сорока, и ста метров для районов с числом грозовых часов в году более сорока. Поскольку в Псковской области более сорока грозовых часов в год, полагает, что опора № 9 должна быть заземлена. Кроме того, в принадлежащем ему помещении ранее размещалась столовая, где предполагалось большое скопление людей, однако опора не имела заземления. В дальнейшем он намерен использовать помещение под магазин.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала частично, а именно - о принятии проекта технических условий от 18 мая 2018 года в редакции истца: пункта 14.1.2.6 в полном объеме; пункта 14.1.2.5 в части «прибор учета разместить в шкаф заводского изготовления с учетом требований ПУЭ». В остальной части исковые требования не признала, указав, что необходимость внесения в пункт 13.1.2 технических условий каких-либо дополнительных обязательств для сетевой организации отсутствует, поскольку Правилами технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата. Пунктом 7 Д Правил разъяснено, что под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя. Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата. Дополнительные расходы в отношении истца техническими условиями не предусмотрены.

Текст в п. 13.5 включению в технические условия не подлежит, как не соответствующий пунктам 2.4.38 - 2.4.49 Правил устройства электроустановок. Заявка подана на технологическое подключение нежилого помещения, присоединение которого планируется с опоры № 9. Заземляющее устройство установлено на соседней опоре № 10. По договору граница раздела балансовой принадлежности будет находиться на контактных соединениях СИП возле крюка крепления, расположенного на нежилом здании в точке поставки электроэнергии. Нормативные документы, регламентирующие устройство электроустановок, не запрещают монтаж этих электроустановок в неотапливаемых помещениях, а также в шкафах наружной установки.

Приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих сетевой организации и электрических сетей (энергопринимающего устройства) потребителя. Разделом Х Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, возможность установки приборов учета электрической энергии в иных местах предусмотрена только в одном случае - при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка.

Пунктом 171 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрен случай контрольного снятия показаний с прибора учета в отсутствие потребителя, для что прибор учета должен быть доступен для осмотра. Данные требования направлены, в том числе, на пресечение безучетного потребления электрической энергии. Указание об извещении потребителя противоречит действующему законодательству, поскольку относится к предоставлению коммунальных услуг.

Изначально истцу были выданы технические условия на безработный договор, поскольку каких-либо работ в сетях сетевой организации не производилось. Поскольку при подключении опоры потребуется приобретение дополнительных материалов, в том числе провода, расходы на технологическое присоединение должны быть экономически обоснованны. В таком случае срок договора увеличивается до 6 месяцев. Датой заключения договора следует считать дату вступления решения суда в законную силу.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 421, ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В силу п. 1 ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает, в том числе, процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению (п. 1).

Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным (п. 2).

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Псковская область, Порховский район, д. Логовино, <адрес>.

9 апреля 2018 года истец обратился в ПО «Восточные электрические сети филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» с заявкой на технологическое присоединение впервые вводимого энергопринимающего устройства - вводно-распределительного устройства, для электроснабжения вышеуказанного объекта - нежилого помещения, с максимальной мощностью 15кВт при напряжении 0,4 кВ.

Сетевой организацией 12 апреля 2018 года были выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям и договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада».

19 апреля 2018 года истец направил протокол разногласий в ПО «Восточные электрические сети филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» к вышеуказанному договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств.

29 мая 2018 года истцу были выданы новые технические условия для присоединения к электрическим сетям от 18 мая 2018 года и договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Согласно указанных технических условий от 18 мая 2018 года граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности установлена на контактных соединениях СИП возле крюка на стене нежилого здания от опоры-9 ВЛ-0,4 кВ от ТП-137 Л-6 Логовино.

Пунктом 13.1.2 технических условий предусмотрено выполнение сетевой организацией монтажа провода СИП от опоры № 9 ВЛ-0,4 кВ Л-6 от ЗТП № 137 до крюка на нежилом здании.

Согласно п. 13.5 иных мероприятий по присоединению новой мощности не требуется.

Для организации учета электрической энергии необходимо, в том числе:

П. 14.1.2.1. Прибор расчетного учета электроэнергии установить не границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя и филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго». При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя и филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

П. 14.1.2.4. К прибору учета должен быть обеспечен свободный доступ представителям филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», представителям гарантирующего поставщика электрической энергии (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) для снятия показаний и проверки правильности работы прибора учета.

П. 14.1.2.5. Прибор учета разместить в отдельный запирающийся шкаф наружного исполнения со степенью защиты от проникновения воды и посторонних предметов, соответствующий IP54 по ГОСТ 14254-96, с окошком на уровне циферблата (дисплея) расчетного прибора учета.

Конструкция и размер шкафа должны обеспечивать:

Удобство обслуживания прибора учета, на высоте от земли (пола) до коробки зажимов счетчика в пределах 0,8-1,7 метра (п. 1.5.29 Правил устройства электроустановок);

Возможность установки и съема прибора учета с лицевой стороны;

Возможность опломбирования с целью невозможности несанкционированного доступа к прибору учета, вводному коммутационному аппарату;

Металлический шкаф (щит) учета подлежит заземлению в соответствии с главой 1.7 Правил устройства электроустановок;

П. 14.1.2.6. Для безопасной установки и замены прибора учета в сетях напряжением до 380 Вольт установить на расстоянии не более 10 метров до прибора учета трехфазный коммутационный аппарат с тепловым и электромагнитным расцепителями, номинальным рабочим током не более 25А, выбранным согласно величине заявляемой максимальной мощности (требования п. 1.5.30 Правил устройства электроустановок. Предусмотреть возможность его опломбирования. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к прибору учета.

Договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада» датирован 12 апреля 2018 года. Согласно п. 6 данного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно п. 15 Правил технологического присоединения в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 8 и направляется заявителю - физическому лицу.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Согласно п. 16 Правил N 861 технологического присоединения наряду с иными существенными условиями, договор должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению. Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пп. «а» п. 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

Положения абзаца 2 пункта 19 Правил запрещают навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.

В соответствии с пунктом 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению, в том числе, включают в себя выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положение «включено»).

Приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 года N 187 утверждены Правила устройства электроустановок (седьмое издание) (далее - ПУЭ).

Согласно п. 2.4.38 вышеуказанных Правил на опорах ВЛ должны быть выполнены заземляющие устройства, предназначенные для повторного заземления, защиты от грозовых перенапряжений, заземления электрооборудования, установленного на опорах ВЛ. Сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 30 Ом.

В соответствии с п. 2.4.46 Правил в населенной местности с одно- и двухэтажной застройкой ВЛ должны иметь заземляющие устройства, предназначенные для защиты от атмосферных перенапряжений. Сопротивления этих заземляющих устройств должны быть не более 30 Ом, а расстояния между ними должны быть не более 200 м для районов с числом грозовых часов в году до 40, 100 м - для районов с числом грозовых часов в году более 40.

Кроме того, заземляющие устройства должны быть выполнены на опорах с ответвлениями к вводам в здания, в которых может быть сосредоточено большое количество людей (школы, ясли, больницы) или которые представляют большую материальную ценность (животноводческие и птицеводческие помещения, склады).

Согласно п. 1.5.27 Правил устройства электроустановок, шестое издание (в редакции от 20 июня 2003 года) счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C. Счетчики общепромышленного исполнения не разрешается устанавливать в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40 град. C, а также в помещениях с агрессивными средами.

Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C.

В соответствии с п. 1.5.29 указанных Правил счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию. Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.

Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 - 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

Согласно п. 1.5.30 указанных Правил в местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т.п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата. Аналогичные шкафы должны устанавливаться также для совместного размещения счетчиков и трансформаторов тока при выполнении учета на стороне низшего напряжения (на вводе у потребителей).

В соответствии с п. 1.5.31 вышеуказанных Правил конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т.п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков и трансформаторов тока. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1 град. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.

Согласно п. 1.5.36 вышеуказанных Правил для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику. Трансформаторы тока, используемые для присоединения счетчиков на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.

Согласно п. 144 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Согласно п. 145 Основных положений собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), в границах которых такой прибор учета установлен, несет обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, по снятию, хранению и предоставлению его показаний в соответствии с настоящим документом, по своевременному информированию собственника прибора учета о его выходе из строя (его утрате или неисправности), а также по возобновлению учета электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) путем установки нового прибора учета в случае выхода из строя ранее установленного прибора учета.

В силу п. 146 Основных положений под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки. Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.

Согласно п. 147 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

В соответствии с п. 148 Основных положений сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях: отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации; несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета в соответствии с которыми (п. 2) техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев, в том числе невозможности обеспечения доступа для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа (п. 4).

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (п. 6).

Согласно п. 171 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» результаты контрольного снятия показаний сетевая организация оформляет актом контрольного снятия показаний, который подписывается сетевой организацией, а гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) - в случае их присутствия.

В случае когда для проведения контрольного снятия показаний не требуется допуск к энергопринимающим устройствам (объектам по производству электрической энергии (мощности) и такое контрольное снятие показаний проводилось в отсутствие потребителя (производителея электрической энергии (мощности) на розничном рынке), акт контрольного снятия показаний подписывается сетевой организацией, а также гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в случае его присутствия.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Учитывая вышеизложенное, суд принимает признание иска ответчиком в части требований по изложению п. 14.1.2.6 и части пункта 14.1.2.5 технических условий в редакции истца, что не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы сторон и других лиц. Вместе с тем, учитывая требования истца и содержание условий, указанных в п. 14.1.2.5, суд считает достаточным дополнить его после слов «запирающийся шкаф» словами «заводского изготовления с учетом требований Правил устройства электроустановок». В остальной части пункт 14.1.2.5 технических условий относительно конструкции и размещения прибора учета полностью согласуется с положениями пунктов 1.5.27, 1.5.29, 1.5.30, 1.5.31 Правил устройства электроустановок, шестое издание (в редакции от 20 июня 2003 года).

В остальной части исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

Под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем (п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861).

При установке, замене и эксплуатации приборов учета, используемых гражданами, необходимо руководствоваться Правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, установленными в разделе Х Основных положений функционирования розничных рынков, утыержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442.

Согласно п. 144 Основных положений приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих ответчику, и электрических сетей (энергопринимающего устройства) потребителя.

Разделом Х Основных положений возможность установки приборов учета электрической энергии в иных местах предусмотрена только в одном случае: при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка. Когда отсутствует возможность установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, прибор учета электрической энергии может быть установлен в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Исходя из изложенного, правомерной является установка прибора учета на границах балансовой принадлежности или в месте, максимально приближенном к границе, определенной в процессе технологического присоединения объекта электроснабжения к электрическим сетям сетевой организации в установленном законом порядке.

В данном случае граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторонами установлена предварительно - на контактных соединениях СИП возле крюка на стене нежилого здания от опоры-9 ВЛ-0,4 кВ от ТП-137 Л-6 Логовино, что истцом не оспаривается.

Согласно Акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (щита учета) от ДД.ММ.ГГГГ, с фототаблицей, проведенного с участием, в том числе, сотрудников электросетевой организации, гарантирующего поставщика, представителя АО Газпром газораспределение Псков, в присутствии истца, улектросетевой организации, гарантирующего поставщика, представителя АО Газпром газораспределение Псков, в присутствии истцаьностановка расчетного прибора учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности невозможна ввиду расположения на высоте 4 м. от земли. Установка расчетного прибора внутри здания - в электрощитовой, противоречит действующему законодательству, так как не будет обеспечен беспрепятственный доступ к прибору учета для снятия контрольных показаний без присутствия потребителя, что в судебном заседании подтвердил допрошенный в качестве свидетеля ФИО5, работающий в должности главного инженера ПО «Восточные электрические сети» РЭС № 3 филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», также присутствовавший в ходе данного обследования, не доверять которому у суда нет оснований. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии технической возможности установки прибора учета внутри помещения, поскольку в ходе проверки установлено наличие критерия, свидетельствующего об отсутствии технической возможности, а именно - невозможность обеспечения доступа для снятия показаний прибора учета соответствующего вида.

Вместе с тем, в ходе обследования установлена возможность с учетом требований ПУЭ установки вводного кабеля в указанном на схеме месте внешней стены здания, с определением соответствующей границы балансовой принадлежности и установкой щита учета согласно схеме (на внешней стороне здания), с учетом требований ПУЭ.

Требование истца об установке прибора учета внутри помещения не подпадает под указанное выше иное место, поскольку в данном случае имеется техническая возможность установки прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности электрических сетей потребителя и ПАО «МРСК Северо-Запада». Доказательств наличия технической возможности установки прибора учета внутри помещения с соблюдением технических условий, истцом не представлено.

Таким образом, порядок присоединения впервые вводимого в эксплуатацию энергопринимающего устройства истца, указанный в пункте 14.1.2.1 технических условий от 18 мая 2018 года, соответствует требованиям пункта 144 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

Пункт 14.1.2.4 технических условий не противоречит вышеуказанным положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Обеспечение свободного доступа представителям филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», представителям гарантирующего поставщика электрической энергии (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) необходимо в целях организации учета электрической энергии. В технических условиях определяются мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям и обязательства сторон по их выполнению. Учитывая изложенное, требование истца о внесении в технические условия сведений о порядке и сроке проведения проверки правильности работы прибора учета, контрольного снятия показаний, не состоятельно, поскольку технические условия не являются договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

Пунктом 18 вышеуказанных Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии N 861 установлено, что мероприятия по технологическому присоединению, в том числе, включают в себя осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положение «включено»).

Пунктом 13.1.2 технических условий предусмотрено, что монтаж провода СИП от опоры № 9 ВЛ-0,4 кВ Л-6 от ЗТП № 137 до крюка на нежилом здании, осуществляет сетевая организация, что согласуется с п. 18 Правил технологического присоединения.

Согласно п. 7 Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено».

Учитывая изложенное, необходимость внесения дополнения в пункт 13.1.2 технических условий об обязании сетевой организации обеспечить соединение провода СИП с медным проводом-вводом специальными зажимами, отсутствует, что не нарушает права и законные интересы истца, поскольку в силу вышеуказанных Правил технологического присоединения весь комплекс необходимых технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя возложен на сетевую организацию, то есть ответчика.

Кроме того, применение конкретных видов специальных зажимов и провода определяется сетевой организацией в процессе выполнения работ по монтажу и соединению провода. Доводы истца о возможном возложении на него обязанности по обеспечению соединения провода СИП с медным проводом-вводом специальными зажимами и финансированию указанных работ, несостоятельны, поскольку противоречат вышеуказанным Правилам технологического присоединения и техническим условиям, в которых отсутствует указание о возложении на него выполнения и финансирования вышеуказанных технических и организационных мероприятий.

Из пункта 13.5 технических условий следует, что иных мероприятий по присоединению новой мощности, кроме тех, что перечислены в технических условиях, не требуется.

Истец полагает, что на опоре ВЛ-9 линии 6 от ЗТП № 137, то есть точке присоединения к электрическим сетям, необходимо выполнение заземляющего устройства с сопротивлением не более 30 Ом, предназначенного для повторного заземления, защиты от грозовых перенапряжений, что подлежит включению в пункт 13.5 технических условий.

Из материалов дела, нормальной схемы электрических соединений ВЛ-0,4кВ от ЗТП-137 д. Логовино Л 302-01 усматривается, что опора № 9 линии 6 является промежуточной железобетонной, опора № 10 концевая, имеющая заземляющее устройство. По линии 5 также имеется опора с заземляющим устройством № 5. Опора № 10 с отводом в здание, в котором расположено помещение, принадлежащее истцу. Согласно региональной карте климатического районирования Псковской области по среднегодовой продолжительности гроз в часах деревня Логовино Порховского района Псковской области расположена в зоне с числом грозовых часов в году до 40.

В соответствии с п. 2.4.46 вышеуказанных Правил устройства электроустановок в населенной местности с одно- и двухэтажной застройкой ВЛ должны иметь заземляющие устройства, предназначенные для защиты от атмосферных перенапряжений. Сопротивления этих заземляющих устройств должны быть не более 30 Ом, а расстояния между ними должны быть не более 200 м. для районов с числом грозовых часов в году до 40.

Свидетель ФИО6, работающий в должности мастера распределительных сетей ПО «Восточные электрические сети» РЭС № 3 филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», в судебном заседании пояснил, что поскольку опора № 9 находится на расстоянии не более ста метров от концевой опоры с заземляющим устройством, заземление опоры № 9 не требуется. Расстояние между опор примерно сорок метров, через каждые пять пролетов устанавливается заземление. Не доверять показаниям свидетеля у суда нет оснований, поскольку они не противоречат материалам дела.

Таким образом, расстояние между опор с заземляющими устройствами - № 5 и № 10, не превышает 200 метров, расстояние от опоры № 9 до опоры № 10 не превышает 100 метров. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в данном случае установка заземляющего устройства на опоре № 9 не требуется. Технические условия в данной части не противоречат пункту 2.4.46 Правил устройства электроустановок.

Доводы истца о необходимости повторного заземления опоры № 9 на том основании, что в спорном помещении планируется размещение магазина, что предполагает пребывание большого количества людей, кроме того, ранее в данном помещении располагалась столовая, где было сосредоточено большое количество людей, в связи с чем заземляющее устройство на указанной опоре должно было быть установлено, несостоятельны, поскольку из материалов дела следует, что объектом недвижимости, для электроснабжения которого необходимо технологическое присоединение, является нежилое помещение. Указаний об использовании помещения под магазин в представленных истцом документах, не отражено. Факт размещения ранее в указанном нежилом помещении столовой не имеет правового значения для разрешения спора по настоящему делу.

Согласно п. 5 проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада» срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению изначально составлял 4 месяца со дня заключения договора. После внесения ответчиком изменений (дополнений) в технические условия, срок выполнения мероприятий составил 6 месяцев, что не противоречит п. 16 Правил N 861 технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя. В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 указала, что при исполнении договора, заключенного с истцом, со стороны сетевой организации потребуется приобретение материалов, что составляет значительную статью расходов, связи с чем срок исполнения договора составил 6 месяцев.

Учитывая дату заключения договора сторонами - 12 апреля 2018 года, объем мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, а также срок исполнения договора - 6 месяцев, суд считает невозможным его исполнение в срок до 12 октября 2018 года. Согласно п. 1 ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о необходимости считать датой заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада» - дату вступления в законную силу решения суда.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат как необоснованные. Представленные истцу проекты технических условий и договора об осуществлении технологического присоединения не нарушают его права и законные интересы. Обстоятельств, свидетельствующих о намерении ответчика необоснованного затягивания сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств истца к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада», не установлено.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» о понуждении заключения договора на определенных условиях, удовлетворить частично.

Пункт 14.1.2.5 проекта технических условий для присоединения к электрическим сетям от 18 мая 2018 года, выданных Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на имя ФИО1, после слов «запирающийся шкаф» дополнить словами «заводского изготовления с учетом требований Правил устройства электроустановок». Пункт 14.1.2.6 указанного проекта технических условий изложить в следующей редакции: «Для безопасной установки и замены прибора учета в сетях напряжением до 380 В установить на расстоянии не более 10 метров до прибора учета трехфазный коммутационный аппарат (аппарат управления, выключатель нагрузки). Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику».

Датой заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада между Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» и ФИО1, считать дату вступления в законную силу решения суда.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в пользу ФИО1 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Порховский районный суд.

Мотивированное решение составлено 12 сентября 2018 года.

Председательствующий судья подпись Т.В. Пинаки

Копия верна.

Судья Порховского районного суда

Псковской области Т.В. Пинаки

Решение в законную силу не вступло.