ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-211/20 от 19.10.2020 Ковернинского районного суда (Нижегородская область)

Дело №2-211/2020

УИД 52RS0036-01-2020-000411-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2020 года р.п. Ковернино

Ковернинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Замышляевой О.И.,

при секретаре судебного заседания Перевоиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ковернинского района Нижегородской области к Администрации Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить уличное освещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ковернинского района Нижегородской области в соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области возложении обязанности обеспечить уличное освещение.

В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой Ковернинского района Нижегородской области с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Ковернинский» проведена проверка законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройстве в части организации уличного освещения на территории <адрес>.

По результатам проверки установлено, что по состоянию на 23 час. 50 мин. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> обнаружено 2 подряд неработающих светильника.

Полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, отнесены к полномочиям сельских поселений, в данном случае ответчика.

Результаты совместной проверки прокуратуры района и ОГИБДД МО МВД России «Ковернинский» свидетельствуют о неисполнении органом местного самоуправления требований вышеуказанного законодательства, поскольку из акта выявленных недостатков в содержании дорог от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес> не работают 2 подряд светильника.

Непринятие мер по обеспечению уличного освещения в сельской местности может повлечь рост противоправных деяний, нарушает права неопределённого круга лиц, находящихся в ночное время на территории <адрес>, на безопасное передвижение, по улицам и дорогам в ночное время суток.

Прокурор Ковернинского района просил обязать ответчика обеспечить устранение дефекта стационарного электрического освещения в <адрес>, восстановив в <адрес> работу 2 подряд неработающих светильников; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Прокурор Ковернинского района Нижегородской области надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Администрации Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился.

Суд рассмотрел дело в отсутствие прокурора Ковернинского района и представителя Администрации Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области на основании ст. 167 ГПК РФ.

Изучив письменные материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст. 55, 56, 57, 59, 60, 67 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 1 Закона Нижегородской области от 05.11.2014 N 150-З "О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения" на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепить за сельскими поселениями Нижегородской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-7, 11, 13, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 27, 31, 32, 33-34, 37, 38 и 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации № 35-Ф3 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер по его предупреждению.

Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Непринятие мер по организации уличного освещения может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам муниципального образования в ночное время.

Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221.

Согласно требованиям п. 4.6. ГОСТа Р50597-93 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Согласно положениям Устава муниципального образования Гавриловского сельсовета Ковернинского муниципального района Нижегородской области, к вопросам местного значения данного муниципального образования относится, также осуществление полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В состав территории Гавриловского сельсовета входит в том числе <адрес>.

Кроме того, во исполнение требований действующего законодательства на территории указанного муниципального образования утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Гавриловского сельсовета Ковернинского района (утверждены решением Сельского Совета Гавриловского сельсовета Ковернинского района от ДД.ММ.ГГГГ), согласно положениям которых (п.п. 16.1-16.8) освещение улиц, дорог, площадей должно выполняться в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к организации наружного освещения. Все системы уличного, дворового и других видов наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии. Количество неработающих светильников на улицах не должно превышать 10% от их общего количества. Массовое отключение светильников (более 25%) должно быть устранено специализированными организациями в течение суток, а на магистральных улицах в течение 2 часов.

Оценивая избранный прокурором способ защиты права, суд исходит из того, что защита неопределенного круга лиц путем обязания организовать уличное наружное освещение возможно путем рассмотрения дела по правилам искового производства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия по организации уличного освещения на территории муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ковернинского района Нижегородской области с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Ковернинский» проведена проверка законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройстве в части организации уличного освещения на территории <адрес>.

Обязанность по организации уличного освещения на территории <адрес> возложена на ответчика Администрацию Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области, которой работа по организации уличного освещения в полном объеме не проводится.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение указанных требований действующего законодательства в <адрес> не работают 2 подряд светильника.

Указанные нарушения подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ОГИБДД МО МВД России «Ковернинский».

Результаты совместной проверки прокуратуры Ковернинского района и ОГИБДД МО МВД России «Ковернинский» свидетельствуют о неисполнении ответчиком требований действующего законодательства, что подтверждается вышеуказанным актом.

В свою очередь, непринятие мер по уличному освещению может повлечь рост противоправных деяний, нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в ночное время на указанной территории, на безопасное передвижение по улицам и дорогам в ночное время.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ относимых, допустимых и объективных доказательств, свидетельствующих об устранении во внесудебном порядке до судебного разбирательства выявленных нарушений, указанных в заявлении прокурора, ответчиком суду не представлено и судом не получено.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц полностью. Судом на ответчика возлагается обязанность обеспечить устранение дефекта стационарного электрического освещения в <адрес>, восстановить на <адрес> работу 2 подряд неработающих светильников.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ, суд возлагает на ответчика обязанность совершения действий по организации указанного уличного освещения в течение 5-дней со дня вступления данного решения в силу. Суд находит данный срок разумным и достаточным для совершения указанных действий. Указанные требования ГПК РФ направлены на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ковернинского района Нижегородской области Администрации Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить уличное освещение удовлетворить.

Обязать Администрацию Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской области обеспечить устранение дефекта стационарного электрического освещения в <адрес>, восстановить на <адрес> работу 2 подряд неработающих светильников.

Установить Администрации Гавриловского Сельского Совета Ковернинского муниципального района Нижегородской срок для совершения указанных действий в течение 5 дней со дня вступления данного решения в силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Ковернинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.И.Замышляева