ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-211/2012 от 21.02.2013 Петрозаводского гарнизонного военного суда (Республика Карелия)

Дело № 2013 г. ....

РЕ Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2013 город Петрозаводск

Петрозаводский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - КАРНАУХОВА Е.В., при секретаре МАТВЕЕВОЙ Л.В., с участием заявителя ФИО1, ее представителя адвоката ПЕРОВА И.Л., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрел гражданское дело по заявлению военнослужащей войсковой части , проходящей военную службу по контракту ..... ФИО1, об оспаривании действий Министра обороны РФ связанных с систематической невыплатой за 2012 год коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее районного коэффициента), действий командира войсковой части связанные с ненаправлением документов на досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта, обязать командира войсковой части направить необходимые документы для досрочного увольнения с военной службы, а Министра обороны РФ уволить заявителя.

В судебном заседании военный суд, -

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 и представитель ПЕРОВ И.Л. в судебном заседании требования поддержали и просили, действия Министра обороны РФ связанные с систематической невыплатой районного коэффициента за 2012 год признать незаконными, действия командира войсковой части связанные с ненаправлением документов на досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта незаконными и обязать командира войсковой части представить военнослужащую к досрочному увольнению по избранному основанию, а Министра обороны РФ заявителя уволить. Учитывая, что начисление денежного довольствия осуществляется ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и ГУК МО РФ, то и действия данных заинтересованных лиц, заявитель просил признать незаконными.

В обоснование требований ФИО1 указала, что невыплата районного коэффициента с 01 января 2012 года (более 11 раз) лишает ее возможности воспользоваться наиболее значимым правом на денежное вознаграждение за труд, а с учетом нахождения на иждивении дочери ........ года рождения, такое нарушение следует считать существенным для заявителя и систематическим.

При этом, несвоевременно выплаченный 20 декабря 2012 года районный коэффициент не влияет на возникшее у нее право на досрочное увольнение с военной службы.

Извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела Министр обороны РФ и ГУК МО РФ в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, представителей не направили.

Командир войсковой части в судебное заседание не явился и просил гражданское дело рассмотреть без участия своего представителя, а в письменных возражениях указал, что невыплата районного коэффициента не может считаться существенным нарушением прав военнослужащего, носящим систематический характер, поскольку сумма недоплаты по сравнению с выплаченным денежным довольствием является незначительной. Также в возражениях указано, что в заявленных требованиях следует отказать, поскольку командование части лишено возможности контролировать получение военнослужащим денежного довольствия.

Представитель ФКУ «ЕРЦ МО РФ» по доверенности С.. просила о рассмотрении дела без ее участия, требования заявителя не признала и представила в суд письменные возражения. В обоснование отказа она указала, что районный коэффициент ФИО1 действительно не выплачивался, так как ГУК МО РФ не были внесены соответствующие сведениям в базу данных. В декабре 2012 года такие данные ГУК МО РФ в базе отразил, в связи с чем, выплата заявителю перечислена на банковскую карту реестром № 68984 от 19 декабря 2012 года.

Выслушав объяснения заявителя, ее представителя, исследовав возражения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы, имеющиеся в деле, военный суд пришел к следующему выводу.

Согласно контракту о прохождении военной службы, заключенному Министерством обороны РФ с заявителем, военнослужащая ФИО1 добровольно дает обязательство служить по контракту на условиях, установленных действующим законодательством о порядке прохождения военной службы. При этом, Министерство обороны РФ гарантирует соблюдение в отношении заявителя прав и реализацию льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

С 01 декабря 2011 года ФИО1 зачислена в списки личного состава воинской части и поставлена на все виды довольствия, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части от 01 декабря 2011 года № 1.

Согласно выписке из приказа Министра обороны РФ от 10 января 2012 года № 67 с 01 января 2012 года ФИО1 установлены надбавки к денежному довольствию, в том числе, районный коэффициент (1,15).

Как видно из обращений к командованию воинской части, ФИО1 10 мая 2012 года впервые обратилась с рапортом, где просила разъяснить характер произведенных ей выплат.

Из рапорта от 24 октября 2012 года следует, что ФИО1 обратилась с просьбой о досрочном увольнении заявителя с военной службы по пп. «а» п.3 ст.51 Ф№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта), при этом, в качестве обстоятельств для увольнения по избранному основанию, ФИО1 указала невыплату ей с 01 января 2012 года районного коэффициента.

Согласно расчетным листам за период с марта по декабрь 2012 года включительно, 19 декабря 2012 года ФИО1 перечислен к выплате коэффициент, установленный к денежному довольствию военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В судебном заседании ФИО1 подтвердила факт получения 20 декабря 2012 года районного коэффициента за 2012 год в полном объеме.

Согласно п.1 ст. 10 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 51 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении него условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть признано такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

Таким образом, из анализа нормативно - правовой базы следует, что не каждое нарушение прав военнослужащего, порождает для него право на увольнение по пп. «а» п.3 ст.51 № 53-ФЗ, а лишь существенное.

Давая оценку допущенного по отношению к ФИО1 нарушения, суд учитывает, что денежное довольствие военнослужащему выплачивалось своевременно, а его размер составлял (от ...... до ...... руб. ежемесячно без районного коэффициента), и позволял заявителю, по мнению суда, в целом реализовывать право на денежное вознаграждение за труд.

Такое нарушение не лишало военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

Также в судебном заседании было установлено, что ФИО1 обеспеченная иными видами довольствия, в том числе жилищным, увязывает свое право на досрочное увольнение, лишь с несвоевременной выплатой ей районного коэффициента, что, по мнению суда, не достаточно для возникновения у нее такого права.

Таким образом, ежемесячная недоплата районного коэффициента в размере ...... руб., не является существенным нарушением условий контракта и не порождает для ФИО1 право на досрочное увольнение по избранному ей основанию.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что нарушение прав заявителя по невыплате районного коэффициента в 2012г., не является существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, поскольку такое нарушение не лишило ФИО1 возможности осуществлять свои конституционные права, как не лишило военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

Что касается довода о систематичности допущенного нарушения, то суд исходит и того, что хотя районный коэффициент является ежемесячной выплатой, однако фактически это одно длящееся нарушение.

Поскольку суд установил, что существенного и (или) систематического нарушения в отношении ФИО1 условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба нет и на дату судебного заседания нарушенное право восстановлено в полном объеме, то в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Министра обороны РФ связанных с систематической невыплатой районного коэффициента за 2012 год, действий командира войсковой части связанных с ненаправлением документов на досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта, суд заявителю отказывает.

Отказав в требовании признать незаконными действия командира войсковой части и Министра обороны РФ, суд отказывает и в требовании обязать командира войсковой части представить заявителя к досрочному увольнению по избранному основанию, а Министра обороны РФ уволить ФИО1 с военной службы, поскольку доказательств о наличии у заявителя такого права в судебном заседании не установлено.

Учитывая, что районный коэффициент за 2012 год на дату судебного заседания выплачен ФИО1 в полном объеме, суд в требовании к ГУК МО РФ и ФКУ «ЕРЦ МО РФ» заявителю также отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 196, 198, 199 и 258 ГПК РФ, -

РЕШИЛ :

В удовлетворении заявления ФИО1, об оспаривании действий Министра обороны РФ, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и ГУК МО РФ, связанных с систематической невыплатой районного коэффициента, действий командира войсковой части связанных с ненаправлением документов на досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта и требованием обязать командира войсковой части направить необходимые для досрочного увольнения заявителя с военной службы по избранному основанию, а Министра обороны РФ досрочно уволить - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Петрозаводский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

......

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: Е.В.КАРНАУХОВ