ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-211/2014 от 04.03.2014 Брюховецкого районного суда (Краснодарский край)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 станица Брюховецкая Краснодарского края          04 марта 2014 года

 Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе:

 председательствующего судьи Громова И.В.

 при секретаре Савченко В.Т.

 с участием представителя заявителя – помощника прокурора Брюховецкого района Пироговой М.Г

 представителя заинтересованного лица – администрации муниципального образования Брюховецкий район по доверенности Авдеенко Т.В

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Брюховецкого районного суда Краснодарского края гражданское дело по заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Брюховецкий район,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Брюховецкий районный суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Брюховецкий район.

 В обоснование поданного заявления прокурором Брюховецкого района Краснодарского края Фоменко А.Н. указано, что прокуратурой района проведена проверка по взысканию в бюджет муниципального образования, недополученные денежные средства за пользование земельными участками.

 В ходе проверки установлено, что перед администрацией МО <......> имеется задолженность за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности по следующим договорам аренды:

 Согласно договора аренды земельного от <......> <......>, ООО «Микс – Лайн» предоставлен земельный участок, с кадастровым номером <......>, площадью 45145 кв. м., предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально – технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенный по адресу: <......>.

 Вместе с тем, по указанному договору аренды в настоящее время образовалась задолженность в сумме 472876.71 рублей (четыреста семьдесят две тысячи восемьсот семьдесят шесть рублей семьдесят одна копейка).

 Согласно договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от <......> № <......>, Петренко А.Г. предоставлен земельный участок с кадастровым номером <......>, общей площадью 134 га, расположенный по адресу: <......>, в русле реки Бейсуг в районе хутора Киновия, предназначенный для обслуживания зданий и сооружений рыбопитомника «Лебяжий».

 Вместе с тем, по указанному договору аренды в настоящее время образовалась задолженность в сумме 77289.03 рублей (семьдесят семь тысяч двести восемьдесят девять рублей три копейки).

 Согласно договора аренды земельного участка от <......> № <......>, Мартынову М.В. предоставлен земельный участок, с кадастровым номером <......>, общей площадью 15071 кв.м., предназначенный для строительства и обслуживание складов для хранения зерна с оборудованием для очистки семян, расположенный по адресу: <......>, ст. Новоджерелиевская, в границах кадастрового квартала <......> (<......>, между <......> – Приморско – Ахтарск).

 Вместе с тем, по указанному договору аренды в настоящее время образовалась задолженность в сумме 123610,06 рублей (сто двадцать три тысячи шестьсот рублей шесть копеек).

 Согласно п. 2.3 указанных договоров аренды арендная плата, подлежащая уплате исчисляется от установленного приложением к настоящему договору размера ежегодной арендной платы за участок со дня передачи участка, указанного в п. 1.3 договора, за каждый день использования и вносится арендатором не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года.

 На основании п. 4.3.2. вышеназванных договоров аренды арендатор обязан своевременно вносить арендную плату в полном размере за земельный участок в соответствии с разделом 2 договора без выставления счетов арендодателем.

 Таким образом, администрация МО Брюховецкий район в целях погашения указанной суммы задолженности не принят комплекс мер по выплате вышеуказанной суммы со стороны арендаторов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, право на обращение в суд не используется, что влечет за собой несвоевременное поступление в бюджет муниципального образования арендной платы.

 Бездействие администрации муниципального образования Брюховецкий район является нарушением требований ст. ст. 42 и 62 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих, что к неналоговым доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества по нормативу 100 процентов, а также ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым согласно ст. 15 указанного закона относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и использовании бюджетных средств, участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

 На основании п.п. 7 п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ предусмотрена платность землепользования, формами которой является уплата арендной платы или земельного налога и указанные нарушения влияют на бюджетную обеспеченность муниципального образования в виде недополучения в бюджет МО Брюховецкий район платежей в виде арендной платы за использование земель, находящихся в муниципальной собственности.

 Указанное обстоятельство приводит к экономически необоснованным поступлениям в доход бюджета, неэффективному использованию муниципального имущества и, как результат, нарушениям бюджетного законодательства администрацией муниципального образования.

 Арендная плата за пользование муниципальным имуществом является источником формирования доходной части бюджета муниципального образования. При формировании бюджета устанавливаются расходные обязательства, то есть выделение средств из бюджета на различные сферы жизнедеятельности населения. Следовательно, при неуплате арендных платежей за пользование земельными участками недополучены денежные средства в бюджет, и как следствие, недостаточно финансируются социально – экономические программы в сфере образования, здравоохранения, культуры и др., направленные на улучшение уровня жизни жителей муниципального образования Брюховецкий район.

 В результате бездействия администрации муниципального образования Брюховецкий район ущемляются не персонифицированные интересы неопределенного круга лиц – граждан, проживающих в муниципальном образовании Брюховецкий район, поскольку недополучение в местный бюджет обязательных платежей в виде земельного налога за использование земель, находящихся в муниципальной собственности, в целом негативно влияет на жизнеобеспечение населения данного муниципального образования.

 Число жителей муниципального образования постоянно меняется, определить количество граждан, которые в результате недофинансирования могут получить меньший объем социальных благ и привлечь их к участию в деле, невозможно. Следовательно, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

 В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

 Вышеуказанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ с иском в интересах неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории муниципального образования Брюховецкий район.

 Поскольку прокурором района подается исковое заявление по спору, вытекающему из правоотношений в сфере земельного и бюджетного законодательства, и не относится к экономическим спорам, то в соответствии со ст.ст. 22, 29 ГПК РФ, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

 В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Брюховецкий район, выразившееся в неисполнении полного комплекса мер, направленных на взыскание задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, а также обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район незамедлительно принять меры по взысканию в бюджет муниципального образования недополученные денежные средства за пользование земельными участками.

 В судебном заседании помощник прокурора Брюховецкого района Пирогова М.Г. полностью поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

 Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования Брюховецкий район по доверенности Авдеенко Т.В, в судебном заседании не возражала против заявления прокурора.

 Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

 В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

 В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

 Согласно п. 4 данного Постановления суды при рассмотрении и разрешении гражданских дел, помимо норм материального и процессуального права должны учитывать Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании ст. 126 Конституции Российской Федерации и содержащее разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле.

 В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка по взысканию в бюджет муниципального образования, недополученные денежные средства за пользование земельными участками.

 В ходе проверки установлено, что перед администрацией МО Брюховецкий район имеется задолженность за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности по следующим договорам аренды:

 Согласно договора аренды земельного от <......> <......>, ООО «Микс – Лайн» предоставлен земельный участок, с кадастровым номером <......>, площадью 45145 кв. м., предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально – технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенный по адресу: <......>.

 Вместе с тем, по указанному договору аренды в настоящее время образовалась задолженность в сумме 472876.71 рублей (четыреста семьдесят две тысячи восемьсот семьдесят шесть рублей семьдесят одна копейка).

 Согласно договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от <......> № <......>, Петренко А.Г. предоставлен земельный участок с кадастровым номером <......>, общей площадью 134 га, расположенный по адресу: <......>, в русле реки Бейсуг в районе хутора Киновия, предназначенный для обслуживания зданий и сооружений рыбопитомника «Лебяжий».

 Вместе с тем, по указанному договору аренды в настоящее время образовалась задолженность в сумме 77289.03 рублей (семьдесят семь тысяч двести восемьдесят девять рублей три копейки).

 Согласно договора аренды земельного участка от <......> № <......>, Мартынову М.В. предоставлен земельный участок, с кадастровым номером <......>, общей площадью 15071 кв.м., предназначенный для строительства и обслуживание складов для хранения зерна с оборудованием для очистки семян, расположенный по адресу: <......>, в границах кадастрового квартала <......> (<......>, между улицей Кирова и автодорогой Тимашевск – Приморско – Ахтарск).

 Вместе с тем, по указанному договору аренды в настоящее время образовалась задолженность в сумме 123610,06 рублей (сто двадцать три тысячи шестьсот рублей шесть копеек).

 Согласно п. 2.3 указанных договоров аренды арендная плата, подлежащая уплате исчисляется от установленного приложением к настоящему договору размера ежегодной арендной платы за участок со дня передачи участка, указанного в п. 1.3 договора, за каждый день использования и вносится арендатором не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года.

 На основании п. 4.3.2. вышеназванных договоров аренды арендатор обязан своевременно вносить арендную плату в полном размере за земельный участок в соответствии с разделом 2 договора без выставления счетов арендодателем.

 Таким образом, администрация МО Брюховецкий район в целях погашения указанной суммы задолженности не принят комплекс мер по выплате вышеуказанной суммы со стороны арендаторов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, право на обращение в суд не используется, что влечет за собой несвоевременное поступление в бюджет муниципального образования арендной платы.

 Бездействие администрации муниципального образования Брюховецкий район является нарушением требований ст. ст. 42 и 62 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих, что к неналоговым доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества по нормативу 100 процентов, а также ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым согласно ст. 15 указанного закона относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и использовании бюджетных средств, участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

 На основании п.п. 7 п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ предусмотрена платность землепользования, формами которой является уплата арендной платы или земельного налога и указанные нарушения влияют на бюджетную обеспеченность муниципального образования в виде недополучения в бюджет МО Брюховецкий район платежей в виде арендной платы за использование земель, находящихся в муниципальной собственности.

 Указанное обстоятельство приводит к экономически необоснованным поступлениям в доход бюджета, неэффективному использованию муниципального имущества и, как результат, нарушениям бюджетного законодательства администрацией муниципального образования.

 Арендная плата за пользование муниципальным имуществом является источником формирования доходной части бюджета муниципального образования. При формировании бюджета устанавливаются расходные обязательства, то есть выделение средств из бюджета на различные сферы жизнедеятельности населения. Следовательно, при неуплате арендных платежей за пользование земельными участками недополучены денежные средства в бюджет, и как следствие, недостаточно финансируются социально – экономические программы в сфере образования, здравоохранения, культуры и др., направленные на улучшение уровня жизни жителей муниципального образования Брюховецкий район.

 В результате бездействия администрации муниципального образования Брюховецкий район ущемляются не персонифицированные интересы неопределенного круга лиц – граждан, проживающих в муниципальном образовании Брюховецкий район, поскольку недополучение в местный бюджет обязательных платежей в виде земельного налога за использование земель, находящихся в муниципальной собственности, в целом негативно влияет на жизнеобеспечение населения данного муниципального образования.

 Число жителей муниципального образования постоянно меняется, определить количество граждан, которые в результате недофинансирования могут получить меньший объем социальных благ и привлечь их к участию в деле, невозможно. Следовательно, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

 В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

 Вышеуказанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ с иском в интересах неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории муниципального образования Брюховецкий район.

 Поскольку прокурором района подается исковое заявление по спору, вытекающему из правоотношений в сфере земельного и бюджетного законодательства, и не относится к экономическим спорам, то в соответствии со ст.ст. 22, 29 ГПК РФ, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

 Таким образом, суд полностью соглашается с доводами заявления, прокурора, поскольку в результате установленного в судебном заседании бездействия администрации муниципального образования Брюховецкий район, ущемляются не персонифицированные интересы неопределенного круга лиц – граждан, проживающих в муниципальном образовании Брюховецкий район, вследствие чего, недополучение в местный бюджет обязательных платежей в виде земельного налога за использование земель, находящихся в муниципальной собственности, негативно влияет на жизнеобеспечение населения данного муниципального образования.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

 РЕШИЛ:

 Заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Брюховецкий район, удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Брюховецкий район, выразившееся в неисполнении полного комплекса мер, направленных на взыскание задолженности по арендной плате за пользование земельными участками.

 Обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район незамедлительно принять меры по взысканию в бюджет муниципального образования недополученные денежные средства за пользование земельными участками.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Краснодарский Краевой суд через Брюховецкий районный суд.

 Председательствующий судья