ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-211/2014 от 13.05.2014 Бологовского городского суда (Тверская область)

  Дело № 2-211/2014 г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 13 мая 2014 года г.Бологое

 Бологовский городской суд Тверской области в составе:

 федерального судьи Кондратьевой О.Г.,

 при секретаре Смолкиной Е.В.,

 с участием заместителя Бологовского межрайонного прокурора Велима П.С.,

 представителя ответчика – Администрации МО «...» ... Холстининой Т.В.,

 представителя ответчика М.В.В. – Голевой М.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда ... гражданское дело по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «...», к Администрации муниципального образования «...» и М.В.В. о признании недействительными распоряжений Главы администрации муниципального образования «...» от 20.03.2013г. №165-р и от 30.09.2013г. №727-р, признании договора аренды от 17.10.2013г. №... находящегося в государственной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым №..., для сельскохозяйственного использования, заключенный между администрацией муниципального образования «...» и П.Е.В. недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки, путем возложения обязанности на М.В.В. возвратить указанный земельный участок в государственную собственность по акту приема-передачи в администрацию муниципального образования «...»,

 У С Т А Н О В И Л:

 Бологовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «...», обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «...» и М.В.В. о признании недействительными распоряжений Главы администрации муниципального образования «...» от 20.03.2013г. №165-р и от 30.09.2013г. №727-р, признании договора аренды от 17.10.2013г. №... находящегося в государственной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым №..., для сельскохозяйственного использования, заключенный между администрацией муниципального образования «...» и П.Е.В. недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки, путем возложения обязанности на М.В.В. возвратить указанный земельный участок в государственную собственность по акту приема-передачи в администрацию муниципального образования «...», мотивируя свои требования тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства при предоставлении администрацией Бологовского муниципального района земельного участка гражданину П.Е.В. Проверочными мероприятиями установлено, что администрацией муниципального образования «...» ... на основании распоряжений главы администрации от 20.03.2013г. №165-р «Об образовании земельного участка на стадии предварительного согласования места размещения объекта и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и установлении разрешенного использования земельного участка» и от 30.09.2013г. №727р «О предоставлении П.Е.В. земельного участка, находящегося в государственной собственности, для сельскохозяйственного использования», гражданину П.Е.В. по договору от 17.10.2013г. №... на праве аренды предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №..., расположенный в 42 м по направлению на юго-восток от жилого дома по адресу: ..., для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1090 кв.м. Договором от 28.11.2013г. гражданин П.Е.Н. передал права и обязанности по договору аренды №... находящегося в государственной собственности земельного участка от 17.10.2013г. М.В.В.. Указанные распоряжения главы администрации недействительны, а заключенная сделка ничтожна в виду следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (ст.29 ЗК РФ). Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Вместе с тем, правовой акт устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений до настоящего времени администрацией не принят. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешённого использования без дополнительных разрешений и процедур согласований предусмотрена при наличии зонирования территорий. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п.1 ст.83 Земельного кодекса РФ). Подпунктом 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесённые в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). При этом земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п.11 ст.85 Земельного кодекса РФ). В соответствии с п.1 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. Пунктом 5 ч.1 ст.4 Федерального закона от ДАТА «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 №343-ФЗ), действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства. На момент рассмотрения спора срок действия данной нормы применительно к городским поселениям увеличен до 1 июня 2014 года. Относительно проекта планировки территории ч.8 ст.42 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что его подготовка в период действия кодекса осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования. Согласно ранее действовавшему законодательству (ст.28 Градостроительного кодекса РФ 1998 года) проекты планировки территории являлись составной частью градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений, которая, в случае ее принятия до введения Градостроительного кодекса РФ от 2004 года (ст.2 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации») признается действующей в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ. Правила землепользования и застройки на территории ..., в границах населенного пункта которого осуществлялся выбор земельного участка, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ не утверждены. Вид разрешенного использования земельного участка, предоставленный П.Е.В., установлен администрацией произвольно, без учета проекта планировки территории и ранее принятой градостроительной документации. Учитывая, что в силу пункта 1 ст.34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, нарушение процедуры предоставления земельных участков недопустимо. При этом информирование граждан о предоставлении земельного участка осуществлялось с опубликованием недостоверной информации о виде разрешенного использования земельного участка. В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В соответствии с п.1 ст.61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. В соответствии со ст.168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. При таких обстоятельствах, данный земельный участок с выбранным видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» не мог быть предоставлен в аренду гражданину П.Е.В., в связи с чем распоряжения главы администрации от 20.03.2013г. №165-р «Об образовании земельного участка на стадии предварительного согласования места размещения объекта и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и установлении разрешенного использования земельного участка» и от 30.09.2013г. №727р «О предоставлении П.Е.В. земельного участка, находящегося в государственной собственности, для сельскохозяйственного использования» и договор аренды земельного участка, заключенный на основании изданных распоряжений не соответствуют закону. Незаконное определение вида разрешенного использования и предоставление земельного участка, для целей использования не соответствующих градостроительной документации, нарушает права неопределенного круга лиц на участие в земельных отношениях. Кроме того, согласно п.1 ст.65, и п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы; для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель; порядок проведения государственной кадастровой стоимости земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. №... (далее - Правила), в соответствии с которыми при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п.13 Правил). Таким образом, установление вида разрешенного использования земельного участка нарушает законные интересы муниципального образования «Городское поселение ...» в части получения земельного налога. На основании ч.1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 13, 167 и 168 Гражданского кодекса РФ, статьей 45 ГПК РФ, просит суд признать недействительным распоряжение главы администрации муниципального образования «...» от 20.03.2013г. №165-р «Об образовании земельного участка на стадии предварительного согласования места размещения объекта и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и установлении разрешенного использования земельного участка»; признать недействительным распоряжение главы администрации муниципального образования «...» 30.09.2013г. №727р «О предоставлении П.Е.В. земельного участка, находящегося в государственной собственности, для сельскохозяйственного использования»; признать договор аренды от 17.10.2013г. №... находящегося в государственной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым №..., расположенный в 42 м по направлению на юго-восток от жилого дома по адресу: ..., для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1090 кв.м, заключенный между администрацией муниципального образования «...» и гражданином П.Е.В. недействительным; применить последствия недействительности ничтожной сделки, путем возложения обязанности на гражданина М.В.В. возвратить земельный участок с кадастровым №..., расположенный в 42 м по направлению на юго-восток от жилого дома по адресу: ..., для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1090 кв.м в государственную собственность по акту приема передачи в администрацию муниципального образования «...».

 ДАТА Бологовским межрайонным прокурором изменено основание иска, согласно которого основанием признания ничтожной сделки является определение вида разрешенного использования земельного участка, в нарушение пункта 5 ч.1 ст.4 Федерального закона от ДАТА «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», а именно без учета проекта планировки территории, в границах которой расположен предоставленный земельный участок. В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что проект планировки территории отсутствует, как и иные градостроительные документы, на основании которых мог быть определен вид разрешенного использования. В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования принимается главой местной администрации за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Публичные слушания должны организовываться и проводиться с учетом положений частей 3-10 ст.39 Градостроительного кодекса РФ при соблюдении требований подп.4 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ. Следовательно, определение вида разрешенного использования в отсутствие градостроительной документации, возможно только с учетом результатов публичных слушаний. Указанный вывод подтверждается требованиями ч.6 ст.4.1 указанного Федерального закона, а именно, что одним из оснований проведения публичных слушаний является установление вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, поскольку на момент принятия решения не утверждены правила землепользования и застройки в границах ..., то установление вида разрешенного использования может быть только условным. В силу ч.2 ст.39 Градостроительного кодекса РФ, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Согласно п.3 ч.3 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, а также изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования. Вместе с тем, при определении вида разрешенного использования земельного участка предоставленного П.Е.В. публичные слушания не проводились. Указанные требования направлены на обеспечение принципа публичного использования земельных участков, в отсутствие комплексных градостроительных документов, что позволяет исключить произвольность принятия решений об управлении земельными ресурсами в границах населенных пунктов. Пункт 14 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает, что одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения. На основании изложенного, в соответствии со ст.39 ГПК РФ, Бологовский межрайонный прокурор просит суд признать недействительным распоряжение главы администрации муниципального образования «...» от 20.03.2013г. №165-р «Об образовании земельного участка на стадии предварительного согласования места размещения объекта и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и установлении разрешенного использования земельного участка»; признать недействительным распоряжение главы администрации муниципального образования «...» от 30.09.2013г. №727р «О предоставлении П.Е.В. земельного участка, находящегося в государственной собственности, для сельскохозяйственного использования»; признать договор аренды от 17.10.2013г. №... находящегося в государственной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером: 69:38:0081611:73, расположенный в 42 м по направлению на юго-восток от жилого дома по адресу: ..., для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1090 кв.м, заключенный между администрацией муниципального образования «...» и гражданином П.Е.В. недействительным; применить последствия недействительности ничтожной сделки, путем возложения обязанности на гражданина М.В.В. возвратить земельный участок с кадастровым номером 69:38:0081611:73, расположенный в 42 м по направлению на юго-восток от жилого дома по адресу: ..., для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1090 кв.м в государственную собственность по акту приема передачи в администрацию муниципального образования «...».

 В судебном заседании заместитель Бологовского межрайонного прокурора Велим П.С. полностью поддержал заявленные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении и в заявлении об изменении основания иска, и пояснил суду, что действиями администрации были нарушены права граждан, круг лиц которых неограничен, поскольку были выявлены нарушения об информировании граждан, и граждане не смогли воспользоваться своим правом получения данного участка в аренду. Служебная проверка проводилась по жалобе Медведева. Земельный участок, находящийся в аренде у М.В.В. огорожен до самого озера, считает, что это земля сельхозназначения. Знает, что были вынесены решения по искам Медведева, и что эти решения прошли апелляционную инстанцию, но это было по другому земельному участку. Отсутствие градостроительного плана не дает администрации права выбирать вид разрешенного использования земельного участка. Просит суд признать недействительным распоряжение главы администрации муниципального образования «...» от 20.03.2013г. №165-р «Об образовании земельного участка на стадии предварительного согласования места размещения объекта и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и установлении разрешенного использования земельного участка»; признать недействительным распоряжение главы администрации муниципального образования «...» от 30.09.2013г. №727р «О предоставлении П.Е.В. земельного участка, находящегося в государственной собственности, для сельскохозяйственного использования»; признать договор аренды от 17.10.2013г. №... находящегося в государственной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым №..., расположенный в 42 м по направлению на юго-восток от жилого дома по адресу: ..., для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1090 кв.м, заключенный между администрацией муниципального образования «...» и гражданином П.Е.В. недействительным; применить последствия недействительности ничтожной сделки, путем возложения обязанности на гражданина М.В.В. возвратить земельный участок с кадастровым номером 69:38:0081611:73, расположенный в 42 м по направлению на юго-восток от жилого дома по адресу: ..., для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1090 кв.м в государственную собственность по акту приема передачи в администрацию муниципального образования «...».

 В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «...» ... Холстинина Т.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление и в дополнениях к возражениям на исковое заявление, согласно которым в исковом заявлении прокурор указывает на то, что заявление подано в порядке статьи 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Данный спор относится к категории публично — правовых отношений. Согласно статье 247 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано: какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Между тем, в заявлении прокурора не указано: какие конкретно нормы права (пункты, статьи), установленные федеральным законодательством, нарушены администрацией при издании распоряжений от 20.03.2013г. №165-р и от 30.09.2013г. №727-р; какие свободы и законные интересы неопределенного круга лиц нарушены администрацией МО «...» при принятии распоряжений от 20.03.2013г. №165-р и от 30.09.2013г. №727-... того, прокурором не представлено суду доказательств ущемления чьих-либо прав и интересов изданными администрацией распоряжениями. Прокурор просит признать недействительными муниципальные правовые акты - два распоряжения администрации МО «...»: от 20.03.2013г. №165-р и от 30.09.2013г. №727-..., предусмотренный для обжалования актов органов местного самоуправления, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ составляет три месяца. Согласно установленного порядка предоставления правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления муниципального образования «...», администрация МО «...» представляет в Бологовскую межрайонную прокуратуру копии всех правовых актов (прошитые, с описью) в срок до 10 числа, следующего за месяцем их издания. Таким образом, прокурор узнал о наличии распоряжения администрации МО «...» от 20.03.2013г. №165-р не позднее ДАТА. А о наличии распоряжения администрации МО «...» от 30.09.2013г. №727-р прокурор узнал не позднее ДАТА. Срок исковой давности обращения в суд прокурором пропущен. Также актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности - протест прокурора - с указанием конкретного правового акта, на который он принесен, его номера и даты принятия; общей характеристики опротестуемого правового акта; с указанием статьи, части, пункта правового акта, противоречащих Конституции и федеральному законодательству; предложения (в заключение протеста) соответствующему должностному лицу или органу о приведении правового акта в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством, на принятые правовые акты в администрацию МО «...» не поступало. В производстве Бологовского городского суда ... (судья
Б.Ж.Н.) находилось гражданское дело № 2-941/2012г. по иску
М.Е.Г. к администрации МО «...» об отмене выделения
земельного участка и переводе участка в категорию не подлежащих отводу
гражданам. Далее истцом был уточнен предмет иска и истцом были заявлены
требования «о расторжении сделки по выделению земельного участка и
возложении обязанности перевести земельный участок в зону, не подлежащую
передаче в частные руки». Основания те же - неправомерное выделение
земельного участка. Стороны, участвующие в деле: истец - М.Е.Г.,
ответчик - администрация МО «...», ответчик - П.Е.В.,
документы - основания приведены те же самые - номера газеты «Новая жизнь»
№... от 29.07.2011г., №... от 18.05.2012г., №... от 13.07.2012г., к тому же адрес земельного участка в иске прокурора совпадает с адресом, указанном в исковом заявлении М.Е.Г. Решением Бологовского городского суда от ДАТА по гражданскому делу №2-941/2012г. М.Е.Г. в иске к администрации МО «...» и П.Е.В. о расторжении сделки по выделению земельного участка отказано. Данное решение обжаловалось истцом в Тверском областном суде, решение Бологовского городского суда оставлено без изменений. В настоящее время правообладателем земельного участка, предоставленного первоначально П.Е.В. является М.В.В. Переход права зарегистрирован в установленном законом порядке. Согласно статье 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда. Администрация муниципального образования «...» предоставила земельный участок в соответствии с законом и в пределах своих полномочий. В соответствии со статьей 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления ... определены Уставом МО «...». В соответствии с частью 1 статьи 24 Устава МО «...» структуру органов местного самоуправления ... составляют: представительный орган ... - Собрание депутатов ... - высшее должностное лицо ..., администрация ... - исполнительно-распорядительный орган, контрольно-счетная палата ..., обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «...» в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом установлены разделом IV Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом МО «...» и земельными участками, находящимися на территории МО «...», государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением Собрания депутатов МО «...» от 06.05.2013г. №... (далее Положение). Согласно пункта 12 Положения администрация МО «...» в области управления муниципальной собственностью осуществляет полномочия по управлению, владению и распоряжению муниципальным имуществом. Таким образом, администрация ... является уполномоченным органом на управление и распоряжение имуществом. В период обращения П.Е.В. в администрацию о предоставлении земельного участка до даты заключения договора аренды на земельный участок на территории ... действовали следующие муниципальные правовые акты: положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом МО «...» и земельными участками, находящимися на территории МО «...», государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное решением Собрания депутатов МО «...» от 30.06.2009г. №387; положение «Об аренде недвижимого имущества МО «...», утвержденное решением Собрания депутатов муниципального образования «...» от 27.06.2006г. №97; приложение 1 к Положению «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом МО «...», утвержденного решением №... от 14.06.2005г. (согласно пункта 2 решения Собрания депутатов МО «...» от 30.06.2009г. №... «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом МО «...» и земельными участками, находящимися на территории МО «...», государственная собственность на которые не разграничена», указанное приложение 1 действовало до момента издания муниципального правового акта, устанавливающего порядок подачи, приема и прохождения документов и взаимодействия функциональных (отраслевых) органов ... при предоставлении земельных участков для строительства, так и для целей не связанных со строительством; положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом МО «...» и земельными участками, находящимися на территории МО «...» государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное решением Собрания депутатов МО «...» от 06.05.2013г. №439; административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством», утвержденного постановлением администрации МО «...» ... от 28.03.2013г. №83-... образом, на момент предоставления П.Е.Н. земельного участка на праве аренды (распоряжение администрации от 30.03.2013г. №727-р «О предоставлении П.Е.Н. земельного участка, находящегося в государственной собственности, для сельскохозяйственного использования» в администрации МО «...» были приняты правовые акты, устанавливающие процедуру предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Кроме того, порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления, с учетом зонирования территорий утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения о передаче земельного участка в аренду. ДАТА П.Е.В. обратился в администрацию МО «...» с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды общей площадью 490 кв.м, расположенного по адресу: в 42 м по направлению на северо-восток от ориентира ...-а, для сельскохозяйственного использования. Сообщение о предполагаемом отводе земельного участка было опубликовано в газете «Новая жизнь» 29.07.2011г. (№30). ДАТА П.Е.В. обратился об увеличении испрашиваемого земельного участка и предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 1090 кв.м, расположенного по адресу: в 42 м по направлению на северо-восток от ориентира ...-а, для сельскохозяйственного использования. Учитывая, что площадь испрашиваемого земельного участка изменилась, администрация МО «...» вновь публикует сообщение о предполагаемом отводе земельного участка в газете «Новая жизнь» 18.05.2012г. (№20). После выезда на место расположения земельного участка кадастрового инженера, выявилась ошибка привязки к ориентиру расположения земельного участка. В связи с чем, ДАТА в газете «Новая жизнь» (№28) публикуется сообщение о внесении изменений в информационное сообщение о выделении земельного участка, с указанием правильного направления ориентира: земельного участка общей площадью 1090 кв.м, расположенного по адресу: в 42 м по направлению на юго-восток от ориентира ...-а, для сельскохозяйственного использования. После опубликования объявления в газете каких-либо заявлений и предложений в администрацию МО «...» от граждан и юридических лиц по данному вопросу не поступало. Испрашиваемый земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного использования». Согласно статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить различные земельные участки. Виды территориальных зон установлены статьей 35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного значения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального значения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Согласно ст.34, 36 Градостроительного кодекса РФ при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. При подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках. Законодатель не возложил на органы местного самоуправления обязанность утвердить генеральные планы к определенному сроку. Отсутствие генерального плана поселения не препятствовало осуществлению градостроительной деятельности, и какие-либо ограничения не накладывает. В соответствии со статьей 30, статьей 37 Градостроительного кодекса РФ, вид разрешенного использования представляет собой определение конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке. На территории МО «...» на момент предоставления земельного участка не приняты Правила землепользования и застройки с указанием градостроительного зонирования, данный участок был свободным и не был отнесен к какой-то конкретной зоне, поэтому администрация МО «...» не имела правовых оснований для отказа в передаче П.Е.В. вышеуказанного земельного участка в аренду и заключении с ним договора аренды земельного участка. В настоящее время получен кадастровый паспорт на данный участок, то есть, земельный участок закадастрирован. Согласно статьи 254 ГПК РФ, - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со статьей 255 ГПК РФ, - решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежат оспариванию в порядке гражданского судопроизводства. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Поскольку администрация муниципального образования «...» предоставила земельный участок в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, оснований для отмены правовых актов администрации МО «...» от 20.03.2013г. №165-р и от 30.09.2013г. №727-р, признании недействительным договора аренды от 17.10.2013г. №... и применении последствий недействительности ничтожной сделки - не имеется. Также возражает против заявленных ДАТА прокурором оснований искового заявления в части не проведения публичных слушаний в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса РФ, статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании следующего. Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ на публичные слушания выносятся вопросы: утверждения правил землепользования и застройки (ст.30); по внесению изменений в правила землепользования и застройки (ст.31); предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению (ст.39). В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься в том числе: проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, вопросы реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Законодатель не устанавливает обязанности выносить на общественные слушания вопрос об установлении вида разрешенного использования. Статьёй 37 Градостроительного кодекса РФ установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без  дополнительных разрешений и согласования (ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ). Отличие условно разрешенного вида использования земельного участка и объектов капитального строительства от их основного вида разрешенного использования заключается в том, что если для выбора одного из основных видов разрешенного использования участка его правообладателю, как правило, не требуется получения каких-либо согласований и разрешений от соответствующих органов, то для выбора одного из видов условно разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства они требуются. В случае, если собственник земельного участка считает, что его объект используется не эффективно по основному виду использования, он имеет право обратиться с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка. В данном случае вид разрешенного использования земельного участка не меняется, а устанавливался впервые. В силу пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В случае, если использование указанных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (часть 10 ст.36 Градостроительного кодекса РФ). На основании изложенного, с учетом доводов, изложенных ранее в отзыве, администрация муниципального образования «...» просит суд в заявленных требованиях прокурору отказать.

 Ответчик М.В.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя Голевой М.А..

 В судебном заседании представитель ответчика М.В.В. - Голева М.А. заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которым в соответствии с нормами статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования (ч.1). В информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от ДАТА №... «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» указано следующее. Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в ст.45 ГПК РФ, которая определяет возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Для реализации прокурорами своих полномочий предлагается иметь в виду следующее. В соответствии с ч.1 ст.45 Кодекса прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Конкретизируя эти положения, ч.3 ст.131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Из смысла ст.136 ГПК РФ следует, что несоблюдение прокурором упомянутых требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, влечет оставление заявления прокурора без движения. На определение суда об оставлении искового заявления, заявления прокурора без движения им может быть подано представление (ст.ст.371, 372 ГПК РФ). В исковом заявлении прокурор указывает, что ответчиком нарушена процедура предоставления спорного земельного участка (установленная п.1 ст.34 Земельного кодекса РФ), незаконное определение вида разрешенного использования и предоставление земельного участка, для целей использования не соответствующих градостроительной документации, нарушает права неопределённого круга лиц на участие в земельных отношениях. Кроме того, так как для целей налогообложения используется кадастровая стоимость земельного участка (различная для разных видов разрешенного использования), прокурор полагает, что нарушены права муниципального образования ... в части получения земельного налога. Вместе с тем, спорный участок предоставлен в аренду, в связи с чем земельный налог не уплачивается, арендатор уплачивает за пользование данным участком арендную плату в бюджет МО «...» ..., а следовательно права муниципального образования ... в части получения земельного налога нарушены быть не могут. Как усматривается из представленных в суд прокурором документов, установленные пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, обязанность по обеспечению которых возложена на органы местного самоуправления были соблюдены. В том числе органами местного самоуправления МО «...» выполнены следующие требования: приняты акты, устанавливающие процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (Решением Собрания депутатов муниципального образования «...» ... от ДАТА №... утверждено «Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом МО «...» и земельными участками, находящимися на территории МО «...», государственная собственность на которые не разграничена», Постановлением администрации МО «...» от 28.03.2013г. №83-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для целей не связанных со строительством»); вышеуказанным решением Собрания депутатов МО «...» уполномочен на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган - функциональный (отраслевой) орган администрации МО «...» Комитет по управлению имуществом; обеспечена подготовка информации о спорном земельном участке, на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременная публикация такой информации. Учитывая данные обстоятельства, полагает, что в исковом заявлении в нарушение требований вышеуказанного Информационного письма Генеральной прокуратуры РФ, не указано, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое право нарушено, а также не содержится ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Доводы прокурора о нарушении процедуры предоставления спорного участка и определении вида его разрешенного использования опровергаются материалами дела. Полагает, что доводы основаны на неправильном толковании норм Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ. Как было установлено в судебном заседании по делу, в муниципальном образовании «...» по состоянию на дату издания оспариваемых распоряжений и заключения договора аренды отсутствовали утвержденные генеральный план застройки ..., правила землепользования и застройки (градостроительный регламент). В силу норм п.5 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ (с последующими изменениями и дополнениями) срок для принятия органами местного самоуправления городского поселения правил землепользования и застройки был установлен до 01.06.2014г. Следовательно, на момент издания оспариваемых распоряжений и заключения договора органы местного самоуправления должны были руководствоваться нормами Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Все установленные требования при предоставлении спорного земельного участка в аренду были соблюдены, что подтверждается материалами дела. На основании вышеизложенного просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

 Третье лицо П.Е.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

 Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..., надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, просит суд рассмотреть дело без участия представителя Росреестра по ....

 Выслушав заместителя Бологовского межрайонного прокурора, представителей ответчиков, свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со статьей 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

 Согласно статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

 В силу статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

 принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

 уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

 обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

 4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

 5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

 6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

 Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Любой вид разрешенного использования (включая вспомогательные виды разрешенного использования) выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ), ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).

 В соответствии с ч.ч. 1-5 ст.37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

 Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий (ст.30 Градостроительного кодекса РФ).

 Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ).

 В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый учет проводится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов (ст.16 Федерального закона от ДАТА №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

 В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ правообладатель земельного участка выбирает любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.

 Показаниями допрошенной в судебном заседании ДАТА свидетеля К.Е.П. подтверждается, что председателем комитета по управлению имуществом она работает с декабря 2013 года, до этого работала заместителем с 2007 года. Комитет рассматривает вопросы о земельных участках и имуществе Администрации МО «...». Первоначально в июле 2011 года к ним с заявлением о предоставлении земельного участка для цели, не связанной со строительством, обратился П.Е.В.. Его заявление было рассмотрено, было дано объявление в средствах массовой информации. В соответствии со ст.34 Земельного Кодекса РФ данный земельный участок П.Е.В. был выделен, поскольку никто больше с аналогичным заявлением о предоставлении данного земельного участка не обратился. В 2012 году П.Е.В. обратился с заявлением о расширении предоставленного ранее ему земельного участка. Администрация выезжала на место, там была образована помойка, земля никем не использовалась, для строительства она не подходила. Чтобы земля использовалась и благоустраивалась, они дали объявление в средствах массовой информации, других претендентов на данный земельный участок не было, в связи с чем по результатам согласования земельный участок был предоставлен П.Е.В. Распоряжение готовила она в соответствии ст.ст.11 и 34 Земельного Кодекса РФ. Порядок не установлен градостроительным планом, его не было, для этого был установлен регламент о выделении земельных участков, который утвержден распоряжением Главы администрации. Градостроительное законодательство используется, по нормам и критериям для строительства данный земельный участок не подходит. Решение о предоставлении земельного участка выносится комиссией, в нее входит и архитектор. Порядок работы комиссии определен в соответствии с законодательством. Проекта планировки застройки не было. Личной заинтересованности не было, решение было вынесено о выделении земельного участка, чтобы земля использовалась и приносила доход в Администрацию МО «...». Она сама выезжала на место выделения земельного участка, там была образована свалка. Решение вынесено коллегиально, данный земельный участок не был вовлечен в градостроительную деятельность. Из конфигурации земельного участка он под строительство не может быть использован.

 Показаниями допрошенной в судебном заседании ДАТА свидетеля Г.Т.Л. подтверждается, что она работает архитектором с 2000 года, всегда занималась градостроительной деятельностью и выделением земельных участков. К ним обратился П.Е.В. с заявлением о выделении ему земельного участка под огород рядом со строящимся домом. В кадастре земельный участок не был указан как невозможный для выделения. Там раньше была водонапорная башня и свалка. П.Е.В. свалку убрал, и ему разрешили прибавить немного земельный участок для обслуживания дома. Площадь небольшая, на ней ничего построить невозможно. Когда выделялся земельный участок, градостроительного плана не было, проекта планировки не было, и он не требовался, это был единственный земельный участок, а не группа. Земля была свободной, поэтому вынесено было такое решение. Красная линия застройки не нарушена, ничьи права не ущемлялись, в том числе граждан проживавших по соседству. Вопрос о выделении земельного участка принимался коллегиально. В настоящее время будет градостроительный план. В кадастре не указано, что земля востребованная и вовлечена в градостроительную деятельность. Есть списки земель культурного наследования, которые нельзя использовать, данный земельный участок в список не входит.

 Свидетельскими показаниями П.Н.И. подтверждается, что по окончании месяца до 10 числа в прокуратуру подготавливаются копии нормативно-правовых актов, распоряжений и постановлений, подшитые в отдельную папку и отраженные в перечне. Доставляются данные документы по вторникам и четвергам, рассыльным по специальному журналу. Данный журнал ведет секретарь главы администрации. Копии распоряжений и постановлений подготавливает она и её коллега, перечень составляет также она. При получении сотрудник прокуратуры в журнале ставит соответствующую отметку, а также дату и наименование полученных документов. В прокуратуру направляются только копии нормативно-правовых актов, без какого-либо приложения.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, ДАТА П.Е.В. обратился в администрацию МО «...» с заявлением о выделении земельного участка на праве аренды, площадью 490 кв.м, расположенного по адресу: примерно 42 метра северо-восточнее от ..., для сельскохозяйственного использования.

 Согласно копии газеты «Новая жизнь» №... от ДАТА администрация МО «...» информирует о предполагаемом отводе земельных участков из земель населенных пунктов, в том числе земельного участка площадью 490 кв.м, по адресу: примерно в 42 метрах на северо-восток от ориентира ..., для сельскохозяйственного использования.

 Из копии заявления П.Е.В. главе Администрации МО «...» от ДАТА усматривается, что П.Е.В. просит в дополнение к заявлению от ДАТА о выделении земельного участка площадью 490 кв.м для сельскохозяйственного использования, внести изменения в площадь выделяемого участка и предоставить ему 1090 кв.м.

 Согласно копии газеты «Новая жизнь» №... от ДАТА и №... от ДАТА администрация МО «...» вносит изменения в пункт 9 объявления в газете «Новая жизнь» от ДАТА №30. Пункт 9 читать в следующей редакции: из земель населенных пунктов площадью 1090 кв.м, по адресу: примерно в 42 метрах на юго-восток от ориентира ..., для сельскохозяйственного использования.

 Из копии распоряжения Администрации МО «...» №165-р от ДАТА усматривается, что из свободных земель ... категории земель – земли населенных пунктов, находящихся в государственной собственности, образован земельный участок, общей площадью 1090 кв.м, расположенный по адресу: примерно в 42 м на юго-восток от ориентира .... Утверждено на стадии предварительного согласования место размещения объекта, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, установлено разрешенное использование земельного участка категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью 1090 кв.м, расположенного по адресу: примерно в 42 м на юго-восток от ориентира ..., для сельскохозяйственного использования.

 Согласно копии распоряжения Администрации МО «...» №727-р от ДАТА П.Е.В. предоставлен в аренду сроком на три года из земель населенных пунктов, земельный участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым №..., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 42 м от ориентира на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: ..., в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 1090 кв.м, для сельскохозяйственного использования.

 Из копии договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка №... от ДАТА, расчета арендной платы и передаточного акта от 17.10.2013г. усматривается, что Администрация МО «...» предоставляет, а П.Е.В. принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым №..., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 42 м от ориентира на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: ..., для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1090 кв.м. Срок аренды земельного участка устанавливается с 17.10.2013г. по 16.10.2016г. Годовой размер арендной платы составляет 423 рубля.

 Согласно копии договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка №... от ДАТА, П.Е.В. передал, а М.В.В. принял все права и обязанности арендатора по договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка №... от ДАТА, в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым №..., общей площадь 1090 кв.м, выделенному для сельскохозяйственного использования.

 В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «...» в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом установлены разделом IV Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом МО «...» и земельными участками, находящимися на территории МО «...», государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением Собрания депутатов МО «...» от 06.05.2013г. №439.

 В соответствии с пунктом 12 Положения администрация МО «...» в области управления муниципальной собственностью осуществляет полномочия по управлению, владению и распоряжению муниципальным имуществом.

 В период обращения П.Е.В. в администрацию о предоставлении земельного участка до даты заключения договора аренды на земельный участок на территории ... действовали следующие муниципальные правовые акты:

 - положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом МО «...» и земельными участками, находящимися на территории МО «...», государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное решением Собрания депутатов МО «...» от 30.06.2009г. №387;

 - положение «Об аренде недвижимого имущества МО «...», утвержденное решением Собрания депутатов муниципального образования «...» от 27.06.2006г. №97;

 - приложение 1 к Положению «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом МО «...», утвержденного решением №... от 14.06.2005г.;

 - положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом МО «...» и земельными участками, находящимися на территории МО «...», государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное решением Собрания депутатов МО «...» от 06.05.2013г. №439;

 - административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством», утвержденного постановлением администрации МО «...» ... от 28.03.2013г. №83-п.

 Таким образом, на момент предоставления П.Е.В. земельного участка на праве аренды (распоряжение администрации от 30.03.2013г. №727-р «О предоставлении П.Е.В. земельного участка, находящегося в государственной собственности, для сельскохозяйственного использования» в администрации МО «...» были приняты правовые акты, устанавливающие процедуру предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

 Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ на публичные слушания выносятся вопросы:

 - утверждения правил землепользования и застройки (ст.30);

 - по внесению изменений в правила землепользования и застройки (ст.31);

 - предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению (ст.39).

 В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься в том числе: проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки; проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий; вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства; вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства; вопросы реконструкции объектов капитального строительства; вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

 Статьёй 37 Градостроительного кодекса РФ установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

 Отличие условно разрешенного вида использования земельного участка и объектов капитального строительства от их основного вида разрешенного  использования заключается в том, что если для выбора одного из основных видов разрешенного использования участка его правообладателю, как правило, не требуется получения каких-либо согласований и разрешений от соответствующих органов, то для выбора одного из видов условно разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства они требуются. В случае, если собственник земельного участка считает, что его объект используется не эффективно по основному виду использования, он имеет право обратиться с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка. В данном случае вид разрешенного использования земельного участка не меняется, а устанавливался впервые.

 Кроме того, Бологовским межрайонным прокурором пропущен срок исковой давности, установленный ст.256 ГПК РФ.

 Как следует из материалов дела, а также из показаний свидетеля П.Н.И.,  все оспариваемые Бологовским межрайонным прокурором распоряжения Главы администрации муниципального образования «...» от 20.03.2013г. №165-р «Об образовании земельного участка, об утверждении акта о выборе земельного участка на стадии предварительного согласования места размещения объекта и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и установления разрешенного использования земельного участка» и от 30.09.2013г. №727-р «О предоставлении П.Е.В. земельного участка, находящегося в государственной собственности, для сельскохозяйственного использования», направлялись Администрацией МО «...» в Бологовскую межрайонную прокуратуру для проверки законности и обоснованности их принятия. Однако указанные распоряжения в установленный законом срок не оспаривались и не обжаловались, прокурор обратился в суд с иском о признании данных распоряжений недействительными лишь ДАТА г., то есть за пределами трехмесячного срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ.

 Согласно ч.2 статьи 256 ГПК РФ, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

 Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска трехмесячного срока для обращения в суд, а напротив, свидетельствуют о том, что при наличии возможности обращения в суд в пределах установленного процессуального срока, прокурором при обращении в суд указанный срок был пропущен.

 При таких обстоятельствах, требования Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «...», к Администрации муниципального образования «...» и М.В.В. о признании недействительными распоряжений Главы администрации муниципального образования «...» от 20.03.2013г. №165-р и от 30.09.2013г. №727-р, признании договора аренды от 17.10.2013г. №... находящегося в государственной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым №..., для сельскохозяйственного использования, заключенный между администрацией муниципального образования «...» и П.Е.В. недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки, путем возложения обязанности на М.В.В. возвратить указанный земельный участок в государственную собственность по акту приема-передачи в администрацию муниципального образования «...», не подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении исковых требований Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «...», к Администрации муниципального образования «...» и М.В.В. о признании недействительными распоряжений Главы администрации муниципального образования «...» от 20.03.2013г. №165-р и от 30.09.2013г. №727-р, признании договора аренды от 17.10.2013г. №... находящегося в государственной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №..., для сельскохозяйственного использования, заключенный между администрацией муниципального образования «...» и П.Е.В. недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки, путем возложения обязанности на М.В.В. возвратить указанный земельный участок в государственную собственность по акту приема-передачи в администрацию муниципального образования «...», отказать.

 Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, а именно с 19 мая 2014 года.

 Федеральный судья О.Г.Кондратьева