ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-211/2021 от 31.08.2021 Сосновского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-211/2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п.Сосновское 31 августа 2021 г.

Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Немчиновой Т.П., с участием истца ФИО1, ответчика директора ГКУ «Центр занятости населения Сосновского района» ФИО2, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета исковых требований, ФИО3, при секретаре Андроновой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к ГКУ «Центр занятости населения Сосновского района» об обязании поставить на учет в качестве безработной,

У с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ «Центр занятости населения Сосновского района» об обязании поставить на учет в качестве безработной, в котором указала, что 01.03.2021г. была уволена из МУП «...» в связи с ликвидацией организации. 02.03.2021г. она обратилась к ответчику в ГКУ ЦЗН Сосновского района с целью постановки на учет в орган занятости в установленный законом срок. Работниками ответчика ей было предложено обратиться для разрешения указанного вопроса в мае 2021 года после получения выплат в виде среднего заработка на период трудоустройства после увольнения из-за ликвидации организации. Она обратилась в Управление муниципальным имуществом Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области, как к учредителю ликвидированной организации, о выплате среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения. Но письмом от 19.05.2021г. за № 01-06/437 ей в выплате было отказано, ввиду того, что она не обращалась в ГКУ «Центр занятости населения Сосновского района» в течение установленных ст. 178 ТК РФ четырнадцати дней со дня увольнения, что следовало из ответа на запрос от 12.05.2021г. №184. При обращении к ответчику 02.03.2021г. при ней имелись все необходимые документы: паспорт, трудовая книжка, сведения о средней зарплате, которые она предъявляла, но работники ответчика необоснованно и незаконно не произвели постановку ее на учет в качестве безработной, что послужило основанием лишения ее права на получение соответствующей выплаты среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения ввиду, якобы, несвоевременного обращения в орган занятости. 25.05.2021г. по данному факту она обратилась в Прокуратуру Сосновского района Нижегородской области. В ходе проверки ее доводов данные факты нашли своё подтверждение. Руководителю ГКУ ЦЗН Сосновского района Прокуратурой внесено представление. Также ей было рекомендовано обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Согласно ч. 3 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения. Таким образом, при указанных обстоятельствах фактический отказ ГКУ ЦЗН Сосновского района в признании ее зарегистрированной в целях поиска подходящей работы безработной нарушает ее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивает государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, согласующихся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации и ст. 178 Трудового кодекса РФ. Просит обязать Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Сосновского района» поставить ее на учет в качестве безработной в порядке, установленном действующим законодательством со дня обращения, т.е. с 02.03.2021г.

В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала и показала, что 01.03.2021 г. она уволена в связи с ликвидацией предприятия «...», где она работала в качестве директора. 02.03.2021 г. в Управлении муниципальным имуществом Администрации Сосновского района она получила все необходимые при увольнении документы. Там же ей сказали, что в течении двух недель нужно обратиться в ЦЗН. Она пришла в ЦЗН Сосновского района. На первичном приеме была С.. Она подошла к ней и отдала весь пакет документов, которые у нее имелись. Они разговаривали про выплаты и про личные дела. С. Сказала, что ей нужно прийти к ним 11 мая 2021 г. и написала эту дату на листочке бумаги. Этот листочек у нее не сохранился. Она спросила, не пройдут ли к тому времени сроки для выплаты, но С. ее заверила, что нет. Перед майскими праздниками она обратилась в Управление муниципальным имуществом к ФИО3 и спросила, когда ей прийти написать заявление на получение выплаты за третий месяц со дня увольнения. Та ей сказала, что написать надо перед праздниками. Она написала заявление, но получила отказ в выплате в связи с тем, что не была поставлена на учет в ЦЗН. Считает, что это недоразумение произошло по вине работников ЦЗН, т.к. ей не предложили написать заявление о постановке на учет, не взяли необходимые для постановки документы, хотя она все их показывала С. и объяснила, что ей нужно встать на учет. Она не знала, что нужно написать собственноручное заявление. После разговора с С. и после ухода из ЦЗН она была уверена, что С. поставила ее на учет и никаких проблем с получением выплаты за третий месяц со дня увольнения у нее не будет. Считает, что она обратилась в ЦЗН в положенные сроки и с 2.03.2021 г. ее должны поставить на учет как безработную. Работу через Центр занятости она не искала, т.к. искала ее самостоятельно, проходила курсы по овладению другой профессией. 11 мая 2021 г. она не смогла прийти в ЦЗН, т.к. в этот день поехала в г.Павлово по поводу новой работы, но не трудоустроилась, т.к. не подошел график работы. Пришла в ЦЗН, когда ей пришел отказ в выплате. В тот же день она обратилась в прокуратуру в связи с нарушением своих прав. Просит удовлетворить свои исковые требования, чтобы получить выплату среднего заработка от Управления муниципальным имуществом за третий месяц со дня увольнения.

Ответчик директор ГКУ «ЦЗН Сосновского района» ФИО2 исковые требования не признала и показала, что в должности директора работает с 01.06.2021 года. Этот случай произошел не при ней. В ходе изучения всех обстоятельств дела ей стало известно, что 2.03.2021 г. первичный прием в ЦЗН Сосновского района вела опытный сотрудник С.. Постановка на учет в качестве безработного носит заявительный характер. Заявление на личном приеме гражданин заполняет собственноручно. ФИО1 в тот день заявление не подала. Позже она обратилась с заявлением через портал госуслуг, и была поставлена на учет. В данный момент ФИО1 уже состоит на учете, получает услугу, имеет статус безработной, получает пособие по безработице. Поставить ее на учет «задним числом» невозможно, т.к. от нее не было письменного заявления. Доводы ФИО1 о том, что она подумала, что сотрудник в ходе разговора с ней поставила ее на учет по компьютеру, считает необоснованными. У ФИО1 уже был опыт обращения в Центр занятости населения в 2007 г. Тогда она тоже попала под сокращение, обращалась в ЦЗН, писала собственноручное заявление, которое хранится в ее архивном деле.

Представитель третьего лица Управления муниципальным имуществом Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области ФИО3 исковые требования оставила на усмотрение суда и показала, что 01.03.2021 г. в связи с ликвидацией предприятия была уволена ФИО1 Ей должны были быть выплачены денежные средства за три месяца. За первый месяц пособие выплачивается сразу, за второй месяц истица обращалась и ей были выплачены денежные средства, за третий месяц выплата происходит только при выполнении требований ст.178 ТК РФ, согласно которой необходима постановка на учет в центр занятости. То есть должна быть представлена не просто справка, что истица там была, а то, что она была поставлена на учет, как ищущая работу. Когда ФИО1 обратилась с заявлением о выплате ей среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, они сделали запрос в центр занятости и получили ответ, что она на учете не стоит, после чего истице было отказано в выплате за третий месяц. Ей должны были выплатить около 40 000 рублей.

Свидетель С. в судебном заседании показала, что работала в ЦЗН Сосновского района, в настоящее время уволилась. К ним, действительно, дважды приходила ФИО1 Первый раз она пришла зимой, когда ей выдали уведомление о сокращении в связи с ликвидацией организации. В тот день они ей дали консультацию об условиях и порядке обращения в Центр занятости, и она ушла. Потом истица приходила в начале марта 2021 г., то ли в день сокращения, то ли на следующий день. Ей были разъяснены условия и порядок обращения, но заявление написано не было. В ходе разговора ФИО1 сказала, что ей деньги уже выплатили, в том числе, и за третий месяц. Она переспросила истицу, точно ли ей выплатили, она сказала, что да. После этого она дала ФИО4 список документов, где написала дату 11.03.2021 г., чтобы она не опоздала в течение двух недель до этой даты обратиться. Еще она спросила её, нужна ли работа на сегодня, она сказала, что пока нет, если надумает, придет в течении двух недель. На этом их разговор был окончен, и истица ушла. С какой целью приходила ФИО1, ей не известно. Постановка на учет не произошла, так как заявление не было подано. Для того, чтобы встать на учет, в первую очередь нужно написать заявление, а потом представить документы. Она ей разъяснила, что если она претендует на выплату среднего заработка за третий месяц, то в течение 14 календарных дней нужно встать на учет. ФИО1 сказала, что ей выплатили всё за три месяца. Такие случаи, что сокращенному работнику выплачивают деньги и за третий месяц сразу, в ее практике бывали, поэтому она не удивилась. Бланки заявлений лежат у них на столе, порядок был разъяснен, заставить человека писать заявление она не может. Это его право. Гражданин в первую очередь приходит к ним не для выплаты, а для поиска работы. Про 11 мая разговора с истицей не было точно, так как в этом случае были бы нарушены все сроки. Возможно, речь шла про 11 марта. В период, когда за гражданином сохраняется право на двухмесячный заработок, они выдают ему направление на трудоустройство, начинаются поиски работы, выплаты не делаются. Три месяца гражданину платит работодатель, потом выплаты производит ЦЗН по истечению трех месяцев. ФИО1 ей трудовую книжку и документы, действительно, давала. Она посмотрела документы истицы, всё объяснила и написала на бумажке, что нужно явиться до 11.03.2021 г. При этом на компьютере она ничего не печатала, никаких заявлений не заполняла, поэтому ФИО1 не могла подумать, что она поставила ее на учет.

Свидетель Д. в судебном заседании показала, что до 30.04.2021 г. работала директором Центра занятости Сосновского района. Она видела, как 2.03.2021 г. к ним приходила ФИО1 На профессиональном уровне у нее разговора с истицей не было, они разговаривали на личные темы. Это происходило в операционном зале. В тот день там работала ведущий специалист С., в её функцию входила консультация, прием документов, обработка электронного портала. Она видела разговор истицы и С., поняла, что ФИО5 приходила за консультацией. Когда человек подает документы на постановку на учет в качестве безработного, на одиннадцатый день они признают человека безработным, издается приказ, который подписывает руководитель. В данном случае она никакого приказа не издавала, значит человек приходил за консультацией. Когда идет постановка на учет в качестве безработного, в обязательном порядке предоставляются документы, согласно закона. Она не видела, чтобы Е. А. предоставляла какие-либо документы. Документы подготавливаются специалистом, потом предоставляются ей. В оперзале есть стулья, стол, бумага, можно подать заявление. Кто владеет компьютером, обычно уходят и подают заявление через электронный портал. На 02.03.2021 г. электронный портал работал, он введен в связи с пандемией. Истице предлагали через портал обратиться, ей это предлагала С. ФИО1 сказала, что ее рассчитали. Специалист предложила ей в одиннадцатидневный срок прийти после праздников. Этот срок дается, чтобы человек собрал документы. Ее право было оставить эти документы в ЦЗН. ФИО1 ушла без проблем и не настаивала на получении работы.

Выслушав явившихся в суд лиц, рассмотрев материалы дела, суд находит, что иск удовлетворению не подлежит.

Порядок и размеры выплаты выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, предусмотрены ст.178 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ).

В силу ст.178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч.1).

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (ч.2).

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения (ч.3).

В случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения (ч.4).

Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты (ч.5).

При ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) и (или) выплата единовременной компенсации (часть пятая настоящей статьи) в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством (ч.5).

Распоряжением Администрации Сосновского муниципального района № 705-р от 28.12.2020 г. принято решение о ликвидации МУП «...», учредителем которого является Управление муниципальным имуществом Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области. Этим же распоряжением создана ликвидационная комиссия.

Согласно решения Управления муниципальным имуществом Администрации Сосновского муниципального района № 13 от 1.03.2021 г., прекращено действие трудового договора от 17.03.2014 г. № 9, заключенного с ФИО1, и она уволена 1.03.2021 г. с должности и.о.директора МУП «...» в связи с ликвидацией организации, пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Из трудовой книжки ФИО1 ВТ-I № 4049777 следует, что 01.03.2021 трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией организации (решение УМИ от 01.03.2021 г. № 13).

Из представленных работодателем истицы материалов следует, что 1.04.2021 г. она обратилась в УМИ Администрации Сосновского района с заявлением о выплате ей среднего заработка за второй месяц трудоустройства после увольнения.

Решением начальника УМИ от 5.04.2021 г. № 20, в связи с тем что уволенная 1.03.2021 г. в связи с ликвидацией организации МУП «...» ФИО1 не трудоустроена по настоящее время, руководствуясь ч.2 ст.178 ТК РФ принято решение выплатить ей средний месячный заработок в размере 38691,18 руб. за период трудоустройства с 2 марта 2021 г. по 1 апреля 2021 г.

Согласно заявления ФИО1 от 29.04.2021 г., в указанный день она обратилась в УМИ Администрации Сосновского района с заявлением о выплате ей причитающегося среднего заработка за третий месяц трудоустройства.

В ответ на данное заявление ФИО1 был направлен ответ начальником УМИ М. 19.05.2021 г., согласно которого, в соответствии с письмом ГКУ «ЦЗН Сосновского района» в центр занятости в целях поиска работы она не обращалась, в связи с чем в выплате среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения ей отказано.

Из личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения ФИО1 следует, что 24.05.2021 г. она зарегистрирована в ЦЗН Сосновского района в целях поиска подходящей работы, ею представлены документы, определенные пунктом 2 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1992 г. «О занятости населения в РФ».

В соответствии с приказом ГКУ «Центр занятости населения Сосновского района» от 3.06.2021 г. № 154Д568\2151, ФИО1 назначено пособие по безработице в соответствии со ст.30,31,33,34,34.1, 34.2 Закона РФ «О занятости населения в РФ». Установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с 24.05.2021 г. по 23.11.2021 г.

Из вышеназванных документов следует, что истица ФИО1 обратилась с заявлением о постановке ее на учет в целях поиска подходящей работы 24.05.2021 г., после чего ей было назначено пособие по безработице сроком на 6 месяцев. До указанной даты ФИО1 заявление не подавала, в связи с чем зарегистрированной в целях поиска подходящей работы в ЦЗН Сосновского района не была.

Доводы истицы о том, что 2.03.2021 г. она обратилась в ЦЗН с целью постановки на учет, однако не была поставлена на учет по вине работников Центра занятости, суд считает необоснованными по следующим причинам.

Порядок признания гражданина безработным начинается с постановки его на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Согласно Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7.09.2012 г. № 891, постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:

а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида …(п.3).

При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы:

а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты;

б) документы об образовании,

в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (п.4).

Постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет (п.5).

При постановке на регистрационный учет граждане письменно (под роспись) уведомляются о том, что они зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в государственном учреждении службы занятости населения (п.6).

Обязательность подачи заявления совместно с документами при постановке на регистрационный учет в целях поиска работы регламентирована пунктом 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ».

Согласно данного пункта, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

Таким образом, процедура принятия на учет гражданина и признания его безработным невозможны без подачи им соответствующего заявления.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, действительно, обратилась 2.03.2021 г. в Центр занятости населения Сосновского района. С ней беседовала специалист С., затем она общалась по личным вопросам с директором Центра занятости Д. Все это происходило в операционном зале ЦЗН. Со слов свидетелей С. и Д., в операционном зале на столах находятся бланки заявлений для граждан, желающих встать на учет. При этом, ФИО1 о своем желании встать на учет в поисках работы не заявляла, заявление не заполнила и не подала. Ей была дана консультация по вопросу постановки на учет в качестве безработной. При этом, со слов свидетеля С., она заявила, что денежные средства на период трудоустройства ей уже выплатили.

Порядок действий работников службы занятости Нижегородской области при предоставлении государственных услуг, связанных с поиском работы, регламентируется Приказом от 12.12.2013 г. № 284 «Об утверждении Административного Регламента государственных казенных учреждений Нижегородской области «Центр занятости населения» по предоставлению государственной услуги «Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников».

В силу п.2.3.1 Регламента, результатом предоставления государственной услуги для граждан является:

- выдача гражданину направления на работу;

- выдача гражданину перечня вариантов оплачиваемой работы для самостоятельного посещения работодателей;

- предложения пройти переобучение.

Согласно п.2.6 Регламента, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги гражданам:

- заявление о предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению 2 к настоящему Регламенту (подается при личном обращении в Центр, через МФЦ, почтовой связью, в электронной форме…);

- паспорт гражданина РФ,

- для инвалидов – программа реабилитации.

Согласно п.2.6.4 заявители вправе представить дополнительно следующие документы: трудовую книжку, документы об образовании, справку о среднем заработке; документы, подтверждающие прекращение трудовой деятельности и др.

В соответствии с п.3.2.1 Регламента, основанием для начала предоставления государственной услуги является поступление в Центр занятости заявления о предоставлении государственной услуги в соответствии с подпунктом 2.6.1 пункта 2.6 Регламента. Поступившее заявление регистрируется работником Центра занятости, ответственным за предоставление государственной услуги, в порядке и в сроки, установленные пунктом 2.15 настоящего Регламента.

В соответствии с п.3.2.2.2. после регистрации заявления работник Центра проверяет наличие документов, предусмотренных подпунктами 2.6.2.-2.6.3 пункта 2.6 настоящего Регламента, на основании которых принимает решение о предоставлении государственной услуги или об отказе в ее предоставлении, о чем информирует заявителя.

После принятия решения о постановке гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы работник Центра занятости приступает к следующему этапу работы – подбору гражданину подходящей работы (п.3.2.3 Регламента).

Из должностной инструкции ведущего инспектора ГКУ «ЦЗН Сосновского района» С. следует, что в ее обязанности входит прием документов, необходимых для предоставления услуги, в том числе, в электронном виде; информирование по вопросам занятости населения; проверка перечня представленных необходимых документов и достоверности предоставленных в них сведений о гражданине, подготовка проектов приказов об отказе в признании гражданина безработным или о признании его безработным, внесение сведений об обратившихся гражданах в регистр получателей услуг и другие.

Таким образом, в силу вышеперечисленных нормативных актов, обращение гражданина в Центр занятости населения после увольнения с работы должно носить целенаправленный характер и обуславливаться потребностью в поиске работы с помощью Центра занятости населения.

Право гражданина на обращение в ЦЗН в целях постановки на учет вытекает из его личного желания искать работу с помощью Центра занятости населения, поэтому доводы истицы о том, что ведущий специалист С. обязана была предложить ей написать заявление о постановке на учет в целях поиска работы, суд признает необоснованными. В должностной инструкции ведущего специалиста С. отсутствует такая обязанность.

Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1 не собиралась искать работу с помощью Центра занятости, в связи с чем она не подавала соответствующего заявления, а у специалистов Центра, соответственно, не было оснований для постановки ее на учет в поисках работы.

Как было установлено в суде, после посещения ЦЗН 2.03.2021 г., истец туда не обращалась вплоть до 24.05.2021 г., когда ей стало известно об отказе в выплате ей среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения. В судебном заседании ФИО1 пояснила, что, действительно, услугами ЦЗН по поиску работы воспользоваться не собиралась, т.к. искала работу самостоятельно, проходила курсы переквалификации в г.Павлово, обращалась самостоятельно в организации по вопросу трудоустройства.

Между тем, условием для выплаты среднемесячного заработка за третий месяц после увольнения в соответствии со ст.178 ТК РФ, является то, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в Центр занятости населения и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения. В этом случае решение о выплате принимает орган службы занятости населения.

В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд полагает, что истцом не доказано в судебном заседании, что 2.03.2021 г. она обратилась в службу занятости Сосновского района в целях поиска подходящей работы. Свидетели С. и Д. факт ее обращения в ЦЗН в указанный день в целях постановки на учет как ищущей работу, не подтвердили. В суде установлено, что после посещения ЦЗН 2.03.2021 г. истец в течение почти двух месяцев в Центр занятости не обращалась, интереса к поиску работы с помощью ЦЗН не проявляла, заявление о постановке ее на учет не подала, необходимый пакет документов не представила, в связи с чем у суда не имеется оснований для обязания ГКУ «ЦЗН Сосновского района» поставить ее на учет в качестве безработной с даты обращения 2.03.2021 г. Кроме того, ФИО1 уже состоит на учете как безработная с 24.05.2021 г. и получает пособие по безработице, в связи с чем оснований для удовлетворения ее исковых требований не имеется.

Доводы ФИО1 о том, что она была введена в заблуждение специалистами центра, которые предложили ей явиться в Центр для оформления выплаты за третий месяц со дня увольнения 11 мая 2021 г., в судебном заседании ничем не подтверждены, и не могут быть приняты судом во внимание.

Доводы истца о том, что она обратилась в прокуратуру Сосновского района, где была проведена проверка по ее заявлению и внесено представление директору ЦЗН об устранении нарушений законодательства о занятости населения, не могут повлиять на выводы суда.

Материал проверки Сосновской районной прокуратуры по жалобе ФИО1 № 217-ж-2021 г. содержит лишь заявление ФИО1, аналогичное тому, которое было подано ею в суд, копии документов, связанных с ее увольнением в связи с ликвидацией организации, и объяснение сотрудника ЦЗН А., которая 2.03.2021 г. с ФИО1 не общалась и обстоятельства дела не знает. В связи с этим, а также на основании ст.61 ГПК РФ, проведенная проверка не может иметь преюдициального значения для суда.

Кроме того, суд считает убедительными доводы ответчика о том, что ФИО1 имела опыт обращения в службу занятости в поисках работы в связи с сокращением должности. Согласно представленной в суд копии заявления, ФИО1 обращалась в ЦЗН Сосновского района 30.11.2007 г. с собственноручным заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, что опровергает ее доводы о том, что она не знала, что при обращении в ЦЗН для постановки на учет необходимо подать заявление.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГКУ «Центр занятости населения Сосновского района» об обязании поставить на учет в качестве безработной с 2.03.2021 г., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский облсуд в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Сосновский районный суд.

Решение в окончательной форме вынесено 7 сентября 2021 г.

Решение не вступило в законную силу.

Судья: Т.П.Немчинова