ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-211/2022 от 12.04.2022 Обской городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2-211/2022

УИД 54RS0031-01-2022-000379-42

Поступило 03.02.2022 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«12» апреля 2022 года г. Обь Новосибирской области

Обской городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Зайнутдиновой Е.Л.,

при секретаре судебного заседания Свириной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Альтамирова Мусы Мусаевича к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Альтамиров М.М. обратился в суд с иском к АО «Авиакомпания Сибирь» о защите прав потребителей, в котором просил взыскать с ответчика в свою пользу стоимость авиабилетов 189 519 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб., штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом.

В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ приобрел три электронных билета через сайт www.s7/ru (номера билетов: ) по маршруту <данные изъяты> авиакомпании АО «Авиакомпания «Сибирь», с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ туда и перелет обратно ДД.ММ.ГГГГ. После заключения договора и до даты вылета узнал о существенном изменении обстоятельств, из которых он исходил при заключении договора, связанных с участившимися случаями заражения новым коронавирусом (2019 -nCoV), а именно: согласно распоряжения губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в распоряжение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О введении на территории режима повышенной готовности» и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».

Кроме того, указывает, что ему стало известно о том, что программа посещения <данные изъяты> согласно которой открылся въезд для туристов без карантина с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ упростились условия для въезда по программе «песочница», а с 1 ноября расширился список провинций для песочницы и заменили СОЕ на ThaiPass, вновь изменилась и ужесточились требования, в частности, правительство Таиланда разместило сведения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ вновь введены карантинные мероприятия, которые планировали до ДД.ММ.ГГГГ.

Также, в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки с ДД.ММ.ГГГГ правительство Таиланда потребовало от туристов приобретать полис медицинского страхования от Ковид-19 с минимальным покрытием 50000 долларов США, что в разы привело к удорожанию поездки, плюс требования об обязательной вакцинации препаратами сертифицированными Министерством здравоохранения Таиланда, не позднее чем за 14 дней до въезда в страну и другие, которые сделали невозможным реализовать запланированные планы истца и членов его семьи на отдых в Таиланде в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и перелет потерял смысл.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истец оформил возврат авиабилетов с требованием возврата стоимости авиабилетов. Компания возвратила ему лишь 15 554 рубля, отказав в возврате оставшихся 189 519 рублей, сославшись на невозвратность билетов, при этом в расчете возврата указана сумма штрафа за оформление возврата 189 519 рублей, считает, что взимание штрафа с него штрафа в данном случае не законно, так как билеты он вернул в разумные сроки, а именно, ДД.ММ.ГГГГ, вылет планировался ДД.ММ.ГГГГ, то есть авиакомпания не расценивает билеты, приобретенные им как невозвратные, а завуалировала незаконное удержание с него денежных средств под штраф, при этом никак не обосновав расчеты штрафа.

Считает, что согласно действующего законодательства, штраф в размере 10% взымается при возврате билетов менее чем за 24 часа и 25% - при возврате в последние 40 минут перед вылетом. Также указывает, что ДД.ММ.ГГГГ направил претензию о возврате денежных средств, так как знал, что полет точно не состоится, так как условия пребывания в стране назначения ухудшились и стали не возможными для него и его семьи, и в связанных с участившимися случаями заражения новым коронавирусом, в адрес авиакомпании, то есть вынужденный отказ от перелета, по не зависящим от него обстоятельствам.

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение пришел отказ на возврат денежных средств в полном объеме. Однако, в данном конкретном случае изменилась эпидемиологическая обстановка, а именно произошло ужесточение требований к въезду в страну со стороны Правительства Таиланда, чего он, приобретая билеты в ДД.ММ.ГГГГ, предвидеть не мог, так как на сайте Ростуризма была размещена информация об отмене карантинных мер и упрощении процедуры въезда в страну назначения. Из положений ст. 103 и 105 Воздушного кодекса РФ следует, что, приобретя билет авиакомпании, истец заключил договор перевозки пассажира с этой авиакомпанией.

Так как договор перевозки пассажира заключался истцом исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то в связи с этим и на основании преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» считает, что на отношения, возникшие между ним и авиакомпанией, распространяются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей».

Полагает, что отказался от полета заблаговременно, а по сведениям с сайта авиакомпании билеты на забронированные им места были выкуплены другими потребителями, авиакомпания не понесла каких-либо убытков, в виде упущенной выгоды, то у него возникло право требовать от авиакомпании возвратить стоимость билетов. Однако, как было указано выше, авиакомпания отказался выплатить эти суммы.

Кроме того, при оплате билетов на сайте авиакомпании, он выбрал тариф Эконом базовый, при этом сведения, предупреждения, разъяснения о том, что при возврате именно билетов с тарифом «Эконом базовый» не возможно получить полную стоимость билета на сайте отсутствуют, каких-либо рекомендаций для пассажиров о покупке тех или иных билетов не размещено. Помимо этого, выбирая маршрут на официальном сайте, сайт автоматически отсылает пользователя на сайт «АИАСЕЙЛС», на котором также отсутствуют сведения о невозвратности билетов.

Таким образом, информация о невозможности возврата билетов с тарифом «Эконом базовый» в нарушение ст. 103 Воздушного кодекса РФ и ст. 12 «Закона о защите прав потребителей» не размещена, такую информацию истец обнаружил только произведя оплату и получив маршрутную квитанцию, то есть после фактического приобретения проездных документов.

Также указывает, что поскольку авиакомпания отказала ему в возврате стоимости авиабилета, тем самым причинила ему моральный вред, поскольку он был вынужден неоднократно выяснять, почему ему отказывают, может ли он что-то сделать, чтобы деньги все-таки вернули. Само по себе нарушение прав потребителя также влечет безусловное взыскание компенсации данного вреда. Причиненный моральный вред оценивает в размере 5 000 рублей.

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Кроме того, считает, что при удовлетворении требований потребителя суд взыскивает с Ответчика - юридического лица штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей).

В судебное заседание истец Альтамиров М.М., его представитель Ермакова Н.А. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, дело просили рассмотреть в свое отсутствие. Исковые требования уточнены ими не были.

Представитель ответчика АО «Авиакомпания «Сибирь» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие, представил письменные объяснения. В объяснении указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ на сайте www.s7.ru оформлены билеты по маршруту <адрес>, вылет ДД.ММ.ГГГГ/ДД.ММ.ГГГГ, тариф Эконом базовый. Дополнительно оплачен багаж на Жукову <данные изъяты>, страховые полисы на сумму 1752 руб., выбор мест на сумму 13802 руб. Оплата картой Visa 4276 ******** 7151 <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно со страницы «Мои бронирования» оформлен автовозврат на сумму неиспользованных услуг: 15554 руб. (выбор мест + страх, полисы + багаж (5000 миль). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» авиаперевозчикам предоставлено право продавать билеты по невозвратным тарифам. С ДД.ММ.ГГГГ авиаперевозчики могут продавать два вида авиабилетов - с условием о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки (по возвратному тарифу) и без такого условия (по невозвратному тарифу). Пассажиры, купившие авиабилеты по невозвратным тарифам, не могут вернуть уплаченную за них сумму, если откажутся от перелета (пп. 4 п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, п. 93.1 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ). Приобретая билет по невозвратному тарифу, покупатель/пассажир берет на себя риски, связанные с тем, что перелет по тем или иным причинам может не состояться. Билет был приобретен на официальном интернет-сайте АО «Авиакомпания «Сибирь» www.s7.ru, на котором размещена вся необходимая информация, касающаяся условий договора перевозки и правил, являющихся неотъемлемой частью договора перевозка, с которой пассажиры имеют возможность и должны ознакомиться в силу публичного характера заключаемого договора перевозки. При приобретении авиабилета на сайте www.s7.ru для обеспечения возможности осуществления покупателем авиабилета правильного выбора ему предоставляются для ознакомления условия (правила) применения тарифа билета на этапе бронировании билета и до его оплаты. В случае несогласия с условиями применения тарифа покупатель вправе отказаться от дальнейшего оформления и оплаты такого авиабилета и выбрать другой билет с иным подходящим ему тарифом. Свое ознакомление и согласие с правилами применения, условиями и ограничениями тарифа авиабилета, оформляемого на сайте www.s7.ru, покупатель подтверждает путем проставления специальных отметок («галочек») в соответствующем поле до оплаты билета. Без такого подтверждения покупка билета на сайте www.s7.ru невозможна. Если же покупатель оплачивает билет, не ознакомившись с условиями (правилами) выбранного им тарифа билета, то на перевозчика не может быть возложена ответственность за возможные последующие негативные последствия. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 108 Воздушного Кодекса РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

Считает, что в данном случае, покупая авиабилет, Истец самостоятельно выбрал самый недорогой имеющийся тариф на воздушную перевозку с условием невозвратности оплаченных денежных сумм в случае расторжения договора воздушной перевозки.

Основания для возврата пассажиру провозной платы предусмотрены п. 2 ст. 108 Воздушного Кодекса РФ, пунктами 226, 227 Общих Правил, согласно которым оплата возвращается только в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки. Согласно п. 2 ст. 108 Воздушного Кодекса РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата. Перечень оснований для признания отказа от перевозки вынужденным содержится в п. 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - «Общие правила»). Указывает, что поскольку изложенная Истцом ситуация не относится к категории вынужденного отказа от полета, то настоящий отказ от перевозки от перевозки согласно нормам действующего законодательства признается добровольным. Согласно условиям применения тарифа Эконом Базовый возврат денежных средств за неиспользованную перевозку по билетам в данном случае не производится. Кроме того, информация о том, что стоимость билета является невозвратной, была предоставлена Истцу при выборе рейсов до оплаты авиабилета.

Исследовав доказательства по делу, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в силу следующего.

В судебном заседании установлено, что истцом ДД.ММ.ГГГГ приобрел три электронных билета через сайт www.s7.ru (номера билетов: ) по маршруту <данные изъяты> авиакомпании АО «Авиакомпания «Сибирь», с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ туда, и перелет обратно ДД.ММ.ГГГГ.

Денежные средства были перечислены через сайт www.s7.ru (ООО «С7 Трэвел Ритэйл»), что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 205 073 руб. (л.д. 12-14).

Из пояснений представителя ответчика, изложенных в отзыве, следует, что тариф, по которому АО «Авиакомпания Сибирь» реализовала указанные билеты, является невозвратным. Данный факт также не оспаривается истцом.

Условия приобретения авиабилетов по указанному тарифу отражены в тексте публичной оферты в открытом доступе на официальном сайте ответчика, открытой сети Интернет, о чем покупатель билетов был проинформирован, в ином случае покупка билетов была бы невозможна. В связи с чем, суд считает необоснованными доводы истца о непредоставлении информации об условиях тарифа до покупки билетов.

ДД.ММ.ГГГГ истец самостоятельно со страницы «Мои бронирования» оформил автовозврат с требованием возврата стоимости авиабилетов.

Ему были возвращены денежные средства на сумму неиспользованных услуг в размере 15 554 руб. (выбор мест + страховые полисы + багаж (5000 миль).

Альтамиров М.М. обратился в адрес АО «Авиакомпания Сибирь» с претензией, в которой просил вернуть все денежные средства на кредитную карту 4276 **** **** 7151 на имя <данные изъяты>, с которой была списана оплата (л.д. 33-35).

На основании письма от ДД.ММ.ГГГГ исх. - АО «Авиакомпания Сибирь» отказала заявителю в удовлетворении заявленных в претензии требований, поскольку покупая билет о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки, пассажир берет на себя риски, связанные с тем, что перелет по тем или иным причинам можете состояться. ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-сайте со страницы «Мои бронирования» оформлен автовозврат на сумму неиспользованных услуг: 15 554 руб. (выбор мест в салоне воздушного судна, оплата за страховые полисы и дополнительное место багажа (5 000 миль). Перед завершением автовозврата истец был проинформирован об условиях и сумме возврата, а также были перечислены возвращаемые услуги (л.д. 36-37).

Федеральным законом № 79-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ авиаперевозчикам предоставлено право продавать билеты с условием о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, и с условием о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира.

Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается. Покупая билет с условием о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки, покупатель/пассажир берет на себя риски, связанные с тем, что перелет по тем или иным причинам может не состояться.

В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ).

В соответствии с п. 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

Как установлено п. 229 указанных выше правил, отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки.

Таким образом, возврат сумм за несостоявшуюся перевозку в случае добровольного отказа пассажира от перевозки осуществляется в соответствии с условиями применения оплаченного тарифа.

Как уже говорилось выше, истцом были приобретены билеты по специальным тарифам, по условиям которых они являются невозвратными.

Суд не принимает доводы истца о том, что с него был удержан штраф за оформление возврата, поскольку фактически сумма в 189519 рублей в данном случае таковым не является, а является стоимостью несостоявшейся воздушной перевозки.

Доказательств вынужденного отказа пассажиров от перевозки, предусмотренного п. 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, в материалы дела не представлено. Так, меры, ограничивающие или приостанавливающие международное воздушное сообщение, не принимались. Обстоятельства, на которые ссылается истец, относятся к условиям нахождения туриста в Тайланде, и непосредственно не влияли на возможность осуществления воздушной перевозки. С учетом отсутствия факта отмены рейса перевозчиком, отказ пассажира от международной воздушной перевозки считается добровольным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о возврате провозной платы за рейс по маршруту <данные изъяты>, с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ туда и перелет обратно ДД.ММ.ГГГГ.

Нарушение условий и порядка возвращения денежных средств по неиспользованным авиабилетам, установленных указанными выше нормами, ответчиком не допущено. Следовательно, не допущено и нарушение прав потребителя, что свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания с ответчика заявленных стоимости билетов, а также компенсации морального вреда и штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Альтамирова Мусы Мусаевича к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Л. Зайнутдинова