ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-211/2022 от 18.07.2022 Кирилловского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-211/2022

35RS0

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2022 года город Кириллов

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующий судья Макарова В.А.,

при секретаре Николаевой О.В.,

с участием прокурора Горчакова М.С.,

представителя ответчика Хрусталева О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждения здравоохранения Вологодской области «Кирилловская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта в соответствии со Стандартом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вологодской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» и Департаменту здравоохранения Вологодской области, в котором просил обязать БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оснащение обеспечить оснащение в соответствии со Стандартом: фельдшерско-акушерского пункта расположенного в муниципального района, необходимым медицинским оборудованием: стол инструментальный (1); электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный (1); носилки (2); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1); одеяло с подогревом (1); секундомер (2); пузырь для льда (2); роторасширитель одноразовый (2); языкодержатель (2); кислородный ингалятор (1); анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками (1); комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) (1); холодильник для хранения лекарственных препаратов (1); ростомер (1); сантиметровая лента (1); спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1); набор для проведения коникотомии одноразовый (1); укладка для оказания помощи при остром коронарном синдроме (1); укладка для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения (1); укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении (1); укладка с педикулоцидными средствами (1); укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих (1); тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления (1).

Требования мотивированы тем, что в БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ», по результатам проверки оснащенности ФАПов на территории Кирилловского муниципального района, в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес и.о. главного врача БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, которое рассмотрено. Нарушения признаны обоснованными, вместе с тем, не устранены в связи с отсутствием финансирования со стороны Департамента здравоохранения Вологодской области. Департамент здравоохранения Вологодской области как учредитель БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов на территории Кирилловского муниципального района в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории необходимым оборудованием. Отсутствие надлежащего оснащения ФАПа Горицкий на территории Кирилловского муниципального района в соответствии со Стандартом оснащения нарушает права граждан на охрану здоровья.

В судебном заседании прокурор Горчаков М.С. исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что невыполнение требований законодательства затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика – БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» Хрусталев О.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований в отношении Горицкого ФАПа не возражал, указав, что финансирование на улучшение материально-технической базы Горицкого ФАПа было запланировано на этот год на сумму 1 500 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ письмом Департамента здравоохраниения Вологодской области была доведена информация об изменении бюджетных ассигнований на ДД.ММ.ГГГГ связи с сокращением лимитов бюджетных средств. В соответствии с распоряжением губернатора Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ-Р объем субсидий на оснащение этого ФАПАа был отменен. У ЦРБ отсутствет финансирование для оснащения ФАП необходимым медицинским оборудованием.

Представитель ответчика - Департамента здравоохранения Вологодской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве в удовлетворении исковых требований к Департаменту просил отказать, ссылаясь на то, что затраты Учреждения на приобретение необходимого оборудования для оснащения ФАПов в соответствии со стандартом оснащения входят в расчет тарифа по обязательному медицинскому страхованию и должны быть оплачены за счет средств ОМС. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансовые средства учреждению могут быть предоставлены из областного бюджета в форме субсидий на иные цели в случае, если в областном бюджете будут предусмотрены соответствующие средства. В 2021 году в соответствии с Законом Вологодской области от 15 декабря 2020 года №4822-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» Учреждению (БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ») выделено 41 530 549,00 рублей. В 2022 году Учреждению были выделены субсидии в общем размере 9 885 990 рублей. В целях получения субсидий БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» в 2021 году в Департамент соответствующий пакет документов не предоставляло. Наличие кредиторской задолженности Учреждения препятствует освоению им денежных средств, выделенных в 2021 году. Для погашения кредиторской задолженности в ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» заключены Соглашение о предоставлении из областного бюджета на погашение объемов пророченной кредиторской задолженности на ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 108 590,04 рублей и Дополнительное Соглашение о предоставлении субсидий на погашение объемов пророченной кредиторской задолженности на ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 947 251,10 рубль. В соответствии с государственной программой «Развитие здравоохранения Вологодской области» на 2021-2025 годы в 2022 году Учреждению на оснащение ФАП выделены денежные средства в размере 1 500 000 рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ документы от БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» для выделения денежных средств не поступили. Считают, что Департамент в рамках реализации своих полномочий и в пределах средств, предусмотренных законами об областном бюджете, осуществляет финансирование БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» (в том числе частично на приобретение указанного в исковом заявлении оборудовании). Полагают, что приобретение медицинского оборудования, указанного в иске, Учреждение должно осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования, обязанность обеспечения оснащения ФАПа Департаменту вменяется необоснованно, в связи с чем просят исключить Департамент из числа ответчиков по делу.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора, представителя ответчика, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ч. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В соответствии с п.п. 1, 9 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (п. 4,5,6 указанного закона).

Статьей 18 Федерального закона № 323-ФЗ право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, в том числе доступной и качественной медицинской помощи.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 27 декабря 2021 года №1479.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» утверждены правила организации деятельности ФАПов (далее – Правила), стандарт оснащения врачебной амбулатории (ФАП) (далее – Стандарт).

В соответствии с п. 2 Правил фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения); организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

В соответствии с п. 10 Правил оснащение ФАПов осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным настоящим приказом.

Как установлено судом, органами прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные бюджетным учреждением здравоохранения Вологодской области «Кирилловская центральная районная больница» (далее – БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ»), а именно: оснащение ФАПа расположенного на территории Кирилловского муниципального района, не соответствует предъявляемым требованиям.

По результатам проверки оснащенности ФАПов на территории Кирилловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес и.о. главного врача БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, которое рассмотрено. Нарушения признаны обоснованными, вместе с тем, не устранены в связи с отсутствием финансирования со стороны Департамента здравоохранения Вологодской области.

Из ответа и.о. главного врача БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» на представление прокурора следует, что денежные средства на оснащение ФАПов на 2022 год не было запланировано. Письмом Департамента здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ доведена до БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» доведена информация об изменении бюджетных ассигнований на ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств по отрасли «Здравоохранение» в соответствии с распоряжением Губернатора Вологодской области от 09 марта 2022 года № 1116-р «О мерах по оптимизации расходов областного бюджета на 2022 год». Объем субсидий на иные цели в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Вологодской области» на 2021-2025 годы на всю запланированную на оснащение данного ФАПа был отменен.

Согласно п. 1.3 Устава БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ», утвержденного приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области, финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (п. 3.12 Устава).

В силу п. 1.1, п. 2.2.5 Положения о Департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденного Постановлением Правительства области от 26.04.2010 № 458, Департамент здравоохранения Вологодской области является органом исполнительной государственной власти Вологодской области по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан. полномочиями (функциями) департамента в соответствии с возложенной на него задачей является, в том числе, организация оказания населению области первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту.

Таким образом, Департамент здравоохранения Вологодской области как учредитель БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов на территории Кирилловского муниципального района в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории необходимым оборудованием.

Отсутствие надлежащего оснащения ФАПов на территории Кирилловского муниципального района в соответствии со Стандартом оснащения нарушает права граждан на охрану здоровья.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Отсутствие надлежащего оснащения ФАПа в в соответствии со стандартом оснащения, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года №543н, нарушает права граждан на охрану здоровья.

Самостоятельная имущественная ответственность БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» по своим обязательствам не освобождает Департамент здравоохранения Вологодской области, как отраслевой орган, от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения, а недостаточность финансирования со стороны главного распорядителя бюджетных средств влечет неисполнимость решения суда по возложению на учреждение здравоохранения обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства.

Учитывая, что до настоящего времени оборудование медицинского блока ФАПа в в соответствии со стандартом, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н (приложение № 14) полностью не оснащено, суд считает возможным исковые требования прокурора удовлетворить, обязать БУЗ ВО «Кирилловская ЦРБ» обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта в с. Горицы в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) (Приложение №14), установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н., Департамент здравоохранения Вологодской области обязать произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАПа в в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории.

Вместе с тем, суд полагает обоснованными доводы представителя ответчика о необходимости предоставления большего срока для исполнения решения суда и считает возможным установить для ЦРБ срок для исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Кирилловская центральная районная больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта , расположенного в муниципального района, необходимым медицинским оборудованием: стол инструментальный (1); электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный (1); носилки (2); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1); одеяло с подогревом (1); секундомер (2); пузырь для льда (2); роторасширитель одноразовый (2); языкодержатель (2); кислородный ингалятор (1); анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками (1); комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) (1); холодильник для хранения лекарственных препаратов (1); ростомер (1); сантиметровая лента (1); спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1); набор для проведения коникотомии одноразовый (1); укладка для оказания помощи при остром коронарном синдроме (1); укладка для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения (1); укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении (1); укладка с педикулоцидными средствами (1); укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих (1); тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления (1).

Возложить на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанность произвести финансирование мероприятий по оснащению фельдшерско-акушерского пункта в в соответствии в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) (Приложение № 14), установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012г. №543-н. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Макарова В.А.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья Макарова В.А.