ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2120/20 от 12.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2020 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Будиловой О.В.,

при секретаре Шороховой Ю.С.,

с участием представителя истца помощника прокурора Ленинского района г.Перми Михрюковой К.А.

ответчика Дмитриевой Е.В.,

представителя третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю Скворок А.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Батрову Андрею Германовичу, индивидуальному предпринимателю Дмитриевой Екатерине Валентиновне о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, запрете эксплуатации помещений,

у с т а н о в и л:

<Адрес> обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Батров А.Г., индивидуальному предпринимателю Дмитриева Е.В. с учетом измененных (уточненных) в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований о запрете ИП Батров А.Г., ИП Дмитриева Е.В. и (или) иным лицам эксплуатацию подвальных помещений кадастровый ; расположенных по адресу: <Адрес>, в целях временного размещения граждан; возложении на ИП Дмитриева Е.В. обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в подвальных помещениях кадастровй ; , расположенных по адресу: <Адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

- не допускать размещение гостиницы (помещение класса Ф 1.2) в подвальном этаже (п.6.6 СНиП 21-01-97*; СП 4.13130.2013 п. 4.15; ст.4, ст.5, ст.6 ст.89-ФЗ.);

- предоставить проектную документацию используемую в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения (ст. 4, 5, 6, 78, 80 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ; «Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 23, 33, 61; № 384-ФЗ ст. 15ч.10);

- разработать проект, использовать помещения в соответствии с проектной документацией. Внесение изменение в проектную документацию, проведение экспертизы, выполнение фактически проектных решений согласно утвержденного проекта (п. 23о «Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- провести инструктажи с работниками организации с последующей отметкой в журнале инструктажей. Разработать программы обучения мерам пожарной безопасности, по которым проводится обучение работников организаций в виде противопожарного инструктажа (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. 3; Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ п.6.);

- обеспечить на объекте защиты наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.12);

- разработать и обеспечить наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 9);

- обеспечить наличие средств защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения; фонарями на каждого дежурного, (п. 9 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- произвести расчет необходимого количества огнетушителей. Обеспечить объект защиты необходимым количеством огнетушителей (п. 465, 70, 468, 474, приложения и правил противопожарного режима в РФ утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. );

- провести регламентные работы систем противопожарной защиты объекта в соответствии с технической документации заводов-изготовителей и сроками выполнения ремонтных работ.) (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 63);

- исключить оставление без присмотра включенных в электрическую сеть бытовых электроприборов в жилых помещениях (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 42 п.п. Е);

- разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с постановлением, в отношении объекта защиты (п. 2 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- определить порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год (п. 50 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- провести проверку, обслуживание системы АПС в соответствии с паспортом завода изготовителя, с составлением соответствующего акта (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- оборудовать объект защиты аварийным (эвакуационным) освещением в соответствии с требованиями нормативно правовых актов, федеральных законов (ч. 4 ст. 4, п. 9 ст.82 № 123-ФЗ; № 384-ФЗ ст. 5 п.1, ст. 30 п. 12; п.4.3.1. СП. 1.13130.2009; п. 7.6.1, 7.6.2, 7.6.3 "СП 52.13330.2016; п. 33, 43 ППР 390.);

- обеспечить двери на путях эвакуации запорами с возможностью свободного открывания изнутри без ключа (ч. 4 ст. 4, ст. 53, 89 № 123-ФЗ; п. 35 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.7);

- высота горизонтального пути эвакуации из нулевого номера менее 2 метров фактически 1,9 м - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4.);

- оборудовать поручни в соответствии со СП (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

- в коридорах на пути эвакуации из нулевого номера допущено размещение коммуникаций (вентиляционные рукава), выступающих из плоскости стен на высоте менее 2 м. Учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.3);

- очистить путь эвакуации. Учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (п. 36 б) Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- отделка стен тамбура, являющегося путем эвакуации, выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (отделка стен выполнена пластиковыми панелями) - учесть данные нарушения проектом. Подтвердить показатель пожарной опасности сертификатом, обработкой (п. 6.25* СНиП 21-01-97*, ст. 4, 134 таблица 28 Федерального закона № 123-ФЗ.);

- закрепить ковровые покрытия на путях эвакуации либо убрать (п. 39 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- освободить пути эвакуации (в тамбуре) (п. 36 б) Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- высота прохода на пути эвакуации в коридоре менее 1,9 метра фактически 1,88 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5.);

- освободить пути эвакуации (в помещении администратора) (п. 36 б) Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- ширина горизонтального участка пути эвакуации из помещения администратора при числе эвакуирующихся более одного менее 1 м фактически 0,67 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4,№ 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

- ширина эвакуационного выхода в свету из помещения администратора при числе эвакуирующихся более одного менее 0,8 м фактически 0,67 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков.) (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5);

- допущено сужение горизонтального участка пути эвакуации коробом. Ширина горизонтального пути эвакуации из шестого номера при числе эвакуирующихся более одного, менее 1 метра фактически 0,7 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

- ширина эвакуационного выхода в свету из шестого номера при числе эвакуирующихся более одного, менее 0,8 м фактически 0,57 м. и 0,59м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5);

- на пути эвакуации из шестого номера допущено использование материалов с неизвестными показателями пожарной опасности - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков. Подтвердить показатель пожарной опасности сертификатом на используемые материалы, обработкой (п. 6.25* СНиП 21-01-97*, ст. 4, 134 таблица 28 Федерального закона № 123-ФЗ);

- в коридорах на пути эвакуации из шестого номера допущено размещение короба коммуникаций (высота короба 56. ширина 40), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м.- учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.3.);

- допущено сужение горизонтального участка пути эвакуации коробом. Ширина горизонтального пути эвакуации из первого номера при числе эвакуирующихся более одного, менее 1 метра фактически 0,7 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4.);

- ширина эвакуационного выхода в свету из первого номера при числе эвакуирующихся более одного, менее 0,8 м фактически 0,6 - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5.);

- на пути эвакуации из первого номера допущено использование материалов с неизвестными показателями пожарной опасности - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков. Подтвердить показатель пожарной опасности сертификатом на используемые материалы, обработкой (п. 6.25* СНиП 21-01-97*, ст. 4, 134 таблица 28 Федерального закона № 123-ФЗ.);

- в коридорах на пути эвакуации из первого номера допущено размещение короба коммуникаций (высота короба 56. ширина 60), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м.- учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.3);

- в коридоре на пути эвакуации ведущем в тамбур допущено размещение короба коммуникаций (высота короба 0.5 м ширина 0.5м), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м.- учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.3);

- в коридоре на пути эвакуации ведущем в тамбур допущено использование материалов с неизвестными показателями пожарной опасности -учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков. Подтвердить показатель пожарной опасности сертификатом на используемые материалы, обработкой (п. 6.25* СНиП 21-01-97*, ст. 4, 134 таблица 28 Федерального закона № 123-ФЗ);

- допущено сужение горизонтального участка пути эвакуации коробом. Ширина горизонтального пути эвакуации в коридоре ведущем в тамбур при числе эвакуирующихся более одного, менее 1 метра фактически 0,53 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

- ширина эвакуационного выхода в свету в коридоре, ведущем в тамбур при числе эвакуирующихся более одного, менее 0,8 м фактически 0,53. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5);

- в полу на пути эвакуации, ведущем из коридора в тамбур допущен перепад высот менее 45 см и выступы, без организации лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков. Оборудовать перепад высот в соответствии с нормами (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

- в полу на пути эвакуации, в тамбуре ведущем непосредственно наружу допущен перепад высот менее 45 см и выступы, без организации лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков. Оборудовать перепад высот в соответствии с нормами (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

- ширина горизонтального пути эвакуации тамбуре ведущем непосредственно наружу при числе эвакуирующихся более одного, менее 1 метра фактически 0,73 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

- в полу на пути эвакуации, ведущем из номера 13 в коридор допущен перепад высот менее 45 см, без организации лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

- ширина эвакуационного выхода в свету из номера 13, ведущем в коридор при числе эвакуирующихся более одного, менее 0,8 м фактически 0,68 м. -учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5);

- высота эвакуационного выхода в свету из номера 13, ведущем в коридор, менее 1,9 м фактически 1,8 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5);

- определить порядок и сроки порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов, произвести очистку воздуховодов с составлением соответствующих актов (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 50.);

- смонтировать в соответствии с проектной документацией систему удаления продуктов горения (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; п. 7.2 п.п б СП 7.13130.2013.); о запрете ИП Батров А.Г., ИП Дмитриева Е.В. и (или) иным лицам эксплуатацию подвальных помещений кадастровый ; , расположенных по адресу: <Адрес>, по предусмотренному законодательством назначению, до устранения нарушений требований пожарной безопасности (том 1 л.д.3-15, 214-219, том 2 л.д.2-7).

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Ленинского района г. Перми проведена проверка соблюдения требований законодательства при оказании гостиничных услуг по адресу: <Адрес>. В ходе проверки установлено, что в подвале жилого дома по адресу: <Адрес> расположена гостиница. Помещения, занятые гостиницей, принадлежат на праве собственности Дмитриева Е.В. и переданы по договору аренды Батров А.Г. В гостинице 14 номеров, на момент проверки заселен 1. При входе имеется вывеска «Большевичка». Вход отдельный, изолирован от мест общего пользования многоквартирного дома, расположен ниже уровня земли, соответственно, окна отсутствуют во всех помещениях гостиницы. В состав помещений гостиницы входят: номера для проживания (с санузлами), помещение службы приема потребителей (ресепшн), помещение прачечной, которое одновременно является помещением теплового узла, а также, подсобным помещением для персонала. Посетителями гостиницы является неопределенный круг лиц. От соблюдения нормативных требований при ее содержании напрямую зависит жизнь и здоровье граждан, как посетителей гостиницы, так и жильцов многоквартирного дома, в котором она расположена. В ходе проверки выявлены следующие нарушения в области пожарной безопасности: допущено размещение гостиницы в подвальном этаже. При проведении проверки не предоставлена соответствующая проектная документация на здание, помещения, в результате чего не представляется возможным сделать вывод о соблюдении проектных решений требованиям пожарной безопасности на объекте защиты. Допущено изменение предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности подвального этажа. В соответствии с паспортом БТИ от ДД.ММ.ГГГГг. помещения являются не жилыми, фактически этаж используется как отель. Руководитель организации не обеспечивает ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницу и другие здания, приспособленные для временного пребывания людей, с правилами пожарной безопасности (журнал в момент проверки не представлен). Не разработаны (не представлены) на объекте специальные программы обучения мерам пожарной безопасности, по которым проводится обучение работников организаций в виде противопожарного инструктажа. Следовательно, работники допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты. Руководитель организации не обеспечивает (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с очным пребыванием людей, информацию о количестве людей, находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время). На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (инструкции не представлены). Дежурный персонал объекта не обеспечен средствами защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения; фонарями на каждого дежурного. На объекте защиты не осуществлен выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей в соответствии с пунктами 468, 474 настоящих Правил и приложениями N 1 и 2 к настоящим Правилам в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара. Не представлены годовые планы-графики, составленные с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками выполнения ремонтных забот, проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты объекта (автоматических остановок пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей три пожаре, автоматических установок пожаротушения). В жилых комнатах гостиницы допущено оставление без присмотра включенных в электрическую сеть бытовых электроприборов. Инструкция о мерах пожарной безопасности разработанная на объекте защиты не соответствует требованиям, установленным разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Руководителем организации не определены порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год. На объекте отсутствуют акты работоспособности установок и систем противопожарной защиты. На объекте защиты отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение путей эвакуации, выполненное в соответствии с нормами освещенности, предельной равномерности освещенности, порядком включения и продолжительности работы освещения путей эвакуации (в коридорах и проходах по путям эвакуации, в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия, в зоне каждого изменения травления пути, на пересечении проходов и коридоров; на лестничных маршах, с освещением прямым светом каждой ступени, перед каждым эвакуационным выходом из помещения, в местах размещения средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации; снаружи перед конечным выходом из здания). Запоры, выполненные на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность свободного открывания изнутри без ключа (устроены дверные замки на эвакуационных выходах). Высота горизонтального пути эвакуации из нулевого номера менее 2 метров фактически 1,9 м. В коридоре на пути эвакуации из нулевого номера устроена лестница высотой более 45 см. без устройства поручней. В коридорах на пути эвакуации из нулевого номера допущено размещение коммуникаций (вентиляционные рукава), выступающих из плоскости стен на высоте менее 2 м. В коридорах на пути эвакуации из нулевого номера допущено размещение различных материалов, оборудования (вентиляционные рукава). Отделка стен тамбура, являющегося путем эвакуации, выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (отделка стен выполнена пластиковыми панелями). Ковровые дорожки в тамбуре, являющимся путем эвакуации, не крепятся к полу. Допущено размещение на пути эвакуации (в тамбуре) различных материалы, оборудования, организованна стойка администратора, расположен диван. Высота прохода на пути эвакуации в коридоре менее 1,9 метра фактически 1,88 м. Допущено размещение на пути эвакуации (в помещении администратора) различных материалы, оборудования, расположены шкафчики, полки. Ширина горизонтального участка пути эвакуации из помещения администратора при числе эвакуирующихся более одного менее 1 м фактически 0,67 м. Ширина эвакуационного выхода в свету из помещения администратора при числе эвакуирующихся более одного менее 0,8 м фактически 0,67 м. Допущено сужение горизонтального участка пути эвакуации коробом. Ширина горизонтального пути эвакуации из шестого номера при числе эвакуирующихся более одного, менее 1 метра фактически 0,7 м. Ширина эвакуационного выхода в свету из шестого номера при числе эвакуирующихся более одного, менее 0,8 м фактически 0,57 м. и 0,59м. На пути эвакуации из шестого номера допущено использование материалов неизвестными показателями пожарной опасности, (отделка коробов выполнена неизвестными панелями) (сертификаты соответствия не представлены). В коридорах на пути эвакуации из шестого номера допущено размещение короба коммуникаций (высота короба 56. ширина 40), выступающего из плоскости стен а высоте менее 2 м (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.3.). Допущено сужение горизонтального участка пути эвакуации коробом, ширина горизонтального пути эвакуации из первого номера при числе эвакуирующихся более одного, менее 1 метра фактически 0,7 м. Ширина эвакуационного выхода в свету из первого номера при числе эвакуирующихся более одного, менее 0,8 м фактически 0,6. На пути эвакуации из первого номера допущено использование материалов неизвестными показателями пожарной опасности, (отделка коробов выполнена неизвестными панелями) (сертификаты соответствия не представлены). В коридорах на пути эвакуации из первого номера допущено размещение короба коммуникаций (высота короба 56. ширина 60), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м. В коридоре на пути эвакуации ведущем в тамбур допущено размещение короба коммуникаций (высота короба 0.5 м ширина 0.5м), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м. В коридоре на пути эвакуации ведущем в тамбур допущено использование материалов с неизвестными показателями пожарной опасности, (отделка коробов выполнена неизвестными панелями). Допущено сужение горизонтального участка пути эвакуации коробом, ширина горизонтального пути эвакуации в коридоре ведущем в тамбур при числе эвакуирующихся более одного, менее 1 метра фактически 0,53 м. Ширина эвакуационного выхода в свету в коридоре, ведущем в тамбур при числе эвакуирующихся более одного, менее 0,8 м фактически 0,53. В полу на пути эвакуации, ведущем из коридора в тамбур допущен перепад высот менее 45 см и выступы, без организации лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6. В полу на пути эвакуации, в тамбуре ведущем непосредственно наружу допущен перепад высот менее 45 см и выступы, без организации лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6. Ширина горизонтального пути эвакуации тамбуре ведущем непосредственно наружу при числе эвакуирующихся более одного, менее 1 метра фактически 0,73 м. В полу на пути эвакуации, ведущем из номера 13 в коридор допущен перепад высот менее 45 см, без организации лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6. Ширина эвакуационного выхода в свету из номера 13, ведущем в коридор при числе эвакуирующихся более одного, менее 0,8 м фактически 0,68 м. Высота эвакуационного выхода в свету из номера 13, ведущем в коридор, менее 1,9 м фактически 1,8 м. Руководитель организаций на объекте не определяет порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы не проводятся не реже 1 раза в год. На объекте защиты не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции при расположении в подвальном, цокольном этаже. Также выявлены нарушения требований и порядка обслуживания и ремонта жилищного фонда. В гостинице выявлены следующие нарушения: вводы инженерных коммуникаций в подвальное помещение (обозначенном на поэтажном плане ) через фундамент и стен подвала не утеплены и не герметизированы, происходит увлажнение иола (отсутствует защита подвального помещения от увлажнения). Теплоизоляция внутренних трубопроводов отсутствует. Трубопроводы не окрашены, задвижки и вентили не пронумерованы, наружная поверхность запорной арматуры не чистая (корродированная), регулирующая и запорная арматура находятся в технически не исправном состоянии. Помещение (теплового узла) захламлено, используется для хозяйственных и других нужд. Неплотности вокруг трубопроводов отопления и горячего водоснабжения, проходящих через перекрытия, не заделаны асбестовым шнуром или волокном с предварительной установкой гильзы. Согласно представленной технической документации произведены переустройство, перепланировка и реконструкция помещений №, №, документы, подтверждающие факт согласования перепланировки, переустройства и конструкции помещений не представлены. В помещении, обозначенным на поэтажном плане (коридор), над подвесным полком расположены коммуникации. При параллельной прокладке расстояние от проводки и кабелей до трубопровода менее 50 мм. Размещение гостиницы в подвальном помещении противоречит требованиям санитарно-эпидемиологических норм. Также в ходе проверки выявлены признаки незаконного переустройства и перепланировки помещений (номера согласно кадастровому паспорту от 14.05.2010г.): в помещений , площадью 17,3 кв.м. устроены перегородки с проемами, результате чего выделена комната, в помещении , площадью 8,4 кв.м. выполнены перегородки, обустроен санузел, в помещении , площадью 2,2 кв.м. выполнены перегородки с дверным проемом, в результате чего выделена щитовая, в помещении , площадью 10,1 кв.м. убрана перегородка, образовано единое помещение (коридор), в помещении , площадью 13,2 кв.м. выполнены перегородки, в результате чего выделено помещение (комната), в помещении , площадью 28,9 кв.м. выполнены перегородки, дверной проем, в результате чего выделено отдельное помещение, в помещении , площадью 14.7 кв.м. выполнены перегородки, в результате чего выделено помещение (комната), в помещении , площадью 9,8 кв.м. устроены перегородки, выполнен дверной проем, в результате чего выделено отдельное помещение, помещении , площадью 4,8 кв.м. устроены перегородки, дверной проем, в результате чего отделено помещение, используемое как гостиничный номер, в помещении , площадью 30,6 кв.м. устроены перегородки, помещение используется как коридор, в помещении , площадью 4,8 кв.м. выполнены перегородки с дверным проемом, помещение используется как подсобное, в помещении , площадью 3,3 кв.м. выполнены перегородки с дверным проемом, в результате чего выделен санузел, в помещении , площадью 3,6 кв.м. выполнены перегородки с дверными проемами, помещение используется как коридор, в помещении , площадью 2,2 кв.м. выполнены перегородки с дверными проемами, помещение используется как коридор, в помещении площадью 2,0 кв.м. устроены перегородки с дверным проемом, в результате чего обустроен санузел, в помещении , площадью 12,3 кв.м. утроены перегородки с дверным проемом, в результате чего выделена комната, в помещении , площадью 2,8 кв.м. устроены перегородки с дверным проемом, обустроен санузел, в помещении , площадью 3,6 кв.м. устроены перегородки с дверными проемами, помещение используется к коридор, в помещении , площадью 3,7 кв.м. устроены перегородки с дверным проемом, в результате чего выделен санузел, в помещении , площадью 14,7 кв.м. троены перегородки с дверным проемом, в результате чего выделена комната, в помещении , площадью 3,9 кв.м. устроены перегородки с дверным проемом, в результате чего выделен санузел, в помещении , площадью 3,8 кв.м. выполнены перегородки с дверным проемом, в результате чего выделено отдельное помещение, в помещении , площадью 4,6 кв.м. выполнены перегородки, помещение используется к коридор, в помещении , площадью 14,4 кв.м. выполнены перегородки с дверными проемами, в результате чего выделен коридор для доступа в гостиничные номера, в помещении , площадью 2,5 кв.м. выполнены перегородки с дверным проемом, в результате чего выделен санузел. Для доступа к подвальным помещениям выполнена входная группа с <Адрес>. Эксплуатация подвальных помещений, принадлежащих на праве собственности Дмитриева Е.В., не позволяет обеспечить безопасность нахождения в нем граждан по вышеуказанным обстоятельствам.

Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом изменений исковых требований.

Ответчик Дмитриева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений на иск, согласно которым она является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу <Адрес>. В период проведения проверки нежилое помещение было передано по договору аренды ответчику ИП Батров А.Г. Исходя из условий заключенного договора, обязанность по соблюдению правил эксплуатации инженерного и сантехнического оборудования, правил внутреннего распорядка и правил пожарной безопасности лежали на ИП Батров А.Г. В настоящее время в связи с допущенными нарушения в части соблюдения требования правил пожарной безопасности договор аренды расторгнут, фактически нежилое помещение в настоящее время не функционирует и гостиничные услуги не оказываются, идет перепрофилирование нежилого помещения, помещение оборудовано системой АПС (том 1 л.д.235-236).

Ответчик Батров А.Г., извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (том 1 л.д.256), в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (том 2 л.д.1)..

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Пермскому краю, в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснил, что указанные в иске требования пожарной безопасности обязательны для всех помещений, а не только для размещения гостиницы.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Ленинского района г. Перми, инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (том 1 л.д. 255, 259).

Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части в силу следующего.

На основании ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее также Федеральный закон № 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

На основании ст.34 указанного Федерального граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем принятия комплекса мер, включая нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности, разработку и осуществление мер пожарной безопасности, осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.

В силу ст.38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ. Настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Также в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям.

Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании из письменных доказательств по делу установлено, на основании решения заместителя прокурора Ленинского района г. Перми от 29.01.2020г. о проведении проверки ИП Батров А.Г. (том 1 л.д.50) по поручению прокуратуры города Перми от 24.01.2020г. старшим помощником прокурора Ленинского района г. Перми при участии специалиста отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Ленинскому району 1 ОНПР по г. Перми проведена проверка деятельности ИП Батров А.Г., оказывающего гостиничные услуги по адресу <Адрес> (том 1 л.д.35-45).

В ходе проверки установлено, что по адресу <Адрес> в помещении подвального этажа расположена гостиница «Большевичка», выявлены нарушения требований пожарной безопасности (том 1 л.д.23-27), установлено, что допущено размещение гостиницы (помещение класса Ф 1.2) в подвальном этаже.

Нежилые помещения с кадастровыми номерами , расположенные по адресу <Адрес>, на праве собственности принадлежат Дмитриева Е.В. (том 1 л.д.67-92).

В соответствии с договором аренды от 01.08.2019г., заключенному между ИП Дмитриева Е.В. и ИП Батров А.Г., нежилые помещения общей площадью кв.м., расположенные по адресу <Адрес>, переданы в пользование ИП Батров А.Г. (том 1 л.д.239-240).

Согласно соглашению о расторжении договора аренды от 16.03.2020г. договор аренды нежилого помещения между ИП Дмитриева Е.В. и ИП Батров А.Г. расторгнут (л.д.237-238).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (ст.5 Федерального закона №123-ФЗ).

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения) (ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

Проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ст.78 Федерального закона №123-ФЗ).

В соответствии с. ч 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

В соответствии с ч.12 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения безопасности в аварийных ситуациях в проектной документации должно быть предусмотрено аварийное освещение.

В соответствии с. ч. 10 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 предусмотрено, что в отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения (п. 2).

На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного (п. 9).

На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты (п. 12).

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (п. 33).

При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов (п. 33).

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации (п. 35).

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы (п. 43).

Руководитель организации определяет порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год (п. 50).

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки (п. 61).

Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) (п. 63).

Руководитель организации обеспечивает объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя (п. 70).

Руководитель организации обеспечивает ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, мотели, общежития и другие здания, приспособленные для временного пребывания людей, с правилами пожарной безопасности. В номерах гостиниц, кемпингов, мотелей и общежитий вывешиваются планы эвакуации на случай пожара (п. 89).

Запрещается оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя (п. 42).

В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей (п.468).

Расстояние от возможного очага пожара до места размещения переносного огнетушителя (с учетом перегородок, дверных проемов, возможных загромождений, оборудования) не должно превышать 20 метров для помещений административного и общественного назначения, 30 метров - для помещений категорий А, Б и В1 - В4 по пожарной и взрывопожарной опасности, 40 метров - для помещений категории Г по пожарной и взрывопожарной опасности, 70 метров - для помещений категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности (п. 474).

Согласно своду правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 116) удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из коридоров и пешеходных тоннелей подвальных и цокольных этажей жилых, общественных, административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры (тоннели) из помещений с постоянным пребыванием людей (п. 7.2).

Согласно своду правил СП 1.13130.2009. «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 171) высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.

Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком (п. 4.2.5).

Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом.

Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (п. 4.2.7).

В зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями (п. 4.3.1).

В коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов (п. 4.3.3).

Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:

0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;

1,0 м - во всех остальных случаях.

В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком (п. 4.3.4).

В соответствии с п.6 приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации).

Оценив представленные сторонами доказательства и доводы в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашли объективное подтверждение факты наличия указанных истцом нарушений законодательства о пожарной безопасности, которые на дату рассмотрения дела ответчиками в полном объеме не устранены, что сторонами при рассмотрении дела не оспаривается, доказательств обратного в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ ответчиками суду не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Устанавливая в приведенной норме закона возможность удовлетворения требований о запрете деятельности, законодатель не ставит их в зависимость от степени общественной опасности, которую создает такая деятельность, говоря о самом по себе факте ведения деятельности, создающей опасность.

Разрешая по существу заявленные требования о запрете эксплуатации подвальных помещений в целях временного проживания, а также по предусмотренному законодательством назначению до устранения нарушений требований пожарной безопасности суд, руководствуясь положениями статьи 2 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.1065 ГК РФ, приходит к выводу о неисполнении ответчиками требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а эксплуатация помещений при наличии нарушений требований пожарной безопасности представляет реальную угрозу жизни и здоровья граждан, поскольку иск предъявлен прокурором в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, имеется безусловная потребность в устранении всех выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в целях обеспечения безопасности людей.

В связи с изложенным, суд считает, что требования прокурора Ленинского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ИП Дмитриева Е.В. о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в подвальных помещениях, о запрете эксплуатации подвальных помещений до устранения нарушений требований пожарной безопасности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика Дмитриева Е.В. о том, что в настоящее время рассматриваемые помещения не используются для оказания гостиничных услуг и не будет использоваться по указанному назначению, о наличии нового проекта перепланировки помещений с иным разрешенным видом деятельности, суд отклоняет как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку рассматриваемые нарушения являются нарушениями требований пожарной безопасности для зданий, сооружений независимо от вида использования. Кроме того, на дату принятия решения проектная документация переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в установленном законом порядке не согласована, при установленных по делу фактических обстоятельствах само по себе намерение ответчика произвести переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является.

Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей, что при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд с учетом процедуры, необходимой для осуществления требуемых действий, принимая во внимание характер, объем, сложность, подлежащих выполнению работ, а также срок вступления решения суда в законную силу, полагает возможным установить иной, чем указано в иске, срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Оценивая заявленные требования к ИП Батров А.Г., суд принимает во внимание, что собственником рассматриваемых нежилых помещений является Дмитриева Е.В.Батров А.Г. ранее являлся арендатором нежилых помещений, вместе с тем, в настоящее время договор между ИП Батров А.Г. и ИП Дмитриева Е.В. расторгнут, на дату принятия решения указанные помещения ИП Батров А.Г. на каком-либо вещном праве не принадлежат. Доказательств обратного при рассмотрении дела сторонами не представлено, судом не исследовалось.

Учитывая изложенное, в соответствии с положениями статей 209, 210 ГК РФ, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований к ответчику ИП Батров А.Г. о запрете эксплуатации подвальных помещений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Запретить индивидуальному предпринимателю Дмитриева Е.В. и (или) иным лицам эксплуатацию подвальных помещений кадастровый ; , расположенных по адресу: <Адрес>, в целях временного размещения граждан.

Возложить на Дмитриева Е.В. обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в подвальных помещениях кадастровый ; , расположенных по адресу: <Адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

не допускать размещение гостиницы (помещение класса Ф 1.2) в подвальном этаже (п.6.6 СНиП 21-01-97*; СП 4.13130.2013 п. 4.15; ст.4, ст.5, ст.6 ст.89-ФЗ.);

предоставить проектную документацию используемую в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения (ст. 4, 5, 6, 78, 80 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ; «Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 23, 33, 61; № 384-ФЗ ст. 15ч.10);

разработать проект, использовать помещения в соответствии с проектной документацией. Внесение изменение в проектную документацию, проведение экспертизы, выполнение фактически проектных решений согласно утвержденного проекта (п. 23о «Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

провести инструктажи с работниками организации с последующей отметкой в журнале инструктажей. Разработать программы обучения мерам пожарной безопасности, по которым проводится обучение работников организаций в виде противопожарного инструктажа (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. 3; Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ п.6.);

обеспечить на объекте защиты наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.12);

разработать и обеспечить наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 9);

обеспечить наличие средств защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения; фонарями на каждого дежурного, (п. 9 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

произвести расчет необходимого количества огнетушителей. Обеспечить объект защиты необходимым количеством огнетушителей (п. 465, 70, 468, 474, приложения и правил противопожарного режима в РФ утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. );

провести регламентные работы систем противопожарной защиты объекта в соответствии с технической документации заводов-изготовителей и сроками выполнения ремонтных работ.) (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 63);

исключить оставление без присмотра включенных в электрическую сеть бытовых электроприборов в жилых помещениях (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 42 п.п. Е);

разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с постановлением, в отношении объекта защиты (п. 2 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

определить порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год (п. 50 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

провести проверку, обслуживание системы АПС в соответствии с паспортом завода изготовителя, с составлением соответствующего акта (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

оборудовать объект защиты аварийным (эвакуационным) освещением в соответствии с требованиями нормативно правовых актов, федеральных законов (ч. 4 ст. 4, п. 9 ст.82 № 123-ФЗ; № 384-ФЗ ст. 5 п.1, ст. 30 п. 12; п.4.3.1. СП. 1.13130.2009; п. 7.6.1, 7.6.2, 7.6.3 "СП 52.13330.2016; п. 33, 43 ППР 390.);

обеспечить двери на путях эвакуации запорами с возможностью свободного открывания изнутри без ключа (ч. 4 ст. 4, ст. 53, 89 № 123-ФЗ; п. 35 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.7);

высота горизонтального пути эвакуации из нулевого номера менее 2 метров фактически 1,9 м - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4.);

оборудовать поручни в соответствии со СП (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

в коридорах на пути эвакуации из нулевого номера допущено размещение коммуникаций (вентиляционные рукава), выступающих из плоскости стен на высоте менее 2 м. Учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.3);

очистить путь эвакуации. Учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (п. 36 б) Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

отделка стен тамбура, являющегося путем эвакуации, выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (отделка стен выполнена пластиковыми панелями) - учесть данные нарушения проектом. Подтвердить показатель пожарной опасности сертификатом, обработкой (п. 6.25* СНиП 21-01-97*, ст. 4, 134 таблица 28 Федерального закона № 123-ФЗ.);

закрепить ковровые покрытия на путях эвакуации либо убрать (п. 39 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

освободить пути эвакуации (в тамбуре) (п. 36 б) Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

высота прохода на пути эвакуации в коридоре менее 1,9 метра фактически 1,88 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5.);

освободить пути эвакуации (в помещении администратора) (п. 36 б) Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

ширина горизонтального участка пути эвакуации из помещения администратора при числе эвакуирующихся более одного менее 1 м фактически 0,67 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4,№ 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

ширина эвакуационного выхода в свету из помещения администратора при числе эвакуирующихся более одного менее 0,8 м фактически 0,67 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков.) (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5);

допущено сужение горизонтального участка пути эвакуации коробом. Ширина горизонтального пути эвакуации из шестого номера при числе эвакуирующихся более одного, менее 1 метра фактически 0,7 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

ширина эвакуационного выхода в свету из шестого номера при числе эвакуирующихся более одного, менее 0,8 м фактически 0,57 м. и 0,59м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5);

на пути эвакуации из шестого номера допущено использование материалов с неизвестными показателями пожарной опасности - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков. Подтвердить показатель пожарной опасности сертификатом на используемые материалы, обработкой (п. 6.25* СНиП 21-01-97*, ст. 4, 134 таблица 28 Федерального закона № 123-ФЗ);

в коридорах на пути эвакуации из шестого номера допущено размещение короба коммуникаций (высота короба 56. ширина 40), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м.- учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.3.);

допущено сужение горизонтального участка пути эвакуации коробом. Ширина горизонтального пути эвакуации из первого номера при числе эвакуирующихся более одного, менее 1 метра фактически 0,7 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4.);

ширина эвакуационного выхода в свету из первого номера при числе эвакуирующихся более одного, менее 0,8 м фактически 0,6 - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5.);

на пути эвакуации из первого номера допущено использование материалов с неизвестными показателями пожарной опасности - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков. Подтвердить показатель пожарной опасности сертификатом на используемые материалы, обработкой (п. 6.25* СНиП 21-01-97*, ст. 4, 134 таблица 28 Федерального закона № 123-ФЗ.);

в коридорах на пути эвакуации из первого номера допущено размещение короба коммуникаций (высота короба 56. ширина 60), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м.- учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.3);

в коридоре на пути эвакуации ведущем в тамбур допущено размещение короба коммуникаций (высота короба 0.5 м ширина 0.5м), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м.- учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.3);

в коридоре на пути эвакуации ведущем в тамбур допущено использование материалов с неизвестными показателями пожарной опасности -учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков. Подтвердить показатель пожарной опасности сертификатом на используемые материалы, обработкой (п. 6.25* СНиП 21-01-97*, ст. 4, 134 таблица 28 Федерального закона № 123-ФЗ);

допущено сужение горизонтального участка пути эвакуации коробом. Ширина горизонтального пути эвакуации в коридоре ведущем в тамбур при числе эвакуирующихся более одного, менее 1 метра фактически 0,53 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

ширина эвакуационного выхода в свету в коридоре, ведущем в тамбур при числе эвакуирующихся более одного, менее 0,8 м фактически 0,53. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5);

в полу на пути эвакуации, ведущем из коридора в тамбур допущен перепад высот менее 45 см и выступы, без организации лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков. Оборудовать перепад высот в соответствии с нормами (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

в полу на пути эвакуации, в тамбуре ведущем непосредственно наружу допущен перепад высот менее 45 см и выступы, без организации лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков. Оборудовать перепад высот в соответствии с нормами (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

ширина горизонтального пути эвакуации тамбуре ведущем непосредственно наружу при числе эвакуирующихся более одного, менее 1 метра фактически 0,73 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

в полу на пути эвакуации, ведущем из номера 13 в коридор допущен перепад высот менее 45 см, без организации лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4);

ширина эвакуационного выхода в свету из номера 13, ведущем в коридор при числе эвакуирующихся более одного, менее 0,8 м фактически 0,68 м. -учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5);

высота эвакуационного выхода в свету из номера 13, ведущем в коридор, менее 1,9 м фактически 1,8 м. - учесть данные нарушения проектом, обосновать расчетами рисков (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5);

определить порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов, произвести очистку воздуховодов с составлением соответствующих актов (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 50.);

смонтировать в соответствии с проектной документацией систему удаления продуктов горения (ч. 4 ст. 4, № 123-ФЗ; п. 7.2 п.п б СП 7.13130.2013.).

Запретить индивидуальному предпринимателю Дмитриева Е.В. и (или) иным лицам эксплуатацию подвальных помещений кадастровой ; , расположенных по адресу: <Адрес>, по предусмотренному законодательством назначению до устранения нарушений требований пожарной безопасности

В удовлетворении исковых требований к индивидуальному предпринимателю Батров А.Г. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>