ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2120/20 от 18.08.2020 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-2120/2020

79RS0002-01-2020-004702-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2020 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Кривошеевой И.В.,

при секретаре Матюшенко С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску прокурора Биробиджанского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия,

Установил:

Прокурор Биробиджанского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия. Просит суд обязать ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» до 30.06.2021: оборудовать здание ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенное по адресу: ЕАО, <...>, дополнительными средствами видеонаблюдения; оснастить здание ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенное по адресу: ЕАО, <...>, инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников организаций. При недостаточности либо отсутствии денежных средств у ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на проведение указанных в пункте 1 работ обязать правительство Еврейской автономной области в срок до 30.06.2021 выделить денежные средства Комитету социальной защиты населения правительства ЕАО для распределения ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на проведение указанных мероприятий; обязать комитет социальной защиты населения правительства ЕАО в срок до 30.06.2021 перечислить выделенные денежные средства ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на проведение мероприятий указанных в пункте 1.

В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района Высотин Д.В. требования уточнил, просил обязать ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» до 30.08.2021 оборудовать здание ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенное по адресу: <...>, дополнительными средствами видеонаблюдения в количестве 12 единиц, оснастить здание ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенное по адресу: <...>, системами охраны и (или) обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.

При недостаточности либо отсутствии денежных средств у ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на проведение указанных в пункте 1 работ обязать правительство Еврейской автономной области в срок до 30.06.2021 выделить денежные средства Комитету социальной защиты населения правительства ЕАО для распределения ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на проведение указанных мероприятий; обязать комитет социальной защиты населения правительства ЕАО в срок до 30.06.2021 перечислить выделенные денежные средства ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на проведение указанных мероприятий.

Представитель ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.

Представитель Правительства ЕАО, КСЗН ЕАО ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица и, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположен по адресу: ЕАО, <...>.

Учредителем и собственником имущества Учреждения является Еврейская автономная область, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляет комитет социальной защиты населения правительства ЕАО.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», согласно Уставу Учреждения, осуществляется в виде субсидий из областного бюджета. Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей ради которых оно создано.

В оперативном управлении Учреждения находится здание (Жилой дом), расположенное по адресу: ЕАО, <...>.

В ходе проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности, проведенной прокуратурой города Биробиджан в ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», установлено нарушение ответчиком требований законодательства об антитеррористической защищенности, необходимо установить дополнительное видеонаблюдение, оснастить объект (территорию) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком в судебном заседании.

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", который относит к ним соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Правовые рамки государственной политики в области противодействия терроризму определены Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года (далее - Концепция).

Согласно пункту 10 Концепции, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу пункта 12 Концепции, одним из направлений противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение (профилактика) терроризма.

В числе мер по предупреждению терроризма пункт 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

В числе основных принципов противодействия терроризму в пунктах 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" названы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 6 части 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму", антитеррористическая защищенность объекта (территории) представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Анализ приведенных нормативных положений, позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование в сфере обеспечения антитеррористической защищенности является комплексным и включает в себя нормы различной отраслевой принадлежности. Однако независимо от уровня нормативной регламентации обязанность по обеспечению безопасности пребывания людей в тех или иных объектах является императивной.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 410 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), Министерства труда и социальной защиты РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Данные требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий) (п.1).

На основании пункта 2 Требований, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются, в том числе комплексы строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, правообладателями которых являются в числе прочего государственные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и (или) в сфере социального обслуживания, государственные учреждения службы занятости населения, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или государственных органов субъектов Российской Федерации, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме или в стационарной форме (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Согласно п. 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:

а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), что достигается посредством:

организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроля их функционирования;

разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);

своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;

оснащения при необходимости объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны или обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;

обеспечения контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории).

В соответствии с подп. «а» п. 17 Требований на объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Согласно пункту 22 устава ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», предметом деятельности Учреждения является социальное обслуживание проживающих в учреждении граждан.

На основании пункта 2.5 Устава, в соответствии с видами основной деятельности Учреждение оказывает стационарное социальное обслуживание граждан.

Таким образом, ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» является объектом социального обслуживания престарелых и инвалидов с массовым пребыванием людей, то есть, одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Согласно паспорту безопасности ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», объекту присвоена первая категория, при разработке паспорта безопасности данного объекта, комиссия пришла к выводу, что антитеррористическая защищенность объекта не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям, учреждению рекомендовано разработать комплекс мероприятий (план действий) при установлении уровней террористической опасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2012 №851 (в соответствии с п. 19 Требований), в том числе, дооборудовать систему наружного видеонаблюдения дополнительными камерами с целью улучшения качества получаемого изображения и увеличения площади просматриваемой территории (в соответствии с п. 15 «а» Требований), предусмотреть оснащение объекта инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта путем привлечения сотрудников охранных организаций.

В судебном заседании опрошенный в качестве свидетеля ФИО4, пояснил, что он проходит службу в ФГКУ «ОВО ВНГ России по ЕАО», в его должностные обязанности, в числе прочего входит проверка соблюдения учреждениями области требований антитеррористической защищенности. Указал, что он принимал участие в проверке соблюдения ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» указанных требований. Система видеонаблюдения, установленная в учреждении, не обеспечивает обзор всей территории учреждения, для устранения данного недостатка в учреждении в общей сложности должно быть установлено порядка 25 камер видеонаблюдения. Для исполнения требования по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны, учреждению необходимо установить тревожную кнопку, периметральную сигнализацию или обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Оснований не доверять показаниям свидетеля суд не находит.

Таким образом, в судебном заседании установлено несоблюдение ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» требований обеспечения антитеррористической защищенности объекта.

Невыполнение указанных требований законодательства, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, лиц, проживающих в учреждении.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания престарелых и инвалидов в учреждении.

Учитывая названные обстоятельства, а также то, что выполнение вышеуказанных мероприятий является обязательным в силу закона, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок, указанный прокурором, до которого он просит обязать ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» провести указанные мероприятия – до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает обоснованным и разумным для исполнения данной обязанности.

В соответствии с Уставом, ОГБУ «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» является бюджетным учреждением работающим по государственному заданию, финансовое обеспечение которого осуществляется в том числе в виде субсидий из бюджета Еврейской автономной области.

Таким образом, суд считает необходимым обязать правительство произвести финансирование МБОУ "НОШ №14" за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организации указанных мероприятий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление иску прокурора Биробиджанского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в срок до 30 августа 2021 года оборудовать здание областного государственного бюджетного учреждения «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенное по адресу: ЕАО, <...>, дополнительными средствами видеонаблюдения в количестве 12 единиц, оснастить здание областного государственного бюджетного учреждения «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенное по адресу: ЕАО, <...>, системами охраны и (или) обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.

При недостаточности у областного государственного бюджетному учреждению «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» денежных средств на проведение вышеуказанных мероприятий обязать правительство Еврейской автономной области в срок до 30 июня 2021 года выделить комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области денежные средства для распределения областному государственному бюджетному учреждению «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Обязать комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области в срок до 30 июня 2021 года перечислить выделенные денежные средства областному государственному бюджетному учреждению «Бирофельдский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на проведение указанных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В. Кривошеева

Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2020 г.