Дело № 2-2120/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 июля 2015 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего Тимощенко Р.И.
при секретаре Некрасовой Е.Ю.
с участием помощника прокурора М. района г. К.Панфиловой Т.А., представителя ответчика МАУ ДО ДЮЦ "М", являющегося также представителем 3-го лица комитета по образованию администрации городского округа «Город К.» Лебедева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора М. района г. К. в интересах неопределенного круга лиц к МАУ ДО ДЮЦ "М", 3-е лицо комитет по образованию администрации городского округа «Город К.» об обязании приведения официального сайта в сети Интернет в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор М. района г. К. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, указав, что МАУ ДО ДЮЦ "М" имеет официальный сайт в сети Интернет – <данные изъяты>, который не обеспечивает свободный доступ к информации лицам, ограниченным по зрению. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования средствами связи и информации. Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет. Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов установлено, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы. Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет. В силу п. 3.1.1 ГОСТа Р 52872-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» доступность интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. Статьи 4 и 4 названного ГОСТа содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов. В соответствии с п. 4.3 ГОСТа для обеспечения доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средствам, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются: аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи по ГОСТ Р 52873), тактильный дисплей и программа экранного увеличения. В ходе изучения электронных страниц официального сайта <данные изъяты> установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в МАУ ДО ДЮЦ "М" не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению также несовершеннолетних, к информации образовательной организации не представлена возможность экранного увеличения, которая помогает людям со слабым зрением пользоваться возможностями персонального компьютера, видеть информацию на экране компьютера и одновременно слышать ее с помощью речевого синтезатора. Таким образом, интернет-сайт ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе ГОСТ Р 52872-2012, чем нарушаются социальные права лиц, ограниченных по зрению, на свободный доступ к информации об образовательной организации и ее деятельности. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просит суд обязать МАУ ДО ДЮЦ "М" в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести интернет-сайт <данные изъяты> в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», а именно: обеспечить интернет-ресурс средствами доступа к информации: аудиодисплеем (программой экранного доступа в сочетании с синтезатором речи по ГОСТ Р 52873), программой экранного увеличения.
В дальнейшем прокурор М. района г. К. представил уточненное исковое заявление, в котором указал, что в целях реализации положений Конвенции о правах инвалидов постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 297 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 гг.», которая содержит перечень мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов и маломобильных групп населения. К числу таких мероприятий относятся: формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и реализация системных мер, направленных на создание безбарьерной среды; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта. Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 52872-2012 доступность интернет-ресурсов для инвалидов по зрению – это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. ГОСТ Р 52872-2012 был введен взамен ГОСТ Р 52872-2007, при этом в приказе Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года № 548-ст отсутствовали сведения о добровольности его применения. Указывая на то, что Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 гг. установлена обязанность организации создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации, в ГОСТ Р 52872-2012, несмотря на добровольность его применения, определены способы выполнены данных условий, прокурор просит суд обязать МАУ ДО ДЮЦ "М" в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на интернет-сайте <данные изъяты>МАУ ДО ДЮЦ "М", в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве 3-го лица привлечен комитет по образованию администрации городского округа «Город К.».
В судебном заседании помощник прокурора М. района г. К. Панфилова Т.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлении. Просила рассматривать исковые требования, изложенные в уточненном исковом заявлении, первоначальные исковые требования просила не рассматривать. Указала, что, несмотря на то, что в настоящее время действует ГОСТ добровольный для применения, им определены непосредственно способы выполнения условий обеспечения доступа инвалидов по зрению к интернет-сайтам. В приказе о введении ГОСТа Р 52872-2007 отсутствовали сведения о добровольности его применения и требования этого ГОСТа были обязательны к исполнению, в том числе ответчиком. В случае удовлетворения судом исковых требований прокурора судебный пристав-исполнитель должен будет удостовериться в том, что сайт учреждения доступен для инвалидов по зрению. Учреждение должно руководствоваться действующим ГОСТом. Не возражала также, если в резолютивной части решении суда будет указан, кроме ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов по зрению», и действующий ГОСТ.
Представитель ответчика МАУ ДО ДЮЦ "М", являющийся также представителем 3-го лица комитета по образованию администрации городского округа «Город К.» Лебедев С.В., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными исковые требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме. Поддержал изложенное в письменных возражениях на исковое заявление и ранее данные пояснения. Указал, что прокурор в иске ссылается на ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Однако в данной статье отсутствует конкретизация способа обеспечения учреждением беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на интернет-сайте. Исковые требования, изложенные прокурором в просительной части уточненного искового заявления, являются неисполнимыми. Статья 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет компетенцию федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. В статье 14 указанного закона говорится о том, какими образом государство и уполномоченные им органы обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов к информации. В статье 19 этого закона (образование инвалидов) речь идет о том, что государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. В указанных статьях, а также в целом в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» отсутствуют положения, указывающие на способы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на интернет-сайтах. Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования средствами связи и информации. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» отсутствует понятие средств связи и информации. Такое понятие содержится в Федеральном законе «О связи», где под средствами связи понимаются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями. Указал, что понятие средства связи и информации является единым, так как в законе отсутствует понятие средства информации. Понятие информации отражено в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Таким образом, организации создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования техническими и программными средствами, что не относится к интернет-сайту, который размещен на сервере учреждения. В программе «Доступная среда», на которую ссылается прокурор, также не указаны требования к сайтам учреждений. 24 апреля 2014 года Министерством связи и массовых коммуникаций РФ были утверждены методические рекомендации об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий. В данных рекомендациях федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендуется обеспечивать инвалидов по зрению современными тифлосредствами для доступа к связи и информационно-коммуникационным технологиям, включая адаптированные компьютеры, через систему индивидуальных программ реабилитации. В случае, если бы данный ГОСТ был обязательным к исполнению, то он не мог быть применим, поскольку не доказано несоответствие сайта для людей с ограниченными возможностями по зрению. В Федеральном законе «О техническом урегулировании» указано, что национальные ГОСТы применяются на добровольной основе.
В предыдущих судебных заседаниях Лебедев С.В. указал, что учреждение обеспечивает размещение информации на сайте в том виде и в том объеме, которое предусмотрено законом. В Правилах размещения на сайте образовательной организации указано, что должны обеспечивать технологические и программные средства, которые используются для функционирования официального сайта. Любой сайт можно адаптировать к своему зрению любыми возможностями, например, надеть очки, увеличить текст на экране, путем нажатия у себя на рабочем месте комбинации клавиш на клавиатуре. Учреждение обеспечивает всех, включая инвалидов по зрению, доступом к информации на сайте. Если бы в учреждении работали инвалиды, то для них оборудовали бы рабочие места. Обеспечивается доступ всех граждан к деятельности учреждения, включая инвалидов по зрению, путем размещения информации на сайте. Доступ к информации обеспечен учреждением путем ее размещения на сайте. В ГОСТе говорится, что необходимо оборудовать рабочее место для доступа к любой информации. Исковые требования прокурора относятся к оборудованию непосредственно рабочего места. Дополнительных инструкций либо приказов, в которых имеется ссылка на ГОСТ, на который ссылается прокурор, не издавалось. Иных нормативных актов, обязывающих учреждение обеспечить доступ к информации инвалидов по зрению, не имеется. Сайт учреждения не требует дополнительных функций или опций, поскольку это не предусмотрено законом, не вызвано никакими объективными причинами. Компьютерное рабочее место настраивается под конкретного пользователя. Организация или учреждение берет на себя выбор, принимать ли данный ГОСТ к применению или нет, поскольку он является добровольным.
Представитель ответчика директор МАУ ДО ДЮЦ "М" Козынченко Л.К. в предыдущем судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, указав, что в центре не учатся дети и не работают сотрудники, ограниченные по зрению, поэтому необходимости оборудовать индивидуальные компьютерные места программами для инвалидов по зрению не имеется. Учреждение представляет собой творческое объединение по интересам. Педагоги сами устанавливают структуру программы на педагогическом совете. В учреждении занимаются дети <данные изъяты> лет, за отдельную плату могут заниматься дети <данные изъяты> лет.
Представителем ответчика МАУ ДО ДЮЦ "М" в суд также были представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что статья 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Перечень информации указан в статье. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 582 утвержден данный Порядок. В нем в п. 10 установлены обязательные технологические и программные средства, которые используются для функционирования официального сайта, и которые должны обеспечивать: а) доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы; б) защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении нее; в) возможность копирования информации на резервный носитель обеспечивающий ее восстановление; г) защиту от копирования авторских материалов. Иных обязательных требований ФЗ «Об образовании» и Порядок содержат. ФЗ «Об образовании» в ст. 11 дает понятие образовательного стандарта и требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим иным условиям. В п. 6 данной статьи предусмотрено, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. К программам дополнительного образования разработаны «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» письмом Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты от 11 декабря 2006 года № 06-1844 («Вестник образования» № 2\2007 г.), которых отсутствуют какие-либо характеристики технических средств обучения, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Статья 75 ФЗ «Об образовании» устанавливает принципы и требования к дополнительному образованию детей и взрослых. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Иных правил закон содержит. Статья 79 этого же закона гласит о том, что при получении образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Однако учреждение не реализует основные общеобразовательные программы, а осуществляет дополнительное образование. Несовершеннолетние с ОВЗ - инвалиды по зрению в учреждении МАУ ДО ДЮЦ "М" вообще не обучаются, дополнительных общеразвивающих программ, специалистов для работы с данной категорией инвалидов в штате нет. Согласно соцопросу на данный момент несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями по зрению в нашем районе обучаются в спецучреждениях за пределами города. В случае, если в учреждение будут зачислены инвалиды по зрению, администрация обеспечит учащихся необходимым комплектом оборудования. Приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 года № 1789-ст утвержден ГОСТ Р 52872-2012. В пункте 1 этого приказа указано, что ГОСТ утвержден для добровольного применения, следовательно, применяется волеизъявлению организации и не может быть принудительно вменен в обязанность. В самом содержании ГОСТа (раздел 1. Область применения) говорится, что он распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети «Интернет» и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации. Из этого следует, что в ГОСТе есть 2 вида характеристик: для интернет-ресурсов и компьютерного оборудования. В разделе 4 определены следующие уровни доступности информации для инвалидов по зрению: уровень А - уровень минимальной доступности. Позволяет инвалиду по зрению обеспечить доступность к интернет-ресурсу без потерь информации. уровень АА - уровень полной доступности. Позволяет инвалиду по зрению обеспечить доступность ко всем структурным элементам интернет-ресурса. уровень ААА - уровень доступности специализированных интернет-ресурсов для инвалидов по зрению. Позволяет инвалиду по зрению обеспечить доступность к интернет-ресурсу с использованием специальных технологий этого ресурса, разработанных для людей с ограничениями по зрению. В требованиях к сайтам образовательных учреждений, изданных после данного ГОСТа (постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 582), указание на обязательные уровни А-ААА отсутствует. Далее ГОСТ устанавливает требования уже к рабочим местам инвалидов, то есть конкретным компьютерам (п. 4.З.): аудио дисплей и программа экрана увеличения, указанные в иске. Но данные места в учреждении не функционировали и не функционируют, инвалидов ни среди работников, ни среди обучающихся не имеется. Программа экранного увеличения, воспринимаемости информации пользователями с нарушением зрения может использоваться в программах за счет функции «Масштаб», которая имеется в обычных компьютерах. Поэтому для оборудования компьютерного рабочего места учреждением для работы инвалидов по зрению в данный момент отсутствуют фактические и законные основания. Указание на развитие различных форм поддержки инвалидов и поощрение их доступа к информационным системам не является достаточным основанием к понуждению образовательного учреждения путем судебного иска к оборудованию мест пользования неограниченного круга лиц. По смыслу ч. 2 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов поощрением граждан, нуждающихся в особой защите, не может быть обязывание юридического лица на какие-либо действия. Кроме того, обязательства по социальной поддержке инвалидов относятся к полномочиям РФ и субъектов («государство-участники Конвенции»), поэтому муниципальное учреждение не является надлежащим ответчиком. Принимая во внимание изложенное, иск не может быть удовлетворен.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно чч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 582, настоящие Правила определяют порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом <данные изъяты>, в целях обеспечения открытости и доступности указанной информации.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил технологические и программные средства, которые используются для функционирования официального сайта, должны обеспечивать: а) доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы; б) защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении нее; в) возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление; г) защиту от копирования авторских материалов.
В статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под сайтом в сети «Интернет» понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет», а под страницей сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
Согласно Уставу МАУ ДО ДЮЦ "М" является образовательной организацией дополнительного образовании, осуществляющей в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Учредителем учреждения является городской округ «Город К.». Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет комитет по образованию администрации городского округа «Город К.».
Из ответа директора МАУ ДО ДЮЦ "М" прокурору М. района г. К. видно, что на базе МАУ ДО ДЮЦ "М" нет специализированных дополнительных общеразвивающих программ осуществляющих образовательно-развивающую деятельность детей с ОВЗ, в том числе по зрению. Дети с ограниченными возможностями здоровья в данном учреждении не обучаются, в том числе по зрению, в связи с тем, что здание учреждения довоенной постройки – технические решения невозможны.
Установлено, что МАУ ДО ДЮЦ "М" имеет официальный сайт в сети «Интернет» – <данные изъяты>
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.
Закрепляющее названную обязанность положение части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о техническом регулировании, определяет деятельность управомоченных субъектов в указанной сфере.
Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О техническом регулировании» предусмотрено, что национальный стандарт применяется на добровольной основе.
Приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 года № 1789-ст «Об утверждении национального стандарта» утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», с датой введения в действие 01 января 2014 года, взамен ГОСТ Р 52872-2007.
Настоящий стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8).
Согласно п. 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 года № 1146-ст) применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании: организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация); нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации; соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил); указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.
Как указывал в судебном заседании представитель ответчика, дополнительных инструкций либо приказов, в которых имеется ссылка на ГОСТ Р 52872-2012, ни ответчиком, ни 3-им лицом не издавалось. При размещении сайта ответчик руководствовался Федеральным законом «Об образовании в РФ, а также Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 582. Требованиям указанных нормативно-правовых актов сайт ответчика соответствует.
До введения в действие ГОСТ Р 52872-2012 действовал ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», который в силу п. 2 ст. 15 Федерального закона «О техническом регулировании» также применялся на добровольной основе.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из приведенных норм права следует, что обязанность по совершению определенных действий может быть возложена на гражданина или юридическое лицо только в случае, если она возникла у него в силу закона, договора или иного законного основания.
Учитывая, что ГОСТ Р 52872-2012 утвержден для добровольного применения и не обязателен для ответчика, отсутствуют иные нормативно-правовые акты обязательные для образовательных организаций дополнительного образовании, в которых содержатся требования доступности к интернет-ресурсам для инвалидов по зрению, исковые требования прокурора об обязании МАУ ДО ДЮЦ "М" в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на интернет-сайте <данные изъяты>МАУ ДО ДЮЦ "М", в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» удовлетворению не подлежат.
В силу требований ст. 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, ст. 210 ГПК РФ об исполнении решения суда в совокупности с положениями пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение должно быть исполнимым.
В то же время прокурор в уточненном исковом заявлении просит суд обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на интернет-сайте, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая, как указывалось выше, носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы исполнения закрепленной обязанности.
Рассматривая требования прокурора об обязании ответчика привести интернет-сайт <данные изъяты> в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», а именно: обеспечить интернет-ресурс средствами доступа к информации: аудиодисплеем (программой экранного доступа в сочетании с синтезатором речи по ГОСТ Р 52873), программой экранного увеличения, суд также приходит к следующему.
Согласно п. 4.3 ГОСТ Р 52872-2012 для обеспечения доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются: дисплеи для слабовидящих по ГОСТ Р 52871, аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи по ГОСТ Р 52873), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.
В судебном заседании в качестве специалиста был допрошен Фокин Г.О., который указал, что аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), а также программа экранного увеличения – это программное обеспечение, то есть программы, которые устанавливаются на индивидуальные рабочие места, т.е. на компьютеры. Этими программами нельзя оборудовать сайт. Сайт размещается на отдельном сервере учреждения. Отдельные программы экранного увеличения имеются, но по своим функциям они только дублируют функцию экранной лупы. Программа синтезатора речи не интегрируется с сайтом, устанавливается непосредственно на автоматизированное рабочее место, позволяет озвучить любой элемент любой программы, а не конкретного сайта. Экранное увеличение возможно достигнуть либо встроенным средством – экранной лупой, она есть в любой операционной системе, либо встроенной функцией браузера - масштабированием. Программа экранного увеличения – это программа, которая есть в любой операционной системе, устанавливать ее дополнительно не надо. В любом браузере (программа для просмотра сайтов) возможно отключить картинки и это делает пользователь. Возможно отключить картинки, но поменять фон нельзя. Пользователь единожды настраивает рабочее место под свои физические возможности. Человек с ограниченными возможностями по зрению может на своем рабочем месте убрать картинки и увеличить текст самостоятельно. Тактильный дисплей – это отдельное аппаратное устройство, представляет из себя устройство на подобие планшета, которое выводит информацию шрифтом Брайля. Оборудовать сайт тактильным дисплеем нельзя.
Таким образом, программные средства - аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи по ГОСТ Р 52873) и программа экранного увеличения являются основными средствами доступа к информации и входят в состав типового компьютерного рабочего места, то есть не могут быть установлены на интернет-сайте.
В соответствии с п. 3.1.12 ГОСТ Р 52872-2012 интернет-ресурс (internet-resource): элемент сети Интернет, например веб-страница, почтовый сервер или поисковая машина.
В п. 4.2 ГОСТ Р 52872-2012 указаны основные принципы, которых необходимо придерживаться при разработке интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению: воспринимаемость, управляемость, понятность, надежность.
В разделе 5 ГОСТ Р 52872-2012 в соответствии с основными принципами разработки и уровнями доступности интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, сформулированы основные требования к компонентам интернет-ресурсов.
Доказательств того, что интернет-сайт ответчика не соответствует основным требованиям к компонентам интернет-ресурсов, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, в удовлетворении исковых требований об обеспечении интернет-ресурса средствами доступа к информации: аудиодисплеем (программой экранного доступа в сочетании с синтезатором речи по ГОСТ Р 52873), программой экранного увеличения также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора М. района г. К. в интересах неопределенного круга лиц к МАУ ДО ДЮЦ "М" об обязании приведения официального сайта в сети Интернет в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2015 года
Судья | Р.И. Тимощенко | |