ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2120/2022 от 15.08.2022 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-2120/2022

УИД 66RS0003-01-2022-000707-48

Мотивированное решение изготовлено 15.08.2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 августа 2022 года г. Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Королевой Е.В., при секретаре судебного заседания Капустиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Уральский государственный лесотехнический университет» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Уральский государственный лесотехнический университет» (далее - ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет») о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов.

В обоснование иска указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства.

В ходе проведенной с привлечением ГКУ СО «ЦЭМиК» выездной проверки несанкционированные места размещения отходов установлены на земельных участках с географическими координатами 56,86498 с.ш. 60,30270 в.д.; 56,86411 с.ш. 60,30238 в.д.; 56,86381 с.ш. 60,30392 в.д.; 56,86384 с.ш. 60,30409 в.д.; 56,86419 с.ш. 60,30321 в.д.; 56,86381 с.ш. 60,30380 в.д.; 56,86383 с.ш. 60,30399 в.д., входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 66:41:0209209:2, на котором размещены отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные (код отхода по ФККО 73111001724), отходы продукции из термосплавов незагрязненные (код отхода по ФККО 43410000000), отходы растениеводства (код отхода по ФККО 11100000000).

Проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0209209:2 входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:41:0000000:44.

Согласно информации, предоставленной Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области, земельный участок в составе единого землепользования 66:41:0000000:44 исключен из границ Билимбаевского лесничества (земель лесного фонда) на основании Решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 № 66/30 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 №60/1 «Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года».

Лесные территории единого землепользования 66:41:0000000:44 вошли в границы населенного пункта «город Екатеринбург» с установлением категории - земли населенных пунктов и отнесены к городским лесам.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0209209:2 входит в границы особо охраняемой природной территории – памятник природы «Скалы «Северские» (ООПТ «Скалы «Северские»). Сведения о границах ООПТ «Скалы «Северские» внесены в ЕГРН в 2020 году.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 17.01.2001 №41-ПП «Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждения перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области» Скалы «Северские» являются геоморфологическим ботаническим памятником природы и относятся к особо охраняемым природным территориям областного значения.

Проведение мероприятий по защите лесов, произрастающих на ООПТ «Скалы «Северские», в том числе, по очистке территории от отходов, входит в полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области.

Согласно Паспорта на государственный памятник природы областного значения «Скалы «Северские», учреждением, взявшим на себя обязательство по охране государственного памятника природы, является ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», которое обязано выполнять перечень мер, необходимых для сохранения государственного памятника природы и пресечения нарушений режима охраны государственного памятника природы, а также по устранению их последствий и приведению государственного памятника природы в надлежащее состояние.

В этой связи обязанность по очистке земельного участка с кадастровым номером 66:41:0209209:2 должна быть солидарно возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет».

Наличие захламления земельных участков способно повлечь распространение пожаров, уничтожение флоры и фауны, иные тяжкие последствия, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, просит суд обязать Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» в солидарном порядке в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу очистить от захламления входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:41:0000000:44 земельные участки с географическими координатам 56,86498 с.ш. 60,30272 в.д.; 56,86411 с.ш. 60,30238 в.д.; 56,86381 с.ш. 60,30392 в.д.; 56,86384 с.ш. 60,30409 в.д.; 56,86419 с.ш. 60,30231 в.д.; 56,86381 с.ш. 60,30380 в.д.; 56,86383 с.ш. 60,30399 в.д., расположенные на территории земельного участка с кадастровым номером 66:41:0209209:2.

Помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора ШабалинаА.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по заявленным предмету и основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области – Дегтярева М.И., действующая на основании доверенности от 28.01.2022, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам представленного письменного отзыва на исковое заявление. Указала, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0209209:2, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:41:0000000:44, является бывшей территорией земель лесного фонда, исключенных из состава Билимбаевского лесничества на основании Решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 № 66-30 № 60/1 «Об утверждении Генерального плана развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года. Поскольку в настоящий момент территория единого землепользования 66:41:0000000:44 не относится к землям лесного фонда и к лесным участкам, находящимся в государственной собственности Свердловской области, полномочия в отношении данной территории у Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области отсутствуют. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу муниципального образования «город Екатеринбург», организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах муниципального образования, относятся к вопросам местного значения.

Представитель ответчика ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» - Глузман Д.В., действующая на основании доверенности от 15.03.2022, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам представленного письменного отзыва на исковое заявление и дополнений к нему. Согласно охранному обязательству от 22.03.2021 ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» обеспечивает выполнение следующих мер: уменьшение рекреационной нагрузки и антропогенного воздействия, санитарное содержание, принятие мер по пресечению нарушений режима охраны, а также по устранению последствий и приведение памятника в надлежащее состояние. По акту приема-передачи спорный земельный участок ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» не передавался. Утверждение границ и определение режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» не нарушало режим особой охраны на территории памятника природы регионального значения Скалы «Северские». Доказательств осуществления какой-либо деятельности, в том числе, ведущей к образованию твердых коммунальных отходов на земельном участке, не представлено. Доказательств, что после подписания охранного обязательства от 22.03.2021 появилась свалка, бездействия ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» не представлено. Охранное обязательство от 22.03.2021 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после даты подписания обязательства, в отношении действий, совершенных ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», ведущих к тем или иным правовым последствиям. ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» отношения к несанкционированной свалке не имеет. Цель деятельности организации не предусматривает образование твердых коммунальных отходов на земельных участках. Материальное финансирование ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» на ликвидацию несанкционированной свалки из бюджета субъекта не выделялось. Деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, контроль за осуществлением указанной деятельности, к уставной деятельности ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» не относится. Лицом, обладающим полномочиями по распоряжению земельными участками, на которых расположен памятник природы Скалы «Северские», является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области. По мнению ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», обнаруженные отходы на спорных земельных участках подлежат ликвидации ЕМУП «Спецавтобаза» с последующим возмещением расходов лицом, обладающим правомочием по распоряжению земельным участком, в данном случае либо Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области либо администрацией г. Екатеринбурга.

Представитель третьего лица администрации г. Екатеринбурга – Патрушев Р.В., действующий на основании доверенности от 21.12.2021, в судебном заседании поддержал правовую позицию прокурора. Указал, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0209209:2 относится к особо охраняемой природной территории регионального значения. Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданных государственных полномочий Российской Федерации в той же области, является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области. Ответственным за организацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок являются собственник либо пользователь земельного участка.

Представитель третьего лица ЕМУП «Спецавтобаза» - Бродников Д.А., действующий на основании доверенности от 30.06.2022, в судебном заседании полагал, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно представленного отзыва на исковое заявление, ЕМУП «Спецавтобаза» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Административного производственного образования-3 (Восточное) Свердловской области. Как следует из искового заявления, на земельном участке размещены отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные, отходы продукции из термопластов незагрязненные и отходы растениеводства. Помимо отходов из жилищ несортированных, исключая крупногабаритные, вышеуказанные отходы не относятся к твёрдым коммунальным отходам, следовательно на ЕМУП «Спецавтобаза» не может быть возложена обязанность по сбору, транспортированию и ликвидации. В адрес ЕМУП «Спецавтобаза» не поступали сведения о наличии места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0209209:2, входящем в единое землепользование – 66:41:00000000:44.

Представитель третьего лица администрации Железнодорожного района г.Екатеринбурга в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки не сообщил.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.

При таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело при данной явке в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснений лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Таким образом, Свердловский межрайонный природоохранный прокурор вправе обратиться в суд с рассматриваемым исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела следует, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства.

В ходе проведенной с привлечением ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» выездной проверки несанкционированные места размещения отходов установлены на территории Железнодорожного района на земельных участках с географическими координатами 56,86498 с.ш. 60,30270 в.д.; 56,86411 с.ш. 60,30238 в.д.; 56,86381 с.ш. 60,30392 в.д.; 56,86384 с.ш. 60,30409 в.д.; 56,86419 с.ш. 60,30321 в.д.; 56,86381 с.ш. 60,30380 в.д.; 56,86383 с.ш. 60,30399 в.д., входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 66:41:0209209:2, на котором размещены отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные (код отхода по ФККО 73111001724), отходы продукции из термосплавов незагрязненные (код отхода по ФККО 43410000000) (пленка), отходы растениеводства (включая деятельность по подготовке продукции к сбыту) (код отхода по ФККО 11100000000), что подтверждается экспертным заключением от 01.09.2021 № 55-2021. Большая часть отходов размещена более года назад, общая площадь участка, на котором осуществляется несанкционированное размещение отходов, составляет 300 кв.м. Объем размещенных отходов составляет не менее 20 куб.м.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0209209:2 входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:41:0000000:44.

Согласно информации, предоставленной Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области, земельный участок в составе единого землепользования 66:41:0000000:44 исключен из границ Билимбаевского лесничества (земель лесного фонда) на основании Решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 № 66/30 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 №60/1 «Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года».

Лесные территории единого землепользования 66:41:0000000:44 вошли в границы населенного пункта «город Екатеринбург» с установлением категории - земли населенных пунктов и отнесены к городским лесам.

При рассмотрении дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:44 находится в собственности Российской Федерации, расположен: Свердловская обл., г. Екатеринбург, расположен в северо-западной части кадастрового района «Екатеринбургский», категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для прочих объектов лесного хозяйства, по документу земли предприятий лесного фонда, общей площадью 44 622 500 кв.м.

Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0209209:2 входит в границы особо охраняемой природной территории – памятник природы «Скалы «Северские» (ООПТ «Скалы «Северские»). Сведения о границах ООПТ «Скалы «Северские» внесены в ЕГРН в 2020 году.

Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 17.01.2001 №41-ПП «Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждения перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области» Скалы «Северские» являются геоморфологическим ботаническим памятником природы и относятся к особо охраняемым природным территориям областного значения.

Факт размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0209209:2, вид отходов никем из лиц, участвующих в деле, не оспорены, а потому данные обстоятельства суд полагает установленными, как и то обстоятельство, что размещение отходов является несанкционированным.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Согласно положениям ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

С учетом приведенных норм права в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами суд приходит к безусловному выводу о том, что непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а потому при отсутствии мер со стороны уполномоченных лиц к добровольной ликвидации свалки, такая обязанность должна быть возложена на уполномоченное судом лицо.

Разрешая вопрос о лице, на которое должна быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, суд приходит к следующим выводам.

Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 7 Закона Свердловской области от 21.11.2005 № 105-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в Свердловской области» уполномоченный орган осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территориях областного значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением государственных бюджетных учреждений Свердловской области.

На основании п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 № 832-ПП, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, лесных отношений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.

Вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.

Как уже было установлено судом, земельный участок, на котором размещены несанкционированные свалки, входит в границы ООПТ «Скалы «Северские», следовательно проведение мероприятий по защите лесов, произрастающих на ООПТ «Скалы «Северские», в том числе по очистке территории от отходов, входит в полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области.

Также установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0209101:2 находится в постоянном (бессрочном) пользовании у ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», о чем представлены надлежащие доказательства, а именно повторное свидетельство о государственной регистрации права от 03.07.2015 (взамен свидетельства от 27.11.2008).

Более того, в материалы дела представлен приказ Министерства природных ресурсов Свердловской области от 01.10.2008 № 954, в соответствии с которым ГОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» (в настоящий момент - ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет») в постоянное (бессрочное) пользование для использования в целях осуществления научно-исследовательской деятельности предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0000000:44 и 66:41:0000000:45.

То есть, ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» как землепользователь земельного участка в силу положений ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязан выполнять мероприятия по утилизации отходов, а также ликвидировать несанкционированные свалки. Наличие несанкционированных свалок на земельном участке, находящемся в пользовании ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», свидетельствует о ненадлежащем исполнении последним своих обязательств как землепользователем. Университет обязан содержать предоставленную ему территорию в надлежащем виде и не допускать загрязнение земель, принимать мер по их охране, пресекать нарушения режима охраны ООПТ «Скалы «Северские», а в случае его нарушения, устранять последствия и привести памятник в надлежащее состояние.

При установлении лица, на которого подлежит возложению обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, следует учитывать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в постановлении от 13.10.2015 № 26-П указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан как собственник, так и землепользователь. А потому их обязанность по ликвидации свалок является солидарной, поскольку каждый из них в равной мере несет ответственность за надлежащее состояние земельного участка, недопущение его захламления, а также за создание благоприятных условия для окружающей среды.

Статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Соответственно требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на ответчиков Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанности организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов, расположенных на земельном участке, являющемся предметом спора, суд считает подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» о необходимости установления виновного лица в размещении отходов на земельном участке и возложении на данное лицо обязанности по ликвидации свалок, суд отклоняет. На момент рассмотрения гражданского дела виновное в размещении отходов лицо установлено не было, в силу специфики спора, неоспоримого права граждан на благоприятную окружающую среду, а потому меры по ликвидации свалок должны быть своевременными и безотлагательными, что влечет обязанность правообладателя земельного участка предпринять все необходимые меры к расхламлению земельного участка и ликвидации негативных последствий для окружающей среды. Дальнейшее допущение бездействия ответчиков, выразившееся в нарушении требований природоохранного законодательства в части непринятия мер по ликвидации свалки, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации, и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды.

Органы местного самоуправления не обладают полномочиями по организации использования, охраны и защиты городских лесов в границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0209209:2, так как такие полномочия предоставлены им Лесным кодексом Российской Федерации только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Довод ответчика ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» о том, что обнаруженные отходы подлежат ликвидации ЕМУП «Спецавтобаза» судом отклоняются, поскольку на данном земельном участке выявлены не твердые коммунальные отходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Уральский государственный лесотехнический университет» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов, удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный лесотехнический университет» в солидарном порядке в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированного размещения отходов на земельных участках с географическими координатами 56,86498 с.ш. 60,30270 в.д.; 56,86411 с.ш. 60,30238 в.д.; 56,86381 с.ш. 60,30392 в.д.; 56,86384 с.ш. 60,30409 в.д.; 56,86419 с.ш. 60,30321 в.д.; 56,86381 с.ш. 60,30380 в.д.; 56,86383 с.ш. 60,30399 в.д., расположенными на территории земельного участка с кадастровым номером 66:41:0209209:2, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:41:0000000:44.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Кировский районный суд города Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Королева