Дело № 2-2122/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2016 года с. Толбазы
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Набиева Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Шайдуллине Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в г. Стерлитамак, Аургазинском, Гафурийском, Стерлибашевском, Стерлитамакском районах в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тукаевский сельский совет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в г. Стерлитамак, Аургазинском, Гафурийском, Стерлибашевском, Стерлитамакском районах в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Тукаевский сельский совет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки выявлено бездействие ответчика в обеспечении населения сельского поселения Тукаевский сельский совет качественной питьевой водой и не доведения объектов водоснабжения санитарным правилам. В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»:
- п. разд. 4, п. 4.1 проба воды, отобранные из общественных колодцев в <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 по санитарно - химическим показателям - нитраты (от 54, 9 до 134,4 мг.дм в кубе, при норме не более 45,0 мг.дм в кубе), жесткость (от 10,4 до 16,8 мг.дм в кубе, при норме не более 10,0 мг.дм. в кубе (протоколы лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ).
- п. разд. 4, п. 4.1 отобранные пробы из общественных колодцев в <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 по микробиологическим показателям общие колиморвные бактерии, термоталирантные колиформные бактерии (от 1,6 до 6,0 КОЕ/мл в норме не должно быть) (протоколы лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ);
- п. 3.3.3, п. 3.3.4 Общественные колодцы населенных пунктов <адрес> не огорожены, не оборудованы навесами, скамьями для ведер;
- п. 5.5. Не проводится чистка общественных колодцев <адрес> с одновременным текущим ремонтом не реже 1 раза в год и его дезинфекция (не представлены акты чистки и дезинфекции колодца);
2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями):
- проба воды, отобранной из централизованного источника водоснабжения (водоразборная колонка) по адресу: <адрес> не соответствуют п. 3.4 санитарных правил
по содержанию жесткости (9,9 мг.дм.3 при норме не более 7,0 мг.дм.3) (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ.).
- п.2.4 не разработана и не согласована рабочая программа производственного контроля питьевой воды и не осуществляется производственный лабораторный контроль качества воды
3) СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»:
- п. 3.2.1.1 территория первого пояса зоны санитарной охраны источника <адрес> по периметру не ограждена.
- п. 1.13. отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения <адрес>
4) Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О водоснабжении и водоотведении":
- ст. 38 - Не разработана схема водоснабжения населенного пункта, включающую плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями
5) СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (с изменениями):
- п.4.1. Не составлена программа производственного контроля и не проведены лабораторные исследования воды из источников водоснабжения.
На основании изложенного, истец просит:
1) признать действия (бездействия) администрации сельского поселения Тукаевский сельский совет муниципального района Аургазинского район Республики Башкортостан, выразившиеся в том, что объекты и сооружения водоотведения и водоснабжения населения Аургазинского района, оборудованы и эксплуатируются с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства;
2) обязать администрацию сельского поселения:
- провести мероприятия по приведению питьевой воды из общественных колодцев в <адрес> и из централизованного источника водоснабжения д. Ахметово, в соответствие требований раздела 4, п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» и п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями);
- разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (источники питьевого водоснабжения <адрес> санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
3) установить срок согласно предписания № от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истца ФИО1 заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям изложенным в иске и установить срок устранения выявленных нарушения до 10 июля 2017 г.
Представитель ответчика ФИО2 против удовлетворения исковых требований не возражала, признав наличие выявленных в ходе проверки истца нарушений и проведение работ по их устранению.
Выслушав объяснения и доводы сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
На основании ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, а организации, осуществляющие подачу воды с использованием централизованного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно -эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 7 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 г. № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся вопросы, установленные Федеральным законом.
К вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона. Настоящим Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных пунктами 5, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона.
Таким образом, на территории Республики Башкортостан за сельским поселениями закреплены вопросы, указанные в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к которым, в том числе, относится вопрос организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что на основании приказа руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в г. Стерлитамак, Аургазинском, Гафурийском, Стерлибашевском, Стерлитамакском районах от ДД.ММ.ГГГГ№, истцом проведена плановая проверка ответчика, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
1. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»:
- п. разд. 4, п. 4.1 проба воды, отобранные из общественных колодцев в <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 по санитарно - химическим показателям - нитраты (от 54, 9 до 134,4 мг.дм в кубе, при норме не более 45,0 мг.дм в кубе), жесткость (от 10,4 до 16,8 мг.дм в кубе, при норме не более 10,0 мг.дм. в кубе (протоколы лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ).
- п. разд. 4, п. 4.1 отобранные пробы из общественных колодцев в <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 по микробиологическим показателям общие колиморвные бактерии, термоталирантные колиформные бактерии (от 1,6 до 6,0 КОЕ/мл в норме не должно быть) (протоколы лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ);
- п. 3.3.3, п. 3.3.4 Общественные колодцы населенных пунктов <адрес> не огорожены, не оборудованы навесами, скамьями для ведер;
- п. 5.5. Не проводится чистка общественных колодцев <адрес> с одновременным текущим ремонтом не реже 1 раза в год и его дезинфекция (не представлены акты чистки и дезинфекции колодца);
2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями):
- проба воды, отобранной из централизованного источника водоснабжения (водоразборная колонка) по адресу: <адрес> не соответствуют п. 3.4 санитарных правил
по содержанию жесткости (9,9 мг.дм.3 при норме не более 7,0 мг.дм.3) (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ).
- п.2.4 не разработана и не согласована рабочая программа производственного контроля питьевой воды и не осуществляется производственный лабораторный контроль качества воды
3) СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»:
- п. 3.2.1.1 территория первого пояса зоны санитарной охраны источника <адрес> по периметру не ограждена.
- п. 1.13. отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения <адрес>
4) Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О водоснабжении и водоотведении":
- ст. 38 - Не разработана схема водоснабжения населенного пункта, включающую плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями
5) СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (с изменениями):
- п.4.1. Не составлена программа производственного контроля и не проведены лабораторные исследования воды из источников водоснабжения.
Факт выявленных нарушений подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось ответчиком.
По данным нарушениям должностное лицо – глава сельского поселения Тукаевский сельский совет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан привлечен к административной ответственности по ст. 6.5, 6.3, 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для устранения выявленных нарушений ответчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому сроки для устранения выявленных нарушений определены до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку ответчиком не исполняются возложенные на него законом обязанности по организации водоснабжения, водоотведения населения в границах сельского поселения, соответствующего установленным требованиям, что приводит к нарушению санитарного законодательства, а так же законодательства в сфере обеспечения граждан качественной и безвредной водопроводной водой, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей.
Доказательств того, что на момент проведения плановой проверки и на момент рассмотрения дела устранены выявленные нарушения, ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Учитывая, что крайний срок устранения выявленных нарушений определен истцом в предписаниях выданных ответчику до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что ответчиком указанные выше нарушений подлежат устранению в обозначенный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в г. Стерлитамак, Аургазинском, Гафурийском, Стерлибашевском, Стерлитамакском районах в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тукаевский сельский совет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения Тукаевский сельский совет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, выразившиеся в том, что объекты и сооружения водоотведения и водоснабжения населения сельского поселения Тукаевский сельский совет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в <адрес> оборудованы и эксплуатируются с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать администрацию сельского поселения Тукаевский сельский совет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан:
- провести мероприятия по приведению питьевой воды из общественных колодцев в <адрес> и из централизованного источника водоснабжения <адрес>, в соответствие требований раздела 4, п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» и п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями);
- разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (источники питьевого водоснабжения <адрес>) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Установить срок совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий п/п Р.Р. Набиев