Копия № Учет: 2.200 Дело № ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Приволжский районный суд <адрес> Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Алтынбековой А.Е., при секретаре судебного заседания Фазуллиной И.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в защиту интересов прав субъекта персональных данных к Зе Эндуранс Интернешнл Груп.Инк. в защиту прав субъекта персональных данных, У С Т А Н О В И Л: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> (далее по тексту – Управление Роскомнадзора по <адрес>, истец) обратилось в суд с иском к Зе Эндуранс Интернешнл Груп.Инк. в защиту прав субъекта персональных данных. В обоснование требований указано, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> (Татарстан) (далее - Управление), в ходе рассмотрения обращения гражданина Баева ЭК, выявлен факт незаконного размещения его персональных данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по следующему URL-адресу: <данные изъяты>, что является нарушением прав и законных интересов гражданина Баева Э.К. как субъекта персональных данных, поскольку предоставление неограниченному кругу лиц доступа к его персональным данным на указанной интернет-странице, осуществляется без его соответствующего согласия.Согласно заявлениям гр. Баева Э.К. вх. от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, он не давал согласия на обработку, в том числе на распространение в сети «Интернет» его персональных данных (фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса проживания, e-mail, номера мобильного телефона, места работы, должности, фотоизображения и других), и не предоставлял иных законных оснований на обработку указанных персональных данных. Таким образом, администратором интернет-сайта <данные изъяты>/ допущено нарушение упомянутого выше требования части 1 статьи 9 и требования конфиденциальности, установленного статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных». Незаконное распространение персональных данных гражданина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает права и свободы человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе право на неприкосновенность его частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>. По данным интернет-сервисов <данные изъяты> установлено, что администратором интернет-сайта https ://<данные изъяты> является юридическое лицо Зе Эндуранс Интернешнл Груп. Инк., адрес: <адрес>. На основании изложенного, истец просит признать деятельность регистратора интернет-страницы <данные изъяты> незаконной и нарушающей права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>. Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на интернет-странице <данные изъяты>, информацией, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принять меры по ограничению доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, путем внесения доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети В судебное заседание представитель истца не явился, предоставив суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные требования поддержал. Представитель ответчика о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен посредством направления извещения по почте, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, при этом в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил, также не просил об отложении судебного разбирательства, в связи с чем суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – в порядке заочного производства. Суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим мотивам. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 228 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В соответствии с пунктом 1 Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных. Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно пункту 5 (подпункту 5.1(1).) Положения, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обеспечивает, организует и осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Федерального закона «О персональных данных» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, защиту своей чести и доброго имени. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 данного Федерального закона персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Согласно пункту 1 части 1, части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается, в том числе с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона. Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ «О персональных данных», субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав. В силу частей 1, 2, 8 и 9 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную <данные изъяты>, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Частью 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Согласно части 5 указанной статьи, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 части 5 указанной статьи предусмотрено, что основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роскомнадзора по <адрес> с обращением обратился Баев ЭК, в котором просит удалить его персональные данные на указанных страницах сайтов в сети Интернет, которые были размещены без его согласия. ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения обращения, выявлен факт незаконного размещения его персональных данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по следующему URL-адресу: <данные изъяты>, что нарушает права и законные интересы граждан как субъектов персональных данных посредством предоставления неограниченному кругу лиц доступа к их персональным данным на страницах сайтов без их соответствующего согласия. Факт предоставления доступа неограниченному кругу лиц к персональным данным граждан был установлен посредством обращения к поисковой системе сети Интернет. Указанная информация подтверждается скриншотами страниц сайта <данные изъяты> Указанный интернет-ресурс при отображении браузером содержит персональные данные физических лиц, включая фамилию, имя, отчество, дату рождения, возраст, фотоизображения, сведений об образовании, стаже, профессиональной деятельности и других. По данным интернет-сервисов <данные изъяты>.com установлено, что администратором интернет-сайта <данные изъяты> является юридическое лицо Зе Эндуранс Интернешнл Груп. Инк., адрес: <адрес> Организация, оказывающая услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет», а также осуществляющие обеспечение функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» в отношении вышеуказанного интернет-ресурса, также находится на территории Украины. Таким образом, исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку действующим законодательством Российской Федерации в области персональных данных установлено обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требования не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии согласия Баева Э.К. на размещение его персональных данных на интернет-ресурсе <данные изъяты>, а также что обработка и размещение персональных данных осуществлялась в установленном законом порядке, ответчиком не представлено. Согласно п.4 ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Согласно п.5 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В силу ч.ч.1, 2 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр), в который включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии с п.5 ст. ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения сведений в Реестр, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно ст.9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с п.3 ст. ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу п.п. 2, 3 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Таким образом, информация, размещенная в сети «Интернет» по URL-адресу: <данные изъяты>/, а именно персональные данные Баева Э.К., его фамилия, имя, отчество, место работы, должность, страна и город проживания, возраст, является информацией, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации, а потому данная интернет-страница подлежит внесению в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства в области персональных данных, в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице <данные изъяты> информация обрабатывается с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Деятельность регистратора интернет-страницы <данные изъяты> по распространению персональных данных граждан посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без их согласия не соответствует требования законодательства Российской Федерации, нарушает права и законные интересы граждан, в том числе право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной <данные изъяты>, в связи с чем подлежит признанию незаконной. Таким образом, суд полагает требования Управления Роскомнадзора по <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд З А О Ч Н О Р Е Ш И Л: Исковое заявление управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в защиту интересов прав субъекта персональных данных к Зе Эндуранс Интернешнл Груп.Инк. в защиту прав субъекта персональных данных - удовлетворить. Признать деятельность регистратора интернет-страницы <данные изъяты> незаконной и нарушающей права гражданина Баева ЭК на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>. Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на интернет-странице <данные изъяты>, информацией, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных По вступлении заочного решения суда в законную силу направить копию данного заочного решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для принятия мер по ограничению доступа к информации в сети Интернет, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, путем внесения указателей страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства в области персональных данных, в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных интернет-страницу <данные изъяты> Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья. Копия верна подпись Судья Приволжского районного суда <адрес> А.Е.Алтынбекова |