Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ноябрьск ЯНАО 1 октября 2018 года
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи ГАБОВОЙ Т.Н.,
при секретаре судебного заседания НАСЫРОВОЙ С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2124-2018 по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска о признании незаконным решения о прекращении выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, признании права на получение пособия и восстановлении выплаты пособия,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском. В обоснование исковых требований указала, что они являются опекуном недееспособной ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. До 1 сентября 2018 года в соответствии с Законом ЯНАО от 20 декабря 2016 года № 107-ЗАО «О ежемесячном пособии опекунам совершеннолетних недееспособных граждан» получала ежемесячное пособие как опекун. С 1 сентября 2018 года ей прекратили данную выплату в связи с внесенными постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2017 года № 1016-П изменениями в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2015 года № 680-П, которым утвержден перечень документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Недееспособная ФИО5 зарегистрирована в городе Ноябрьске по адресу: ЯНАО <адрес>, по месту пребывания и имеет регистрацию по месту жительства за пределами округа. С решением ответчика о прекращении выплаты пособия не согласна. Просит признать решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан незаконным, признать за ней право на получение указанного пособия с 1 ноября 2017 года и восстановить выплату пособия с 1 сентября 2018 года.
В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Указала, что ФИО5, признанная недееспособной, фактически постоянно проживает в городе Ноябрьске.
Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска, ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, привела доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, суть которых сводится к необоснованности исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2016 года 107-ЗАО «О ежемесячном пособии опекунам совершеннолетних недееспособных граждан» (далее – Закон ЯНАО № 107-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством устанавливает дополнительную меру социальной поддержки в виде ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан.
В соответствии со статьей 2 Закона ЯНАО № 107-ЗАО ежемесячное пособие назначается опекуну на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна совершеннолетнему недееспособному гражданин, исполняющему свои обязанности безвозмездно, при соблюдении следующих условий:
постоянного проживания опекуна и подопечного на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;
если опекун не является лицом, обязанным в силу решения суда, вступившим в законную силу, содержать своего подопечного.
Назначение опекуну ежемесячного пособия осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства подопечного с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором опекун обратился в указанный орган с заявлением о назначении ежемесячного пособия, но не ранее возникновения права на указанную меру социальной поддержки.
Размер ежемесячного пособия составляет 5750 рублей.
Основания для прекращения выплаты ежемесячного пособия установлены в статье 3 Закона ЯНАО № 107-ЗАО.
Выплата ежемесячного пособия прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в части 1 статьи 3 Закона ЯНАО № 107-ЗАО.
Порядок предоставления и прекращения выплаты ежемесячного пособия определяется постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа (статья 4 Закона ЯНАО № 107-ФЗ).
Во исполнение статьи 4 Закона ЯНАО № 107-ФЗ Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением от 28 апреля 2017 года № 398-П утвердило Порядок предоставления и прекращения выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан (далее – Порядок).
Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2017 года.
Порядок определяет процедуры предоставления и прекращения выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, исполняющим свои обязанности безвозмездно, в соответствии с Законом ЯНАО № 107-ЗАО.
В соответствии с пунктами 2, 3, 3-1 Порядка (в редакции постановлений Правительства ЯНАО от 28 июня 2017 года № 633-П, от 6 августа 2018 года № 817-П) для назначения ежемесячного пособия опекуны обращаются в орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного с заявлением о назначении ежемесячного пособия опекунам.
Заявление подается с предъявлением:
паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подопечного;
документов, подтверждающих постоянное место жительства на территории автономного округа заявителя и подопечного, в случае отсутствия регистрации по месту жительства на территории автономного округа.
В заявлении указываются:
наименование органа опеки и попечительства, в который подается заявление;
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя и подопечного; сведения о месте жительства на территории автономного округа (почтовый индекс, наименование района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпус, квартира) на основании записи в документе, удостоверяющем личность, или ином документе, подтверждающем постоянное место жительства заявителя и подопечного на территории автономного округа;
контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии);
дата рождения заявителя;
сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя и подопечного (наименование, серия и номер, кем и когда выдан, код подразделения, место рождения);
страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (при наличии и по желанию заявителя); идентификационный номер налогоплательщика физического лица (при наличии и по желанию заявителя);
реквизиты кредитной организации, расположенной на территории муниципального образования в автономном округе для перечисления денежных средств (наименование кредитной организации, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер лицевого счета заявителя), либо наименование организации почтовой связи.
Правительством ЯНАО 23 июля 2015 года принято постановление № 680-П «Об утверждении перечня документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее – Перечень).
Данный Перечень определяет документы, на основании которых устанавливается постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в целях оказания органами социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе либо государственным казенным учреждением автономного округа «Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа» департаментом социальной защиты населения автономного округа, организациями, которые находятся в ведении департамента, которым предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг на территориях одного или нескольких муниципальных образований в автономном округе, перечень которых утвержден постановлением Правительства автономного округа, социальной поддержки (помощи), социальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств окружного бюджета.
Согласно пунктам 2, 3 Перечня (в редакции постановлений Правительства ЯНАО от 11 ноября 2016 года № 1071-П, от 16 февраля 2017 года № 95-П, от 28 сентября 2017 года № 1016-П, от 21 июня 2018 года № 635-П) постоянное проживание гражданина на территории автономного округа подтверждается документом, в соответствии с которым имеется возможность установления (подтверждения) места жительства гражданина на территории автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Документами, в соответствии с которыми имеется возможность установления (подтверждения) места жительства гражданина на территории автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, являются:
паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства;
свидетельство о регистрации по месту жительства;
свидетельство о регистрации по месту пребывания при отсутствии регистрации по месту жительства за пределами автономного округа;
судебное решение, устанавливающее факт постоянного проживания.
Подпункт «в» пункта 3 Перечня дополнен словами «при отсутствии регистрации по месту жительства за пределами автономного округа» в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2017 № 1016-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2015 года № 680-П», принятым в целях совершенствования механизма предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Ямало-Ненецком автономном округе. Изменения вступили в силу 13 октября 2017 года и в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на права и обязанности сторон, возникшие после введения его в действие.
Таким образом, в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Перечня с 13 октября 2017 года свидетельство о регистрации по месту пребывания является документом, подтверждающим постоянное проживание гражданина на территории автономного округа, лишь при отсутствии регистрации по месту жительства за пределами автономного округа.
Выплата опекунам совершеннолетних недееспособных граждан ежемесячного пособия является дополнительной мерой социальной поддержки, в связи с чем, определение оснований, порядка, размера и условий реализации данной меры социальной поддержки также относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 5 Закона ЯНАО № 107-ФЗ финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств окружного бюджета.
Из материалов дела видно, что истец ФИО1 является опекуном недееспособной ФИО5, и с 1 февраля 2017 года являлась получателем ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан.
У ФИО5 имеется регистрация в городе Ноябрьске по месту пребывания по адресу: ЯНАО <адрес>, и постоянная регистрация по месту жительства за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания и копией паспорта на имя ФИО5.
Указанные документы были представлены истцом в орган опеки и попечительства при назначении ежемесячного пособия.
В связи с внесением в Перечень вышеуказанных изменений выплата ежемесячного пособия истцу как опекуну совершеннолетнего недееспособного гражданина, назначенная на основании свидетельства о регистрации по месту пребывания и постоянной регистрации по месту жительства за пределами автономного округа, была пересмотрена и прекращена с 1 сентября 2018 года по причине утраты права на получение пособия.
Доказательства того, что истцом после вступления в силу изменений были представлены в орган опеки и попечительства документы из числа документов, перечисленных в пункте 3 Перечня, не представлено.
Таким образом, принятое ответчиком решение о прекращении выплаты пособия истцу в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства, а соответственно, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения о прекращении выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, признании права на получение пособия с 1 ноября 2017 года и восстановлении выплаты пособия с 1 сентября 2018 года.
Доводы истца о наличии достаточных доказательств, подтверждающих факт проживания ФИО5 на территории города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа, судом во внимание не принимаются, поскольку истцом оспаривается принятое ответчиком решение о прекращении выплаты пособия, в связи с чем, обстоятельствами, имеющими юридическое значение при рассмотрении настоящего спора, являются, в частности: соответствие принятого решения требованиям закона, представление истцом всех документов, подтверждающих наличие у них права на получение пособия и необходимых для его назначения.
Как указывалось судом выше, доказательства представления истцом всех необходимых для продолжения выплаты пособия документов в материалах дела отсутствуют.
Принятие настоящего решения не препятствует истцу вновь обратиться в Управление социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска за назначением ежемесячного пособия, представив документы, подтверждающие постоянное проживание ФИО5 на территории автономного округа, из числа документов, указанных в пункте 3 Перечня, в частности, судебное решение, устанавливающее факт проживания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска о признании незаконным решения о прекращении выплаты ежемесячного пособия опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, признании права на получение пособия и восстановлении выплаты пособия отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Т.Н. Габова