ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2124/2021 от 06.07.2022 Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№ 2-2124/2021

УИД 61RS0006-01-2014-005036-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«06» июля 2022 года

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе:

судьи Коваленко И.А,

при секретаре Мальцевой В.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СПК «Прометей-2» к Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону, третьи лица: СНТ «Виноградарь», ДИЗО г. Ростова-на-Дону, о признании имущества бесхозяйным,

УСТАНОВИЛ:

СПК «Прометей-2» обратился в суд с требованиями о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в муниципальную собственность, указывая, что на территории ДНТ «Ростсельмашевец» в кадастровом квартале находится газопроводная сеть, построенная пайщиками СПК «Прометей-2». Данные газовые сети подключены к основному газопроводу, который в свою очередь находится на земельных участках расположенных в кадастровых кварталах

Согласно выписке ФГИС ЕГРН от 03.02.2022 года земельный участок, месторасположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес> имеет правообладателя –Управление благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону, на праве постоянного (бессрочного) пользования 61-61-01/165/2008-186 ДД.ММ.ГГГГ.

Так, именно на данном земельном участке находится основная газопроводная сеть.

Пайщики СПК «Прометей-2» подключены к ней через сеть надземного газопровода низкого давления.

В связи с тем, что данная сеть находится в неудовлетворительном состоянии, Кооператив, обратился с заявлением в Администрацию Первомайского района г, Ростова-на-Дону с просьбой рассмотреть данный вопрос и во исполнение установленного порядок принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйного движимого и недвижимого имущества провести мероприятия по включению вышеуказанной газопроводной сети и ШРП в количестве 6 штук, в муниципальную собственность, как безхозяйного.

Ответным письмо от 11.04.2022 года сообщено, что в силу федеральных законов № 66 от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих обьединениях граждан и ФЗ РФ №217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 года данное имущество является долевой собственностью СНТ «Виноградарь» т.к. построено за счет членских, целевых взносов членов товарищества.

Однако, ответчик не предоставил доказательств того, что имущественный комплекс газораспределения прошел государственную регистрацию прав и принадлежит СНТ «Виноградарь».

На основании изложенного истец, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд признать бесхозяйным недвижимое имущество - газопровод низкого давления, проходящего по территории СНТ «Виноградарь» по переулкам <адрес> на землях городских лесов шкафных пунктов редуцирования газа (ШПРГ) в количестве шести штук с вводами в них газопровода высокого давления 27,7м (d 57мм) и низкого давления (кадастровые кварталы 61:44:0020502 и 61:44:0020518).

В судебное заседание представитель истца Хаишева О.А, действующая по доверенности, в судебном заседании уточненный иск поддержала и просила его удовлетворить.

Представитель ответчика Сиволобова М.А, действующая по доверенности, в судебном заседании уточненный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.

Представитель третьего лица СНТ «Виноградарь» Муллер В.В, действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований, полагая их законными и обоснованными.

Представитель третьего лица ДИЗО г. Ростова-на-Дону в суд не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 ГК РФ.

Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из содержания статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.

Порядок принятия в муниципальную собственность г.Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей регламентируется Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 N 336 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества».

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, истец просил признать объекты газоснабжения бесхозяйным имуществом, ссылаясь при этом на порядок, установленный Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 N 336 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества» в части, регламентирующей порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйного движимого имущества.

Судом установлено, на территории Первомайского района г. Ростова-на-Дону «Ростсельмашевец» в кадастровом квартале находится газопроводная сеть, построенная пайщиками СПК «Прометей-2». Данные газовые сети подключены к основному газопроводу, который в свою очередь находится на земельных участках расположенных в кадастровых кварталах

Согласно выписке ФГИС ЕГРН от 03.02.2022 года земельный участок, месторасположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером имеет правообладателя –Управление благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону, на праве постоянного (бессрочного) пользования года.

Так, именно на данном земельном участке находится основная газопроводная сеть.

Пайщики СПК «Прометей-2» подключены к ней через сеть надземного газопровода низкого давления.

В связи с тем, что данная сеть находится в неудовлетворительном состоянии, Кооператив, обратился с заявлением в Администрацию Первомайского района г, Ростова-на-Дону с просьбой рассмотреть данный вопрос и во исполнение установленного порядок принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйного движимого и недвижимого имущества провести мероприятия по включению вышеуказанной газопроводной сети и ШРП в количестве 6 штук в муниципальную собственность, как безхозяйного.

Заявление было обосновано тем, что надземный и подземный газопровод высокого давления представляет собой технологический комплекс кольцевой системы газораспределительной сети, состоящей из вышеуказанных газопроводов высокого и низкого давления, обеспечивающий равномерный режим давления и надежность газоснабжения потребителейприродного газа по <адрес> и т. д. г. Ростова-на-Дону, обусловлен радиусом действия газорегуляторных пунктов и фактически сложившейся зоны компактной застройки территории города, данные объекты представляют собой сложную вещь и попадают под категорию опасного производственного объекта.

Так же ответчику сообщалось, что виду отсутствия собственника газораспределительных сетей и ШРП - шкафные регуляторные пункты, который обязан нести бремя их содержания, существует угроза аварийной ситуации, которая может привести к длительному перерыву газоснабжения жилых домов, причинению вреда жизни и здоровью жителей, окружающей природной среде, а потому существует угроза нарушения прав и законных интересов жителей, чьи дома подключены к данному инженерному оборудованию,

Ответным письмо от 11.04.2022 года сообщено, что в силу федеральных законов № 66 от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих обьединениях граждан и ФЗ РФ №217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 года данное имущество является долевой собственностью СНТ «Виноградарь» т.к. построено за счет членских, целевых взносов членов товарищества.

Однако, как установлено решением Арбитражного суда Ростовской области, от 10 марта 2022 года, вступившим в законную силу, указанное имущество не принадлежит СНТ «Виноградарь».

Согласно требованием ст.6,7 Федерального закона « О газоснабжении Российской Федерации» №69-ФЗ от 31.03.1999г., газоснабжение в России - это единая система газоснабжения, представляет собой имущественным производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных длядобычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на другихоснованиях, предусмотренных законодательством РФ.

Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в РФ, и ее деятельность регулируется государством в порядке установленном законодательством РФ.

Согласно ст.14 указанного федерального закона для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов единой системы газоснабжения связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение единой системы газоснабжения не допускается.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.

Согласно п.4 4.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Принятие бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону производится в следующем порядке:

2.1.1. Администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, издает правовой акт о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного имущества. Администрация района города Ростова-на-Дону в течение 15 рабочих дней со дня обнаружения на территории района бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании топографической съемки участка территории, на котором расположен бесхозяйный объект, иных имеющихся документов по такому объекту, визуального обследования при участии отраслевого (функционального) органа Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организации, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, иных заинтересованных юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, устанавливает вид, назначение, наименование обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, адрес (адресный ориентир), кадастровый номер объекта (если имеется), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект, или иные параметры, позволяющие определить местоположение бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также площадь, количество этажей, материал наружных стен, материал основных конструкций (для площадных объектов в зависимости от типа (вида) площадных объектов), протяженность (длина), ширину, площадь, диаметр (сечение), материал, марку, количество (для линейных объектов в зависимости от типа (вида) линейных объектов).

Администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 10 рабочих дней после установления местоположения и характеристик бесхозяйного объекта недвижимого имущества:

направляет запросы в орган регистрации прав о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о бесхозяйном объекте недвижимого имущества (выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из ЕГРН), в адрес юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, о правовой принадлежности такого объекта;

в случае отсутствия зарегистрированного права собственности подает в средства массовой информации (далее - СМИ) (городская газета "Ростов официальный") объявление о выявлении на территории района города Ростова-на-Дону бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о необходимости явки в администрацию района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества лица, считающего себя собственником, и предоставления документов, подтверждающих его право собственности.

В объявлении указываются вид, назначение, наименование, адрес (адресный ориентир) и иные характеристики обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, указанные в настоящем пункте, срок (30 календарных дней) при котором лицо, считающее себя собственником, имеет право обратиться в администрацию соответствующего района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества будет передан в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону как бесхозяйный.

В случае неявки лица, считающего себя собственником бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечении одного месяца со дня публикации объявления в СМИ администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, обязана в течение 5 рабочих дней составить акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Если сведения о бесхозяйном объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в срок не более 5 месяцев с даты составления акта о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества проводит организационные мероприятия по изготовлению специализированной организацией технического плана бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

При выявлении несоответствия сведений о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, содержащихся в техническом плане объекта, сведениям о таком объекте, содержащимся в акте о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества и (или) объявлении о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества, опубликованном в СМИ, администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 5 рабочих дней с даты получения технического плана бесхозяйного объекта недвижимого имущества повторно подает в СМИ объявление о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества со сведениями о таком бесхозяйном объекте, содержащимися в техническом плане объекта.

В случае неявки лица, считающего себя собственником бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечении одного месяца со дня публикации объявления в СМИ администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, обязана в течение 5 рабочих дней составить акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Таким образом, конкретных мер к обследованию и принятию бесхозяйных объектов в муниципальную собственность в соответствии с требованиями Положения N 336 МКУ и администрацией района до настоящего времени не принято, выход в адрес местонахождения вышеуказанных газопроводов с целью обследования не осуществлен.

В настоящее время балансодержатель вышеуказанных объектов газоснабжения не определен, контроль за его техническим состоянием не осуществляется, конкретных мер к принятию указанных бесхозяйных объектов в муниципальную собственность в установленном порядке не принято.

Отсутствие собственника и балансодержателя вышеуказанного объекта влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обслуживанию имущества и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Осуществление газоснабжения потребителей при эксплуатации бесхозяйных объектов, создает угрозу и опасность причинения вреда жизни и здоровья неопределенному кругу лиц и не обеспечивает их конституционное право на охрану здоровья, предусмотренное ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Несоблюдение требований законодательства ставит под угрозу защищенность жизни здоровья граждан, сохранность их имущества, а также создает реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных сетей, учету таких сетей и их обращению в муниципальную собственность. В соответствии с Федеральным законом N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 16); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (п.8 ч. 1 ст. 16); сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа (п. 18 ч. 1 ст. 16). Если, реализуя свой интерес, субъект не узаконит, когда это необходимо, право собственности на вещь и просто вступит во владение ею, такая вещь, согласно российскому гражданскому законодательству, продолжит считаться бесхозяйной, поскольку фактический владелец (как и обладатель иного, помимо права собственности, вещного права) по смыслу п. 1 ст. 225 ГК РФ хозяином вещи не признается. Бесхозяйность вещи следует понимать как фактическое состояние вещи, безотносительное к праву собственности на нее, при котором данная вещь не находится ни в чьем обладании и (или) в отношении нее отсутствует интерес со стороны конкретного лица.

Определение бесхозяйной вещи, содержащееся в норме п. 1 ст. 225 ГК РФ и связывающее бесхозяйность вещи исключительно с вопросом о праве собственности на нее. Бесхозяйность вещи следует понимать как фактическое состояние вещи, безотносительное к праву собственности на нее, при котором эта вещь не находится ни в чьем обладании и в отношении нее отсутствует интерес со стороны конкретного лица.

Таким образом, суд полагает, что непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты спорного газового хозяйства может принести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности и непринятию мер по его содержанию и ремонту, что в свою очередь может повлечь неблагоприятные последствия и опасность для жизни и здоровья граждан, что является нарушением их прав.

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании указанного имущества бесхозяйным являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать бесхозяйным недвижимое имущество - газопровод низкого давления, проходящего по территории СНТ «Виноградарь» по переулкам <адрес>), расположенных вдоль <адрес> в <адрес> на землях городских лесов шкафных пунктов редуцирования газа (ШПРГ) в количестве шести штук с вводами в них газопровода высокого давления 27,7м (d 57мм) и низкого давления (кадастровые кварталы 61:44:0020502 и 61:44:0020518).

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

СУДЬЯ-

Мотивированное решение изготовлено 11.07.2022 года