Дело № 2-2125/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2013 года город Нальчик
Нальчикский городской суд КБР, в составе председательствующего судьи Тхазаплижевой Б.М., при секретаре Чегемовой Л.А., с участием представителя истца- Ульбашева А.Х., действующего по доверенности от 15.02.2013 г., удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа Эристовой М.А., представителя ответчика ДУГИ Местной администрации г.о. Нальчика - Тюбеевой М.Х., выступающей по доверенности №71 от 21.01.2013 г., представителя Местной администрации г.о. Нальчик- Ахаминова Р.А., выступающего по доверенности № 04 от 09.01.2013 г., представителя ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра» по КБР- Агоевой З.Б., действующей по доверенности от 01.02.2013 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Османова ФИО11 к Департаменту по управлению городским имуществом Местной администрации г.о. Нальчик, местной администрации г.о. Нальчик, третье лицо ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра» по КБР о возложении обязанности на ответчиков определить стоимость земельного участка, площадью 2900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по правилам п.1 ст. 2 ФЗ № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ», учитывая кадастровую стоимость земельного участка, действовавшую 29 июня 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Османов ФИО12 29.06.2012г. обратился в Местную администрацию городского округа Нальчик с заявлением о выкупе земельного участка площадью 2 900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что на указанном земельном участке находятся строения, принадлежащие ему на праве собственности.
Постановлением Местной администрации городского округа Нальчик № 1738 от 31.10.2012г. «О продаже земельного участка Османову К.М.» постановлено обязать ДУГИ по управлению городским имуществом подготовить в установленном порядке необходимый пакет документов по продаже Османову К.М. земельного участка, общей площадью 2 900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
На основании указанного постановления, ДУГИ Местной Администрации городского округа Нальчик произвело расчет стоимости земельного участка. В соответствии с указанным расчетом стоимость земельного участка составила 499 032 руб. Основываясь на данном расчете, истцу представлен договор купли-продажи земельного участка №23 со стоимостью земельного участка в сумме 499 032 руб.
Полагая данный расчет стоимости земельного участка незаконным, произведенным в нарушение действующего законодательства Османов К.М. 19 февраля 2013 года обратился в Нальчикский городской суд с исковым заявлением, в котором просил суд обязать ДУГИ Местной Администрации городского округа Нальчик определить стоимость земельного участка, площадью 2900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по правилам п.1 ст. 2 ФЗ № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ», учитывая кадастровую стоимость земельного участка, действовавшую 29 июня 2012 года.
В обоснование своих требований истец указал, что в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, либо готовит проект договора купли- продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении договора. На момент подачи его заявления 29.06.2012 года в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков на территории г. Нальчик действовали цены, определяемые согласно ст. 2 Федерального закона № 137-Ф3 от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Таким образом, при определении стоимости земельного участка, ответчик лишил истца права на льготы, предоставленные Федеральным законом №137-Ф3 от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ», согласно которой осуществлялась продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Также истец указал, что на момент обращения в адрес ответчика кадастровая стоимость соответствующего земельного участка составляла 148 480 руб. Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ, цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, не может превышать их кадастровую стоимость. Таким образом, даже если исходить из полной кадастровой стоимости, цена по договору не может превышать 148 480 руб. истец полагал недопустимым оценку земли устанавливать по стоимости определенной для периода времени с 01.01.2013 г.
Определением суда от 11 апреля 2013 г. к участию в деле привлечены Местная администрация г.о. Нальчик и третьим лицом ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра» по КБР.
В судебное заседание истец Османов К.М., будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела не явился, ранее просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя.
Представитель истца Ульбашев А.Х. исковые требования истца полностью поддержал, просил их удовлетворить, полагал доказанным факт нарушения ответчиками при вынесении своих процессуальных документов норм закона, в связи с чем требования истца, по его мнению, полностью обоснованы.
Представитель ДУГИ местной администрации г.о. Нальчик -Тюбеева М.Х. полагала требования истца необоснованными, подлежащими отклонению. В обоснование своих доводов указала, что распоряжение об определении стоимости было издано в период действия Постановления Правительства КБР, определяющего стоимость земли по полной кадастровой стоимости, которая была ДУГИ на тот момент была определена верно. Также представитель ответчика указывала на положения Гражданского кодекса РФ, устанавливающие необходимость соответствия договора действовавшему на момент его заключения законодательству РФ. Представитель ДУГИ пояснила, что договор купли-продажи был подготовлен 07 февраля 2013 года, а не 2012 г. -в дате имеется опечатка.
Представитель местной администрации г.о. Нальчика- Ахаминов Р.А. просил отказать в удовлетворении исковых требований за необоснованностью, указав, что распоряжение ДУГИ было издано на основании Постановления местной администрации г.о. Нальчика от 31.10.2012 г. Именно оно было основанием для продажи истцу земельного участка, а на момент его издания уже не действовали нормы закона, устанавливающие льготы при продаже земли. Ахаминов Р.А. полагал, что при определении стоимости земельного участка ДУГИ мог брать в расчет только нормативы, действовавшие на момент вынесения Постановления местной администрации г.о. Нальчика.
Представитель Кадастровой палаты Агоева З.Б. оставила решение вопроса на усмотрение суда, но пояснила что спорный земельный участок с кадастровым номером 07:09:0108014:49 в базе данных государственного кадастра недвижимости содержится со статусом ранее учтенный, с разрешенным использованием для складских помещений, с площадью 2900 кв.м. При проведении работ по определению кадастровой стоимости земельного участка выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости. Земельный участок был внесен в базу данных ГКН 21.11.2012г., тип участка - землепользование, расположенный по адресу: г.Нальчик, с.Хасанья, ул.Дружбы, д.31 с кадастровой стоимостью 148480руб. удельный показатель 51,20 руб. кв.м. При внесении сведений в ГКН допущена техническая ошибка, так как удельный показатель кадастровой стоимости равный 51.20 руб./кв.м, предусмотрен, в соответствии с Постановлением Правительства КБР от 24.12.2008г. №324-ПП, для земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе ИЖС. В соответствии с тем же Постановлением Правительства КБР для участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, сбыта и заготовок, куда входит спорный земельный участок, удельный показатель предусмотрен 172,08 руб./ кв.м, и кадастровая стоимость его составляла на момент обращения с заявлением истца 499032руб. Решением филиала от 20.11.2012г. №3422 техническая ошибка была исправлена. В настоящее время, в связи с тем, что с 01.01.2013г. вступило в силу Постановление Правительства КБР от 27.12.2012г. №293-П «О результатах актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов КБР» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 07:09:0108014:49 была пересчитана и установлена в сумме 330 049 руб.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года (Далее Вводный закон») в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Суд отмечает, что в Постановлении №1738 от 31.10.2012 г. Местная администрация г.о. Нальчик указывает: «в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ», учитывая зарегистрированное право собственности Османова К.М. на объект недвижимости постановляет: ДУГИ подготовить необходимый пакет документов по продаже Османову К.М. земельного участка».
В расчете стоимости земельного участка так же делается ссылка на Вводный закон.
Таким образом, сами ответчики -Местная администрация г.о. Нальчик и ДУГИ местной администрации г.о Нальчик, при вынесении Постановления о разрешении продажи земли истцу и при производстве расчета, признавали его право на льготный порядок выкупа спорного земельного участка, установленный Вводным законом.
Земельным кодексом КБР определение стоимости продажи земельных участков по льготной стоимости отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ приобретение земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами, имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
При этом цена земельных участков не может превышать в населенных пунктах с численностью населения:
1) свыше 250 тысяч человек - кадастровой стоимости земельных участков;
2) от 25 тысяч до 250 тысяч человек - 70 процентов кадастровой стоимости земельных участков;
3) до 25 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов - 50 процентов кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно Решения Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 28.10.2005 (ред. от 15.04.2011) "О земельном налоге" налоговая ставка в процентах к налоговой базе в отношении прочих земельных участков составляет 1,5%.
Налоговая база в соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Таким образом, выкупная стоимость земельного участка определяется следующим образом: высчитывается 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка площадью 2900 кв.м. на день подачи заявления о выкупе и результат умножается на 10.
Таким образом, суд полагает, что при подаче истцом оферты о заключении договора он вправе был рассчитывать на продажу ему спорного земельного участка за 15% кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Суд полагает, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации ответчику надлежало руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка на момент обращения истца за передачей ему в собственность земельного участка.
При этом суд исходит из того, что подача заявления о заключении договора купли-продажи земельного участка должна рассматриваться как оферта.
Согласно действующего гражданского законодательства офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом согласно ч.2 ст. 435 Гражданского кодекса РФ оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.
В данном случае ответчик получил оферту до вступления в силу изменений в законодательстве, что предполагает обращение Османова К.М. в местную администрацию г.о. Нальчик с предложением заключить договор на условиях, действующих на момент своего обращения с офертой.
Согласно ст. 440 Гражданского кодекса РФ когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока. Согласно ст. 441 ГК РФ когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, - в течение нормально необходимого для этого времени.
Согласно ст. 443 Гражданского кодекса РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом.
Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Согласно порядка, установленного ст. 36 Земельного кодекса РФ при поступлении от Османова К.М. заявления о передаче ему в собственность земельного участка под строениями, принадлежащими ему на праве собственности, Местной администрацией г.о. Нальчика постановление о продаже спорного земельного участка Османову К.М. или отказе в продаже надлежало вынести в течение месяца со дня обращения.
Между тем, местной администрацией была произведена волокита решения вопроса о продаже земельного участка в собственность истца. Поскольку постановление о продаже № 1738 было издано только 31.10.2012 г., т.е. спустя 4 месяца со дня обращения Османова К.М. Договор купли-продажи подготовлен ДУГИ только 7 февраля 2013 года. При этом суд отмечает, что ответчик, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса РФ о необходимости соответствия договора действовавшему законодательству на момент его заключения, указал стоимость земельного участка согласно Постановления Правительства КБР № 324-ПП от 24.12.2009 г., утратившего силу с 01.01.2013 года на основании Постановления Правительства КБР №293-П от 27.12.2012 г.
Судом, на основании показаний представителя Кадастровой палаты, в соответствии с Постановлением Правительства КБР №293-П от 27.12.2012 г., установлено, что на момент составления договора 07.02.2013 г. кадастровая стоимость спорного земельного участка снизилась с 499 032 рублей до 330 049 рублей.
Таким образом, суд полагает в любом случае нарушающим права истца указание в договоре стоимости земельного участка в размере 449032 рубля.
Суд при указанных выше обстоятельствах полагает требования истца подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Османова ФИО13 удовлетворить.
Возложить на Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации г.о. Нальчик определить стоимость земельного участка, площадью 2900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по правилам п.1 ст. 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ», учитывая кадастровую стоимость земельного участка, действовавшую 29 июня 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд КБР в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2013 года.
Председательствующий Тхазаплижева Б.М.
Копия верна:
Судья Нальчикского городского суда Тхазаплижева Б.М.