ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2126/18 от 26.10.2018 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2018 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Паршукова А.В.,

при секретаре Филипповой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда и штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда и штрафа. В обоснование требований иска указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы, им отправлен ряд регистрируемых почтовых отправлений, при этом ответчиком при доставке отправлений нарушены контрольные сроки. По данному поводу он обратился с претензией. Его претензия оставлена ответчиком без удовлетворения. В этой связи истец полагает, что нарушены его права как потребителя и ему причинён моральный вред, который он оценивает в 10 000 руб. и просит компенсировать, также взыскать штраф в размере 50% от присуждённой суммы.

В судебном заседании истец участия не принимал. Просил рассмотреть дел его его отсутствии.

Представитель ответчика, извещённого о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.

Представитель Управления Роспотребнадзора по ЯЕНАО просил рассмотреть дело без его участия и направил письменное заключение по делу, указав на отсутствие оснований удовлетворения иска ввиду недоказанности нарушения контрольных сроков доставки почтовых отправлений.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Заявляя свои требования, истец исходит из того, что является потребителем услуг почтовой связи, при этом ответчиком нарушены его права как потребителя в связи с не соблюдением контрольных сроков доставки ряда регистрируемых почтовых отправлений.

Основываясь на факте нарушения его прав как потребителя, истец со ссылкой на нормы действующего законодательства заявляет о компенсации морального вреда.

В силу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ установлено, что вред, причинённый личности, подлежит компенсации в полном объёме лицом, причинившим вред.

Согласно ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьёй 151 настоящего Кодекса.

На основании ч. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.Таким образом, условием удовлетворения заявленных требований о компенсации морального вреда является установление факта нарушения прав потребителя.

В ходе рассмотрения настоящего дела такой факт не был установлен.

Пунктом 10 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 г. № 234) установлено, что почтовые отправления делятся на простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа), принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил; регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем), принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.

Представленными по делу доказательствами подтверждается, что истец отправил в адрес суда и адвоката 7 отправлений - заказные письма и обычные.

Необходимо учитывать, что на основании п. 10 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции определены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. № 160) установлены контрольные сроки доставки отправлений.

В силу ч.1 ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.

При этом контрольные сроки доставки писем не были нарушены.

РПО принято в ОСП Харп 06.08.2018 г. и вручено ОСП Екатеринбург 11.08.2018 г. Контрольный срок, который составляет 11 дней, не нарушен.

РПО принято 08.08.2018 г. в ОСП Харп и прибыло в место вре\учения ОСП Омск 644099. Таким образом, установленный 11-ти дневный срок соблюдён.

РПО 62942022043262 принято 09.08.2018 г. ОСП Харп и 15.08.2018 г. доставлено в ОСП Омск, т.е. также с соблюдением срока доставки.

РПО 62942022045495 принято 13.08.2018 г. ОСП Харп и доставлено в место вручения в ОСП Владивосток 22.08.2018 г. Установлен контрольный срок доставки 10 дней. Данный срок не нарушен.

РПО принято 13.08.2018 г. в ОСП Харп и прибыло в ОСП Москва в течение 5 дней, в то время как контрольный срок доставки составляет 9 дней.

Из материалов дела следует, что истец обращался к ответчику с претензией, в которой указал на нарушение контрольных сроков доставки его отправлений. На данную претензию был дан ответ с разъяснением сроков доставки.

Каких-либо доказательств, опровергающих доводы ответчика, истец не представил. При этом контрольные сроки доставки отправлений установлены Постановлением Правительства РФ. Отправления содержали идентификатор, по которому отслеживается этап доставки каждого отправления. Сроки при этом не нарушены.

Таким образом, поскольку факт нарушения прав истца как потребителя не установлен, предусмотренные законом оснований для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.

Ввиду того, что требования потребителя не подлежат удовлетворении, оснований для взыскания штрафа также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда и штрафа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Судья А.В. Паршуков