ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2127/20 от 27.10.2020 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-2127/2020 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«27» октября 2020 года г. Тверь

Московский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Михайловой Т.Н.,

при секретаре Войновой Я.И.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании права на получение дубликата удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании права на получение дубликата удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указано, что он в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является гражданином, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается ранее выданным удостоверением серии . В настоящее время, вышеуказанное удостоверение истцом утеряно. С целью получения дубликата удостоверения истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче дубликата удостоверения, с приложением необходимых документов. Письмом Министерства социальной защиты населения Тверской области от 04 июля 2019 года исх. истцу было отказано ввиду того, что не представлены документы, подтверждающие период проживания в зоне радиоактивного загрязнения. Согласно приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 271, Министерства финансов Российской Федерации № 63н от 11 апреля 2006 года «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена выдача удостоверений как гражданам постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, так и гражданам выехавшим добровольно на новое место жительство из зоны проживания с правом на отселение. Полагает, что Министерство социальной защиты населения Тверской области препятствует в осуществлении права на меры социальной поддержки, гарантированные ему государством.

Истец просит признать действия Министерства социальной защиты населения Тверской области незаконными, обязать выдать дубликат удостоверения.

Истец ФИО1 в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил суду, что его мать на момент катастрофы постоянно проживала в <адрес>, состояла на учете в женской консультации, что подтверждается выпиской из амбулаторной карты, что дает ему право на получение удостоверения.

Представитель истца ФИО2 в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала по доводам изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Министерство не согласно с исковыми требованиями, считает из незаконными и неподлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно Приказа МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ и Минфина РФ от 11.04.2006 № 228/271/63Н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение; гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы; гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение. Эвакуация населения проходила только из зоны отчуждения соответствии с нормами радиационной безопасности. На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км население подлежало обязательному отселению, но не эвакуации. На остальной территории зоны отселения граждане самостоятельно принимали решение о выезде на другое место жительства. В соответствии с нормативными правовыми актами об утверждении перечней населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, населенный пункт <адрес> относился в зоне отселения, не к зоне отчуждения. Эвакуация населения из данного населенного пункта не производилась. Согласно справки администрации Яловского сельского поселения и справки администрации Красногорского района Брянской области от 07.08.2018 № 101 ФИО3 проживала и была зарегистрирована в вышеуказанном населенном пункте в период с 26.04.1986 года по 28.03.1987 года и в последствии выехала из зоны отселения и не была эвакуирована. Согласно паспорту Истца, он родился ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>. Документов, подтверждающих период проживания в зоне радиоактивного загрязнения, не представлено. Исходя из вышеизложенного, просим отказать в удовлетворении исковых требования ФИО1

Представитель Администрации Красногорского района Брянской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, будучи извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Исследовав имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Кроме того, заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>. Мать истца, ФИО3, постоянно проживала и была зарегистрирована в <адрес>, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1074 от 08.10.2015 г. отнесена к зоне отселения, что подтверждается справкой от 07.08.2018 года.

08.02.1994 года истцу выдано удостоверение серии , в подтверждение статуса гражданина, подвергшегося воздействию радиации, которое в последствие было утеряно.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделены на зону отчуждения, зону отселения, зону проживания с правом на отселение, зону проживания с льготным социально- экономическим статусом (ст. 7), а также выделены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, которые обладают различным льготным статусом, в том числе, такие категории как граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7 ч.1 ст. 13); граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации, подразделяются на категории, среди которых законом выделены граждане, постоянно проживающие на территории зоны отселения до их переселения в другие районы (п.9 ст. 13) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п. 6 ст. 13).

Из положений Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» усматривается, что законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом.

Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации на основании Приказа МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11.04.2006 года № 228/271/63н «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Указанный порядок предусматривает выдачу удостоверений как гражданам, постоянно проживающим на территории зоны отселения до их переселения в другие районы, так и гражданам переселенным (переселяемым) в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения.

Так как меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», для вышеуказанных категорий граждан различаются, то выдача удостоверений единого образца предусматривается по различным основаниям.

Как следует из Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», после добровольного переселения гражданина из радиоактивно загрязненной зоны, его статус изменяется.

Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите Граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» помимо категории граждан и мер социальной поддержки, также установлены специальные условия предоставления мер социальной поддержки, которые распространяются в обязательном порядке на граждан, проживавших на радиоактивно загрязненной территории после установленного законом времени.

Зонами радиоактивного загрязнения, в соответствии со ст. 7 закона «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, проживания с льготно социально-экономическим статусом.

ФИО1 обратился в Министерство социальной защиты населения Тверской области, где ему было отказано в выдаче дубликата удостоверения ввиду того, что не представлены документы, подтверждающие период проживания в зоне радиоактивного загрязнения.

Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС утверждены приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 11 апреля 2006 № 228/271/63н.

В соответствии с п. 2 указанного выше Порядка удостоверение выдается:

гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;

гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.

Согласно п. 10 Порядка в случае утраты (порчи) удостоверения уполномоченные органы по месту жительства выдают дубликат удостоверения на основании письменного заявления гражданина, в котором указываются обстоятельства утраты (порчи) удостоверения и место его получения. При утрате удостоверения уполномоченный орган по месту жительства гражданина в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает справку из органа внутренних дел, подтверждающую, что утраченное удостоверение не найдено. Испорченное удостоверение сдается по месту получения дубликата удостоверения.

<адрес>, согласно утвержденному Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утв. постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1074) относится к зоне отселения, а не к зоне отчуждения.

Эвакуация населения проходила только из зоны отчуждения в соответствии с нормами радиационной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, но не эвакуации.

Факт рождения истца в <адрес> подтверждается паспортом, и не оспаривается участниками процесса.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, правовых оснований для выдачи истцу дубликата удостоверения суд не находит, поскольку истцом не доказан факт проживания матери в зоне отчуждения, из которой все лица проживающие там, подлежали обязательной эвакуации. Действующим законодательством не предусмотрено оформление удостоверений детям первого и последующих поколений граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании права на получение дубликата удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья <данные изъяты> Т.Н. Михайлова

Решение принято в окончательной форме 02.11.2020 года.

Дело № 2-2127/2020 <данные изъяты>