ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2127/2016 от 29.03.2016 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

гр.дело №2- 2127/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

29 марта 2016 года

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Стрыгиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в собственность;

у с т а н о в и л :

ФИО1, действуя в лице своего представителя, обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар», оспаривая законность действий ответчика по отказу в принятии его на учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном Законом РК от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", указывал на то, что является ветераном боевых действий и просил обязать АМОГО « Сыктывкар» включить его в список граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства.

Привлеченная к участию в деле ФИО2 участия в судебном заседании не приняла.

Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в судебном заседании также непосредственного участия не принял, направив своего представителя, которая на удовлетворении иска настаивала.

В обоснование поясняла, что обеспеченность семьи З-вых жилой площадью сверх установленных норм, по смыслу действующего законодательства ( п.5 ст.56 ЖК РФ) не лишает права на получение земельного участка. Затем, в ходе рассмотрения дела, также ссылалась на то, что принадлежащая сыну истца ...- комнатная квартира расположена на территории другого муниципального образования и не может приниматься в расчет для определения уровня обеспечения семьи жильем.

Представитель Администрации МОГО «Сыктывкар» с исковыми требованиями не согласилась, указывая, что оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется, т.к. несовершеннолетнему члену его семьи принадлежит на праве собственности еще одна квартира в РК, достаточной площади. В связи с отсутствием жилищной проблемы отсутствует и право на бесплатное получение земельного участка для ее решения.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, ФИО1, с составом семьи ... человека ( ...- М.Н., ...- И.О., Е.О.) проживает и зарегистрирован в ..., общей площадью .... Титульными собственниками указанного жилого помещения по данным ЕГРП являются ФИО1 и его ...М.Н. в долях по ... в праве каждого ( запись о ГРП №... от ** ** **.) Право собственности обременено ипотекой в силу закона.

** ** **. истец в установленном порядке обратился в АМОГО « Сыктывкар» с запросом о включении его в список граждан, имеющих право на получение земельного участка в собственность на основании норм п.п.5 части 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", согласно которой земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются ветеранам боевых действий однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

Письмом от ** ** **. истец был извещен АМОГО « Сыктывкар» об отказе во включении в список по мотиву обеспеченности жилым помещением каждого из членов семьи сверх учетной нормы ... кв.м. т.к. при проверке установлено, что совместно зарегистрированному с истцом в ... несовершеннолетнему члену его семьи – ФИО3 на праве собственности в полной доле принадлежит жилое помещение площадью ... кв.м., расположенное по адресу: РК, ... ( запись о ГРП №... от ** ** **

Рассматривая заявленные истцом требования о возложении на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности включить его в список граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в собственность, суд считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. "к" ч.1 ст.72 и ч.2 ст.76 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст.28 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Федеральное законодательство, а именно Земельный кодекс Российской Федерации, не предусматривает бесплатного предоставления земельных участков ветеранам боевых действий.

Ранее подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривал такую меру социальной защиты ветеранов боевых действий как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства, однако Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий такая мера социальной поддержки исключена.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований и условий для бесплатного предоставления земли гражданам исключительно законодателю субъекта Российской Федерации, не установив иного правового регулирования данного вопроса на федеральном уровне.

Частью 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно гражданам, в том числе ветеранам боевых действий (п. 5).

Согласно части 3 статьи 5 указанного Закона земельные участки предоставляются по месту жительства граждан из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющих земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.

Учитывая, что Земельный кодекс Российской Федерации не содержит обязательных предписаний о порядке предоставления бесплатно земельных участков ветеранам боевых действий, то установление Законом РК условий получения в собственность земельных участков ветеранам боевых действий является элементом порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

Нормы Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие аналогичные земельные правоотношения с иными категориями граждан, позволяют сделать вывод о том, что под порядком предоставления бесплатно земельных участков в собственность ветеранам боевых действий следует понимать последовательность действий сторонами земельных правоотношений, совершаемых при наличии установленных законом субъекта Российской Федерации обстоятельств, результатом которых является приобретение земельного участка ветеранами боевых действий в собственность бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для ИЖС.

В соответствии со ст.5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", земельные участки предоставляются гражданам в границах муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми, на территориях которых они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства (далее - муниципальные образования в Республике Коми), или в случае, указанном в абзаце третьем настоящей части, - на территориях иных муниципальных образований в Республике Коми.

Из системного толкования указанных норм регионального законодательства следует, что право отдельных категорий граждан на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома бесплатно предусмотрено законодателем именно с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категорией лиц права на жилое помещение в пределах территории субъекта ( РК).

Суд полагает, что по смыслу регионального законодательства, предоставление земельного участка для строительства ИЖД на территории муниципальных образований Республики Коми обусловлено отсутствием у гражданина достаточного уровня обеспечения жильем в пределах этой же территории.

Таким образом, находящееся в собственности члена семьи истца, проживающего с ним совместно, жилое помещения на территории ... правомерно принято ответчиком во внимание при расчете уровня обеспеченности жильем семьи З-вых.

Исходя из содержания ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

Согласно ч. 4 и 5 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-282 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере ... квадратных метров общей площади жилого помещения.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, в силу норм регионального законодательства, возникает однократно у ветерана боевых действий, не имеющего жилья достаточной площади на территории региона, т.е. нуждающегося в улучшении жилищных условий на территории РК.

Как следует из материалов учетного дела и не оспаривалось сторонами, членам семьи З-вых принадлежит на праве собственности ... РК, общей площадью ... кв.м. и ... общей площадью ... кв.м.

Сведений о том, что какое- либо из перечисленных жилых помещений признано в установленном порядке непригодным для проживания, в распоряжение суда не представлено и доводов об этом не заявлялось. Как следует из пояснений сторон, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории МОГО « Сыктывкар» истец в Администрации муниципального образования не состоит.

С учетом суммарной площади двух жилых помещений, находящихся в его собственности и в собственности совместно проживающего н\л члена семьи, истец не является нуждающимся в жилом помещении и не обладает в связи с этим, правом на бесплатное получение земельного участка в собственность в порядке реализации дополнительных социальных гарантий, установленных Законом Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных к Администрации МО ГО «Сыктывкар» исковых требований о возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в собственность, ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения. Дата изготовления мотивированного решения –

Судья - Ю.А.Дульцева

Мотивированное решение изготовлено