РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2018 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,
при секретаре Легусовой К.Н.,
с участием прокурора Кирчановой Е.А.,
истца ФИО1,
представителя истца ФИО1 – ФИО9, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> – ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2128/2018 по иску ФИО1 к ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> о признании распоряжения об освобождении от замещаемой должности незаконным, признании увольнения необоснованным, восстановлении в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес>, требуя признать распоряжение об освобождении ее от замещаемой должности <данные изъяты>ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям №-рка от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать ее увольнение с замещаемой должности начальника отдела по связям с общественностью ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям государственной гражданской службы ФИО14<адрес> необоснованным; восстановить ее на прежней должности начальника отдела по связям с общественностью ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям государственной гражданской службы ФИО14<адрес>; взыскать с ответчика ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> компенсацию за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере средней месячной зарплаты 69778-65 руб.; взыскать с ответчика ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы ФИО14<адрес> в связи с сокращением должности начальника отдела по связям с общественностью ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям в соответствии со ст. 31, п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 2 Закона ФИО14<адрес> от 04.04.2008 № 2-оз «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы ФИО14<адрес>», ст. 21 Устава ФИО14<адрес>. Основанием увольнения послужило распоряжение заместителя ФИО11<адрес> - руководителя ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№-рка. С ней расторгнут служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы ФИО14<адрес> и замещении должности государственной гражданской службы ФИО14<адрес>. Согласно диплому ФИО14 государственного педагогического университета она имеет высшее образование с присуждением ДД.ММ.ГГГГ квалификации «учитель русского языка и литературы» по специальности «Филология». В ФИО4<адрес> приглашена с ДД.ММ.ГГГГ на должность специалиста 1 категории отдела по связям с общественностью и социальному мониторингу комитета по связям с общественностью и национальным отношениям, (младшая государственная должность областной государственной службы категории «В») по распоряжению руководителя ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№/к и проработала в данной должности до ДД.ММ.ГГГГ. По распоряжению руководителя ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№/к переведена на должность ведущего специалиста этого же отдела (старшая должность категории «В») с продлением срока работы в указанной должности по приказу ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/к, оставаясь в старшей должности категории «В». После присвоения классного чина государственной гражданской службы ФИО14<адрес> «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса» с ДД.ММ.ГГГГ по приказу от ДД.ММ.ГГГГ№/к стала замещать должности специалиста-эксперта отдела по связям с общественностью и ФИО7 по связям с общественностью и национальным отношениям с ДД.ММ.ГГГГ. По приказу от ДД.ММ.ГГГГ№/к-4 ей присвоен классный чин государственной гражданской службы ФИО14<адрес> «Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса» с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ она замещала должность специалиста-эксперта отдела по связям с общественностью и ФИО7<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям. С ДД.ММ.ГГГГФИО5<адрес> переименована в ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес>, о чем внесена соответствующая запись в трудовую книжку. ДД.ММ.ГГГГ по приказу от ДД.ММ.ГГГГ№/к замещала должность специалиста-эксперта отдела по связям с общественностью ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям. ДД.ММ.ГГГГ ей присвоен очередной классный чин государственной гражданской службы ФИО14<адрес> «Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса» по приказу от ДД.ММ.ГГГГ№/к-ч с внесением записи в трудовую книжку. По распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№/рка она замещала должность главного советника отдела по связям с общественностью ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям. Очередной классный чин государственной гражданской службы ФИО14<адрес> «Государственный советник ФИО14<адрес> 3 класса» ей присвоен с ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№-рк. С ДД.ММ.ГГГГ ей присвоен классный чин государственной гражданской службы ФИО14<адрес> «Государственный советник ФИО14<адрес> 2 класса» (Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-ар), с ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин государственной гражданской службы ФИО14<адрес> «Государственный советник ФИО14<адрес> 1 класса», распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-ркч. ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен срочный служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы ФИО14<адрес> и замещении должности государственной гражданской службы ФИО14<адрес> на период временного отсутствия ФИО20 Согласно срочному служебному контракту № о прохождении государственной гражданской службы ФИО14<адрес> и замещения должности государственной гражданской службы ФИО14<адрес> она отнесена в реестре должностей государственной гражданской должности ФИО14<адрес> к группе высших должностей областной государственной службы категории «руководители». На должность начальника <данные изъяты><адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям назначена распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-рка. Именно с этой должности начальника отдела по связям с общественностью ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям она освобождена ДД.ММ.ГГГГ. Ее увольнению предшествовало предупреждение № от ДД.ММ.ГГГГ, с которым она была ознакомлена под роспись. ДД.ММ.ГГГГ получила уведомление № о вакантных должностях, представленных министерством социального развития, опеки и попечительства ФИО14<адрес>, на должность ведущего специалиста с местом работы с выездом в <адрес>ФИО14<адрес>, в <адрес> и с местом работы <адрес>, а также на должность заместителя начальника отдела опеки и попечительства по <адрес> с местом работы <адрес>, ведущего специалиста-эксперта отдела семейного жизнеустройства несовершеннолетних граждан по <адрес> с должностными окладами, на которые она не согласилась как по оплате, так и по характеру работы указанных должностей. ДД.ММ.ГГГГ уведомлена о вакансиях, представленных ОГКУ Центр занятости населения <адрес>: учителя русского языка МБОУ школы №, школы № и школ №, № и №<адрес>, старшего учителя русского языка МБОУ №<адрес> с заработной платой от 9489 руб. до 20000 руб. С предложенными вакансиями педагога школы и социального работника не согласилась и не только в связи с небольшой оплатой труда, но и характером работы, поскольку на государственную гражданскую службу ФИО14<адрес> была приглашена именно с педагогической деятельности. На протяжении восемнадцати лет трудовой деятельности государственного гражданского служащего исключительно добросовестно, дисциплинированно относилась к своим обязанностям. Постоянно повышая профессиональные знания, получала очередные классные чины от государственного гражданского служащего с младшей государственной должности областной государственной службы категории «В» до действительного государственного советника ФИО14<адрес> 3 класса, приобрела значительный опыт работы, в том числе занимаясь общественной работой. За работу государственного гражданского служащего отмечена неоднократно как руководством ФИО4<адрес>, Правительством ФИО14<адрес>, так и общественностью. В связи с увольнением по сокращению должности начальника отдела по связям с общественностью ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям, ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению №-арк дала согласие на включение в кадровый резерв ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> для замещения в соответствии с законодательством должностей государственной гражданской службы ФИО14<адрес> высшей группы. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению №-арк была включена в кадровый резерв ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> для замещения в соответствии с законодательством должностей государственной гражданской службы ФИО14<адрес> главной группы. Сокращение должности начальника отдела произошло по инициативе начальника ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям ФИО6, которая из личных неприязненных отношений инициировала путем служебных записок внесение изменения в штатное расписание ФИО7. Так, ДД.ММ.ГГГГ была подана служебная записка на имя заместителя ФИО11<адрес> - руководителя ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес>ФИО3 о внесении изменений в штатное расписание ФИО7, по исключению из штатного расписания ФИО7 должности начальника отдела по связям с общественностью и введением в штатное расписание ФИО7 должностей заместителя начальника ФИО7 - начальника отдела по связям с общественностью и главного советника отдела по связям с общественностью. ДД.ММ.ГГГГФИО6 обратилась со служебной запиской в адрес начальника ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по государственной гражданской службе, кадрам и государственным наградам ФИО8 с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в должностные регламенты, исключить направление подготовки «Филология». ДД.ММ.ГГГГФИО6 обратилась со служебной запиской в адрес начальника ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по государственной гражданской службе, кадрам и государственным наградам ФИО8 о внесении в договор «О предоставлении мест для прохождения практики студентами» от ДД.ММ.ГГГГ№ направление подготовки «Филология», мотивируя заинтересованностью и необходимостью в кадрах, вместе с тем, одновременно принимала меры к ее увольнению. ДД.ММ.ГГГГФИО6 вновь обратилась со служебной запиской в адрес начальника ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по государственной гражданской службе, кадрам и государственным наградам ФИО8 об объявлении конкурса на включение в кадровый резерв для замещения следующих должностей государственной гражданской службы ФИО14<адрес>: главного советника отдела по связям с общественностью ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям; консультанта отдела по связям с общественностью; специалиста-эксперта отдела по связям с общественностью; главного советника отдела этноконфессиональных отношений. Между тем, указанные должности ей не были предложены в связям с предстоящим увольнением ДД.ММ.ГГГГ, и в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ уже находилась по распоряжению №-арк в кадровом резерве ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> для замещения в соответствии с законодательством должностей государственной гражданской службы ФИО14<адрес> высшей группы и могла занимать указанные должности.
В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель ФИО9 заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении. При этом размер среднего заработка за время вынужденного прогула уточнили, просили взыскать с ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> 142 729-06 руб.
Представитель ответчика ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес>ФИО2 требования ФИО1 не признала, в удовлетворении иска просила отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора ФИО19, полагавшей требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии со ст. 73 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Как разъяснено в п. 30 Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В пункте 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» указано, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В силу ч. 1 ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу ч. 5 ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 названной статьи регламентировано, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Так, в силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу ФИО14<адрес> в ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> в должности <данные изъяты>ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям, о чем в материалах дела имеется служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-рка.
Распоряжением ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-рка в соответствии со ст. 31, пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьей 2 Закона ФИО14<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы ФИО14<адрес>» ФИО1, <данные изъяты>ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям, освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы ФИО14<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должности <данные изъяты>ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям, прекращен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный с ФИО1
Проверяя порядок произведенного увольнения ФИО1, каких-либо нарушений ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> норм действующего законодательства судом не установлено.
Так, распоряжением ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ар:
- сокращены в ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям следующие должности:
заместителя начальника ФИО7 в количестве 1 единицы,
начальника отдела по связям с общественностью в количестве 1 единицы;
- введены в ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям следующие должности:
заместителя начальника ФИО7 – начальника отдела по связям с общественностью в количестве 1 единицы,
главного советника отдела по связям с общественностью.
Как следует из п. 3 распоряжения ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ар, в раздел ХI перечня должностей в ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес>, утвержденного распоряжением ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ар, внесены изменения, в ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям предусмотрены должности:
- начальник ФИО7 – 1 единица,
- заместитель начальника ФИО7 – начальник отдела по связям с общественностью – 1 единица,
- отдел по связям с общественностью: главный советник – 2 единицы, консультант – 2 единицы, специалист-эксперт – 1 единица,
- отдел этноконфессиональных отношений: начальник отдела в ФИО7 – 1 единица, заместитель начальника отдела в ФИО7 – 1 единица, главный советник – 1 единица, консультант – 2 единицы.
Соответствующие изменения внесены в штатное расписание ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, о чем в материалах дела имеется штатное расписание ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данному штатному расписанию должность начальника отдела по связям с общественностью ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям с ДД.ММ.ГГГГ из штатного расписания исключена.
Таким образом, имело место действительное сокращение штата ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям, с ДД.ММ.ГГГГ должность начальника отдела по связям с общественностью ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям, которую замещала ФИО1, сокращена, новым штатным расписанием указанная должность не предусмотрена, после увольнения ФИО1 данная должность в штат ФИО7 не введена.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 вручено предупреждение о сокращении замещаемой ею должности.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 уведомлена о вакантных должностях, представленных министерством социального развития, опеки и попечительства ФИО14<адрес>, уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 уведомлена о вакансиях, представленных ОГКУ Центр занятости населения <адрес>, уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.
От предложенных вакантных должностей истец отказалась, о чем собственноручно указала непосредственно в тексте уведомлений №№, 4.
Факт получения предупреждения о сокращении замещаемой должности и уведомлений о наличии вакантных должностей истцом ФИО1 в ходе судебного разбирательства не оспорен.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись законные основания для увольнения ФИО1 по пункту 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при этом нарушения порядка и процедуры увольнения ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> не допущено.
Истец надлежащим образом, с соблюдением установленного двухмесячного срока была предупреждена о сокращении занимаемой ею должности и предстоящем увольнении, ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> предпринимались меры к дальнейшему трудоустройству ФИО1, однако от предложенных вакантных должностей она отказалась.
При этом доводы истца о незаконности ее увольнения ДД.ММ.ГГГГ и нарушении ответчиком ч. 2 ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» суд находит несостоятельными.
Частью 2 ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена обязанность представителя нанимателя уведомить гражданского служащего, замещающего сокращаемую должность гражданской службы, о предстоящем увольнении персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Как установлено судом, о предстоящем увольнении ФИО1 уведомлена ДД.ММ.ГГГГ, ее увольнение произведено ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес>ДД.ММ.ГГГГ, то есть ровно через два месяца с момента вручения предупреждения.
Таким образом, нарушений срока, регламентированного ч. 2 ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ответчиком не допущено.
Не допущено представителем нанимателя и нарушений порядка увольнения в части предложения ФИО1 вакантных должностей.
В силу ч. 1 и ч. 5 ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности только в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. Обязанности представителя нанимателя предлагать гражданскому служащему вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы, действующим законодательством не предусмотрено.
Как следует из приложения к Закону Иркутской области от 24 декабря 2007 года № 137-оз, введенная в ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям должность заместителя начальника ФИО7 - начальника отдела и сокращенная должность <данные изъяты>, которую замещала ФИО1, относятся в разным категориям должностей. Введенная в ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям должность главного советника отдела и сокращенная должность <данные изъяты>, которую замещала ФИО1, относятся к разным группам должностей.
Данное обстоятельство стороной истца не оспорено.
Следовательно, у ответчика отсутствовала обязанность предлагать ФИО1 вводимые в штатное расписание с ДД.ММ.ГГГГ новые должности – заместителя начальника ФИО7 – начальника отдела и главного советника отдела.
Кроме того, ФИО1 не соответствовала и квалификационным требованиям по данным, вновь вводимым в штатное расписание, должностям.
Так, согласно должностному регламенту государственный гражданский служащий, замещающий должность заместителя начальника управления - начальника отдела, в соответствии с областью и видом профессиональной деятельности должен иметь высшее образование по специальности, направлению подготовки: «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», «История», «Регионоведение России», «Религиоведение», «Реклама и связи с общественностью».
Согласно должностному регламенту государственный гражданский служащий, замещающий должность главного советника отдела, в соответствии с областью и видом профессиональной деятельности должен иметь высшее образование по специальности, направлению подготовки: «История», «Политология», «Социология», «Регионоведение России», «Религиоведение», «Международные отношения», «Реклама и связи с общественностью», «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление».
Однако высшего образования по таким специальностям и направлениям подготовки у ФИО1 не имеется.
Согласно диплому ФИО14 государственного педагогического университета ФИО1 имеет высшее образование с присуждением квалификации «учитель русского языка и литературы» по специальности «Филология».
Доводы стороны истца о наличии дискриминации в отношении ФИО1 со стороны ФИО6, начальника ФИО7<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> по связям с общественностью и национальным отношениям, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, каких-либо объективным доказательств данному обстоятельству стороной истца суду не представлены.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.09.2011 №1165-О-О указал, что реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения, закрепленных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (определения от 15 июля 2008 года № 411-О-О, 412-О-О и 413-О-О, от 1 июня 2010 года № 840-О-О).
По мнению суда, утверждение новой структуры, новой редакции штатного расписания, сокращение отделов и должностей, введение в штат новых должностей, является правом представителя нанимателя. Представитель нанимателя вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение), формировать и заполнять штат, определять объем должностных обязанностей по той или иной должности, устанавливать квалификационные требования к их замещению.
Данное право реализовано ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> при издании распоряжения ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ар. Указанные действия ответчика не противоречат действующему законодательству и не нарушают трудовых прав ФИО1
Оснований для признания распоряжения об освобождении ФИО1 от замещаемой должности незаконным, признании увольнения истца необоснованным суд не усматривает.
Поскольку ФИО1 отказалась от замещения предложенных вакантных должностей, ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> правомерно издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-рка об освобождении ФИО1 от замещаемой должности и увольнении ее с государственной гражданской службы ФИО14<адрес> на основании ст. 31, п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении в соответствии со ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ФИО1 выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Поскольку оснований для признания увольнения ФИО1 незаконным суд не усматривает, требования истца о восстановлении в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ФИО4<адрес> и Правительства ФИО14<адрес> о признании распоряжения об освобождении от замещаемой должности незаконным, признании увольнения необоснованным, восстановлении в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в ФИО14 областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.