ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2128/2021 от 09.09.2021 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2021 года город Тверь

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Рева Н.Н.,

при секретаре Шараповой В.А.

с участием:

заявителя – Гекель Н.А.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Гекель Н.А. об установлении юридического факта, что по национальности является немкой,

установил:

заявитель обратился в суд с заявлением об установлении юридического факта, что по национальности является немкой.

В обоснование заявленных требований указано, то Гекель Н.А. свою этническую и национальную принадлежность ведет по линии отца Гекель А.В. и осознает свою принадлежность к немецкой Олегнации. Ее дед по отцовской линии, Гекель В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, немец по национальности (оба родителя немцы), уроженец села <адрес> АССР НП РСФСР (Автономная Социалистическая Советская <адрес>). В свидетельстве о рождении отца Гекель А.В. ее дед Гекель В.И. записан немец. Также его национальность указана в справке о реабилитации. В свидетельстве о рождении ее отца национальность его родителей: отец – немец, мать - русская. Ее дедушка по отцу вместе со своими родителями, в соответствие с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28.08.1941, как лица немецкой национальности, были сосланы на спецпоселение в северный Казахстан Есильский район, Акмолинская область, село Любимовка год 1941 где проживали до 1954 года. Ее отец был рождён на спецпоселении в Казахстане 1948 года рождения, в паспорте национальность русский. Так как реабилитация советских немцев началась лишь спустя 55 лет после окончания Великой отечественной Войны (Постановление ВС СССР от 07.03.1991 № 2013-1, Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»), считаю себя немкой, в ее семье соблюдают немецкие традиции, с 6 лет она посещала Немецкую Новоапостольскую церковь, прошла Конфирмацию (в протестантской вере символизирует церковное совершеннолетие и выражение веры).

В семье празднуется Католическое Рождество с Адвентом. Воспитание осуществлялось на основах немецкой культуры и с соблюдением традиций, в семье всегда отмечались национальные праздники, изучала немецкий язык с дедушкой (он выписывал газеты на немецком) и продолжает его изучать.

Согласно ч. 1 ст. 26 Конституции Российской Федерации каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность; никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. При этом законодательство Российской Федерации не возлагает на граждан обязанности подтверждать свою национальность. Наличие в свидетельстве о рождении гражданина указания на национальную принадлежность его родителей само по себе не есть определение национальной принадлежности данного гражданина.

Нижеследующие причины послужили основанием тому, что ее отец в документах не указал свою немецкую национальность (указывали русскую национальность либо ставили прочерк «-»). В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 28.08.1941 «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» и иными нормативными правовыми актами советские немцы были репрессированы и переселены в Сибирь и Среднюю Азию. Большая часть мужчин - советских немцев согласно Директиве Народного Комиссара Обороны СССР от 08.09.1941 № 35105 были изъяты из частей, академий, военно-учебных заведений и учреждений Красной Армии, как на фронте, так и в тылу, и всех военнослужащих рядового и начальствующего состава немецкой национальности направили в строительные батальоны (Трудовую армию). Трудовая мобилизация мужчин-немцев осуществлялась в возрасте от 16 до 60 лет. По состоянию на 01.01.1942 на строительствах и в лагерях НКВД работало 20 800 мобилизованных немцев. Ещё несколько тысяч немцев трудилось в рабочих колоннах и отрядах приданных другим народным комиссариатам. Таким образом, с самого начала, по ведомственной принадлежности трудармейские рабочие колонны и отряды разделились на два типа. Формирования одного типа создавались и размещались при лагерях и стройках ГУЛАГа НКВД, подчинялись лагерному начальству, охранялись и обеспечивались по нормам, установленным для заключённых. Формирования другого типа образовывались при гражданских наркоматах и ведомствах, подчинялись их руководству, но контролировались местными органами НКВД. Таким образом, немцы не были в статусе тружеников тыла, а были под надзором как лица, совершившие тяжкие уголовные преступления.

Лица, находящиеся в изгнании, на спецпоселении, также не могли свободно передвигаться. После некоторых послаблений в силу Указа Президиума ВС СССР от 13.12.1955 «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении» немцы все также не получили право на возвращение домой (в Поволжье), им не возвращали имущество, конфискованное при выселении.

Реабилитация советских немцев началась лишь спустя 55 лет после окончания Великой отечественной Войны (Постановление ВС СССР от 07.03.1991 № 2013-1, Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»).

Верховный Совет СССР в Декларации от 14.11.1989 «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» указал: «Сегодня (1989 год), в период революционного обновления советского общества, когда начат процесс демократизации, очищения всех сторон нашей жизни от деформаций и искажений общечеловеческих принципов гуманизма, в стране усиливается стремление знать всю правду о прошлом, чтобы усвоить его уроки во имя будущего. Память с особой горечью возвращает нас в трагические годы сталинских репрессий. Беззаконие и произвол не обошли стороной ни одну республику, ни один народ. Допущенные в прошлом массовые аресты, лагерное мученичество, обездоленные женщины, старики и дети в переселенческих зонах продолжают взывать к нашей совести, оскорбляют нравственное чувство. Об этом забыть нельзя. Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы второй мировой войны из родных мест немцев. Политика насильственного переселения отразилась на судьбе и других народов. Верховный Совет СССР безоговорочно осуждает практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права, гуманистической природе социалистического строя. Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик гарантирует, что попрание прав человека и норм гуманности на государственном уровне больше никогда не повторится в нашей стране. Верховный Совет СССР считает необходимым принять соответствующие законодательные меры для безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям».

В современной России более не существуют никаких ограничений прав для лиц немецкой национальности.

Факт принадлежности к немецкой национальности я никогда не отрицала при общении с родственниками и близкими друзьями. В настоящее время я желаю реализовать в полной мере свои права и законные интересы, в части декларирования своей национальной принадлежности к немецкому народу. В особенности это касается сохранения естественного культурного многообразия, самобытности, этнического самоутверждения. По национальности считает себя немкой.

Установление данного факта имеет юридическое значение, так как позволяет реализовать ранее не реализованное конституционное право на определение национальной принадлежности.

В соответствии со ст.ст. 264 и 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты или при невозможности восстановления утраченных документов.

Действующим законодательством порядок определения национальной принадлежности гражданина не установлен. Вместе с тем, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено только 2 документа, в которых может быть отражена его национальная принадлежность: свидетельство о заключении брака (ст. 30 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния») и свидетельство о рождении, в котором указывается национальность родителей (по их желанию) ст. 23 того же Федерального закона № 143 - ФЗ. В качестве доказательства невозможности получения документов, отражающих национальную принадлежность, было получена справка об отсутствии актов гражданского состояния, выданная Межрайонным управлением ЗАГС по г. Тверь подтверждающая, что в браке никогда не состояла, а также оформлено заявление об отсутствии детей.

Имеет паспорт гражданина России, выданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, которыми не предусмотрена графа «национальность» в паспорте гражданина Российской Федерации.

Проектом Федерального закона № 713185-6 «Об обеспечении для граждан Российской Федерации конституционного права на определение и указание национальной принадлежности» предполагалось ввести (установить) графу «национальность» в основном документе, удостоверяющем его личность на территории Российской Федерации, - паспорте гражданина Российской Федерации, однако указанный законопроект, внесенный 02.02.2015 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был 30.11.2015 снят с рассмотрения.

Действующим законодательством Российской Федерации порядок определения национальной принадлежности гражданина не установлен и, ранее действовавший порядок в СССР, применению не подлежит. Таким образом, гражданин вправе заявить в установленном порядке намерение об изменении его национальности в соответствующих документах. При этом в случае, если гражданин ранее уже указывал (декларировал) свою национальность либо в графе «национальность» был указан прочерк «-», гражданин вправе изменить отношение к своей национальности и декларировать ее иначе, указав в частности немецкую национальность.

В соответствие со ст.ст. 17, 26 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

По смыслу приведенных конституционных положений, каждый имеет право определять свою национальную принадлежность и указывать ее в любом документе, в котором могут содержаться такие сведения, а принуждение лица к указанию своей национальности не допускается. При этом в случае, если ранее гражданин уже декларировал свою национальность в паспорте гражданина СССР, в военном билете, в документах ЗАГС и в настоящее время желает изменить свою национальность на иную, то этим правом гражданин наделен в силу ст. 26 Конституции Российской Федерации. Право сохранения и развития национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности.

Имея в виду, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8), установление национальной принадлежности гражданина в судебном порядке посредством установления факта имеющего юридическое значение представляется допустимым.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации согласно Указу Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», являются: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности; запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность.

Кроме того, определяя федеративное устройство Российской Федерации и провозглашая равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации как необходимую основу такого устройства, Конституция Российской Федерации возлагает на государство - с учетом установленного ею разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации - обязанность по регулированию и защите прав национальных меньшинств и предопределяет характер такого регулирования в процессе формирования правовых механизмов обеспечения прав национальных меньшинств; гарантирует равенство всех перед законом и судом независимо от национальности и языка и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной и языковой принадлежности; гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества; при этом не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда расового, национального и языкового превосходства (ст. 5, ч. 3; ст. 19, ч. 1 и 2; ст. 26, ч. 1 и 2; ст. 29, ч. 2; ст. 68, ч. 3; ст. 69; ст. 71, п. «в»; ст. 72, п. «б» ч. 1 Конституции Российской Федерации).

Российская Федерация имеет международные обязательства, в том числе: обеспечивать лицам, принадлежащим к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, право совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» (Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-VIII).

В России существуют этнические меньшинства и лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять социально-культурные и национальные обряды, а также пользоваться родным языком.

Сведения о немецкой национальности, будет соответствовать п. 117 «Немцы» «ОК 018-2014. Общероссийский классификатор информации о населении» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2019-ст).

Для достижения указанных целей необходимо установить факт имеющий юридическое значение, что в свою очередь позволит сохранить и в дальнейшем документально подтверждать принадлежность к немецкой нации. Нормативный смысл права публичной национальной самоидентификации может заключаться также в правовой возможности как таковой - определять и указывать свою национальную принадлежность для юридически значимых целей внешнего, публичного характера. Право определять и указывать свою национальную принадлежность означает, что каждый может воспользоваться названной возможностью. Удовлетворение заявленных требований позволит осуществить законодательное воплощение и практическую реализацию важнейшей ценностной категории, установленной Конституцией Российской Федерации, - в виде определения и указания национальной принадлежности, - и наряду с этим будет способствовать сохранению самобытности и национальной (этнической) общности в среде многонационального народа Российской Федерации и одновременно будет способствовать гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений.

Установление немецкой национальности юридическим путем в судебном порядке также необходимо для выезда на постоянное место жительства в Германию. Это существенное требование, предъявляемое Федеральным Административным ведомством Германии (ВУА) для лиц, желающих получить статус позднего переселенца для этнических немцев в соответствии с законом от 1953 года «О делах перемещенных лиц и беженцев». По данному закону заявитель обязана иметь документы, подтверждающие декларацию немецкой национальности.

Поскольку в настоящее время не находится в браке и у нее нет детей, в свидетельствах о рождении которых могла бы быть указана национальность, а действовавший ранее порядок определения гражданином своей национальной принадлежности по национальной принадлежности отца или матери, с внесением соответствующих данных в паспорт, фактически более не действует, она лишена возможности документально декларировать свою принадлежность к немецкой национальности в установленном законом порядке.

Во внесудебном порядке внести информацию о национальности не представилось возможным по причине отсутствия графы национальность в документах. В случае удовлетворения судом моих требований не приобретает право на получение каких-либо льгот и компенсационных выплат от Российской Федерации, Субъекта Российской Федерации, юридических и физических лиц.

Определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, ибо национальность не может явиться основанием для предоставления лицу каких-либо особых привилегий. Таким образом, удовлетворение заявленных требований не будет накладывать никаких финансовых обязательств передо ней на органы государственной власти Российской Федерации.

Поскольку Конституция Российской Федерации, включая ее нормы 4.1 ст. 26, имеет высшую юридическую силу и прямое действие (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 №8), установление национальной принадлежности в судебном порядке посредством установления соответствующего юридического факта представляется допустимым.

В судебном заседании заявитель – Гекель Н.А., заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованные лица – УМВД России по Тверской области, ЗАГС г. Твери, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, причин уважительности неявки не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовали.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, полагает следующее.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и - исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, - возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы на основе принципа равенства, гарантировать их согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 2; статья 17, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2), но вместе с тем допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 ГК РФ).

В соответствии со ст.ст. 264, 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе и родственных отношений. При этом устанавливаются факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты.

В соответствии со ст. 267 ГПК РФ заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что в судебном порядке могут устанавливаться лишь такие факты, с наступлением которых связываются определенные правовые последствия.

Заявитель, обращаясь в суд с заявленными требованиями, указал на необходимость определения национальной принадлежности с намерением выезда на постоянное место жительство в Германию.

Согласно ч. 1 ст. 26 Конституции Российской Федерации каждый вправе указывать свою национальную принадлежность; никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

По смыслу приведенных конституционных положений, каждый имеет право определять свою национальную принадлежность и указывать ее в любом документе, в котором могут содержаться такие сведения, а принуждение лица к указанию своей национальности не допускается. В частности, Федеральный закона «Об актах гражданского состояния» предусматривает возможность внесения сведений о национальной принадлежности родителей ребенка в свидетельство о рождении ребенка (ст. 23), а о национальной принадлежности супругов – в запись акта о заключении брака (п. 1 ст. 29).

Доказательств того, что от установления названного факта у заявителя возникнут, изменятся какие – либо его личные или имущественные права, суду не представлено.

Требование не связано с установлением такого факта, который подлежит установлению в судебном порядке по правилам особого производства.

Право на определение места жительства не обусловлено фактом принадлежности к той или иной национальности, заявителю не созданы препятствия к выезду за пределы Российской Федерации, отсутствуют какие – либо преимущества по признаку национальной принадлежности.

Ссылок на то, что заявитель в силу общепризнанных норм международного права, подлежащих применению в Российской Федерации, обладает какими – либо правами и преимуществами по признаку немецкой национальности, заявление не содержит.

Доводы на нарушение Конституционного права являются ошибочными, основаны на неверном толковании норм права.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Гекель Н.А. об установлении юридического факта, что по национальности является немкой, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Рева

Мотивированная часть составлена 09.09.2021

1версия для печатиДело № 2-2128/2021 ~ М-1778/2021 (Решение)